МААМ-картинки

Конспект НОД по краеведению для детей старшей группы «Там, где Волга сливается с морем»

лариса шумилина
Конспект НОД по краеведению для детей старшей группы «Там, где Волга сливается с морем»
▼ Скачать + Заказать документы

Форма путешествие

Основная комплексная образовательная программа (парциальная, разработчик конспекта Программа «Из детства в отрочество»/ Т. Н. Доронова и др. (основные положения). – М. : Просвещение, 2007 Региональный компонент «Волжская земля-Родина моя».-ООО типография «Форум», 2007.

Разработчик конспекта НОД : Воспитатель Шумилина Л. Н.

Классификация НОД в системе образовательных мероприятий

Публикация «Конспект НОД по краеведению для детей старшей группы „Там, где Волга сливается с морем“» размещена в разделах

Классификация: НОД, основана на деятельностном принципе - активное участие каждого ребенка в совместной деятельности.

Интеграция образовательных областей

«Познание» : расширение кругозора детей; Расширить представление детей о природоведческой литературе, познакомив их с новым писательским именем и новым разделом «Течет река Волга».

«Коммуникация» : Развивать у детей связную речь, закреплять навыки доказательной речи. Продолжать совершенствовать умение правильно формулировать вопросы и грамотно отвечать на них, развитие активной речи; свободного общения со взрослым и детьми;

«Социализация» : Показать детям по-настоящему искреннее, заботливое, любовное отношение человека к природе, приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, развитие интеллектуальных и личностных качеств;

«Чтение художественной литературы» : Продолжать развивать у дошкольников интерес к художественной и познавательной литературе. Обращать их внимание на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения. Воспитывать интерес к художественной литературе.

Форма организации детей – подгрупповая (8-10 детей).

Предварительная работа:

-познакомить с географической картой реки Волги : где берет начало, куда впадает, какие крупные притоки питают реку,

- рассматривание иллюстраций с изображением природы и животных Поволжья;

- чтение художественной литературы о родном крае,

-заучивание стихов о городе и Волге;

-чтение художественной литературы: Н. Палькин «Там, где Волга сливается с морем», Рыжова Н. А. «Как люди речку обидели», Г. Ладонщиков «Река живет».

-Заучивание физкультминутки

Цель НОД:-Расширение кругозора детей, развитие интеллектуальных и личностных качеств.

Задачи НОД:

-Уточнять и расширять представление детей о живой неживой природе родного края: об обитателях вод – речных рыбах и растениях. обитателях

-Развивать речь, активизировать словарь, умение наблюдать и анализировать, учить делать выводы, выражать их в речи; закрепить умение сравнивать по величине и развитие глазомера.

-Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

-Активизировать в речи детей прилагательные, глаголы, образные выражения. Развивать связную речь.

-Развивать умение у детей рассуждать. Способствовать развитию наблюдательности, слухового внимания, воображения, креативного мышления.

Развивать коммуникативные навыки общения, чувство сплоченности, принадлежности к группе;

СОТ Интерактивные технологии: ТРИЗ,

Универсальные образовательные действия детей, на формирование которых направлена НОД (к чему должен стремиться воспитатель) - Развитие у детей умения согласовывать свои действия с действиями остальных детей (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнёру).

- Формирование способности к сочувствию и переживанию.

- Выработка собственного мнения на проблемную ситуацию.

- Развитие у детей самостоятельности, ответственности, способности к самовыражению своих мыслей.

- Воспитание культуры поведения и общения, нравственных чувств.

Необходимое оборудование и материалы Демонстрационный материал:

-географическая карта реки Волги;

-4-6 фотографий или иллюстраций с изображением реки Волги,

-картинки животных и растений, находящихся в красной книге,

- карандаши, краски, бумага.

Подробный конспект НОД (непосредственной образовательной деятельности)

Введение в игровую ситуацию 3 мин

Воспитатель предлагает детям провести ритуал приветствия

Цель: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в окно заглянуло ласковое солнышко и предлагает вам поиграть.

Солнце с неба посылает Лучик, лучик, лучик (дети ритмично скрещивают руки над головой)

И им смело разгоняет

Тучи, тучи, тучи (плавно покачивают руки наверху)

Летом нежно согревает

Щеки, щечки, щечки (дети потирают друг другу щечки)

А весной на носик ставит

Точки, точки, точки (постукивают друг другу пальчиками по носу)

Золотят веснушки деток

Очень нравится им это (дети берутся за руки и кружатся)

Вхождение или погружение в тему

3 минуты Загадывание загадок: «Путешествие по реке - Волге»

Цель: Формировать умения систематизировать предметы по некоторым признакам.

