Папки-передвижки

Конспект НОД для детей старшей группы «Путешествие в Африку»

Татьяна Коруц
Конспект НОД для детей старшей группы «Путешествие в Африку»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД для детей старшей группы «Путешествие в Африку»

(с использованием технологи «Путешествие по карте»)

Цель: Расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственно практического опыта в более широкую пространственную перспективу, освоение географических представлений.

Задачи:

-Познакомить детей с глобусом, картой, научить составлять маршрут путешествия.

Публикация «Конспект НОД для детей старшей группы „Путешествие в Африку“» размещена в разделах

– Развивать познавательную активность, умение получать информацию из разных источников (бесед, в ходе экспериментов, во время рассматривания слайдов, во время дидактических заданий).

- Уточнить и расширить представления детей о жизни животного мира Африки.

-. Закрепить знания детей о климатических зонах Африки (пустыня, саванна, джунгли.

- Расширить и активизировать лексический словарь: материк Африка, Индийский океан, Атлантический океан, пустыня Сахара, бархан, караван, скорпион, черная кобра, варан, одногорбый верблюд, верблюжья колючка, саванна, баобаб, гепард, водопой, джунгли, лиана, шимпанзе, горилла, бабуин, орангутанг

- Развивать умение выдвигать гипотезы, уметь сравнивать свои гипотезы с фактами.

- Развивать интерес к географическим маршрутам, к жизни животного мира Арктики, их приспособлении к суровым климатическим условиям.

- Воспитывать бережное отношение к представителям животного мира планеты.

Методы и приё мы:

Словесные: художественное слово, рассказ воспитателя, вопросы, уточнение, беседа.

Наглядные: карта, глобус, картинки.

Практические: опытная деятельность с песком, работа с картой и глобусом.

Оборудование: письмо, мольберт, глобус, географическая карта мира, клеевые карандаши по количеству детей, картинки природных зон Африки, контейнер с песком, набор животных.

Логика образовательной деятельности:

1. Сюрпризный момент:

Ребята, пока вы спали, нам пришло письмо, давайте узнаем, что в нем. Ой. Ребята, да это приглашение отправиться в новое путешествие. В Африку, ведь мы с вами давно хотели отправиться именно туда.

Выбор транспортного средства. На каком транспорте мы с вами отправимся в путешествие? Дети предлагают виды транспортного средства и вместе решают, на каком отправиться в путешествие.

Определение маршрута по глобусу и карте. - Чтобы отправиться в путешествие нам необходимо составить маршрут, где мы сейчас находимся, в каком городе? Ангарске, нужно найти на карте наш город.

Затем предлагаю найти Африку, куда отправляемся в путешествие и отметить его на карте флажком. - Кто хочет проложить маршрут нашего путешествия пунктирными линиями? Предлагаю посчитаться: «Раз, два, три, маршрут рисуешь первым ты!» (Помогаю определить маршрут и «нарисовать» пунктирными линиями).

Отправляемся в путь. Вот мы прибываем к берегам Африки.

Ребята, какие природные зоны есть в Африке

В Африке находятся пустыни. Пустыни – это жаркие и сухие места на Земле. На карте они обозначены желтым цветом. Самые крупные и известные пустыни Африки : пустыня Сахара, пустыня Калахари и пустыня Намиб. Самая большая из них- африканского Сахара. В переводе с арабского «Сахара» означает «пустыня». Днем здесь очень жарко, а ночами иногда так холодно, что можно замерзнуть.

Тяжело жить в пустыне, несмотря на то, что пищи там немного, воды мало, и спрятаться почти некуда, некоторым живым существам удается существовать среди песков. В пустынях обитает одногорбый верблюд - дромедар. Он покрыт густой мягкой шерстью, которая защищает животное от дневного зноя пустыни и от ее ночного холода. Верблюд весь год питается скудной растительностью, кое – где растущей в песках. Есть такое растение – верблюжья колючка, которое едят только верблюды, поэтому она так и называется «верблюжьей». Верблюды могут более 10 дней обходиться без воды и до 3 недель без пищи. Запас пищи они носят с собой. В горбах на спине они запасают жир. За счет него и пополняют свои силы. Его еще называют «кораблем пустыни» : день за днем он может идти по пескам с грузом на спине и при этом не пить и не есть.

