Дарья Рыгалова
«Кто в избушке живёт?» Конспект НОД на тему «Устройство русской избы» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие у детей представлений об истории цивилизации.
Задачи: познакомить детей с бытом, утварью русской семьи, одеждой взрослых и детей в давние времена. Развить интерес к старинным играм и забавам.
Словарь: изба, сени, печь, горшок, ухват, кочерга, ушат, ковш, сундук, самовар, баранки, икона, красный угол.
Публикация «„Кто в избушке живёт?“ Конспект НОД на тему „Устройство русской избы“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
Дидактический материал: макет дома, иллюстрации народных костюмов и предметов.
Ход:
Дети сидят на стульчиках полукругом.
Воспитатель. Ребята сегодня мы с вами отправимся в прошлое, чтобы узнать, как же жили русские люди много лет назад?
Дом, в котором они жили назывался изба. Маленький домик называли избушкой, а шутливо — «избушка на курьих ножках». Хотите узнать, как жили в этой избе? Сначала все входили в сени (прихожую, потом в избу. (Внести макет). Давайте посмотрим, что же было в этой избе?
Подвести детей к макету рассмотреть его.
Воспитатель. Присаживайтесь на стульчики, а я вам расскажу.
Ребята как вы думаете, что в избе самое главное? (картинка печь) Она грела, в ней готовили (вопрос детям: где сейчас готовит мама еду, на ней еще спали. Эта печь называется русской (такую делали только в России). Рядом с печкой всегда стояли ухват и кочерга (картинка кочерга и ухват) (Рассказать, как использовались кочерга и ухват). Зачем нужен ухват? (Потому что горшки в печи были очень горячие.) Как залезали на печь? (По лестнице.)
Раньше в каждой избе был «красный угол», в котором на рушнике стояли иконы. (показ и объяснение по макету).
Ребята, а что вы видите в избе, кроме печи и красного угла? (Лавки.) Ребята, как вы думаете почему они широкие? (Ответы детей). Вы сейчас где спите? (Ответы детей). На лавках раньше спали. А теперь давайте с вами немного отдохнем.
Физминутка «Конь»
Конь меня в дорогу ждет, (руки за спиной сцеплены в замок)
Бьет копытом у ворот, (ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)
На ветру играет гривой
Пышной, сказочно красивой, (покачивания головой, затем наклоны в стороны)
Быстро на седло вскочу,
Не поеду - полечу, (подскоки на месте)
Цок - цок - цок,
Цок - цок - цок, (руки полусогнуты в локтях перед собой)
Там за дальнею рекой
Помашу тебе рукой, (подскоки на месте).
Молодцы ребята, а теперь еще раз давайте подойдем к избе.
А где вы сейчас храните свои вещи. (ответы детей).
А раньше вещи хранили в сундуке. Ребята, посмотрите внимательно, в нашей избе есть сундук. Где он? Правильно. Давайте в него заглянем, действительно ли в нём хранятся вещи? Мы с вами были правы, в нём на самом деле лежат какие-то вещи.
А сейчас ребята присядьте на свои места, а я покажу вам, какие же вещи носили люди раньше.
(показ картинок вещей мужчины, женщины и детей)
Давайте рассмотрим одежду людей. Удивительно красиво, и все делали своими руками: вышивали, вязали, шили! (Беседа по картинкам)
Ребята, а откуда вы дома берёте воду? А где купаетесь? (ответы детей). А вот раньше воду набирали с реки или колодца и ставили в избу в вёдрах. Купались в ушате. Поливали на себя ковшом. (Показ картинок ведра, ушата, ковша).
Посередине избы стоял большой стол, за которым кушали. На столе обязательно был самовар (показ картинки) из которого наливали чай.
А когда люди отдыхали (в праздники, они любили игры и забавы. Хотите, мы тоже поиграем? (Дети играют в старинную игру «Золотые ворота»).
В игре «Золотые ворота» двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами.
Дети «Воротики» произносят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».
Воспитатель. Молодцы ребята. А где мы сегодня с вами были? А что вы там видели интересного? (ответы детей). А в какую старинную игру мы с вами играли? Вам понравилось? Молодцы ребята!