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие по реке Волга.

-Коммуникативное взаимодействие педагога и детей.

- Совместная деятельность детей.

Д/ И : «Кому нужна вода?»

Задачи: - расширить представления детей о природном разнообразии и богатстве России, о Волге как главной реке страны;

-формировать умение детей восхищаться красотой реки Волги, воспитывать чувство гордости за то, что мы живём на Волге.

Воспитатель: - Ребята, я вам загадаю несколько загадок, а вы догадайтесь, о чем сейчас пойдет речь.

Я не маленький ручей,

Я и шире, и длинней!

А ещё я глубока,

Потому что я. (Река.)

Красива река, полноводна, могуча.

Обрывистый берег, высокие кручи,

Пологие склоны, песчаные пляжи…

Зимою и летом — прекрасны пейзажи.

Свой путь начинает она на Валдае.

Сливается с Камой и в Каспий впадает.

Одна из крупнейших река эта в мире!

Становится с каждым притоком все шире.

Является гордостью нашей, святыней

И главной артерией водной поныне.

Уклон невелик и дает все удобства

Для роста на этой реке судоходства.

В ней щука и сом, и осётр обитают…

Истории дух над волнами витает!

В искусстве река эта — стержень народа.

И Родина-мать. И простор, и свобода.

Рекой любоваться мы можем подолгу!

А имя у этой красавицы. (Волга)

-Действительно, речь сегодня пойдет о реке Волга. Ребята, а вы хотите сейчас побывать на этой удивительной реке?

- А что вы знаете о реке Волге?

Дети:

-Река большая, широкая, глубокая.

Воспитатель: Волга это самая большая река нашей страны. Название «Волга» означает светлая, священная. Волга-это не только красивые берега. Это пресная вода. А кому она нужна?

Предлагаю вам поиграть в игру «Кому нужна вода?»

Вы должны разложить карточки в нужные ячейки

Дети заполняют карточки.

-Зачем рыбе вода?

-Почему птицы (цапли, чайки, утки, лебеди) живут рядом с водой?

-Для чего людям нужна вода? (убираться, мыть пол, умываться, готовить еду и т. д.)

- Растения смогут ли обойтись без воды?

Дети:

- Растения Волги – это камыш, стрелолист, рогоз, кувшинка, кубышка, тростник, различные водоросли.

-Животные Волги и ее притоков – это рыба, раки, моллюски, лягушки, бобры, ондатры, водоплавающие птицы – цапля, кряква.

Верно, без воды не могут жить ни животные, ни люди, ни растения.

Интерактивная часть

15 минут Воспроизведение нового способа действий в знакомой ситуации

1. Беседа с детьми

Побуждающий и подводящий диалоги

Цель: развивать мыслительные операции, коммуникативные способности, активизировать речь прилагательными и глаголами; развивать связную речь.

Время проведения: 3 минуты.

Составление сказки об обитателях реки Волга по красной книги посредством загадки

Д/И Наш дом Волга

Цель

Составление сказки по алгоритму «наш дом Волга

2. Отгадывание загадок

Опасней всех она в реке,

Хитра, прожорлива, сильна,

Притом — такая злюка!

Конечно, это… щука.

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога, скинув широко.

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно (Сом)

Удивительная Птица

Острый клюв как спица.

Важная, носатая,

То стоит как статуя,

То гуляет в камышах-

Ищет шустрых лягушат.

(Цапля)

Над волнами в бурном море

Реют птицы на просторе.

Птицы рыбку любят очень,

Днем охотятся и ночью.

По одной летят и стайкой

Гордых птиц зовем мы.

Чайка

Её ноги два шеста,

Любит водные места -

Где всегда полно лягушек

Горлопанистых квакушек!

(Цапля)

На овчарку он похож.

Что ни зуб — то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

Возле дуба острым рылом

Деловито землю рыл он. (Кабан)

Ребята многие животные, растения реки Волги занесены в красную книгу, потому что они находятся под угрозой исчезновения. (воспитатель показывает картинки животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения- сом, цапля, бобер, рогоз, кубышка, ондатра).

Животные и растения реки Волга - это бесценное богатство, которое надо беречь и охранять.

Предлагается детям силуэт дома, в который должны назвать и поместить картинки с обитателями реки Волги (см. прилож. №2)

Воспитатель:

Стояла в поле большая река,

а называлась она Волга.

В этой красивой реке жила красивая (кувшинка)

Кувшинчики и блюдца

Не тонут и не бьются.

Ответ: Кувшинки.

На одной из кувшинок сидела ….

У кого глаза на рогах,

А дом на спине? (Улитка)

Из травы выглядывала….

