Папки-передвижки

Конспект НОД «Мой край родной — Мордовия моя» в рамках реализации проекта «Я — часть России»

Кулькова Юлия
Конспект НОД «Мой край родной — Мордовия моя» в рамках реализации проекта «Я — часть России»

Конспект НОД "Мой край родной - Мордовия моя" в рамках реализации проекта "Я - часть россии" в подготовительной к школе группе

Цель: развитие ценностного отношения к мордовской культуре, к истории мордовского края, развитие эмоционально – эстетической сферы ребенка с применением ИКТ.

Публикация «Конспект НОД „Мой край родной — Мордовия моя“ в рамках реализации проекта „Я — часть России“» размещена в разделах

Программное содержание: познакомить с географической картой, с картой Мордовии, учить «читать» ее; формировать у детей представление о Республике Мордовия, как о малой Родине; закрепить понятие «мордов-ский край»; познакомить детей с мордовским национальным бытом, куль-турой, этносом; развивать у детей интерес к культуре мордовского народа, познавательную активность детей; создавать радостное настроение; разви-вать интерес к истории родного города, любознательность, расширять кругозор; развивать знания детей о богатствах Мордовии, её природе и животном мире; воспитывать чувство гордости к тому месту, где мы жи-вем, интерес и уважение к национальным традициям; обогащать и активи-зировать словарь, продолжать развивать связную речь детей. (глобус, ма-кет, материк, страна, символика).

Методические приемы: показ, объяснение, чтение стихотворений, перевоплощение, рассматривание, беседа по вопросам, рассматривание глобуса, карты Мордовии.

Оборудование: карта Мордовии, символика Республики Мордовия; презентация с изображением природы Мордовии, историческими фото; старинные предметы быта и обихода; кукла в мордовском национальном костюме; элементы узора; музыкальные инструменты; сказка «Благород-ный медведь».

Предварительная работа: рассматривание альбомов о Мордовии, о г. Саранске; беседа с детьми на тему «Природа Мордовии», разучивание мордовских народных игр, беседы о нашей стране, чтение мордовских сказок, чтение мордовских сказок, прослушивание мордовских народных песен, разучивание стихотворений о Мордовии.

Ход НОД

(дети стоят около карты России)

В. Скажите, как называется наша Родина? (ответы). Да, дети, наша Родина – Россия. Россия – огромная страна, где проживают многие наро-ды: татары, чуваши, башкиры, армяне, русские и многие другие. (показы-ваю детям картинки на компьютере людей (кукол) в национальных одеж-дах)

У каждой народности есть своя малая Родина. Мы с вами живем в Мордовии – это наша малая Родина – это республика. Подскажите мне, почему наша республика называется Мордовия? (ответы детей). Мордовия называется так, потому, что основное население нашей республики – мордва. Каждая народность разговаривает на своем родном языке, и если мы живем в Мордовии, то и разговаривать можем на мордовском языке. Давайте научимся здороваться по мордовски :

- Шумбратадо! ( дети отвечают: Шумбратадо)

- Ребята, скажите, на каком языке мы с вами поздоровались? (мордовском)

- Правильно! (у воспитателя в руках кукла, одетая в мордовский костюм. От ее имени воспитатель здоровается с детьми на мордовском языке. (повторение слова «Шумбратадо!»)

В. К нам в гости пришла девочка - эрзянка, зовут ее Татуня. Сегодня Татуня хочет поговорить с вами о нашей малой Родине, о крае, в котором мы родились. Татуня приглашает вас отправиться в путешествие. (воспи-татель и дети проходят к карте Мордовии, рассматривая которую находят город Саранск). Еще раз вспомним, как называется республика, в которой мы проживаем? (Мордовия)

В. Послушайте стихотворение о нашей малой Родине и рассмотрите репродукции картин мордовских художников, которые изобразили при-роду мордовского края.

Воспитатель:

Милый край! Мордовия родная!

Здесь раздолье рек, лесов, полей.

Для меня нет лучше в мире края

Он мне всех дороже и милей. (рассматривают картинки с изобра-жением мордовской природы в разное время года под музыку.)

Природа Мордовии довольна разнообразна. Здесь есть леса и луга, реки и озера, низменности и возвышенности. Все времена года в Мордо-вии непохожи друг на друга. На смену теплой весне приходит жаркое ле-то. Дождливая осень сменяется морозной зимой.

В. - Скажите, как называется столица Мордовии? (Саранск)

Саранск – один из старейших городов Среднего Поволжья. Давным-давно, там, где сейчас находится Саранск, располагалась деревенька. Во-круг нее были леса, где люди собирали мед и охотились. Первые поселен-цы умели выращивать зерно и печь хлеб, держали овец, коров, кур, сви-ней. Мирный труд крестьян, охотников нарушали набеги кочевых племен, которые жгли дома и уводили жителей в плен. И тогда мордовский народ решил объединиться с русским народом для защиты от набегов и строи-тельства. И путь врагу преградили заграждения из поваленных деревьев и остроги (крепости). Один из острогов был построен Саввой Козловским на месте мордовской деревеньки, где сливались две реки: Саранка и Инсар. Так возник острог Саранск в 1641 году как военная крепость на юго-восточной сторожевой черте Московского государства. Речка Саранка, называвшаяся в XVII веке Сарлей, у самого города образовывала огром-ную заболоченную площадь. Саранская крепость имела почти квадратную форму. Река Саранка протекала по территории крепости. Со всех сторон крепость была окружена земляным валом с угловыми деревянными баш-нями и высоким частоколом. С наружной стороны вала тянулись глубокие рвы. С внутренней – возвышались еще и деревянные стены с приспособле-ниями для обороны. Не всякому врагу было под силу завоевать такую крепость. Город рос и развивался.

В 1651 году Саранск получил статус уездного города. В течение двух столетий уездный город был торгово-ремесленным центром сельско-хозяйственной округи.

Каждый город имеет свой герб. На старинном гербе Саранска изоб-ражены красная лисица и три стрелы, символизировавшие охотничьи промыслы, которыми занималось местное население.

Посмотрите – это герб и флаг Республики Мордовия. Из каких цве-тов состоит флаг Мордовии? (белый, красный, синий)

Герб Республики Мордовия — государственный символ Республики Мордовия. Принят Парламентом Республики 30 марта 1995года. Герб Республики Мордовия представляет собой изображение геральдический щита с гербом города Саранска — изображением бегущей лисы красного цвета, расположенной под тремя вертикально направленными вниз стре-лами, на фоне флагa Республики Мордовия в середине. Герб обрамленный золотыми колосьями пшеницы и золотой нашейной гривной. Колосья пшеницы олицетворяют приверженность мордовского народа к сельскому хозяйству, a нашейная гривна это национальное украшение женщин. Ha гривнe нaxoдитcя семь орнаментов, означающих 7 городов республики: Ардатов, Инсар, Ковылкино, Краснослободск, Рузаевка, Саранск и Тем-ников. В верхней части восьмиконечнaя розеткa красного цвета — соляр-ный знак, символ солнца.

Автор герба – Чикринев Николай Дмитриевич. На щите повторяются цвета флага РМ: в центре его на белой полосе помещен щиток с изображе-нием древнего герба города Саранска: в серебряном поле лисица и три стрелы, расположенные вертикально сверху вниз.

ФИЗМИНУТКА:

Я узнал, что у меня есть огромная страна (широко разводим руки)

Солнце, небо голубое – это все мое, родное! (руки вверх-вниз)

Это Родина моя! (шаг на месте)

Всех люблю на свете я! (поворачиваемся к соседу, улыбаемся и ма-шем).

В. Посмотрите – вот еще один символ Мордовии. Флаг Республики Мордовия принят Парламентом Республики 30 марта 1995 года. Флаг Республики Мордовия представляет собой прямоугольное полотнище, со-стоящее из расположенных горизонтально в последовательности сверху вниз трех полос маренового (темно-красного, белого и темно-синего цве-тов. Верхняя и нижняя полосы по размеру одинаковы. Ширина каждой из них составляет 1/4 ширины флага. В середине белой полосы располагается восьмиконечная розетка – солярный знак тёмно – красного цвета, символ солнца.

Важную роль в флаге играет цвет: белый - чистоту, мудрость, невинность, мир; красный – право, силу, мужество, любовь, храбрость. Почему имен-но эти цвета используются на флаге России? (Они говорят о мужестве, верности, правде). Цвета российского флага : белый, синий, красный – из-древле почитались на Руси.

На сегодняшний день, Саранск представляет собой культурный, (пе-речислить театры, промышленный (перечислить предприятия, чем они за-нимаются) спортивный, студенческий центр. Расскажите, каким вы видите свой город, чем он вам нравится. (высказывания детей)

У каждого города, большого или маленького, старинного или только что возникшего, есть своё лицо. Одни отличаются старинными домиками с удивительной резьбой, другие- каменными особняками, памятниками ар-хитектуры, третьи- древними монастырями и церквами, четвёртые- совре-менными проспектами, прекрасными парками, набережными.

