Светлана Петренко
Конспект НОД «Моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект совместной образовательной деятельности родителей и детей
подготовительно логопедической группы на тему «Моя малая Родина».
Цель: Воспитывать любовь к родной земле – своей малой Родине через представление детей об образе казачьей жизни и освоения казачьих традиций, связанных с жизнью и бытом донских казаков.
Задачи:
- Создать условия для воспитания нравственно-патриотических чувств у детей, развития интереса к истории родного края, желания познавать его;
- Развивать способность понимать и уважать культурное и историческое
Публикация «Конспект НОД „Моя малая Родина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2017
прошлое своей малой родины;
- Воспитывать чувство гордости за свой край, чувство причастности к нему;
- Осуществлять взаимодействие родителей и педагогов направленное на развитие нравственно-патриотических качеств личности ребёнка.
Предварительная работа:
Беседы с детьми, рассматривание карты России, Ростовской области. Просмотр иллюстраций и презентаций «Донской край», «Азбука Донского казака», рассказ воспитателя о том, как жили, чему учили в казацких семьях детей, рассматривание народных костюмов казаков. Ознакомление и заучивание пословиц и поговорок. Разучивание и прослушивание казачьих песен «А я по лугу», «Шашку бери, бери», «Комариком гуляла», и др.
Ход занятия
В зал входят мальчики группы и воспитатель. Дети одеты в казачьи костюмы.
Воспитатель: Мир вам, гости дорогие!
Вы явились в добрый час,
Встречу теплую такую
Приготовили для вас.
Как хорошо сейчас в нашем родном крае! В донской край пришла осень. Ожила земля-матушка после зноя летнего, задышала полной грудью. Забилось ее большое доброе сердце.
Знаете, казаки ведь считали, что природа – тоже живая. Она чувствует, дышит, помогает своим детям-казакам. Возьмитесь за руки, заведите круг. Круг у казаков – символ добра, дружбы. А теперь представьте, что все мы – одно большое сердце нашей донской земли. Вздохните глубоко, медленно выдохните, еще раз. А теперь послушаем, как бьется сердце: тук-тук-тук. Идем в круг – из круга, выстукивая ногами удары сердца. Прислушайтесь: туки-тук, туки-тук… Чувствуете тепло нашего общего сердца? Посмотрите в глаза стоящего напротив вас и улыбнитесь ему. Давайте сохраним тепло наших улыбок до самого конца занятия.
Воспитатель обращается к детям: Вы обратили внимание, что у нас сегодня много гостей. Давайте расскажем им о красоте нашего Донского края, чтобы они полюбили его так, как любим его мы.
1ребё нок: Вы бывали на юге России,
Где простор и бескрайняя ширь?
Поднебесье там синее, синее.
А в полях серебрится ковыль.
2 ребё нок: Вы бывали на юге России,
Где станицы у самой реки.
Там рассветы такие красивые,
И седлают коней казаки.
3 ребё нок: Много сказочных мест у России
Городов у России не счесть.
Может, где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь.
4 ребё нок: В родной степи шумят поля и реки
Цветут сады, колышется трава
Очаровала меня на веки
Мой Дон Великий – Родина моя.
5 ребё нок: Я родом из Донского края.
На свете нет прекрасней рая.
Простор степей, простор песков
И хлебных желтых колосков.
Воспитатель: А как назывались люди, которые в далеком прошлом селились по берегам реки Дон?
Дети: Их называли казаками.
Воспитатель: А поведайте нам, почему наш край «Донским» называют?
Дети: Потому, что по всему нашему краю протекает река Дон.
Воспитатель: А как казаки называет реку Дон?
Дети: Тихий Дон.
Дети: Дон-батюшка.
Дети: Великий Дон.
Воспитатель: Как вы считаете, почему его называли «Дон батюшка»? Река ведь не живая!
Дети: В семьях казаков отец (батюшка) был главой семьи, хозяином. От него зависел достаток в семье, он был защитником и опорой для всех. Так и Дон, как заботливый отец, щедро кормил своих детей-казаков рыбой, защищал от врагов (ведь часто хутора располагались на речных островах, и река заменяла крепостную стену).
Воспитатель: А кто это такие - казаки?
1 ребё нок: Великий и могучий Дон,
Он с Волгой нежной обручен.
Прекрасный здесь живет народ.
Казаки - мир его зовет.
2 ребё нок: Казак – опора всей России.
Он воевал всегда красиво.
Гордится им святая Русь,
Гордятся все, и я горжусь.
Воспитатель: А когда военные походы заканчивались, то казакивозвращались в свои семьи, к обычной мирной жизни.
Чем занимались казаки в это время?
Дети: Казаки пахали землю, сеяли пшеницу, ловили рыбу, строили дома, занимались домашним хозяйством, воспитывали детей.
На Дону девчата есть, что не можно глаз отвесть.