Быстрая и юркая,

В змеевидной шкурке я,

А за хвост меня поймаешь,

Сразу тут же потеряешь.

(ящерица)

Ящерица спрашивает улитку : «Хорошо жить в этой красивой реке?»

-Да-отвечает улитка

-Можно я приведу своих друзей?

Не шагом ходит,

Не бегает, а прыгает. (Лягушка)

То свернётся пояском,

То спиралью, то клубком,

То в дугу согнётся,

То стрелой взовьётся. (Змея)

В тихой заводи речной,

В знатной шубе меховой,

Плотины строят мастера,

Без молотка и топора,

Из берез, ольхи, осины,

Из сучков, травы и глины,

Трудолюбивы и бодры,

Строители плотин (Бобры)

Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.

Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка! А ты кто?

— А я лягушка-квакушка.

— Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.

Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка!

— Я, лягушка-квакушка!

— А ты кто?

— А я зайчик-побегайчик.

— Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.

Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— А ты кто?

— А я лисичка-сестричка.

- Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

- Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— Я, лисичка-сестричка.

— А ты кто?

— А я волчок-серый бочок.

— Иди к нам жить!

Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.

Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, мышка-норушка.

- Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— Я, лисичка-сестричка.

— Я, волчок-серый бочок.

— А ты кто?

— А я медведь косолапый.

— Иди к нам жить!

Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:

— А я лучше у вас на крыше буду жить.

— Да ты нас раздавишь.

— Нет, не раздавлю.

— Ну так полезай! Влез медведь на крышу и только уселся — трах! — развалился теремок.

Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы.

Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить.

Лучше прежнего выстроили!

Физкультминутка «Рыбки»

Как в аквариуме нашем рыбки золотые пляшут.

Они весело резвятся в чистой, тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся, то зароются в песке,

То помашут плавниками, то закружатся кругами.

-Ребята, давайте составим сказку по Красной книге, про обитателей реки

В море я всегда солена,

А в реке я пресна.

Лишь в пустыне раскаленной

Мне совсем не место.

(Вода)

Мы пугливы иногда,

Можем быть и храбрыми.

Окружает нас вода,

В ней мы дышим жабрами.

С чешуей и плавниками

Проплываем тут и там

И гуляем косяками

Мы по рекам и морям.

(Рыбы)

Опасней всех она в реке,

Хитра, прожорлива, сильна,

Притом — такая злюка!

Конечно, это… (Щука.)

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно.

(Сом)

Удивительная Птица

Острый клюв как спица.

Важная, носатая,

То стоит как статуя,

То гуляет в камышах-

Ищет шустрых лягушат.

(Цапля)

Над волнами в бурном море

Реют птицы на просторе.

Птицы рыбку любят очень,

Днем охотятся и ночью.

По одной летят и стайкой

Гордых птиц зовем мы.

(Чайка)

Есть в реке работники,

Не столяры, не плотники.

А выстроят плотину —

Хоть пиши картину.

(Бобры)

Не шагом ходит,

Не бегает, а прыгает.

(Лягушка)

Подведение итогов 3 минуты Совместная деятельность детей,

Беседа и ответы на вопросы.

Игра волга-дом подведение итогов, проблемной ситуации

Нравственный урок!

Воспитатель: Мы сегодня узнали с вами про реку Волга, познакомились с ее обитателями, растениями.

Где мы сегодня побывали?

А кому она нужна?

Какие растения находятся на реке Волга?

Какие животные живут на реке Волга?

Какие растения и животные реки Волга находятся под угрозой исчезновения?

Как мы можем защитить растения и животных, чтобы они не исчезли?

Воспитатель: Чтобы речной дом сохранить в чистоте и порядке, его нужно беречь, а его обитателей охранять,- потому что красивые речные растения бездумно рвут люди, из - за этого их становится меньше. Необходимо беречь рыбные богатства. Напрасно не истреблять водных животных.

Ребята наше путешествие закончилось. Воспитатель хвалит детей и предлагает в следующий раз продолжить путешествие.

Публикации по теме:

«Лед». Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе Конспект НОД (непосредственно образовательной деятельности) с детьми средней группы АНО ДО «Планета детства «Лада», детский сад № 124 «Мотылек»,.

Тематическое занятие на тему «Мой родной Саратов» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 76» ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА Г. САРАТОВА Тематическое занятие на тему.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по краеведению для детей старшей группы «Там, где Волга сливается с морем»
Опубликовано: 21 апреля 2013 в 19:23
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по краеведению для детей старшей группы «Там, где Волга сливается с морем»» (включая файлы) размещена пользователем лариса шумилина (УИ 99434) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД