Конспект НОД компенсирующей направленности в старшей группе для детей с ОНР Тема «Осень. Деревья. Лес»

Марина Иванова
Конспект НОД компенсирующей направленности в старшей группе для детей с ОНР Тема «Осень. Деревья. Лес»

Программные задачи:

• Расширение представлений об изменениях, происходящих в природе осенью; активизация словаря по темам «Осень», «Деревья»; совершенствование навыков фонематического анализа; совершенствование грамматического строя речи (образование существительных в форме родительного падежа с предлогом «с», согласование прилагательных с существительными в роде и числе).

• Развитие речевого слуха, связной речи, памяти, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

• Формирование навыков сотрудничества, инициативности; воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование:

Коврограф, плоскостные изображения деревьев и их листьев на «липучках», синяя лента с узелками, завязанными на расстоянии 5 см друг от друга, карточки - «светофоры» для звукового анализа по числу детей, игрушечные ежи по числу детей (я брала небольшие магнитики в виде ежей, зеркала по числу детей, магнитофон, аудио-запись шума воды, песни «Лесной олень».

Предварительная работа:

Сбор листьев на участке детского сада, образование относительных прилагательных от названий деревьев, разучивание упражнения «Лесная речушка», повторение подвижного упражнения «Листья».

Ход НОД:

1. Организационный момент – упражнение «Лесная речушка».

Логопед приглашает детей на занятие, предлагает послушать шум воды, затем обращает внимание на синюю ленту, лежащую на полу.

Логопед: Ребята, что это так журчит?

Дети: Это река. Ручей.

Логопед: Это речка, молодцы. Давайте прогуляемся по её берегу.

Дети и логопед берутся за узелки на ленте и идут змейкой по залу, произнося текст.

Дети: Течет среди елок лесная речушка,

Течет и торопится к светлой опушке.

Несется по камушкам весело речка,

А мы из веревочки свяжем колечко.

Логопед и ребенок, у которого в руках конец ленты, связывают её, затем кольцо из ленты опускают на ковер.

Логопед: Лесная речка привела нас на опушку осеннего леса. Сегодня мы продолжим разговор об осени. Пройдите к стульчикам, представьте, что это пенечки, садитесь.

2. Игра «Разноцветные листья» - совершенствование грамматического строя речи, активизация словаря по теме «Деревья».

Логопед демонстрирует детям изображения деревьев на коврографе.

Логопед: Дети, вы узнали деревья, которые растут в лесу? Покажите и назовите их.

Дети отвечают и показывают: дуб, клен, береза, осина, каштан, и т. д.

Логопед: А вот внизу и листья этих деревьев. Их сорвал осенний ветер. Нам нужно отгадать, с какого дерева упал каждый из них, а затем закрепить листок рядом с этим деревом. Кто знает, чьей ветки детки? Не забудьте сказать, какой это листок.

Ребенок: Этот листок упал с клена (дуба, березы). Это кленовый (дубовый, березовый) листок.

Логопед: А с какого дерева упал последний листок?

Дети: С каштана.

Логопед: Верно. Мы назовем его «лист каштана». «Каштановый лист» не принято говорить. А теперь представьте, каого цвета листья деревьев осенью, и расскажите мне про каждый из них. Послушайте, как я скажу про еловые иголки. Это зеленые еловые иголки.

Ребенок: Это красный кленовый листок.

Далее дети отвечают по предложенной схеме.

Логопед: Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием.

3. Развитие тонкой моторики, профилактика нарушений письменной речи – работа с наложенными изображениями листьев.

Логопед раздает детям листочки с нарисованными наложенными друг на друга листочками.

Логопед: Ребята, на наших листочках тоже изображены осенние листья. Но они белые, не цветные. Кроме того, они упали друг на друга и их очень трудно узнать. Послушайте стихотворение и постарайтесь отгадать, о каком дереве идет речь.

Он до поздней осени

Весь стоит зеленый.

Значит, он выносливый,

Значит, закаленный.

Что это?

Дети: Это дуб.

Логопед: А как вы догадались?

Дети: На дубе листья долго остаются зелеными.

Логопед: Обведите дубовый листок на рисунке пальчиком.

Дети выполняют задание.

Логопед: А теперь возьмите зеленый карандаш, обведите и раскрасьте этот листок.

Дети выполняют задание. Логопед осуществляет индивидуальный подход, следит за правильностью посадки.

Логопед: А второй листок вы узнали?

Дети: Это кленовый листок.

Логопед: Каким он может быть осенью?

Дети: Красным.

Логопед: Обведите кленовый листок красным карандашом.

Дети выполняют задание.

Логопед: Какой листок получился?

Дети: Красный кленовый листок.

Логопед: Верно, молодцы!

4. Физкультминутка – подвижное упражнение «Листья».

Логопед приглашает детей выйти на ковер, где лежит кольцо из ленты.

Логопед: Давайте представим, что вы превратились в осенние листья, и вспомним упражнение, которое выучили еще в прошлом году. Только на этот раз листья будут кружиться вокруг лесного озера на опушке леса.

