лариса шумилина
Конспект НОД по краеведению для детей старшей группы «Там, где Волга сливается с морем»
▼ Скачать + Заказать документы
Форма путешествие
Основная комплексная образовательная программа (парциальная, разработчик конспекта Программа «Из детства в отрочество»/ Т. Н. Доронова и др. (основные положения). – М. : Просвещение, 2007 Региональный компонент «Волжская земля-Родина моя».-ООО типография «Форум», 2007.
Разработчик конспекта НОД : Воспитатель Шумилина Л. Н.
Классификация НОД в системе образовательных мероприятий
Публикация «Конспект НОД по краеведению для детей старшей группы „Там, где Волга сливается с морем“» размещена в разделах
- Волга, река
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Море, океан. Конспекты занятий
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Реки и озера
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
Классификация: НОД, основана на деятельностном принципе - активное участие каждого ребенка в совместной деятельности.
Интеграция образовательных областей
«Познание» : расширение кругозора детей; Расширить представление детей о природоведческой литературе, познакомив их с новым писательским именем и новым разделом «Течет река Волга».
«Коммуникация» : Развивать у детей связную речь, закреплять навыки доказательной речи. Продолжать совершенствовать умение правильно формулировать вопросы и грамотно отвечать на них, развитие активной речи; свободного общения со взрослым и детьми;
«Социализация» : Показать детям по-настоящему искреннее, заботливое, любовное отношение человека к природе, приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, развитие интеллектуальных и личностных качеств;
«Чтение художественной литературы» : Продолжать развивать у дошкольников интерес к художественной и познавательной литературе. Обращать их внимание на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения. Воспитывать интерес к художественной литературе.
Форма организации детей – подгрупповая (8-10 детей).
Предварительная работа:
-познакомить с географической картой реки Волги : где берет начало, куда впадает, какие крупные притоки питают реку,
- рассматривание иллюстраций с изображением природы и животных Поволжья;
- чтение художественной литературы о родном крае,
-заучивание стихов о городе и Волге;
-чтение художественной литературы: Н. Палькин «Там, где Волга сливается с морем», Рыжова Н. А. «Как люди речку обидели», Г. Ладонщиков «Река живет».
-Заучивание физкультминутки
Цель НОД:-Расширение кругозора детей, развитие интеллектуальных и личностных качеств.
Задачи НОД:
-Уточнять и расширять представление детей о живой неживой природе родного края: об обитателях вод – речных рыбах и растениях. обитателях
-Развивать речь, активизировать словарь, умение наблюдать и анализировать, учить делать выводы, выражать их в речи; закрепить умение сравнивать по величине и развитие глазомера.
-Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
-Активизировать в речи детей прилагательные, глаголы, образные выражения. Развивать связную речь.
-Развивать умение у детей рассуждать. Способствовать развитию наблюдательности, слухового внимания, воображения, креативного мышления.
Развивать коммуникативные навыки общения, чувство сплоченности, принадлежности к группе;
СОТ Интерактивные технологии: ТРИЗ,
Универсальные образовательные действия детей, на формирование которых направлена НОД (к чему должен стремиться воспитатель) - Развитие у детей умения согласовывать свои действия с действиями остальных детей (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнёру).
- Формирование способности к сочувствию и переживанию.
- Выработка собственного мнения на проблемную ситуацию.
- Развитие у детей самостоятельности, ответственности, способности к самовыражению своих мыслей.
- Воспитание культуры поведения и общения, нравственных чувств.
Необходимое оборудование и материалы Демонстрационный материал:
-географическая карта реки Волги;
-4-6 фотографий или иллюстраций с изображением реки Волги,
-картинки животных и растений, находящихся в красной книге,
- карандаши, краски, бумага.
Подробный конспект НОД (непосредственной образовательной деятельности)
Введение в игровую ситуацию 3 мин
Воспитатель предлагает детям провести ритуал приветствия
Цель: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в окно заглянуло ласковое солнышко и предлагает вам поиграть.
Солнце с неба посылает Лучик, лучик, лучик (дети ритмично скрещивают руки над головой)
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи (плавно покачивают руки наверху)
Летом нежно согревает
Щеки, щечки, щечки (дети потирают друг другу щечки)
А весной на носик ставит
Точки, точки, точки (постукивают друг другу пальчиками по носу)
Золотят веснушки деток
Очень нравится им это (дети берутся за руки и кружатся)
Вхождение или погружение в тему
3 минуты Загадывание загадок: «Путешествие по реке - Волге»
Цель: Формировать умения систематизировать предметы по некоторым признакам.
Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие по реке Волга.
-Коммуникативное взаимодействие педагога и детей.
- Совместная деятельность детей.
Д/ И : «Кому нужна вода?»
Задачи: - расширить представления детей о природном разнообразии и богатстве России, о Волге как главной реке страны;
-формировать умение детей восхищаться красотой реки Волги, воспитывать чувство гордости за то, что мы живём на Волге.
Воспитатель: - Ребята, я вам загадаю несколько загадок, а вы догадайтесь, о чем сейчас пойдет речь.
Я не маленький ручей,
Я и шире, и длинней!
А ещё я глубока,
Потому что я. (Река.)
Красива река, полноводна, могуча.
Обрывистый берег, высокие кручи,
Пологие склоны, песчаные пляжи…
Зимою и летом — прекрасны пейзажи.
Свой путь начинает она на Валдае.
Сливается с Камой и в Каспий впадает.
Одна из крупнейших река эта в мире!
Становится с каждым притоком все шире.
Является гордостью нашей, святыней
И главной артерией водной поныне.
Уклон невелик и дает все удобства
Для роста на этой реке судоходства.
В ней щука и сом, и осётр обитают…
Истории дух над волнами витает!
В искусстве река эта — стержень народа.
И Родина-мать. И простор, и свобода.
Рекой любоваться мы можем подолгу!
А имя у этой красавицы. (Волга)
-Действительно, речь сегодня пойдет о реке Волга. Ребята, а вы хотите сейчас побывать на этой удивительной реке?
- А что вы знаете о реке Волге?
Дети:
-Река большая, широкая, глубокая.
Воспитатель: Волга это самая большая река нашей страны. Название «Волга» означает светлая, священная. Волга-это не только красивые берега. Это пресная вода. А кому она нужна?
Предлагаю вам поиграть в игру «Кому нужна вода?»
Вы должны разложить карточки в нужные ячейки
Дети заполняют карточки.
-Зачем рыбе вода?
-Почему птицы (цапли, чайки, утки, лебеди) живут рядом с водой?
-Для чего людям нужна вода? (убираться, мыть пол, умываться, готовить еду и т. д.)
- Растения смогут ли обойтись без воды?
Дети:
- Растения Волги – это камыш, стрелолист, рогоз, кувшинка, кубышка, тростник, различные водоросли.
-Животные Волги и ее притоков – это рыба, раки, моллюски, лягушки, бобры, ондатры, водоплавающие птицы – цапля, кряква.
Верно, без воды не могут жить ни животные, ни люди, ни растения.
Интерактивная часть
15 минут Воспроизведение нового способа действий в знакомой ситуации
1. Беседа с детьми
Побуждающий и подводящий диалоги
Цель: развивать мыслительные операции, коммуникативные способности, активизировать речь прилагательными и глаголами; развивать связную речь.
Время проведения: 3 минуты.
Составление сказки об обитателях реки Волга по красной книги посредством загадки
Д/И Наш дом Волга
Цель
Составление сказки по алгоритму «наш дом Волга
2. Отгадывание загадок
Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом — такая злюка!
Конечно, это… щука.
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога, скинув широко.
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно (Сом)
Удивительная Птица
Острый клюв как спица.
Важная, носатая,
То стоит как статуя,
То гуляет в камышах-
Ищет шустрых лягушат.
(Цапля)
Над волнами в бурном море
Реют птицы на просторе.
Птицы рыбку любят очень,
Днем охотятся и ночью.
По одной летят и стайкой
Гордых птиц зовем мы.
Чайка
Её ноги два шеста,
Любит водные места -
Где всегда полно лягушек
Горлопанистых квакушек!
(Цапля)
На овчарку он похож.
Что ни зуб — то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он. (Кабан)
Ребята многие животные, растения реки Волги занесены в красную книгу, потому что они находятся под угрозой исчезновения. (воспитатель показывает картинки животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения- сом, цапля, бобер, рогоз, кубышка, ондатра).
Животные и растения реки Волга - это бесценное богатство, которое надо беречь и охранять.