Странный зверек с большими ушами - фенек. Это маленькая лиса. Зачем ему такие уши? Оказывается, они защищают животное от перегрева на солнце. На внутренней поверхности уха находятся кровеносные сосуды. Проходящая по ним кровь выводит тепло из тела наружу. Днем фенек спит в норе и лишь после захода солнца выходит на охоту.

Ушастый еж в природных условиях способен жить без пищи и воды около 10 недель. Как и все ежики, ушастый ёж умеет сворачиваться клубком. Питается птицами, яйцами, скорпионами.

Пустынный тушканчик пьет редко: ему обычно хватает воды, содержащей в пище. Ночью он выходит из своей норы поесть. Прыгая по песку тушканчик, может совершать прыжки до двух метров. За одну ночь он способен пройти целых 12 километров в поисках корма. Питается тушканчик растениями, семенами и насекомыми.

Рябки – небольшие птички. В их оперении преобладают нейтральные, неяркие тона (сероватые, желтые, песочные, при этом перья имеют характерный причудливый узор. Своих птенцов рябки поят не только из клюва, но приносят им воду в перышках на брюшке. Рябок погружается в воду и на его перьях остаются капельки воды, которые птенцы «сцеживают» клювами с оперенья родителя

То тут, то там мелькают среди песка и колючек проворные ящерицы. В пустынях водиться много разных ящериц. Геккон – одна из них.

Гекконы - обитающие в пустыне, научились добывать воду даже в таких сложных условиях проживания. Например, они могут добывать влагу, слизывая языком утреннюю росу с глаз.

Сцинк или как его еще называют - песчаная рыба. Конечно же - это не рыба, а ящерица, но она также легко передвигается в песках, как рыба плавает в воде.

Зарываясь глубоко в песок, рогатая гадюка прячется от солнца. За небольшие «рожки» на голове она и получила свое название. Рогатая гадюка очень ядовитая змея.

Среди песка и камней скрывается ядовитый скорпион. Его укус может быть смертельным.

Из африканской пустыни, перемещаемся в обширные открытые равнины, покрытые травой, с отдельно растущими деревьями – акациями. Это пейзаж африканской саванны. Там всегда жарко, а большая часть осадков выпадает в короткий период, так называемый сезон дождей. Остальную часть года царит засуха.

Кое-где растут гигантские деревья, они называются - баобабы

Это удивительные деревья, у них толстый ствол. Они не горят, потому что у них влажная кора. Но страдают из-за слонов. Слоны очень любят есть их кору. Чтобы его обхватить, нужно взяться за руки всей группе детского сада.

В саваннах произрастает высокие до 3 метров травы – слоновья трава

Зонтичная Акация– произрастает преимущественно в Африканской саванне. Дерево достигает в высоту до 50 метров и имеет густую, зонтичную крону. Листовые пластины мелкие, темно-зеленого оттенка. На ветвях располагаются крупные шипы.

В саваннах обитает очень, много видов млекопитающих. Там живут такие травоядные животные как слоны. Слон – настоящий великан суши. Африканский слон выше четырех метров ростом, а весит около 6000 килограмм. На кончике хобота два пальцевидных отростка.

Хобот слона можно назвать универсальным инструментом. Он достаточно силен, чтобы нести тяжелое бревно, и достаточно чувствителен, чтобы без повреждений сорвать с ветки спелый фрукт. При помощи хобота слон обоняет, моется, дышит, осязает и издает громкие трубные звуки. У бивней тоже несколько функций: ими слон роет землю в поисках съедобных кореньев или воды, они же служат для битвы с врагами.

Самые высокие млекопитающие на земле – это жирафы. Их головы находятся на высоте 5 метров над землей. Жирафы видят дальше всех и предупреждают зебр и антилоп об опасности. Они питаются листьями с верхушек деревьев, куда другие животные африканской саванны не достают. Узор на шкуре жирафа позволяет эффективно маскироваться.

Африканские дикие лошади - зебры. У зебр полосатое не только туловище, но даже грива и хвост. Такая окраска помогает им скрываться от хищников среди деревьев и кустарников.

В саванне обитает множество видов антилоп. Самая красивая из антилоп -импала.

Антилопа куду – самая быстрая и может делать огромные прыжки.

