Хаустова Елена
Конспект НОД «Я и моё имя»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Я, и мое имя».
Программное содержание: приобщать детей к самонаблюдению, к самопознанию; способствовать речевому и интеллектуальному развитию; упражнять в словообразовании; повышать самооценку детей; расширять знания и представления о связях людей всей планеты; обогащать словарь детей, эмоциональный опыт; воспитывать внимательное отношение к другому как к личности.
Предварительная работа:
1. Беседа с родителями об истории имени, почему или в честь кого так назвали ребенка.
2. Беседа с детьми на тему «Как тебя зовут?». Изготовление визитной карточки «Ромашка» (с уменьшительно-ласкательными словами).
Публикация «Конспект НОД „Я и моё имя“» размещена в разделах
3. Изготовление «паспортов» для игры «Путешествие».
4. Рисование и оформление детьми альбомов «Моя первая книжка». Запись текстов к рисункам.
Ход НОД
I. Приглашаю детей сесть полукругом.
- Лена, тебе нравится твое имя? Почему? А хотела бы ты, чтобы тебя назвали по-другому? Как?
Имена стали давать людям очень, очень давно. И давали их не просто так. У каждого имени свое значение и предназначение. Вот, например, имя Лена, в переводе с древне-греческого языка, означает – Факел/зажженный огонь, а имя Ваня, в переводе с древне-еврейского, означает Дар Бога. А знаете ли вы, ребята, что означают ваши имена? (ответы детей). Когда ребенок рождается, ему дают имя и он живет с ним всю жизнь: ребенок маленький – и имя у него маленькое, ребенок растет и имя подрастает вместе с ним, становится полным. Когда один человек знакомится с другим, он прежде всего называет свое имя.
II. – Вот сегодня мы и поговорим с вами обо всем этом, а начнем с того, что поиграем в игру «Как можно называть нас по-разному», а заодно проверим как вы и ваши родители справились с домашним заданием.
Дом. задание «Ромашка». На листе бумаги, сложенном пополам, аппликация ромашки. В центре цветка ребенок вписывает свое краткое имя, а на листочке – полное. На лепестках ромашки родители пишут ласкательные производные от имени ребенка. Ребенок наклеивает божью коровку (вырезанную из бумаги) на лепесток с именем, которое ему больше всего нравится.
- Я буду перечислять всевозможные ласковые имена, записанные на лепестках ромашек каждого из вас, с которыми к вам обращаются ваши мамы, папы, бабушки, дедушки, знакомые и друзья, а вы будете каждому из ребят придумывать новые и дополнять количество имен. А потом мы подсчитаем у кого их получилось больше и наградим победителей призами.
По ходу игры обсуждаем, выясняем всевозможные имена для каждого ребенка, включившегося в игру. Призы достаются владельцу самого большого количества имен и тому, кто больше всех придумал слов-имен.
III. – Я уже сказала, ребята, что имена растут вместе с людьми. Сейчас вы маленькие – и имя у вас маленькое, а подрастете, и имя ваше тоже подрастет, станет полным. Вот, например, Маша – Мария, Коля – Николай, а теперь продолжите вы: Степа - …., Вася -, Наташа - …. Молодцы!
- А сейчас мы поиграем с вами: я буду называть ваши маленькие имена, по очереди каждого, а вы будете называть свое полное имя.
(Проводиться игра «Продолжи ряд»)
- Ну, что ж, ребята, вы отлично справились с заданием. Теперь эти ромашки – ваши визитные карточки. (на кануне с детьми была проведена беседа о том, что такое визитная карточка).
IV. – Ребята, когда вы вырастете и станете взрослыми, то вас будут величать по имени-отчеству. У нас на Родине, то есть Отечестве, в русской культуре принято к своему имени добавлять имя папы-отца. Раз отец - значит, Отечество – отчество. Если папу зовут Сергеем, то сына величают Сергеевичем. А какое полное имя у твоего отца, Катя (Женя, Ваня, Настя)
- Какое у тебя отчество, Леша? (Дима, Саша, Юля) Дети по очереди называют свое имя отчество).
- К сожалению, имена ваших мам не будут звучать в ваших именах, но мы можем с вами попробовать, в виде эксперимента, «примерить» мамино имя как отчество.
(Проводится игра в слова, «Придумай от имени мамы отчество»).
V. – Вы, наверное, знаете ребята, что у каждого взрослого человека есть паспорт. Это документ подтверждающий личность человека. Паспорт нужен для того, чтобы совершить путешествия на самолете, пароходе, поезде. Чтобы получать посылки на почте или поехать в другую страну4 по туристической путевке. А почему бы и вам не иметь такие паспорта, ребята? (показываю для образца свой паспорт).
- Вот и давайте сейчас займемся с вами изготовлением ваших первых «документов». Вместо фотографии придется нарисовать свой портрет цветными карандашами, чтобы было красиво. А вот делать записи: фамилию, имя, отчество; домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей и место их работы я буду делать сама с ваших слов. (предварительно, накануне занятия, провела с детьми работу на тему «Что такое портрет», (дети изучают свое лицо в зеркале, рисуют его на бумаге в рамке для фотографии).
(Дети рисуют за столами свои портреты на первых страницах «паспортов». Во время заполнения данных паспорта, проверяю у детей знания домашнего адреса, имя и отчество родителей, место их работы).
VI. Игра «Путешествие по миру». Приглашаю детей в «самолет», чтобы посмотреть мир и себя показать. Роль таможенника (беседа о нем проводится накануне занятия) беру на себя: проверяю паспорта, багаж, предлагаю пристегнуть ремни и объявляю о том, сто самолет оторвался от земли и мы летим. Вращаю глобус, показываю детям территории Америки, Франции, Англии, Германии, Грузии. Объясняю о том, что мы пролетаем над этими странами и сообщаю детям о том, ч то в Америке и Англии, например, Ваню будут звать Джоном, в Германии – Иоганом, в Испании – Гуаном, в Грузии – Вано, во Франции – Жаном.
- А имя Юля в других странах звучит как Джульетта, Джулия, Жюли. Катя – Кэт, Кэти, Катрин; Катарина. Сергей – Серж, Андрей – Анжей, Андрэ, Анри, Андриан.
- В этих странах и взрослых и детей зовут только по имени. В Польше, например, обращаясь к взрослому, добавляют «пан», «пани». В Англии и Америке – «сэр», «леди». Во Франции – «мадам», «мадемуазель», «месье». Предлагаю совершить посадку на территории Франции и спеть песенку «Друзей», которая исполняет Э. Пьеха и обыграть ее – музыкальная пауза.
VII. – Ребята, у вас у всех очень красивые имена. Вы уже знаете, что они означают. А вот я бы хотела знать, почему или в честь кого вам их дали? Расскажите мне об этом. (Ответы детей. Предварительная работа проведена родителями дома).
- Вы, наверное, уже заметили, что есть ребята в нашей группе, у которых имена одинаковые. Назовите их (Ответы детей. Ваня З. и Ваня М., Лена С. и Лена К.).
- Даже многие из ваших знакомых носят такие же имена как у вас. Дети и взрослые с одинаковыми именами являются тезками. Раньше «тезка» считался и почитался как родственник.
(Выясняю, есть ли у детей тезки среди великих людей). Говорю и показываю портреты и фотографии).
- У Вани тезка – царь Иван Грозный, у Кати – русская императрица Екатерина II, у Насти – известная артистка театра и кино Анастасия Вертинская и Настенька из русской народной сказки «Морозко», у Андрея – популярный эстрадный певец Андрей Губин и т. д. Дети дополняют.
VIII. – Жизнь человека на земле не бесконечна. Но некоторые люди за свою жизнь успевают сделать столько много полезного для других, что их постоянно вспоминают с благодарностью и уважением. В их честь называют города и улицы. Идет человек по такой улице, увидит ее название и подумает что-нибудь хорошее о том, кто носил это имя и сделал его знаменитым.
(Проводится игра «Назови города, в которых есть имена людей» - предварительная работа родителей с детьми. Домашнее задание).
- Ребята, а что вы собираетесь сделать для того, чтобы этот мир стал лучше? Как вы собираетесь прославить свое имя? (Ответы детей).
- А еще вы можете прославить свое имя таким образом: каждый из вас может «выпустить» свою настоящую первую книжку под названием «Я и мое имя», в которой вы нарисуете и придумаете свои рассказы, а я их запишу. А сейчас мы сделаем «визитную карточку» нашей группы. (Дети на большом листе ватмана обводят фломастером свои ладошки и вписывают в них каждый свое имя, придумывают название группе. Красиво подписываю это название и прикрепляю визитную карточку к двери группы).
Итог НОД
Книжка «Я и мое имя» оформляется следующим образом:
1. стр. альбома называется «Как я был (а) маленьким (ой)»
2. «Я расту, умею, люблю, у меня есть друзья…»
3. «Кем я хочу быть»/ «Когда вырасту, я стану…»
4. «Про папу, маму и меня»
5. «Про мою сестренку (братишку)»
6. «Про нашу кошку» / «Моя собака»
7. «У бабушки в гостях»
8. «Моя любимая игрушка»