Маргарита Симонова
Конспект НОД для старшей группы. Весенняя экскурсия «По экологической тропе с Экознайкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнила: воспитатель Симонова Маргарита Алексеевна
Актуальность
В России 2017 год объявлен годом экологии.
Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано с вопросами экологического воспитания. Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности дошкольников непосредственно в природной среде. Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе непринужденного усвоения информации, ценностных ориентаций и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы. Уход за тропой на протяжении всего года приучает детей к труду и бережному отношению к общему достоянию. Организация тропы силами дошкольников дает воспитателям возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от детей творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценки состояния окружающей среды в зоне тропы побуждают детей не только использовать свои знания из разных областей жизни, но и, самое важное – принять посильное участие в трудовых природоохранительных делах. Самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождается важнейшее качество личности – убежденность, которая опирается не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт детей. У них вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.
Публикация «Конспект НОД для старшей группы, Весенняя экскурсия „По экологической тропе с Экознайкой“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
Цель:
Познакомить детей с объектами экологической тропы в детском саду весной.
Задачи:
• Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе.
• Показать объекты экологической тропы весной.
• Формировать бережное отношение к окружающей природе.
• Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.
Предварительная работа:
Наблюдения за объектами неживой и живой природы на весенних прогулках. Чтение рассказов о природе, разгадывание загадок о весне; разучивание пословиц, примет, стихов о весне; рассмаиривание иллюстраций с весенними пейзажами.
Оборудование: план экологической тропы, объекты экологической тропы : дерево клена, клумба, скворечник, кормушка для птиц, полянка, сказочный домик, мнемотаблица – признаки весны, иллюстрации перелетных и зимующих птиц, деревьев березы, липы, тополя, клена.
Ход НОД
1. Организационный момент.
Ребята, сегодня к нашему другу Незнайке из Солнечного города приехал его друг Экознайка. Он очень любит природу и много о ней знает. Давайте пригласим его с нами на прогулку по нашему участку. Хотите с ним погулять? Тогда одеваемся и отправляемся в путь!
Первый объект: сказочный домик.
Воспитатель: Ну вот мы и на улице. Какое сейчас время года? (Весна). Экознайка приготовил для нас рисунок, а что на нем изображено – забыл. Давайте попробуем ему помочь. (дети рассказывают о признаках весны по мнемотаблице)
Мнемотаблица - признаки весны
Настала теплая весна. Греет яркое солнышко. Журчат веселые ручейки. Расцвели первые подснежники. Появилась зеленая травка. На деревьях набухли клейкие почки. С юга вепнулись перелетные птицы. Весной дети любят пускать бумажные кораблики.
Весна давно пришла, а медведь в нашем сказочном домике до сих пор спит еще! Давайте-ка разбудим его – расскажем закличку, которой в старину весну зазывали.
Экознайка и дети :
- Весна! Весна!
Приди, красна,
С ясным солнышком,
Колоколнышком,
Март, март- солнцу рад!
Апрель, апрель – открой нам дверь!
Май, май – сколько хочешь, гуляй!
(Закличка сопровождается ритмическими движениями.)
Второй объект: кормушка
Воспитатель. Ребята, в детском саду мы с вами каждый день ходим на прогулку. На нашем участке мы повесили кормушку. Расскажите Экознайке, что это такое? (Ответы детей).
Воспитатель. Может быть, за зиму мы с вами спасли не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки. Еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза. Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Вороны – всеядные птицы. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.
Третий объект: скворечник
Экознайка : Зимой люди подкармливают птиц, весной они строят для них скво-речники. Скажите, почему они это делают? (Птицы приносят людям пользу). А какую пользу приносят птицы людям? (Они истребляют огромное количество вредных насекомых, радуют нас своим пением). Назовите перелетных птиц, при-летающих к нам весной (Грач, ласточка, скворец, аист, соловей, кукушка, трясогузка; стриж, утка). Отгадайте загадки и и расскажите, что вы знаете об этих птицах.
1. Какая весенняя птица
Трактору чуть ли не на нос садится?
Бежит за плугом с криком вскачь
Весны посланец – чёрный. (Грач)
Грачи открывают весну. Питаются червяками, личинками насекомых, которых находят в земле, копаясь в ней своим крепким клювом. Очень любят сопровождать трактор, который работает в поле. Гнезда грачи строят на деревьях, где-нибудь около деревни, или на опушке рощи.
2. А вот еще загадка.
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.
Часами носятся ласточки в небе, ловят на лету комаров и различных мошек, а потом садятся на провода и отдыхают, чистят перышки. Крылышки у них длин-ные, узкие, хвост вилочкой, сами черные, грудка белая, горло красновато-коричневое. Гнездо ласточки вьют в деревнях под крышей. Само гнездо состоит из глины, смешанной со слюной и они сидят потом в таком гнезде как в чашке.
3. Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Темно-бронзовый. (Скворец)
Скворец - певчая птица. Перья у скворца чёрные-чёрные, с блеском, с пестринкой. Он живет около человека, в скворечнике, хотя это и не всегда бывает. Скворцы любят старые парки и леса, где много душистых деревьев, в дуплах строят свои гнезда. Скворцы едят личинки насекомых, гусениц и тем самым приносят большую пользу.
Экознайка : посмотрите, что это за домик на дереве? Как называется этот домик? Правильно, это скворечник. А кто живет в этом домике?
Воспитатель обобщает ответы детей: «В домике живут скворцы. Этот скворечник сделали дети младшей группы вместе со своими родителями. Как вы думаете, почему скворечник так высоко расположен на дереве?»
Скворечник располагают на дереве, чтобы никто не смог напугать птиц, ни кошка, ни собака. Скворечники и гнезда птиц нужно особенно оберегать, так как там выводятся из яиц маленькие птенчики.
Подвижная игра.
Грач, скворец, ласточка приглашают вас поиграть в игру «Перелетные птицы» : Дети - «птицы» читают речитативом:
Птицы все домой спешат
Весну встречать они хотят.
Там, где солнышко – тепло
Долететь же – нелегко!
Ветер, ветер им мешает
И с дороги их сбивает!
Ребенок - «ветер» ловит птиц, кого «ветер» запятнал, тот выходит из игры. Играем 2 раза.
Четвертый объект: полянка
Далее все переходят на полянку, где появилась первая весенняя травка, цветут уже весенние первоцветы мать-и-мачехи и пролески. Дети любуются цветами, жужжащими над ними насекомыми.
Экознайка : ребята, здесь на полянке цветут первые весенние цветы. Их так и называют первоцветами. Давайте рассмотрим их. Цветочки разные. Эти маленькие солнышки называются мать-и-мачеха. А листья у этих цветов появляются позже, уже летом. А это нежно-голубые пролески. Они похожи цветом на голубое весеннее небо. Рвать первоцветы нельзя! Это редкие цветы. Они занесены в Красную книгу. Цветочками нужно только любоваться. Осторожнее ступайте по полянке, чтоб нечаянно не наступить на цветы.
Пятый объект: дерево клена
Экознайка : ребята, отгадайте загадку:
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Упали все рубашки (деревья)
Воспитатель: правильно, перед нами дерево, которое называют украшением парков. Знакомо вам это дерево? Это клен. А теперь подумайте, почему его называют украшением парков. Клены – красивые деревья, поэтому могут украсить любой парк. А вам нравится клен? Что именно кажется вам красивым в этом дереве? Во все времена года хорош клен, но особенно красив и приметен
он осенью. Почему?
Вот какая загадка есть про осенний клен.
Стоит Антошка
В красной одёжке,
Под ветра свист
Гоняет лист.
Действительно, клен красив. Но кроме красоты у клена еще много достоинств. Клен морозостойкий. Что это значит? Стойко держится на морозе, не боится его. Это очень важно для дерева, так как помогает выжить в лютые морозы. А еще клен – засухоустойчивый. А это как понимать? Клен устойчив к засухе. Что такое засуха? Отсутствие влаги, воды. Ива или тополь не выдерживают долгой засухи и засыхают, а клену легче. Он засухоустойчивый и переносит засуху. И еще клен – дерево быстрорастущее. Как вы понимаете слово «быстрорастущий»? Тот, кто быстро растет. А растет клен при благоприятных условиях очень быстро, за год вырастает выше меня (до двух метров). Клен дружит с дубом и ясенем – любят эти деревья рядом расти.
Экознайка : ребята, скажите, с какого дерева эти листочки? показывает картинки с изображением листьев разных деревьев.
Подбор слов-признаков
— Лист клена. Лист какой? — Кленовый.
— Лист березы …
— Лист липы …
— Лист тополя …
Экознайка : молодцы, ребята!
Воспитатель: ребята, сегодня мы сегодня совершили увлекательное путешествие по экологической тропе. В мае мы снова погуляем здесь и
посмотрим, какие в природе изменения произойдут.
Воспитатель и дети благодарят Экознайку за интересные рассказы о природе.
Экознайка : вы мне очень понравились, я ещё приду к вам в гости и еще много интересного расскажу вам о природе. А сейчас я хочу подарить вам вот эти волшебные семена. Посадите их в группе, а когда они вырастут, нарисуйте их и присылайте свои рисунки мне. До новых встреч, ребята, до свидания!