Быстроногие газели очень пугливы. Почуяв малейшую опасность, они сразу же убегают.

Самая удивительная антилопа – гну. У нее рога как у быка, козлиная борода и лошадиный хвост.

В саванне живет носорог, по своим размерам уступает только слону. Главный отличительный признак носорога - один или два рога на носу. Видит он плохо, но зато у него отличный слух. Его толстая шкура, собранная складками, создает впечатление брони. Несмотря на свой грозный вид, ест только траву. Носороги хорошо плавают и любят купаться. Часами они пролеживают в грязной жиже на берегу рек. Ил, которым покрывается кожа носорога, потом защищает его от кусающих насекомых. У носорогов обычно рождается один детеныш.

Бегемот, или гиппопотам, это значит «речная лошадь» - обожает воду. Туловище у бегемота очень массивное, на коротких толстых ногах. Ноги оканчиваются четырьмя пальцами со своеобразными копытцами, соединенными небольшой перепонкой. Он великолепно плавает и ныряет. В его пасти есть четыре клыка. Раскрытая пасть бегемота может навести ужас на кого угодно. Но бегемот - травоядное животное и пускает в ход свои страшные клыки, только если на детенышей – бегемотиков нападает крокодил.

В саванне много травоядных животных, но есть ловкие и сильные хищники. Львы – удивительно красивы величественные. Тело льва мощное, но в тоже время стройное. Лапы невысокие, очень сильные. Хвост длинный, с кисточкой на конце. У самцов длинная грива, покрывающая шею, плечи, грудь. Льва называют царем зверей. Заслышав его громогласный рев, обитатели саванны приходят в ужас.

Львы живут семейными группами, которые называются прайдами. В него входят несколько самок с маленькими львята, а также несколько самцов. Основными добытчиками в львиной семье являются львицы.

Гепард самый «быстроходный» из всех кошачьих хищников. Однако он не может бежать быстро продолжительное время, поэтому он старается как можно ближе подкрасться к добыче и уже потом бросается за ней в погоню с бешенной скоростью. Если ему не удается схватить жертву за первые примерно 400 метров бега, он прекращает погоню.

Из африканской саванны перемещаемся во влажные, вечнозеленые тропические леса Африки, которые называются джунглями. Там всегда жарко и влажно из-за постоянных дождей. Из-за жары и влажных климатических условий здесь произрастает богатый растительный мир. Он отличается большим многообразием. Верхние ярусы представлены в основном крупными деревьями: фикусами, пальмовыми деревьями.

В нижних ярусах широко распространены каучуконосы, масличная пальма, хлебные, банановые и кофейные деревья, древовидные папоротники, лианы.

Джунгли – это непроходимый лес. Сплошная стна из деревьев, кустарников, трав перевитвых лианами разной длины. Лианы обибают деревья, лезут вверх, перепутываются с листвой других деревьев и заслоняют солнце.

Тропические леса – царство обезьян. Большинство из них имеют длинные хвосты и обитают на деревьях. У всех глаза направлены вперед, имеют мощные цепкие пальцы и длинные руки. Большой палец располагается напротив остальных, что позволяет обезьянам крепко удерживаться на ветках, таким как мартышки, павианы.

Здесь обитает и два вида человекообразных обезьян – гориллы и шимпанзе.

Питаются обезьяны древесными плодами и молодыми листьями и часто передвигаются с помощью лиан, некоторые виды которых иногда называют «обезьяньими» лестницами. Толстым носом тапир роется в земле, выискивая различных жучков и червячков.

В джунглях обитают родственники жирафа- окапи. За полосатые ноги это пугливое животное называют еще «лесной зеброй». Они всегда прячутся в густых зарослях, поскольку весьма пугливы и осторожны.

Водятся здесь и хищники: леопарды, тигры. После удачной охоты леопард забирается с добычей на дерево, повыше от многочисленных воров.

Тигр умеет делать все: лазить по деревьям, быстро бегать, плавать в глубоких реках. О его свирепости знают все обитатели джунглей.

Фауна птиц широко представлена попугаями, ярко оперенными бананоедами, африканскими павлинами. Хвост из великолепных перьев павлин раскрывает веером, чтобы понравиться своей избраннице.

Приспособились к жизни на деревьях и многие пресмыкающиеся – змеи. Наибольшую опасность представляют для человека ядовитые древесные кобры. Рассерженная кобра поднимает голову, раскрывает капюшон и зловеще шипит. Они представляют серьезную опасность для человека, поскольку яд от укуса может привести к смертельному исходу.

Питоны - неядовитые змеи. Они обвивают и душат добычу, а затем проглатывают её целиком.

ЛЮДИ.

Имя этому континенту дали по названию племени «Афри». Еще континент называют «черным материком». Почему, как, вы думаете? (Ответы детей). Да, потому что у многих народов, населяющих Африку темный цвет кожи, и они принадлежат к негроидной расе. Селятся они в основном возле крупных рек. Многие народы живут племенами. Что же в племенах делают мужчины (охотятся, собирают плоды с высоких деревьев, а женщины и дети (строят жилье, выращивают растения, собирают яйца птиц, семена растений)

11. Работа на большой карте.

Предлагаю выбрать по одной картинке среди предлагаемого набора и наклеить их на большую карту:

- Ну, что ж, нам пора возвращаться. Чтобы долго помнить о нашем путешествии, давайте наклеим на карту Африки животных, которые там обитают.

12. Рефлексия.

- Где мы сегодня побывали?

- Что понравилось в путешествии?

-Что нового узнали?

- Подумайте, куда ещё хотели бы в следующий раз отправиться в путешествие

Практическая часть

Создание Африканского континента в песочнице

- У нас есть песочница, растения, фигурки животных и карта, на которой показано где в Африке пустыня, где горы, где саванна.

- Давайте рассмотрим карту и построим в песочнице африканский континент. Африка почти со всех сторон омывается водами океанов и морей, и дно песочницы у нас тоже синее.

(Дети строят Африканский континент в песочнице, если требуется, педагог помогает).

Публикации по теме:

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в Африку» с использованием ИКТКонспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в Африку» с использованием ИКТ Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в Африку» с использованием ИКТ. Цель: Создать веселое настроение,.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Как Снеговик Африку увидел» для детей старшей группыКонспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Как Снеговик Африку увидел» для детей старшей группы Цель: Обогащение сенсорного опыта детей путём нетрадиционного рисования в технике трафаретной печати поролоном, используя приём примакивания.

Конспект НОД по театральной деятельности «Путешествие в Африку» для детей старшей группыКонспект НОД по театральной деятельности «Путешествие в Африку» для детей старшей группы Цель: формирование умения детей отражать игровые действия и имитировать действия персонажей, передавать несложные эмоциональные состояния.

Конспект НОД «Путешествие в Африку» (подготовительная к школе группа) .

Конспект ОД по лепке в подготовительной логопедической группе «Путешествие в Африку»Конспект ОД по лепке в подготовительной логопедической группе «Путешествие в Африку» Программное содержание: Цель: Продолжить освоение приемов лепки из пластилина для создания выразительного образа животных. Задачи: Образовательные:.

Конспект открытого интегрированного занятия «Путешествие в Африку» для детей с нарушением зрения средней группыКонспект открытого интегрированного занятия «Путешествие в Африку» для детей с нарушением зрения средней группы Цель: расширение и углубление знаний детей о животных жарких стран. Задачи: • продолжать формировать представления о животных жарких стран.

Конспект занятия «Путешествие в Африку» в средней группеКонспект занятия «Путешествие в Африку» в средней группе Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Давайте в это прекрасное осеннее утро улыбнемся и подарим друг - другу улыбку. Ребята, почему вы так.

Мастер-класс по аппликации в нетрадиционной технике «Путешествие в Африку» в старшей группеМастер-класс по аппликации в нетрадиционной технике «Путешествие в Африку» в старшей группе Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию интересный мастер-класс по аппликации с использованием нетрадиционных материалов для детей.

Музыкальное тематическое занятие для детей младшей группы «Путешествие в Африку»Музыкальное тематическое занятие для детей младшей группы «Путешествие в Африку» Музыкальное тематическое занятие для детей младшей группы «ПУТЕШЕСТВИЕ В АФРИКУ» Цель: посредством различных видов музыкальной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД для детей старшей группы «Путешествие в Африку»
Опубликовано: 11 марта 2024 в 15:00
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД для детей старшей группы «Путешествие в Африку»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Коруц (УИ 563356) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД