Евгения Мордовина
Конспект НОД «История новогодней игрушки» по технологии «Река времени»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема (проект. событие) : «История новогодней игрушки»
Возрастная группа:старшая
Форма НОД: Познавательно -исследовательская деятельность путешествие по «реке времени»
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная)групповая
Учебно-методический комплект: технология «река времени» Н. А. Коротковой
Средства:
Публикация «Конспект НОД „История новогодней игрушки“ по технологии „Река времени“» размещена в разделах
- Елочная игрушка. Новогодние украшения своими руками
- История новогодней елочной игрушки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Новогодние елочные игрушки
- Новый Год в детском саду
- Новый год. ВСЕ сценарии новогодних праздников
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
наглядные:демонстрационный материал, раздаточный материал (панно «Река времени», карточки с изображением новогодних игрушек)
мультимедийные:компьютерная презентация
музыкальные:звуковые эффекты, музыкальные фрагменты
задачи:
1. Познакомить детей с историей появления и развития новогодней елочной игрушки, расширить знания о многообразии елочных украшений.
2. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера
3. Развивать активную речь детей, формировать умение вести диалог с воспитателем.
4. Формировать у детей любознательность и интерес к истории, к новым впечатлениям и знаниям.
5. Воспитывать чувство уважения к труду человека
Ход НОД.
- Здравствуйте, ребята! Какие вы сегодня все красивые, нарядные, веселые. Вы наверно готовитесь к празднику?
Ответы детей
- К какому?
Ответы детей
- Значит и настроение у вас сегодня у всех отличное. Давайте поделимся хорошим настроением со всеми. (игра «Поделись настроением»)
- Я получила вчера письмо из зимнего леса о том, что не все готовы встречать Новый год и поэтому в лесу грустно, деревья не искрятся в инее, лесные зверьки разбежались по своим норкам. И поэтому я хотела пригласить вас в путешествие в зимний лес, чтобы помочь ему встретить Новый год. (слайд 1) Вы хотели бы составить мне компанию и прогуляться, и узнать, что же там произошло. Почему все грустят?
Ответы детей
- Тогда одевайтесь потеплее. Дорога нам предстоит трудная, длинная. Ой, ребята, а вы ничего не слышите (звучит сказочная музыка – в пещере короля Григ)
- Ответы детей
- Что можно сказать об этой музыке, какая она?
- Ответы детей
- Правильно ребята. Это музыка волшебная, сказочная. Как и этот лес. Я вам раскрою секрет. Вы умеете хранить секреты?
- Ответы детей
- Этот лес волшебный, а почему в лесу все грустят мы узнаем, если отгадаем загадку.
- Я модница такая, что всем на удивленье
Люблю я бусы, блестки – любые украшенья.
Но на мою поверьте великую беду
Наряд мне одевают всего лишь раз в году.
( Ответы детей: елочка). (слайд 2)
- Рассмотрите фотографию ребята. Как вы думаете, почему в лесу так грустно?
- Ответы детей
- Правильно ребята. Елочка не нарядная стоит. А какой же новый год без елочки. Как же мы можем елочке помочь. Ведь именно она позвала нас в волшебный лес, чтобы мы помогли ее беде? (воспитатель вносит в группу елочку)
- Ответы детей (украсить елочку игрушками)
Новый год, откуда пошла эта традиция? Как появились первые елочные украшения? Из чего их делали? Во всех ли странах украшают елочку?
- Ответы детей
- Ребята, я хочу вас пригласить в необычное путешествие, где увидим много красивых елочных украшений, какими они были раньше, мастеров и как делали игрушки. Узнаем, кто первый придумал украшать елочку. И даже попробуем сами сделать игрушки для нашей грустной елочки.
-Давайте отправимся в далекое прошлое и узнаем с чего все начиналось.
- Располагаются у экрана
- Традиция украшать елку появилась на праздник Рождество. Впервые появилась в стране Германия. (слайд 3). В древности жители этой страны были уверены, что деревья в новогоднюю ночь могут расцветать и приносить плоды. Они считали, что в елках живут волшебники – духи леса. И чтобы их задобрить развешивали на ветвях елей орехи, фрукты, сладости. (слайд 4).А в новогоднюю ночь елочку трясли и все, что в нее упало (сладости) раздавали детям.
- Расскажите, долго ли могла простоять такая наряженная фруктами и сладостями елочка?
- Ответы детей
-Конечно же нет. И тогда люди стали придумывать новые способы изготовления елочных украшений (из яичной скорлупы, золотили еловые шишки, использовали бумагу, картон). (слайд 5,6,7). Как вы думаете, а эти игрушки могли храниться до следующего нового года?