Предлагается детям силуэт дома, в который должны назвать и поместить картинки с обитателями реки Волги (см. прилож. №2)
Воспитатель:
Стояла в поле большая река,
а называлась она Волга.
В этой красивой реке жила красивая (кувшинка)
Кувшинчики и блюдца
Не тонут и не бьются.
Ответ: Кувшинки.
На одной из кувшинок сидела ….
У кого глаза на рогах,
А дом на спине? (Улитка)
Из травы выглядывала….
Быстрая и юркая,
В змеевидной шкурке я,
А за хвост меня поймаешь,
Сразу тут же потеряешь.
(ящерица)
Ящерица спрашивает улитку : «Хорошо жить в этой красивой реке?»
-Да-отвечает улитка
-Можно я приведу своих друзей?
Не шагом ходит,
Не бегает, а прыгает. (Лягушка)
То свернётся пояском,
То спиралью, то клубком,
То в дугу согнётся,
То стрелой взовьётся. (Змея)
В тихой заводи речной,
В знатной шубе меховой,
Плотины строят мастера,
Без молотка и топора,
Из берез, ольхи, осины,
Из сучков, травы и глины,
Трудолюбивы и бодры,
Строители плотин (Бобры)
Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.
Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка! А ты кто?
— А я лягушка-квакушка.
— Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.
Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка!
— Я, лягушка-квакушка!
— А ты кто?
— А я зайчик-побегайчик.
— Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.
Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— А ты кто?
— А я лисичка-сестричка.
- Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.
Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
- Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— А ты кто?
— А я волчок-серый бочок.
— Иди к нам жить!
Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.
Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
- Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— Я, волчок-серый бочок.
— А ты кто?
— А я медведь косолапый.
— Иди к нам жить!
Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:
— А я лучше у вас на крыше буду жить.
— Да ты нас раздавишь.
— Нет, не раздавлю.
— Ну так полезай! Влез медведь на крышу и только уселся — трах! — развалился теремок.
Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы.
Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить.
Лучше прежнего выстроили!
Физкультминутка «Рыбки»
Как в аквариуме нашем рыбки золотые пляшут.
Они весело резвятся в чистой, тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся, то зароются в песке,
То помашут плавниками, то закружатся кругами.
-Ребята, давайте составим сказку по Красной книге, про обитателей реки
А в реке я пресна.
Лишь в пустыне раскаленной
Мне совсем не место.
(Вода)
Мы пугливы иногда,
Можем быть и храбрыми.
Окружает нас вода,
В ней мы дышим жабрами.
С чешуей и плавниками
Проплываем тут и там
И гуляем косяками
Мы по рекам и морям.
(Рыбы)
Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом — такая злюка!
Конечно, это… (Щука.)
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.
(Сом)
Удивительная Птица
Острый клюв как спица.
Важная, носатая,
То стоит как статуя,
То гуляет в камышах-
Ищет шустрых лягушат.
(Цапля)
Над волнами в бурном море
Реют птицы на просторе.
Птицы рыбку любят очень,
Днем охотятся и ночью.
По одной летят и стайкой
Гордых птиц зовем мы.
(Чайка)
Есть в реке работники,
Не столяры, не плотники.
А выстроят плотину —
Хоть пиши картину.
(Бобры)
Не шагом ходит,
Не бегает, а прыгает.
(Лягушка)
Подведение итогов 3 минуты Совместная деятельность детей,
Беседа и ответы на вопросы.
Игра волга-дом подведение итогов, проблемной ситуации
Нравственный урок!
Воспитатель: Мы сегодня узнали с вами про реку Волга, познакомились с ее обитателями, растениями.
Где мы сегодня побывали?
А кому она нужна?
Какие растения находятся на реке Волга?
Какие животные живут на реке Волга?
Какие растения и животные реки Волга находятся под угрозой исчезновения?
Как мы можем защитить растения и животных, чтобы они не исчезли?
Воспитатель: Чтобы речной дом сохранить в чистоте и порядке, его нужно беречь, а его обитателей охранять,- потому что красивые речные растения бездумно рвут люди, из - за этого их становится меньше. Необходимо беречь рыбные богатства. Напрасно не истреблять водных животных.
Ребята наше путешествие закончилось. Воспитатель хвалит детей и предлагает в следующий раз продолжить путешествие.