Елена Владимировна Кутько
«Космическое путешествие». Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром.
"Космическое путешествие"
Цель:
Расширять и углублять знания дошкольников о космосе.
Задачи:
• Познакомить детей со строением Солнечной системы.
• Развивать воображение, конструкторские навыки, умение моделировать по схеме.
• Вызвать интерес к космосу.
Публикация «„Космическое путешествие“, Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Активизация словаря:
Солнечная система, планеты: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, космос, звездное небо, инопланетяне, орбита.
Оборудование:
мультимедиа, экран.
Презентация «Солнечная система».
Видео «полет в космос».
«Физминутка- инопланетяне».
Игра «Танграм» на каждого ребенка.
Образец ракеты.
Аудиозапись космической музыки.
Карточки с изображением 8 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
Звездочки по количеству детей.
Ход НОД:
Дети заходят, здороваются с гостями.
Оргмомент.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Нам преграды нестрашны,
Если мы дружны!
Улыбнулись мы друг другу!
Просто молодцы!
А сейчас, ребята вам,
Я один вопрос задам
В космос не хотели бы слетать?
Дети: хотели бы.
- Если в космос мы хотим,
- Значит, скоро полетим,
- Чтобы отправиться в космическое путешествие нам надо взять с собой ловкость, быстроту, смекалку, и конечно хорошо потренироваться.
- Давайте представим себя в тренажерном зале Звездного городка.
-Повернулись друг за другом!
- Шагом марш!
(Дети идут по кругу, друг за другом).
Игровое упражнение «Тренировка».
Мы идем на тренировку,
Дружно в ногу мы идем,
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким
Руки вверх и руки вниз, вправо влево наклонись,
Головою покрути
И лопатки разведи.
Присели, встали, подтянулись,
Подпрыгнули и оглянулись,
Подпрыгнули еще и снова взгляд через плечо.
- Молодцы!
- А теперь восстановим дыхание Вдох – выдох;
Молодцы!
- А на чем мы отправимся в космос?
- Дети: на ракете.
Игра «Танграм».
- И я предлагаю вам построить ракету.
- Посмотрите на доску.
(ставлю квадрат, разделенный на семь частей).
- Это квадрат, разделенный на семь частей, здесь треугольники и четырехугольники разных видов
- У вас на столах лежит такая игра, а называется она «Танграм».
- Подойдите к столам. Откройте ваши коробочки и приготовьте эти фигуры.
Дети проходят и садятся за столы.
- Составьте из элементов игры ракету по образцу.
(Воспитатель ставит образец ракеты на доску).
Индивидуальная работа детей за столами.
- Все выполнили задание? Молодцы?
(Дети выходят из-за столов, на середину зала).
К полету готовы?
- А сейчас мы с вами дети
Улетаем на ракете.
Теперь займите ваши кресла,
Надеюсь, всем хватило места?
(Дети садятся на стульчики, которые отдельно стоят полукругом).
- А чтобы в космическом пространстве нам все хорошо рассмотреть, предлагаю вам сделать несколько упражнения для глаз
«Гимнастика для глаз»
Теперь вы будете очень внимательны в пути.
- Объявляется минутная готовность! До старта 10 секунд!
- Начать обратный отсчет.
(Дети хором, вместе с взрослым, считают от 10 до 0).
- 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2,1 Старт!
Фонограмма «Музыка космоса».
Слайд №1 – «Звездное небо».
- Ракета уносит нас в звездное небо.
- Сколько звезд! Какие они яркие!
- Кажется, будто сказочный волшебник разбросал по темно-синим небесам пригоршни сверкающих алмазов.
-Звездочки ясные, звездочки частые
В небе высоком горят!
Словно поют они песни прекрасные
Снами они говорят.
Небо огромное! Небо бездонное!
Звезд, как песчинок, не счесть!
- Мир звезд разнообразен. Они кажутся нам маленькими, потому-то находятся очень далеко, а на самом деле – это раскаленные шары, как Солнце.
Слайд №2 - «Солнце».
-Планета Солнце - это огромный раскаленный шар.
-Который, что излучает? (тепло и свет).
- На самом Солнце жизни нет, там очень жарко.
-Но Солнце не одиноко, у него есть семья.
Слайд №3 – «Солнце и планеты».
-У планеты Солнце есть своя семья.
- Только это не сыночки и дочки - это планеты.
- В этой семье 8 планет: все они разные по величине, все они намного меньше Солнца.
- У каждой планеты есть имя, как и у нас с вами.
Слайд №4 – видео «Солнце и названия планет».
- Внимательно смотрите, слушайте и запоминайте.
- Планеты вокруг солнца танцуют, как дети.
Меркурий заводит весь хоровод.
Чуть дальше Венера в пространстве плывет.
Встречаем мы Землю рядом с Луной.
И огненный Марс, что кружит за Землей.
За ними - Юпитер, из всех Великан.
И дальше Сатурн в кольцах видится нам.
Последние три едва различимы,
Малы и холодны, но их различим мы:
Уран, Нептун. Плутон был 9 планетой Солнечной системы но ученые отменили это на конгрессе Международного Астрономического Союза 25 августа 2006 года.
- Ребята, сколько планет в семье Солнца? (8 планет).
- Семью Солнца называют Солнечной системой.
- Как называют семью Солнца? (Семью Солнца называют Солнечной системой).
Презентация «Солнечная система».
слайд «Орбита Солнечной системы».
Слайд Солнце и орбиты, без планет.
- Ребята посмотрите на космический экран, перед нами вся Солнечная система и главным является Солнце.
- В семье Солнца всегда царит порядок:
Никто не толкается, не обижает друг друга.
- Каждая планета имеет свою дорожку, по которой она бежит вокруг Солнца.
- Дорожка, по которой движется планета, называется – орбита.
(показ указкой).
- Повторите это слово.
(Дети повторяют слово «орбита»).
- Как называется дорожка, по которой движется планета? (орбита).
- А теперь внимательно посмотрите на схему Солнечной системы:
- Сколько дорожек – орбит вокруг Солнца? (8).
- Правильно, 8.
- 8 орбит и 8 планет.
1 слайд --- 1 планета на орбите Солнечной системы - «Меркурий».
- И на первой дорожке – орбите, вокруг Солнца, движется или живет планета Меркурий.
(Воспитатель показывает указкой).
- Меркурий – ближайшая к Солнцу планета,
Залит он лучами горячего света,
Так много ему достается лучей,
Что эта планета других горячей!
Так быстро Меркурий бежит по орбите,
Как будто торопит: «Меня догоните!».
- Меркурий, самая быстрая и раскаленная планета, на ней нет воздуха, воды нет жизни, и очень жарко.
- Так жарко, что пироги можно печь без духовки и то они сгорят. Зато с приходом ночи начинается такой холод, какого не бывает на Земле на самом Севере.
2 слайд--- 2 планета орбиты Солнечной системы - «Венера».
- На второй дорожке-орбите живет планета Венера.
-На Венере не плещет море, не шумят дожди.
- На Венере ничего не растет.
- Воздуха на ней много, но дышать им нельзя – он ядовитый.
- Венера самая красивая планета.
Венера
- В честь богини красоты.
Названа, Венера, ты!
В темных небесах сияешь,
Красотой нас озаряешь.
3 слайд ---3 планета на орбите Солнечной системы - «Земля».
Земля – планета жизни.
От Солнца третья по счету планета,
Наша Земля поменьше звезды.
Но ей хватает тепла и света,
Чистого воздуха и воды.
Жизнь на Земле – это разве не чудо?
Бабочки, птицы, жучок на цветке…
Жизнь на Земле вы найдете повсюду –
В самом далеком, глухом уголке.
-Это единственная планета, на которой есть жизнь, вода, деревья, воздух которым можно дышать.
- Поэтому здесь и живут разнообразные животные и растения.
- Планету «Земля», называют «голубой планетой.
4 слайд –4 планета на орбите Солнечной системы - «Марс».
- На четвертой орбите Солнечной системы живет планета «Марс».
- «Марс» отличается от других планет красноватым свечением.
- Поэтому его часто называют «Красной планетой».
- «Марс» - красный, из-за песка красного цвета, и небо не голубое, а розовое, из-за пыли, которая постоянно находится в атмосфере.
«Марс».
А во тьме,
Горя багровым светом,
Из глубин космического льда
Смотрит Марс –
Безлюдная планета,
Хмурая, военная звезда.
5 слайд – 5 планета орбиты Солнечной системы - «Юпитер».
-На пятой орбите от Солнца – планета «Юпитер».
- «Юпитер»- самая большая планета Солнечной системы!
- Этот громадный шар, состоящий из жидкого водорода, в 11 раз больше «Земли».
- У «Юпитера» нет твердой поверхности.
- Вся планета – гигантский океан, вода, совершенно другая, она скорее похожа на тянущийся, обжигающий кисель из разжиженных газов.
Юпитер.
Юпитер больше всех планет,
Но жизни на планете нет.
Повсюду жидкий водород
И лютый холод круглый год!
6 слайд – 6 планета орбиты Солнечной системы – планета «Сатурн».
- На шестой орбите Солнечной системы живет планета «Сатурн».
- Эта планета окрашена в яркий желто- оранжевый цвет, ее окружают удивительные кольца, состоящие из ледяных глыб и камней.
Сатурн.
Сатурн – красивая планета
Желто – оранжевого цвета,
И кольцами камней и льда
Окружена она всегда.
А сейчас мы с вами направляемся еще к одной планете, которую по праву называют одной из самых красивых планет. Это Сатурн.
У каждой планеты есть что-то своё,
Что ярче всего отличает её.
Сатурн непременно узнаешь в лицо -
Его окружает большое кольцо.
Оно не сплошное, из разных полос.
Учёные вот как решили вопрос:
Когда-то давно там замёрзла вода,
И кольца Сатурна из снега
и льда
7 слайд – 7 планета орбиты Солнечной системы – планета «Уран».
- На седьмой орбите Солнечной системы находится планета «Уран».
- Это единственная планета, которая вращается лежа на боку.
- Этакий лежебока!
-Поэтому к «Солнцу» обращен то один его бок, то второй.
- Каждое полушарие освещается «Солнцем» ровно 40 лет, а потом 40 лет царит ночь.
Уран.
Уран – лежебока, и встать ему лень,
Подняться планете невмочь,
Сорокалетие длится там ночь,
И сорокалетие - ночь.
8 слайд - 8 планета орбиты Солнечной системы «Нептун».
- На восьмой орбите Солнечной семьи - Солнечной системы живет –находится планета «Нептун».
- По восьмой орбите Солнечной системы продолжает свой путь планета «Нептун».
Нептун.
Планета Нептун от Земли далеко.
Увидеть ее в телескоп нелегко,
От Солнца по счету планета восьмая,
Царит на ней вечно зима ледяная.
- В атмосфере Нептуна бушуют самые сильные ветры сред планет Солнечной системы. Эта планета состоит изо льда и горных пород.
- Но случилось с нашей ракетой?
- Ее клонит то вправо, то влево.
- Стрелки на приборах дрожат,
- А за иллюминаторами инопланетяне стоят:
- Ручками машут, зовут всех нас в пляс.
Видео слайд на космическом экране
Физминутка «Встреча с инопланетянами».
Займите места в ракете.
- Вот мы и познакомились с Солнечной семьей – Солнечной системой.
- Подумайте и скажите, чем похожи все планеты Солнечной системы?
- Верно! Все планеты имеют форму шара и все вращаются вокруг Солнца.
- Сколько планет в Солнечной системе? (8 планет).
- Как называется самая близкая к Солнцу планета, которая живет на первой орбите?
- Какая планета самая удаленная от Солнца и находится на девятой орбите?
- Какая планета самая большая? (планета «»Юпитер»).
- Какую планету называют Красной? (планету «Марс»).
- На какой по счету орбите находится планета «Марс»?
- Какую планету окружают кольца? (планету «Сатурн»).
- На какой орбите живет планета «Сатурн»?
-Какая планета вращается, лежа на боку? (планета «Уран»).
- На какой орбите живет планета «Уран»?
- Назовите планету, на которой есть жизнь? и там живут разнообразные растения, животные, люди?
(планета «Земля»).
(на третьей орбите Солнечной системы находится планета «Земля»).
- Наше космическое путешествие заканчивается и нам пора возвращаться!
Звук запуска ракеты.
При выходе из ракеты хочу подарить вам ребята по такой звездочке на память о нашем космическом путешествии.