Косарева Ирина
Конспект НОД «Моя семья. Мои права»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по социально–коммуникативному развитию с детьми подготовительной группы с ТНР.
Тема: “Моя семья. Мои права. ”
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие
[b Цель: [/b]создать условия для развития нравственных представлений и правового мировоззрения
Задачи:
– Расширять и закреплять знания детей об их гражданских правах и обязанностях.
Публикация «Конспект НОД „Моя семья, Мои права“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
– Закрепить понятия “Моя семья”, “Права ребенка”.
– Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
– Воспитывать чувство гордости за свою семью, чувство самоуважения.
Коррекционная работа
Продолжать формировать лексико–грамматический строй речи, связную речь: закреплять в речи детей употребление имен существительных множественного числа в именительном, винительном и родительных падежах; упражнять в использовании в речи прилагательных, правильно согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже; учить использовать в речи прилагательные, правильно согласовывая их с местоимениями; учить детей правильно использовать глаголы в речи, подбирать глаголы по смыслу, расширять глагольный словарь, словарь прилагательных; учить детей правильному согласованию порядковых и количественных числительных с существительными; закреплять умение пользоваться простыми распространенными предложениями с дополнениями стоящими в родительном, творительном, дательном падежах; учить детей составлять сложносочиненные предложения с союзами; учить составлению рассказов из личного опыта о своей семье.
Предварительная работа:
– Чтение произведения К. Чуковского “Доктор Айболит”, “Бармалей”, “Тараканище”; Н. Носова “На горке”; И. Турчина “Человек заболел”; В. Осеева “Волшебное слово”; Т. Александровой “Про домовёнка Кузю”;
– Знакомство с пословицами на тему «моя семья.»
– Заучивание стихотворений о правах ребенка.
– Рассматривание серии сюжетных картин на тему “Ребенку о его правах”, автор Голицына.
– Проведение бесед, НОД на тему “Моя семья”.
– Рисование на тему “Мои родители”, “Моя семья”.
– Совместное с родителями составление генеалогического древа семьи.
– Коллективное рисование сказочного свидетельства о рождении.
Материал к занятию:
– Карточки с буквой “Я”.
– Генеалогические древа семей детей группы.
– Иллюстративный материал о правах ребенка, демонстрируемый при помощи мультимедийного проектора
– Свидетельство о рождении для сказочного героя.
– Рисунки детей по теме.
– Календарь.
Ход занятия:
– Воспитатель: (показываю детям календарь) Ребята, кто знает, что это такое?
– А кто скажет, почему в календаре одни числа синие, а другие – красные? (дети отвечают, что красные числа – праздники, а синие – будни)
– Воспитатель: А есть ли праздники специально для детей? (Дети: Да! Первого июня – День защиты детей)
– Воспитатель: Правильно, но до этого праздника ещё далеко. Давайте устроим праздник для детей, прямо сейчас! И назовем его – “День Прав Ребенка”!
– Ребята, а как вы понимаете, что такое право? (выслушиваю ответы детей и подвожу их к выводу)
– Право – это то, что можно и никто не может этого запретить.
Введение сказочного героя.
Входит домовенок.
– Я домовенок.
– Воспитатель: А как тебя зовут?
– Домовенок: А я не знаю как меня зовут, имени мне никто не давал.
– Воспитатель: Ребята, а разве может так быть, что бы у ребенка совсем не было имени?
– У каждого ребенка есть право на имя! (на экране появляется модель – символ этого права)
– Воспитатель: Ребята, а помните, мы читали сказки про домовенка? Вспоминайте, как его звали? (Дети: Кузя)
– Воспитатель: Ну вот, теперь у тебя есть имя – домовенок Кузя. (домовенок благодарит ребят)
– Ребята, давайте расшифруем имя Кузя, что оно обозначает?
К – культурный, красивый.
У – умный, уважительный.
З – забавный, заботливый.
Я – яркий, ясный.
(упражнение в подборе слов на заданный звук, в подборе слов – признаков)
– Домовенок: Какое у меня красиво имя! Спасибо ребята! (обращается к воспитателю) Можно я повеселю ваших детей?
(дети выходят в круг, домовенок проводит физминутку)
Физминутка “Вместе – дружная семья”
(дети садятся за столы)
– Домовенок: А теперь мне хочется поближе познакомится с детьми и задать им вопросы об их семье.
Проводится игровое упражнение “Познакомимся”. (упражнение на формирование распространенных предложений с дополнениями)
– Воспитатель: Знаешь, Кузя, при рождении все дети нашей страны получает документ – свидетельство о рождении. В этом документе закреплено право на имя. (на экране появляется модель–символ этого права) Мы с детьми нарисовали красивое сказочное свидетельство, осталось только вписать туда твое имя. (четверо детей вписывают маркерами имя в свидетельство – дарят домовенку)
– Домовенок благодарит детей – уходит.
– Ребята, сейчас я покажу вам ещё одно из ваших прав. (выкладываю на наборном полотне семь карточек с буквой “Я”)
– Сколько букв “Я”? – Верно, семь.
– Семь–я! Что у нас получилось?
– Дети: Семья!
– Воспитатель: Как вы думаете, что же это за право? (Дети: Каждый ребенок имеет право жить с мамой и папой; у каждого есть право иметь сестренку, братика, бабушку, дедушку и т. д.)
– Правильно!
– Ребята, кто помнит стихотворение про семью, которое мы учили? (кто–то желающий из детей читает стихотворение)
– Я люблю свою семью:
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,
И щенка, и кошку Мусю.
Все, кого я так люблю,
Имеют право на семью!
– Итак, мы познакомились с правом каждого ребенка на семью. (на экране появляется модель–символ этого права)
– Предлагаю провести игру, “А что у Вас?” (игровое упражнение на образование множественного числа имен существительных в винительном и родительном падежах, на формирование распространенных предложений, на активизацию внимания. Проводится в кругу с мячом. Воспитатель: у меня есть любимая мама, а у вас? Дети хором: и у нас есть любимые мамы. Воспитатель: я обожаю своих родных, а вы? Дети: и мы обожаем своих родных. Воспитатель: у меня есть сын, а у вас? Дети: а у нас нет сыновей. И т. д. Дети садятся за столы)
– Воспитатель: Ребята, иногда в семье случаются маленькие неприятности: например – вы заболели, что в этом случае делают ваши близкие? (Дети: Вызывают врача; ведут нас в поликлинику, вызывают “скорую помощь”)
– Правильно! Вы пользуетесь ещё одним своим правом – правом на бесплатную медицинскую помощь. (на экране модель–символ этого права)
– Проводится психогимнастика. (Покажите мимикой и жестами, как вам плохо когда вы болеете; как вы пьете не очень вкусные лекарства; как жалеет вас бабушка во время болезни; как радуется мама, когда вы поправились)
– Воспитатель: Ну вот, вы снова веселы и здоровы. И сейчас самое время вспомнить ещё об одном вашем праве. Это право – собираться вместе, выражать свое мнение, петь, играть, веселится. (на экране модель–символ этого права)
– Давайте споем нашу любимую песню про бабушку с дедушкой. (Дети исполняют песню. Садятся за столы.)
– Воспитатель: (Обращаю внимание детей, на карточки с символами прав ребенка на столах.) Даю задание:
– Вам необходимо под изображение каждого символа положить определенную геометрическую фигуру:
– Под символ права на имя – желтый прямоугольник;
– Под символ права на семью – зеленый квадрат;
– Под символ права на лечение – красный треугольник;
– Под символ права на отдых – оранжевый круг.
(далее предлагаю проверить правильность выполнения задания, по образцу на экране)
– Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня провели необыкновенный праздник!(дети вспоминают его название) Я прошу взять в руки свои рисунки и выйти к столу. О чем самом главном мы сегодня узнали? (Правильно, о правах детей) А закончить наш праздник Прав Ребенка я хочу одним замечательным стихотворением, послушайте его:
Лишь появится ребенок,
И дышать начнет едва.
У него уже с пеленок,
Веские права.
Он имеет право жить!
Развиваться и дружить!
Иметь просторный добрый дом!
Видеть тихий мирный сон!
Врачей помощь получать!
Обучатся, отдыхать!
Быть веселым и здоровым!
Восхищаться чем–то новым!
И любить!
И быть любимым!
Он на свете – не один!
(по ходу чтения стихотворения на экране появляются символы прав ребенка)
– Воспитатель объявляет об окончании занятия, благодарит детей.