Логопед: Листья осенние тихо кружатся

(кружатся, расставив руки в стороны,

Листья нам под ноги тихо ложатся

(медленно приседают).

И под ногами шуршат, шелестят

(движения руками вправо-влево,

Будто опять закружиться хотят

(кружатся на носочках).

Логопед: А теперь представьте, что ветер забрасывает листочки в лужу, а потом выносит их из лужи. Сейчас вы будете прыгать на носочках в озеро, а потом из озера. Приземляйтесь на носочки, слегка согнув ноги. Посмотрите, как это делаю я.

Логопед и дети прыгают в круг и из круга.

5. Игра «Ёжик гуляет» - развитие навыков фонематического анализа, определение места звука в слове.

Логопед: Ребята, осенний лес совсем пустой, ни птичек не слышно, ни зверей не видно. Где же они?

Дети: Птицы улетели на юг. Звери спрятались в норы, в спячку.

Логопед: А я слышу, кто-то шуршит листьями. Давайте попробуем отгадать, кто это:

Под соснами, под елками

Лежит мешок с иголками.

Дети: Это ежик.

Логопед: Да, это еж, и не один. Как называются детеныши ежа?

Дети: Ежата.

Логопед раздает ежат-магниты, «светофоры» (можно заранее положить «светофоры» на столы, где будут выполнять задание).

Логопед: Еж и ежата вышли погулять, сейчас ваши ежата будут гулять по разноцветным осенним полянкам и помогать вам определять место звука [Б] в словах, которые я произнесу. Если звук [Б] будет в начале слова, ежонок должен встать на красную полянку. Если звук [Б] будет в середине слова, ежонок перейдет на желтую полянку. А вот на зеленую полянку сегодня ежата выходить на станут, потому что звук [Б] – звонкий согласный, он никогда не слышится в конце слова.

Логопед произносит ряд слов со звуком [Б]: боровик, грибы, яблоня, барсук, бурелом, а дети помещают ежат то на желтый, то на красный сектор «светофоров».

Логопед: Отлично. Вы ни разу не допустили ошибки.

6. Музыкальный артикуляторный комплекс «Лесной олень» - упражнения для постановки сонорных звуков.

Логопед: Ежики ушли, но, кажется, на опушку леса идет кто-то еще. Кто же это?

Звучит отрывок песни «Лесной олень».

Дети: Это олень.

Логопед: Молодцы, угадали. Давайте притаимся и послушаем, как он стучит копытцами.

Под мелодию песни «Лесной олень» дети выполняют артикуляционные упражнения «Лошадка», «Почистим верхние зубки», «Маляр», «Индюк» перед индивидуальными зеркалами (упражнения могут быть заменены по желанию педагога, также как и музыка, я ориентировалась на тему занятия при выборе).

7.Итог НОД.

Логопед: Ребята, олень ускакал, мы остались совсем одни в лесу. Давайте вернемся в детский сад? Только придется опять идти по берегу реки.

Дети выходят на ковер, берутся за узелки на ленте, идут за логопедом «змейкой», отвечая на вопросы.

Логопед: Дети, где мы были? Что вы видели в лесу? Какие листья мы подбирали? Каких животных мы встретили в лесу? А что делали ежики на разноцветных полянках? Правильно. Ребята, вот мы и пришли в детский сад, наше путешествие закончилось.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Разноцветные листья» Цели: Расширение словарного запаса (тема «Деревья»). Расширение образного словаря. Совершенствование грамматического строя речи (образование.

Индивидуальный план коррекционной работы на учебный год Индивидуальный план коррекционной работы ФИО ребенка___ на ___ учебный годЗадачи:Вызвать интерес к.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Деревья и листья
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Конспект НОД компенсирующей направленности в старшей группе для детей с ОНР Тема «Осень. Деревья. Лес»
Опубликовано: 14 марта 2015 в 16:20
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 августа. День Государственного флага Российской Федерации

Государственный флаг – бело-сине-красный триколор – для каждого из нас символизирует новую Россию. Ту, что смогла не пропасть, а возродиться после «перестройки» и «лихих 90-х». С этим флагом прочно...

22 августа. День поделок из спичек на МААМ

Спички детям не игрушка, а благодатный материал для творчества. Обыкновенные спички, которые есть в каждом доме, можно использовать для совместного творчества с детьми. Причем в ход идут и сами спички, и...

Фотоотчет. Развивающие пособия из фетра
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию пособия изготовленные самостоятельно для работы с нашими детками имеющими заболевания. Использование развивающих...
Фоторепортаж «Экскурсия в Эфес (Турция)» (продолжение)
Эфес– один из семи чудес древнего мира. Город был коммерческим, религиозным и социальным центром древности. На сегодняшний день это самый большой и лучше...
Консультация для родителей «Мой друг у меня в гостях»
Консультация для родителей «Мой друг у меня в гостях» Все чаще дети из-за невозможности или неумения общаться вживую, делают это в социальных сетях или...