Галина Чаюкова
Конспект НОД для детей старшей группы по развитию речи с использованием технологий ТРИЗ. Тема: «В гости к Зимушке-Зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
по развитию речи для детей старшей группы
с использованием технологий ТРИЗ :
«В гости к Зимушке-Зиме»
Цель: решение задач развития речи с помощью ТРИЗ-технологий.
Задачи:
1. Закрепить у детей представления о зиме, зимних явлениях, об изменениях в природном мире, о развлечениях зимой.
2. Обогащать словарь детей за счет зимней темы.
3. Развивать мышление, воображение, память, мелкую моторику рук.
Публикация «Конспект НОД для детей старшей группы по развитию речи с использованием технологий ТРИЗ, Тема: „В гости к Зимушке-Зиме“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
4. Развивать самостоятельность ответов и суждений (при ответах на проблемные вопросы и установлении причинно-следственных связей).
5. Воспитывать любовь к природе.
Материал:
1. Геометрические фигурки;
2. Игрушка-заяц, слоненок;
3. Разрезные картинки;
4. Картинки для игры «Добавлялки – вычиталки»;
5. Схема-пиктограмма для стихотворения;
6. Корзинка с конфетами;
7. Магнитофон с музыкой;
8. Указка.
Предварительная работа:
Проведение НОД:
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? (ответы детей).
- Какой месяц? (ответы детей).
- Скажите, а какая на улице погода зимой (ответы детей)
Воспитатель:Посмотрите, к нам в гости пришел Слоненок Бэби и ему очень хочется попасть в гости к Зимушке-зиме. Он никогда не видел настоящую Зиму и не знает, как туда попасть. Давайте мы все вместе со слоненком Бэби отправимся в гости к Зимушке-Зиме (ответы детей) Чтобы оказаться у нее в гостях, давайте встанем около стульчиков и скажем волшебные слова: «Вокруг себя обернись, в гостях у Зимушки окажись»
(Играет волшебная музыка, дети закрывают глаза, поворачиваются вокруг себя, повторяя слова).
Воспитатель: Вот мы, ребята, и в гостях у Зимушки. Посмотри как же у нее красиво (воспитатель показывает на интерьер вокруг). Пока Зимушка-Зима где-то запаздывает, она приготовила для нас очень интересные, но трудные задания. Вы готовы их выполнить? (ответы детей)
- Ну, тогда приступим. В первом задании нам нужно назвать столько зимних слов, сколькогеометрических фигур вы видите на доске ( 8: снег, снеговик, зима, мороз, метель, лед, снегопад, снежинка). Спросить: какую геометрическую фигуру я убрала?
Воспитатель: Молодцы!
(Слышится плач зайчонка)
- Ребята, кто же это плачет? (ответы детей)
- Ой, и правда зайка (воспитатель подходит к зайке и спрашивает, что случилось).
- Дети, зайка жалуется, что Зимушка подарила ему ледяные картины о зимних забавах, но они раскололись. Зайчик просит помочь ему собрать картины. Поможем ему? (ответы детей,
(Воспитатель раздает детям конверты с разрезанными картинками, дети их собирают. Звучит спокойная музыка)
Воспитатель: Какие мы молодцы, помогли зайчику! Какая картинка с зимними забавами получилась у вас? (воспитатель спрашивает у каждой пары). Очень красивые и забавные получились у вас картинки.
Ну а сейчас нас ждет следующее задание: нужно придумать слова, обозначающие зимнюю одежду, в которых есть звук «ш» (Ответы детей).
- Молодцы, ребята! Зимушка-Зима приготовила для нас очень интересную игру, которая называется «Добавлялки – вычиталки». Готовы в нее поиграть? (ответы детей) Правила игры: нужно решить пример из двух картинок и найти правильный ответ-картинку на зимнюю тему. Я буду вывешивать вам на доске пример, а вы из этих картинок найдете ответ. Понятно? Например:Земля + снег = снежный покров (земля покрывается снегом);
Белка + зима = запасы на зиму;
Птица + холод = перелёт на юг;
Небо + снежинки = снегопад;
Дерево – лист = зимнее дерево (дерево без листьев);
Заяц + зима = белая шубка;
Игра + снег = игра в снежинки.
Человек + холод = шуба.
Медведь + зима = зимняя спячка (медведь, что делает зимой);
Река + зима = покрывается льдом (замерзает).
Воспитатель: С эти заданием справились. А теперь давайте с вами немного отдохнем.
Физкультминутка «Зима»
На дворе у нас мороз.
Чтобы носик не замерз,
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем ноги
Мы идем, идем, идем
И к себе приходим в дом
Дети хлопают себя ладонями по плечам и топают ногами.
Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно снежинки.
Потягивание – руки в стороны.
Ходьба на месте с высоким подниманием колен.
Ходьба на месте.
Дети садятся на свои места.
Воспитатель: Ну, вот мы отдохнули, и приступим к следующему заданию. Нужно рассказать стихотворение Любови Воронковой, которое называется «Зима» по схеме-пиктограмме (воспитатель вывешивает схематичный рисунок на каждое четверостишие). Кто желает рассказать?
Наши окна кистью белой
Дед Мороз разрисовал.
Снегом полюшко одел он,
Снегом садик закидал.
Разве к снегу не привыкнем,
Разве в шубу спрячем нос?
Мы как выйдем да как крикнем:
— Здравствуй, Дедушка Мороз!
Нам кататься, веселиться!
Санки легкие — в разбег!
Кто промчится, будто птица
Кто свернется прямо в снег.
Снег пушистый мягче ваты,
Отряхнемся, побежим.
Мы — веселые ребята,
От мороза — не дрожим.
Воспитатель: Вы хорошо справилась с заданием. А теперь, дети, Зимушка предлагает вспомнить, что вам нравиться в зиме. А из ваших ответов, я буду выкладывать снежинку. Чем больше вы назовете того, что вам нравиться в зиме, тем красивее у нас получиться снежинка (ответы детей)
- Посмотрите, красивая у нас получилась снежинка? (ответы детей) Да, ребята, все же зима – это прекрасное время года!
Под музыку входит Зимушка-зима.
- Здравствуйте! А кто это ко мне пришел в гости?
Воспитатель: Здравствуй, Зимушка-Зима, это ребята из детского сада №94, группы «Василек» и слоненок Бэби пришли к тебе в гости.
Зима: Так это для вас, я приготовила задания в дорогу? (ответы детей) И вы так быстро с ними справились? (ответы детей). А задания то были не все. Еще есть для вас задание, самое последнее. Вы загадки отгадывать умеете? (ответы детей). Сейчас проверим.
1. Кто по снегу быстро мчится, провалиться не боится? (Лыжник.)
2. Рядом с дворником шагаю, разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю делать горку, строить дом. (Лопата.)
3. Все лето стояли, зимы ожидали.
Дождались поры, помчались с горы. (Санки.)
4. Бегут по дорожке доски да ножки. (Лыжи.)
5. Невидимкой, осторожно он является ко мне,
И рисует, как художник, он узоры на окне.
Это - клен, а это - ива, вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво белой краскою одной. (Мороз.)
6. Летаю в поле, гуляю на воле,
Кручу, бурчу, знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю. (Метель.)
7. Зиму пролежал, потом в землю убежал. (Снег.)
8. Покружилась звездочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка.)
9. Запорошила дорожки, разукрасила окошки,
Радость детям подарила и на санках прокатила. (Зима.)
10. Кто зимой в трубе гудит? (Ветер.)
11. Старик у ворот тепло уволок,
Сам не стоит и нам не велит. (Мороз.)
Зима: Ребята, вы так много знаете о зиме, молодцы! Вот вам от меня угощения (Зима отдает корзинку с конфетами).
Воспитатель: Спасибо, Зимушка-Зима. Ребята очень хотели тебя увидеть, старались выполнить все твои задания как можно быстрее и без ошибок. Но, к сожалению, нам пора возвращаться в детский сад.
Зима: Что ж, ребята, до свидания! (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, давайте возвращаться в детский сад. Для этого нужно сказать волшебные слова: «Вокруг себя обернись, в детском саду окажись» (играет волшебная музыка).
- Ребята, давайте вспомним, где мы сегодня с вами были? (ответы детей) Что вам понравилось? (ответы детей). Вы сегодня были просто молодцы! И благодаря вам слоненок Бэби познакомился с Зимушкой–зимой и узнал многое о зиме.
(Включается музыка)