Конспект НОД для старшей группы. Образовательная ситуация «Осенняя пора»

Евгения Горячих
Конспект НОД для старшей группы. Образовательная ситуация «Осенняя пора»

Конспект НОД для старшей группы.

Образовательная ситуация «Осенняя пора»

Программное содержание: Закреплять и систематизировать знания детей о признаках осени. Продолжать учить составлять рассказ. Продолжать работу над звуковым составом слова. Развивать фонематический слух. Закреплять знания детей об овощах, фруктах. Развивать монологическую и диалогическую речь. Развивать умение согласовывать прилагательное с существительным. Активизировать словарь детей. Развивать память, логическое мышление. Закреплять нетрадиционную технику рисования- печатанье. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Развивающая среда:Музыкальное сопровождение :альбом «Времена года» П. И. Чайковкого «Осеняя песня», мяч, портрет Осени, мультимедийная установка,слайды: «Ранняя осень», «Золотая осень», «Поздняя осень», необходимые материалы для рисования.

Предварительная работа: Беседы об осени, составление рассказов по сюжетной и серии сюжетных картин об осени, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений по тематике, знакомство с устным народным творчеством (пословицами, поговорками, приметами, рассматривание репродукций картин художников-пейзажистов, дидактические игры «Поймай звук», «Подскажи словечко», «Закончи предложение», «Узнай на вкус», разучивание пальчиковой гимнастики, знакомство с техникой рисования –печатанье, наблюдения на участке детского сада за живой и неживой природой, составление гербария из осенних листьев.

Форма организации:

1ч. - игровой центр;

2ч. - центр ИЗО, центр ИКТ;

3ч. - родительский уголок.

Ход НОД.

Дети под музыку входят, в украшенный осенними листьями зал, становятся полукругом.

Воспитатель (Далее будет именоваться В.): Здравствуйте ребята! Посмотрите, как красиво вокруг. Как вы думаете, ребята, зовут того волшебника, который без кистей и красок сотворил такое убранство?

Дети (Далее будут именоваться Д.): Осень.

(Воспитатель показывает портрет Осени.)

В: Произнесите, ребята, слово осень, какой первый звук в этом слове?

Д.: Первый звук в слове- «о».

В.: Правильно, ребята, давайте поиграем в игру «Поймай звук».

(Цель: Развитие фонематического слуха.Правила проведения: Воспитатель произносит звуки (слова, если ребенок услышит заданный звук должен хлопнуть в ладоши.)

В.: Ребята, а что вы знаете про осень?

Беседа :

Какая на улице погода?

Как одеваются люди?

Какие изменения произошли с деревьями?

Что делают птицы осенью?

Чем люди занимаются осенью в садах и огородах?

Как дикие животные готовятся к зиме?

В.: Составьте рассказ об осени.

Д.: Наступила осень. Солнце спряталось за тучами. Идут дожди, дует ветер. Люди тепло одеваются и ходят под зонтами. Листья на деревьях пожелтели и опадают. Насекомые спрятались. Перелетные птицы собираются в стаи и улетают на юг. В саду и огородах созрел урожай.Животные в лесу готовятся к зиме: белки делают запасы, медведь -берлогу, еж готовит себе нору для зимовки.

(Заслушивается 1 рассказ)

В.: Молодцы, ребята. Осень-поистине волшебное время года. Какими словами можно описать, назвать осень?

Игра «Подбери словечко».

(Цель: Расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.Правила проведения: Воспитатель обращаетсяпо очереди к игрокам с вопросом :«Осень какая участник должен подобрать и согласовать прилагательное, характеризующее существительное.Примечание: Игра может проводиться с мячом или на выбывание игроков)

Д.: Золотая осень, теплая, сказочная, поздняя, ранняя, урожайная, красивая, дождливая, туманная, сухая, плаксивая, волшебная, таинственная, загадочная, разноцветная.

В.: В старину осеннюю пору называли страдой, осениной, мокропогодьем. У осени есть и другие названия.

В.: Какую осень мы видим на этой фотографии?

(Слайд «Ранняя осень»)

Д.: Ранняя осень.

В.: К какому месяцу относится ранняя осень?

Д.: Сентябрь

В.:Про сентябрь наши предки говорили : «В сентябре огонь и в поле, и в избе.»