А как песни запоют, ноги сами в пляс идут.
Ребё нок:
А вот и они к нам идут и песню за собой ведут.
Мама 1:Здорово дневали! (ответ гостей)
Мама 2:Наделил бы вас господь и житьем, и бытьем и здоровьицем!
Воспитатель: Ребята вы обратили внимание на речь наших казачек. В их речи особенные слова, которые в наше время забылись. Давайте мы их вспомним.
А сейчас, детвора, игра «Забытые слова».
Ребенок: - Слово ты говори.
Ведущий: - По казачьи повтори. Шелковица.
Ребенок: - Тютина.
При правильном ответе, все дети хором кричат: «Любо!»
Игра продолжается со словами: тапочки – чуни, командир – атаман, петух - кочет, кастрюля – чугунок, полотенце – рушник, часы – ходики, дом – курень, говорят – гуторят, отец – батя, компот – узвар, город - станица, плетка – нагайка, зал – горница…
Ведущий: - Замечательно, ребята, вспомнили мы забытые слова.
Воспитатель: В казачьих семьях главным всегда был казак. Слово «казак» – означает «вольный», «мужественный». Он часто ходил в походыохранять границы Родины от врагов, и собираться ему в этот поход помогала вся семья.
Сейчас мы узнаем, смогут ли наши ребята собрать «казака» в поход.
( Мальчики имама проходят к приготовленным столам с материалом для задания:
На столах 2 конверта; 1конверт – собери разрезную картинку «казак», 2 конверт выбрать из разных картинок, что нужно казаку для похода)
Воспитатель: А в то время когда казак уходил в поход дом был на хозяйке — казачке. Кроме домашних дел любимым занятием казачек было шить красивую одежду, вышивать скатерти, рушники.
Воспитатель обращается к девочкам: У вас есть куклы- девочки (силуэты, вырезанные из бумаги) Они очень хотят носить красивую и удобную казачью одежду. Я предлагаю вам стать модельерами. На столах лежат цветная бумага, выкройки одежды, цветные карандаши и фломастеры. Давайте нарядим кукол в казачьи костюмы.
Дети одевают силуэтных кукол в нарядную казачью одежду. Показывают их друг другу и рассказывают о казачьем костюме.
Мама:А теперь наши девочки расскажут вам о костюме казачки.
Девочки: Костюм состоял из юбки и кофты, которые назывались «парочка»
Мама: Из какого материала казачки шили одежду?
Девочки: Одежду шили из ситца, шелка, бархата.
Мама: Какие детали украшают одежду?
Девочки: Внизу юбка украшалась оборками, кружевами. Юбки любили шитьпышными.
Девочки: Кофты украшали тесьмой, вышивкой, бисером, кружевом.
Мама: Как в праздники одевались казачки?
Девочки: На праздники казачки одевали самые нарядные свои костюмы из ситца, шелка, бархата.
На голову надевали красивые яркие платки – шали.
На ноги надевали полусапожки.
Воспитатель: Вы все правильно сказали.
Воспитатель: А этими куклами (из бумаги) можно играть, костюмы конструировать не только казачьи но современные, которые мы носим сейчас.
Воспитатель обращается к мальчикам: А сейчас мальчики поведают нам о том, каким был казак, что нужно казаку для похода?
Мама: Наши ребята из отдельных кусочков картинки, собрали целое изображение «казака на коне»
Мама: Расскажите нам, что казак брал с собой отправляясь в поход.
Мальчики: Казак был смелый, отважный, храбрый воин.
Мальчик: Воевал на коне. Конь для казака – первый друг, товарищ.
Мальчик: Казак воевал с винтовкой через плечо и шашкой в руке.
Мальчик: Каждый казак имел личное оружие – его нельзя было никому давать.
Мальчик: Ещё казак брас с собой пику и кинжал.
Воспитатель: Наши ребята тоже ловкие и смелые. А ну-ка покажите вашу удаль молодецкую.
Ребё нок: Выходите, казачата,
Кто тихи, а кто лихи,
Удаль, ловкость показать,
Свои косточки размять.
Дети играют казачью песню «Шашку бери»
Воспитатель: Ай, да молодцы!
Воспитатель: Скажите мне пожалуйста, должны ли мы знать историю нашего Донского края?
Дети: Да. Должны знать.
Воспитатель: Для чего?
Дети: Чтобы знать и помнить, как жили наши бабушки и дедушки, чем занимались, какие у них были праздники, и др.
Воспитатель: Вы правы. Прошлое нужно обязательно знать.
Ведь, как сказал один из Мудрецов: «Без знания прошлого нет настоящего, нет и будущего»
Воспитатель: Вот и подошла наша встреча к концу.
Мама1: Вам казачата - желаем быть отважными казаками, любить свою Родину!
Мама 2: А вам казачки, быть хорошими, добрыми хозяйками.
А всем вам Мира и счастья