Елена Абуева
Конспект НОД к проекту «История возникновения электричества» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект НОД с детьми группы старшего возраста.
Тема «История возникновения электричества»
Образовательные задачи:
Обобщить имеющиеся представления детей об электричестве.
Расширять представления о том, где «живёт» электричество и как оно помогает человеку.
Закреплять правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.
Развивающие задачи:
Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
Способствовать овладению приёмами практического безопасного взаимодействия с окружающими предметами.
Воспитательные задачи:
Вызывать радость открытий от полученных опытов.
Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
Материал:
Презентация «История возникновения электричества»
Дидактическая игра «Найди пару»
Две электрические свечи (одна с батарейками, одна без батареек) .
Пластмассовые палочки по количеству детей
Кусочки шерстяной ткани
Воздушные шары
Крупа геркулес
Бумажные бабочки небольшого размера
Предварительная работа
Загадывание загадок об электроприборах
Беседы с родителями
Ход занятия
В группу приходит СМС от Бабы Яги.Она пишет детям: «Я недавно летала в гости к Кащею Бессмерному в тридевятое царство и увидела там настоящее чудо. Он провёл себе какое-то электричество, накупил какую-то технику. Она всю работу за него выполняет, он только кнопки нажимает и держит от меня в секрете. Я очень заинтересовалась этим чудом-электричеством и прилетела к вам попросить помощи, может вы знаете что-нибудь о этом чуде, откуда оно появилось, как с ним обращаться, где оно ещё живёт?»
А вы ребята знаете, что такое электричество? (слад №2)
Очень давно электричества на земле не было, как же тогда жили люди? (ответы детей)
- Когда-то давно первобытные люди умели только добывать себе пищу и воду. Источником тепла и света был живой огонь. Древние люди научились разжигать костёр, трением древесины и высеканием искры, который давал людям тепло и свет. По ночам они зажигали костры (Слайд№3 и 4)
Костёр обычно горел в центре пещеры и не мог осветить все её уголки. Тогда люди стали с помощью палки подносить огонь в разные места пещеры. Как вы думаете, как назвали эту палку? (факел) (Слайд№5)
Как вы думаете, ребята, всегда ли было удобно пользоваться факелом?
(опасно, его нужно держать в руках)
- Время шло, и люди всё более совершенствовали свои жилища. И теперь освещать избу с помощью костра или факела было невозможно. Когда наступал вечер, люди брали полено и расщепляли его на щепки и так получали лучину. (Слайд№6)
Лучину ставили на специальную подставку светец. Таким образом, освещали свои дома. Благодаря светцам лучины можно было переносить в любое место Под светцем ставили ведро с водой, ведь дома были деревянные и если с лучины упадёт искра, часто происходили пожары. Пожары случались часто, да и света от лучины было не много, она быстро сгорала, очень часто её надо было заменять.
Первые свечи появились около 2тысяч лет назад. Масляными свечами освещали дома древние греки.Делали их просто: наливали в чашу масло, помещали в него один конец фитиля, а свободный край поджигали. Свет от такой лампы был тусклый, но уютный – как от церковной лампады. Правда, был один существенный недостаток – масляная лампа чадила и коптила стены и потолки в домах. (слайд №7)
Древние римляне пошли дальше, научившись делать свечи. Первые свечи изготавливали из скрученного папируса, смоченного в растопленном животном жире. Затем в 20-м веке французский химик Мишель Шевроль придумал твердую свечу, с годами свеча менялась, усовершенствовалась. Этими свечами мы пользуемся по сей день. (слайд №8)
- На смену свечке пришла керосиновая лампа. (слайд керосиновой лампы №9)
Керосиновая - так как горела при помощи керосина.Эти лампы были разными: подвесную лампу использовали для освещения обеденного стола или просто как люстру. Возле настольной керосиновой лампы можно было шить, вязать и вышивать.
А вот, что пришло на смену керосиновой лампе вы узнаете,отгадав загадку:
Дом – стеклянный пузырек,
А живёт в нём огонёк.
Днём он спит, а как проснётся,
Ярким пламенем зажжётся. (лампочка)
(слайд №10).
Изобрёл электрическую лампочку накаливания русский изобретатель — Александр Николаевич Лодыгин. (слайд №11)
Почему горит лампочка, что заставляет еёработать вы узнаете из загадки:
К дальним сёлам, городам
Кто идёт по проводам?
Светлое величество!
Это … (электричество)
-Затее по проводам, спрятанным глубоко в земле или очень высоко над землей, приходит в дома, на заводы, помогая человеку (слайд №12) .
Сейчас вы услышали, как постепенно в нашу жизнь пришло электричество. Электричество приносит нам большую пользу. Мы с вами живём в благоустроенных квартирах, с комфортом. Всю тяжёлую работу выполняют машины. Какая техника помогает нам по хозяйству? (пылесос, чайник, печь, стиральная машина, фен и т. д.)
Электричество рождается на больших электростанциях (слайд электростанций №13) .
-Электрический ток бежит по проводам и заставляет электроприборы работать. Он похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие премаленькие частицы – электроны. Подробнее об электричестве вы узнаете на уроках физики, когда пойдете в школу. А пока мы с вами поиграем.
Игра «Ток бежит по проводам»
Бежит ток как вода (бегают друг за другом змейкой)
Вы ребята провода
Змейкой прямо через лес
Вот и к нам он в дом залез
Ну-ка ток замри (замирают)
И пылесос включи (изображают разную бытовую технику, роботов)
Всегда ли электрический ток бывает безопасным?
- Ребята, как вы думаете, почему, когда вы уходите из дома, нужно всегда выключать свет? А, иногда, родители просят вас выключить свет даже, если вы ненадолго выходите из комнаты? (Электричество дорого стоит, и очень много труда требуется, чтобы электричество пришло к нам в дом)
Игра "Хорошо-плохо"(Триз)
- Нам посчастливилось жить на планете Земля, маленькой, но очень красивой. Мы живём в век научно-технического прогресса, и уровень жизни каждого человека напрямую зависит от достижений науки и техники. Здесь всё взаимосвязано. Есть электроэнергия, значит, есть тепло в квартире, есть горячая и холодная вода, работают все бытовые электроприборы. Можно легко подогреть обед, вскипятить чайник, поутюжить одежду. Словом – есть электричество – есть жизнь!
-А если случится так, что электричество отключат. Что тогда будем делать?
Транспорт остановится, не подадут воду, в домах станет холодно, продукты в холодильнике испортятся, не будут работать ни телевизор, ни компьютер, ни магнитофон. Таким образом, электричество играет важную роль в жизни современного общества.
Раньше трудно было человеку. Давайте посмотрим как люди обходились без электричества, чем они пользовались?
Игра "Найди пару". (детям раздаются картинки предметов они должны к старинному предмету найти современный электрический) .
Веник-пылесос.
Корыто- стиральная машина.
Свеча-лампочка.
Русская печь-электроплита.
Самовар-электрочайник.
Котелок- мультиварка.
Яма-холодильник.
Рубель-утюг.
только нужно уметь правильно пользоваться этими приборами.
Электричество опасно – это каждый должен знать! Ребята вы знаете, как пользоваться электричеством? (ответы детей)
Правильно, нельзя вставлять в розетку разные предметы, нельзя браться мокрыми руками, трогать оголенный провод, выдергивать вилку за провод.
А еще есть не опасное электричество, и живет везде, и если его поймать можно, с ним поиграть.
Я приглашаю вас в страну волшебников, где мы научимся ловить электричество.
Закрыть глаза. 1, 2, 3, 4, 5 хотим волшебниками стать.
Открываем глаза, оказались в волшебной стране, попробуем сделать предметы волшебными.
Опыты:
1. Геркулес на шарике. Взять воздушный шарик, насыпать на стол сухие хлопья геркулеса. Шарик медленно опустить на хлопья. Что мы видим? (ничего не произошло).
Теперь попробуем шарик потереть об волосы и медленно опустить на геркулес. Что сейчас произошло (геркулес притягивается к шарику потому что на нём появилось электричество из волос)
Вывод: Электричество живет в волосах.
2. Бумажные бабочки. Предложить детям взять счетные палочки и потрогать бумажных бабочек, которые лежат на столе (ничего не происходит). Затем предложить палочки потереть о шерстяные вещи, бабочки стали притягиваться. Почему?
Вывод: Электричество живет в одежде.
3. Свечи. Взять две одинаковых свечки на батарейках. Посмотреть, что одна светит, вторая нет. почему не светит вторая свеча? (т. к. нет батарейки) .
Вывод: Электричество живет в батарейке.
Спросить какие игрушки есть у вас дома на батарейках?
Физкультминутка
А сейчас немножко отдохнем.
Быстро встаньте, улыбнитесь!
Выше, выше потянитесь!
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите!
Влево, вправо повернитесь,
Рук коленками коснитесь!
Сядьте-встаньте, сядьте-встаньте!
И на месте пробегитесь!
Все, достаточно садитесь!
Много информации мы сегодня узнали об электричестве. Как эту информацию передать Бабе Яге? (ответы детей)
Предлагаю нарисовать ленту времени "История электричества", мы ее отсканируем и по электронной почте отправим Баба Яге.
(дети рисуют историю возникновения электричества)