-Ребята, а что привлекает вас в облике родного города?

- Какие музеи вы посещали с родителями?

- Какие памятники нашего города вы знаете?

-Назовите спортсменов, прославивших нашу Республику?

- Ребята, мы с вами любим наш город, и куда бы мы не уехали, все-гда будем помнить его.

В заключении нашего занятия предлагаю вам поиграть в мордов-скую игру «В горшки». (объясняю детям правила и играем)

В: Самое прекрасное на свете - Родина. У каждого человека есть свой маленький уголок – город, деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина, а из множества таких маленьких родных уголков и со-стоит наша общая, великая Родина. Родина начинается на пороге родного дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна, как мама.

Ты моя Родина, край наш, Мордовия!

В жизни опора, любовь и судьба.

Мокша и эрзя, русские братья.

Мы, твои дети, славим тебя!

Вот такими замечательными словами мы закончим наше занятие. Нам осталось с вами попрощаться.

В. : Вастомазонок! (дети повторяют)

Литература:

1. «Близкий сердцу край». Т. С. Богрова. Саранская типография «Красный Октябрь», 2002 г.

2. «Здравствуй Мордовия». Рассказы о родном крае для маленьких читате-лей. Н. М. Арсентьева, Т. С. Богрова, К. И. Шапкорин. Саранская типография «Красный Октябрь», 2005 г.

3. Мы в Мордовии живем. Примерный региональный модуль программы дошколь-ного образования. О. В. Бурляева, Л. П. Карпунина, Е. Н. Киркина и др., Саранск, Мор-дов. кн. изд-во, 2011.

4. Интернет-ресурсы.

Публикации по теме:

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей в рамках реализации проекта «Сказка в гости к нам пришла» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Улыбка» Духовно – нравственное воспитание детей в рамках.

Итоговое мероприятие по реализации проекта «Край родной, навек любимый!!» Цель: формирование нравственно-патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к природе, традициям,.

Конспект интегрированного занятия «Краски осени» для старшей группы в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной!»Конспект интегрированного занятия «Краски осени» для старшей группы в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной!» Конспект интегрированного занятия «Краски осени» для старшей группы в рамках проекта "Люблю тебя, мой край родной!" Цель: Через синтез.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Родной край — часть великой России» Конспект непосредственно образовательной деятельности Выполнил воспитатель Крамаренко Татьяна Вячеславовна Возраст детей 5 – 6 лет Тема.

Конспект НОД по ФЭМП с детьми старшей группы в рамках реализации проекта «Растительный мир вокруг нас» (для родителей)Конспект НОД по ФЭМП с детьми старшей группы в рамках реализации проекта «Растительный мир вокруг нас» (для родителей) Цель: формировать у детей представления об окружающей нас растительности; закрепить знания по ФЭМП, полученные в процессе образовательной.

Конспект НОД во второй младшей группе «Мордовия — мой край родной» Конспект НОД во второй младшей группе "Мордовия - мой край родной" Цель: Продолжать воспитывать любовь к родному городу Саранску. Задачи:.

Конспект тематического занятия «Русская песня — душа народа» в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной»Конспект тематического занятия «Русская песня — душа народа» в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной» Конспект тематического занятие «Русская песня – душа народа» в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной» Цель: Приобщение детей к истокам.

Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с Пермской художественной галереей» в рамках реализации проекта «Пермячок» Цель/Задачи: Познакомить детей со зданием Пермской художественной галереи. Знакомство с разными видами живописи (пейзаж, портрет, натюрморт,.

Программа по реализации регионального компонента «Родной Ставропольский край»Программа по реализации регионального компонента «Родной Ставропольский край» Составители - разработчики Программы: Шкомлотова Т. В. – старший воспитатель МДОУ «ДС №16» Дьякова Т. В. - воспитатель МДОУ «ДС №16» ЦЕЛЕВОЙ.

Сценарий праздника ко Дню эрзянского языка «Мой край родной — Мордовия моя» для детей старшей и подготовительной группы Пояснительная записка Цель: познакомить детей с «Днем эрзянского языка»; обогатить духовный мир детей; формировать у детей свое отношение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Мой край родной — Мордовия моя» в рамках реализации проекта «Я — часть России»
Опубликовано: 17 мая 2019 в 17:53
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД