МААМ-картинки

Конспект НОД «Культура и традиции русского народа»

Ирина Салионова
Конспект НОД «Культура и традиции русского народа»

Культура и традиции русского народа

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Ручеёк» общеразвивающего вида Пограничного муниципального района»

Конспект

НОД по познавательному и речевому развитию в подготовительной к школе группе «Берёзка» на тему «Культура и традиции русского народа»

Воспитатель: Салионова И. Э.

пос. Пограничный

2019 г.

Публикация «Конспект НОД „Культура и традиции русского народа“» размещена в разделах

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры, вызвать интерес к русским традициям; воспитание творчески развитой личности, воспитывать доброту и любовь друг к другу, окружающему миру.

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная, музыкальная, перцепция литературы и фольклора.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»

1. Пробуждать интерес к истории и культуре русского народа, способствовать развитию познавательной активности и любознательности.

2. Расширять знания детей о народных традициях и обычаях русского народа.

3. Познакомить с русской народной игрой «Гори, гори ясно» и правилами её проведения.

4. Расширять знания о здоровом образе жизни; учить заботиться о своем здоровье, используя многовековой опыт народной медицины – лечение травами.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

1. Воспитывать в детях чувство любви и бережное отношение к народной культуре и традициям русского народа; вызвать эмоциональный отклик

Образовательная область «Речевое развитие»

1. Закреплять знание видов и жанров устного народного творчества; показать красоту русского языка.

2. Развивать интонационную выразительность речи, совершенствовать художественно речевые навыки в использовании потешек, прибауток, пословиц, поговорок.

3. Закреплять умение внимательно слушать загадки, самостоятельно разгадывать их.

4. Продолжать активизацию словаря: посиделки, завалинки, светёлка, сусеки, люлька, досуг, традиции, самовар, амбар, ухват, чугунок, рубель.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

1. Закреплять навыки пения и координацию движения при использовании хороводов.

Образовательная область «Физическое развитие»

1. Развивать двигательную активность, быстроту, ловкость, ориентировку в пространстве при проведении русской народной игры.

Методы и приемы:

Практические: хоровод «На горе-то калина», игра «Гори, гори ясно!», игра на ложках.

Словесные: использование художественного слова, загадки, пословицы, поговорки, беседа, указания, вопросы.

Наглядные: презентация «Лечебные травы», домашняя утварь, картинки с изображением русских народных промыслов.

Предварительная работа:

Заучивание скороговорок, пословиц, поговорок, хороводной песни «На горе-то калина», беседы об обычаях и традициях русского народа, о русских народных промыслах, знакомство с русскими народными играми и правилами их проведения, пословицами о здоровье, беседа о лекарственных растениях.

Материалы и оборудование:

Русские народные костюмы для девочек, мальчиков и воспитателя, платочек для игры, презентация «Лекарственные растения», музыкальное сопровождение, русские народные инструменты, предметы старины.

НОД:

(Звучит русская народная мелодия, в зал входят ведущая и дети в русских народных костюмах. Дети встают полукругом)

Ведущая:

Мир вам, гости долгожданные,

Что пришли к нам в добрый час!

Встречу теплую, желанную

Мы приготовили для вас!

Саша С. :

Дорогие гости, будьте как дома!

Наш уют домашний каждому виден,

В тесноте, быть может,

Да не в обиде!

Марат: Собрались мы позабавиться, пошутить, поиграть, посмеяться.

Аня:

На завалинке, в светелке,

Иль на бревнышках каких.

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

Рома:

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по сусекам,

Личных дач или квартир.

Алина:

Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорить,

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить!

Ведущая: Собрались мы сегодня, чтобы старину вспомнить, поиграть в русскую народную игру, в которую играли наши прабабушки и прадедушки. У каждого народа есть свои традиции, свои песни, сказки, игры.

Арсений:

Будем праздник начинать,

Будем петь и танцевать!

Хоровод заведем,

Песню звонкую споем!

Варя: Говорят в народе : «Есть хлеб – будет и песня».

(Хоровод «На горе-то калина»)

На горе-то калина,

Под горою малина.

Ну, что ж, кому дело, калина,

Ну кому какое дело, малина?