В.: Ребята, как вы понимаете смысл этой пословицы?

Д.: Это значит в сентябре погода прохладная, а работы много в огородах, полях, садах.

В.: Верно. Сентябрь называли «Запевало осени», «Златоцвет», «Рябинник»

В.: А какая осень наступает после ранней?

Д.: Золотая.

(Слайд «Золотая осень»)

В.: Почему мы называем осень золотой?

Д.: Золотая, потому что листья на деревьях желтеют, краснеют.

В.: Правильно, ребята, а какому месяцу относится золотая осень?

Д.: Октябрь.

В.: В старину про октябрь говорили «Грязник», «Капустник», «Свадебник», «Листопадник».

В.: Ребята, Листопадником его назвали, потому как облетает листва, то есть листопад. А почему деревья сбрасывают листья?

Д.: Они так готовятся к зиме.

В.: Ребята, а что может произойти с деревьями, если листья не опадут и выпадет много снега?

Д.: Ветки под тяжестью снега могут сломаться.

В.: Правильно, тогда весной в лесу не будет тени, прохлады, негде будет птицам вить гнёзда, а животным прятаться. Для чего нам ещё нужны растения и деревья, что выделяют листья растений?

Д.: Листья выделяют кислород. Людям и животным нечем будет дышать.

В.: Молодцы! А какая осень наступит после золотой?

(Слайд «Поздняя осень»)

Д.: Поздняя.

В.: К какому месяцу относится поздняя осень?

Д.: Ноябрь.

В.: «Предзимье», «Грудень» -называли этот месяц. В ноябре зима с осенью борются-гласит народная пословица.

В.: А сейчас предлагаю вам немного отдохнуть и взбодриться.

Физкультминутка.

Мы устали, засиделись, (Одна рука вверх, другая вниз

Нам размяться захотелось. рывками менять руки.)

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот, (Повороты корпусом.)

А потом наоборот.

Приседанья начинаем, (Приседания.)

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись!

И в последний раз присели,

А теперь на место сели.

(Дети садятся на свои места)

В.: Осень – красивейшее время года. Ведь не случайно про осень так много написано картин, песен, стихов.

В.: Ребята, а какие вы знаете стихотворения об осень?

(Дети зачитывают отрывок из стихотворения Леонида Завальнюка «Год-пароход»)

1-ый Ребенок:

Осень, осень. Листопад.

Листья жёлтые кружат.

Дни короче, холодней,

Ночи дольше и темней.

В серых тучах небосвод

И всё чаще дождь идёт.

2-ой Ребенок:

Но бывает в сентябре

Так тепло и даже жарко,

Так сияет солнце ярко,

Словно лето на дворе.

И в России время это

Называют бабье лето.

3-ий Ребенок:

Осень, осень. Листопад.

Листья жёлтые кружат.

Всё, что летом зеленело,

Пожелтело,покраснело:

Груши, яблоки в садах,

Помидоры на полях.

Вот уж спелая пшеница

Жёлтым золотом искрится.

4-ый Ребенок:

Солнце, солнце, веселей

Посвети ещё, погрей.

Дождик, дождик, не мешай

Собирать нам урожай!

Не мешай пшеницу жать,

Не мешай ты нам копать

Свёклу, редьку и картошку,

И, конечно же, морковку.

5-ый Ребенок:

Бруснику, клюкву понемножку,

Чудо-ягоду морошку

В час по полному лукошку

На болотах набирать.

Собирать грибы, орехи,

Чтоб когда замёрзнут реки,

Чтоб когда придёт зима,

Были полны закрома.

(Л. Завальнюк)

В.: Осень- хлебосольная, урожайная пора. Давайте поиграем в игру «Узнай на вкус».

(Цель игры: Развивать вкусовой анализатор, закрепить знания о фруктах, овощах.Правила проведения: Детям предлагается закрыть глаза, определить по вкусу и назвать то, что они съели).

В.: Отлично, с этим заданием все справились безошибочно.

(Проводится игра «Закончи предложение»)

(Цель: Развивать мышление, гибкость и динамичность представлений, умение использовать имеющиеся знания. Способствовать развитию речи и обогащению словаря ребенка.Правила проведения: Воспитатель начинает предложение и бросает мяч ребенку, тот в свою очередь придумывает его логическое окончание и возвращает мяч).

В.: Продолжите, ребята,предложение:

1. Я люблю осень, потому что…

2. Осень скучное время года, так как…

3. Я сегодня не пойду гулять, потому что…

4. Дети надевают куртки, резиновые сапоги, берут зонт, так как…

5. Осень красивое время года, так как…

6. Осенью птицы улетают в теплые края, потому что…

7. Деревья осенью сбрасывают листья, так как…

В.: Осень прекрасна в каждом своем мгновении. Композитор Петр Ильич Чайковский создал музыкальный альбом о каждом времени года, который так и называется «Времена года». Послушайте, ребята, на создание какой музыки П. И. Чайковского вдохновила осенняя пора.

(Слушание отрывка из альбома «Времена года» П. И. Чайковкого «Осеняя песня».)

В.: Какая музыка по характеру? Какие представления навеял прослушанный музыкальный отрывок?

Д.: Эта музыка спокойная, мелодичная. Слушая отрывок представляется листопад в парке или в саду.

В.: Я предлагаю, всем вместе нарисовать осенний ковер, используя прием печатанья. Возможно именно прогулка Петра Ильича Чайковского по осеннему ковру вдохновила его на написание музыки. Прежде, чем приступить к рисованию, подготовим ручки.

(Проводится пальчиковая гимнастика «Осенние листья».)

Раз, два, три, четыре, пять (Загибать пальцы на обеих руках)

Будем листья собирать.

Листья березы, (Сжимать и разжимать кулачки)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем. (Постучать пальцами по столу)

(Коллективное рисование «Осенний ковер»)

Рассматривание и анализ работы.

Публикации по теме:

Фотоотчет экскурсии в сад детей группы оздоровительной направленности «Осенняя пора, очей очарование!»Фотоотчет экскурсии в сад детей группы оздоровительной направленности «Осенняя пора, очей очарование!» В МДОУ детском саду №11 «Радуга» стало традицией проводить экскурсии в природу. 10 ноября 2015 года выдался ясный осенний день и дети группы.

Игровая образовательная ситуация по развитию речи в старшей группе «Осень» Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое». Цель: Обобщить.

Конспект интегрированного занятия «Осенняя пора» Программное содержание: Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» - развитие общения и воспитание дружеских взаимоотношений.

Конспект НОД по изобразительной деятельности с применением нетрадиционной техники для старшей группы «Осенняя пора» ЦЕЛЬ: Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе средствами художественного слова, музыки, произведений.

Конспект НОД в группе компенсирующей направленности «Осенняя пора» Конспект НОД в группе компенсирующей направленности на тему «Осенняя пора» Цель: расширить, систематезировать знания детей об осенней природе;.

Образовательная ситуация для второй младшей группы «Здравствуй, лето!»Образовательная ситуация для второй младшей группы «Здравствуй, лето!» Задачи: - Продолжать учить детей отвечать на вопросы, составлять простые предложения, употреблять в речи названия детенышей животных; обучать.

Образовательная ситуация в старшей группе: «Я и моя семья» Цель: формировать представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; воспитывать желание.

Образовательная ситуация в старшей группе «Смотри во все глаза!» Задачи: способствовать расширению представлений о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека; познакомить детей со.

Проект в старшей группе «Осенняя пора-очей очарование» Проект "Осенняя пора очей очарованье в старшей группе" Продолжительность: 1 неделя (краткосрочный) Цель: расширять представления детей об.

Прогулка в старшей группе Тема: «Осенняя пора»Прогулка в старшей группе Тема: «Осенняя пора» С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает и поэтому организация прогулок с детьми.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Осень
  • Осень
Автор публикации:
Конспект НОД для старшей группы. Образовательная ситуация «Осенняя пора»
Опубликовано: 25 мая 2016 в 21:18
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – хорошо известный в России и за её пределами народный художественный промысел, особенный вид росписи по дереву. Он появился в середине XIX века в Нижегородской губернии, в деревнях...

22 октября. День Белых журавлей

22 октября мы празднуем памятный день, появившийся с легкой руки народного поэта Дагестана Расула Гамзатова.  Этот поэтический праздник посвящен мужеству, стойкости и самоотверженности народов...


Горячие темочки