- Ответы детей
- И такие игрушки за год могли разбиться, помяться. И не сверкали и тогда люди придумали выдувать игрушки из стекла. (слайд 8). Брали стеклянную трубочку, нагревали ее пламенем и выдували из стекла шарики. (слайд 9). А затем стали выдувать фигурки людей и животных. (слайд 10). Вот так появились первые стеклянные игрушки. Появились они в 17 веке. Очень давно.
- В нашу страну эту традицию принес российский царь Петр 1 (слайд 11, но украшали елочки не все жители России. И только через много лет другой царь Николай 1 издал указ, чтобы все стали украшать ели у себя в домах. (слайд 12)
- Посмотрите ребята, на нашей реке три остановки. Какая эта остановка по счету?
- Ответы детей
- Правильно. Это первая остановка. Это было очень давно, во времена наших с вами предков. Ну что ж, поплывем дальше и посмотрим, как украшали елочки наши с вами бабушки и дедушки.
- В России в это время не было стеклянных игрушек и, наши бабушки и дедушки делали их своими руками из тряпочек, соломы, бересты (слайд 13,14,15). Наши умельцы делали игрушки из картона, а чтобы они блестели, покрывали их цветной фольгой. (слайд 16) эти игрушки изображали животных, птиц, рыб. (слайд 17). А из ваты изображали людей, деда мороза и Снегурочку (слайд 18). Яблоки, фрукты и ягоды изготавливались из опилок и покрывались слюдой. (слайд 19).
По игрушкам можно узнать историю нашей страны. Когда была война, делали игрушки в виде танков, звезд, солдатиков. (слайд 20). Когда в космос полетел первый космонавт Ю. Гагарин, то игрушки стали в виде космонавтов, ракеты, дирижабля. (слайд 21).Стеклянные игрушки были очень дорогие и купить их могли только очень богатые люди. Сначала их привозили из других стран. И только потом и в России появились стеклодувы.
(Слайд 22)
- Посмотрите ребята, где мы очутились сейчас?
-Ответы детей
- Конечно, это наше время. Из чего делают сейчас елочные украшения и какие?
-Ответы детей
- Из стекла, пластмассы, из фольги. (слайд 23, 24, 25)
Как вы думаете пластмассовые игрушки лучше стеклянных для использования?
- Ответы детей
- Почему они лучше?
Ответы детей
- Правильно, такие игрушки не бьются и ими наряжать елочку безопасно даже маленьким деткам. Хотя стеклянные игрушки намного красивее. Посмотрите, я принесла вас сундучок. В нем много старинных и современных игрушек. Давайте рассмотрим их и подумаем, что в них общего и в чем разница между ними. (дети рассматривают игрушки)
Река начинается в далёком, далёком прошлом – это древность, протекает через старину, где жили наши прабабушки и прадедушки в настоящее время, где живём мы с вами.
- Интересно, а как заполните вы «реку времени»?
Здесь очень много картинок, все они могут разместиться на «реке времени».
Вы можете договорится между собой кто будет выбирать и приклеивать картинки в древность, старину и современность. (Если дети самостоятельно не смогут поделиться на подгруппы, то предложить им вариант как это можно сделать).
Дети выбирают картинки и приклеивают на соответствующий их временному периоду участок «реки времени».
Дети собирают табл.
• Древность
• Старина
• Настоящее время
(Проверка, трудности)
- Я Вас приглашаю в мастерскую. Посмотрите, у нас лежат фломастеры, пластилин, шишки, веточки, бумага, ножницы и другие различные материалы. И в центре стоит наша грустная елочка. Я предлагаю вам помочь нашей елочке, ведь мы с вами пошли в зимний волшебный лес, потому что она просила нас о помощи. Давайте сделаем для нее необычную игрушку, игрушку будущего. Вы можете использовать любые материалы. Давайте подарим нашей елочке праздничное настроение
(Дети изготавливают игрушки).
- Кто расскажет про свою игрушку? Как она называется, из чего она сделана?
Ответы детей
- Ребята, а как вы думаете, где можно разместить ваши поделки на «реке времени»?
- Ответы детей
- Ребята, а что вам больше всего понравилось в нашем путешествие?
- А что было самым интересным?
- Трудно вам было выбрать и сделать елочную игрушку?
- Вы довольны своей работой?
- Что бы вы ещё хотели узнать?
- Вы можете забрать нашу «реку времени к себе в группу», показать своим друзьям.