Там ребята гуляли,

Там ребята гуляли,

Ну, что ж, кому дело, гуляли,

Ну кому какое дело, гуляли?

Калинушку ломали,

Калинушку ломали,

Ну, что ж, кому дело, ломали,

Ну кому какое дело, ломали?

Во пучочки вязали,

Во пучочки вязали,

Ну, что ж, кому дело, вязали,

Ну кому какое дело, вязали?

На дорожку бросали,

На дорожку бросали,

Ну, что ж, кому дело, бросали,

Ну кому какое дело, бросали?

(После хоровода дети рассаживаются по местам)

Ведущая:

Дальше бой скороговорок

Разрешите нам начать.

Кто-то пусть скороговорит,

Остальных прошу молчать!

(Выходят Малена, Диана, Василиса, Ульяна, Аня, Рома)

Малена: Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая.

Диана: Хорош пирожок, внутри творожок.

Василиса: Белые бараны били в барабаны.

Ульяна: Маленькая болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала.

Аня: Варя на проталинке промочила валенки. Сохнут на завалинке Варины валенки.

Рома: У Егора огород, там морковка и горох. В огороде у Федоры огурцы и помидоры.

(Дети рассаживаются по местам)

Рома:

Эй, кто весел и удал!

Принесите ложки в зал,

Пригласите ложкарей!

Что? Они уж у дверей?

Заходите, приглашаем,

Музыку для вас включаем.

Звонче наших ложек нет

И на танец, и в обед!

( Игра на ложках: Саша С., Василина, Ульяна, Варя, Алина, Аня. По окончании дети рассаживаются по местам)

Ведущая: Без частушек прожить можно, да чего-то не живут!

Василина:

Станем рядком,

Да частушки пропоем.

Запевай веселей,

Чтоб порадовать гостей!

(Дети исполняют частушки)

Захар, Макар:

Ой, девчата дорогие!

Разрешите вам сказать:

Мы имеем предложенье

Вместе с вами погулять.

Ульяна:

Мы частушек много знаем,

Все частушки разные!

Вы хорошие ребята,

А ладошки грязные.

Марат:

Мы девчонок в нашей группе

Очень уважаем.

Пусть девчонки нас полюбят,

Мы не возражаем!

Малена:

Ой, топни нога,

Топни, правенькая,

Все ребята меня любят,

Хоть и маленькая.

Саша С. :

Выйду, выйду я плясать,

В новеньких ботинках.

Все ребята говорят,

Что я, как картинка.

Рома:

Ой, топни, нога,

Не жалей сапога.

Папка новые сошьет,

Или эти подошьет.

Все вместе:

Мы частушки вам пропели,

Дорогая публика.

За карманы не держитесь,

Ни возьмем не рублика.

(Дети рассаживаются по местам)

Ведущая: Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть!

Алё на:

Ах ты, русская душа,

До чего ж ты хороша!

В круг становись,

И весельем зарядись!

(Игра «Гори, гори ясно». Дети становятся в круг и с помощью считалки выбирают водящего)

Считалка:

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети.

Кукушата просят пить,

Выходи – тебе водить!

(Водящий стоит с платочком в кругу, и дети идут по кругу со словами «Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо – птички летят, колокольчики звенят». После этих слов водящий быстро встает между двумя детьми, и все начинают считать: «Раз, два, три, беги!». Двое детей, между которыми встал водящий, бегут в противоположные стороны за кругом, и кто первый дотронется до платочка, тот становится водящим. Действие повторяется несколько раз)

Ведущая:

А сейчас вы не зевайте,

Мои загадки отгадайте.

1. Сама не ест, а всех кормит. (ложка)

2. В старину в ней дети спали,

Мамы, сестры их качали.

Что же это за кроватка,

Спать в которой очень сладко! (люлька)

3. Что на сковороду выливают,

Да вчетверо сгибают? (блины)

4. Чёрный конь прыгает в огонь. (кочерга)

5. Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо. (самовар)

Ведущая: Давным-давно человек заметил, что все звери лечатся травами. Вот и люди, усвоив это, стали передавать своим потомкам сведения о лечебных травах.

(Выходят Аня, Даша, Лера, Артём, Василиса, Диана, Антон, Денис, Соня, Алёна. Параллельно выступлениям детей проходит презентация: каждому названному детьми растению сопутствует его изображение)

Аня: Лечение травами известно с давних времен. В наших лесах много лекарственных растений. Из цветков липы заваривают чай от простуды. Подорожник хорошо прикладывать к небольшим ранкам – он останавливает кровь, убивает микробы.

Даша: Ягоды земляники очень полезны, а ее листочки – замечательное средство от болезней сердца.

Лера: Шалфеем хорошо полоскать горло при простуде.

Артё м: Ромашка с медом полезна для пищеварения и хорошего сна.

Василиса: Одуванчик улучшает аппетит, понижает давление.

Диана: Мать-и-мачеха помогает при простуде.

Антон: Календулой мы полощем горло.

Денис: Крапива останавливает кровь.

Соня: Душица от простуды, а еще она успокаивает.

Алё на: Зверобой, как говорили в старину, от девяносто девяти болезней!

(Дети рассаживаются по местам)

Ведущая: Самая лучшая аптека – это природа. Русский народ сложил немало пословиц и поговорок о здоровье.

(Выходят Марат, Малена, Юля, Вика, Лера)

Марат: Ешь чеснок и лук – не возьмет недуг.

Малена: Здоровье дороже богатства.

Алина: И собака знает, что травкой лечатся.

Василина: На всякую болезнь по травке вырастает.

Лера: Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял, здоровье потерял – все потерял.

(Все дети выходят и встают полукругом)

Ведущая: Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать гостей пирогами, пряниками, ватрушками, и, конечно же, ни одни посиделки не обходились без чаепития.

Саша С. : Играми да плясками сыт не будешь! Славится русский народ гостеприимством да угощением!

Даша:

Не красна изба углами,

А красна изба пирогами.

Чай горячий на столе,

Пышки и варенье!

Все вместе:

Приглашаем вас отведать

Наши угощения!

Ведущая: Приглашаем всех на чаепитие.

(Дети вместе с ведущей приглашают гостей на чаепитие)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД на тему «Обычаи и традиции русского народа. Посиделки» в подготовительной к школе группе Цель: воспитывать любовь к народному творчеству, культуре и традициям русского народа. Задачи: -формировать интерес детей и взрослых к произведениям.

Конспект занятия по развитию речи «Культура и традиции русского народа» Конспект занятия. Развитие речи. Тема: «Культура и традиции русского народа» Цель: Закрепить знания детей о названии страны, в которой.

Конспект заседания вечернего клуба «Секреты волшебного сундучка» «Зимние традиции и обычаи русского народа»Конспект заседания вечернего клуба «Секреты волшебного сундучка» «Зимние традиции и обычаи русского народа» «Зимние традиции и обычаи русского народа» Подготовили и провели: Логинова Т. В. – учитель - логопед Пантюхова Г. Н. - воспитатель Булкина.

Конспект занятия «Культура и традиции мордовского народа» (1) Задачи: - воспитывать любовь к своей Родине, - формировать представление о России как о многонациональной стране, познакомить с понятиями.

Конспект занятия «Культура и традиции мордовского народа» (2) Цель: Продолжать формировать элементарные представления воспитанников о культуре и традициях мордовского народа. Задачи: Образовательные:.

Мини-музей «Традиции и быт русского народа»Мини-музей «Традиции и быт русского народа» Мини – музей в детском саду мне хотелось сделать давно. И вот, наконец, это свершилось. Мой мини музей связан с традициями и бытом русского.

Конспект занятия «Народная культура и традиции русского и татарского народа» Задачи: 1. Формировать представление детей о культуре, традициях и быте русского и татарского народа. Расширять знания о народных промыслах.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Народная культура и традиции русского народа» Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе Тема: «Народная культура и традиции русского народа» Цель: вызвать интерес к русским.

НОД «Традиции и быт русского народа» НОД «Традиции и быт русского народа» Цель: изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.

Образовательный проект «Культура и традиции мордовского народа» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Культура и традиции русского народа»
Опубликовано: 14 августа 2019 в 05:51
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД