Получи документы

Конспект НОД «Мордовские посиделки» работа над образовательным проектом «Развитие речи детей с ОНР посредством фольклора» (1 фото)

Наталья Исаева
Конспект НОД «Мордовские посиделки» работа над образовательным проектом «Развитие речи детей с ОНР посредством фольклора»

Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности

(1 год обучения) для детей с ОНР

Образовательная область : «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Тема: «Мордовские посиделки»

Публикация «Конспект НОД „Мордовские посиделки“ работа над образовательным проектом „Развитие речи детей с ОНР посредством фольклора“» размещена в разделах

Цель: формирование у детей познавательного интереса к мордовской культуре, через ознакомление с предметами быта мордовского народа, устное народное творчество.

Задачи:

Коррекционно-образовательные :

Расширять знания детей о традициях и обычаях мордовского народа. Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством. Учить пересказу сказки «Как собака друга искала».

Коррекционно - развивающие :

Совершенствовать интонационную выразительность речи, эмоциональную отзывчивость и эстетический вкус у детей. Развивать любознательность, мышление, внимание.

Коррекционно- воспитательные:

Воспитывать интерес в духе любви и уважения к своему народу: его языку, традициям, культуре. Продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Словарная работа :

Ввести в словарь детей слово ФОЛЬКЛОР

Предварительная работа :

Чтение сказок, легенд, рассказов о мордовском народе; знакомство с мордовскими национальными костюмами; рассматривание книг – альбомов и слайдов: «Мой край», «Мы – мордва», «Здравствуй, Мордовия», «Древняя мордва», рассматривание картин «Предметы старины мордовского народа», беседа «Наша малая Родина»; занятия по художественному творчеству – отображение в детских работах элементов национального орнамента и предметов утвари.

Методы и приемы:

Словесные, наглядные, игровые, пересказ литературного произведения, сюрпризный момент.

Демонстрационный материал: фото из пособия «Моя Мордовия», старинная утварь мордовского народа, кузовок, фланелеграф, картинки героев сказки (собака, заяц, мышь, волк, лягушка, медведь, уж, человек, шапочки- маски (собака, заяц, волк, медведь, человек) к сказке «Как собака друга искала».

Оборудование: музыкальный центр

Содержание организованной образовательной деятельности :

I.Организационный момент

Учитель- логопед: Ребята, в какой республике мы с вами живём?

( Дети: Мы живем в Мордовии).

Учитель- логопед: С древних времен в Мордовии живет мордовский народ. Мордва жили дружно, большими семьями, почитали старших и любили детей. Давным – давно, у наших предков не было телевизоров и телефонов, развлечения их были другими. Они собирались в избах пели, разучивали народные танцы, рассказывали пословицы, поговорки, сказки, легенды, былины, загадки. Так отдыхали. Как называется искусство, которое совмещает в себе музыку, обряды, традиции, рассказывание сказок, легенд, былин?

( Дети: Это искусство называется «фольклор»).

Учитель- логопед: Правильно. Главным в фольклоре является слово. Через пословицы, поговорки, сказки народ отражал свою трудовую деятельность, бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования.

II. Работа с пословицами

Учитель – логопед: Ребята, давайте вспомним пословицы мордовского народа.

Дети: Кто молчит, тот больше слышит.

Учитель – логопед: Как вы её понимаете? ( Дети: Кто все время говорит, других не слышит. А кто молчит, тот больше услышит).

Дети: Нет такого дружка, как родная матушка.

Учитель – логопед: Как вы её понимаете? ( Дети: Мама самый лучший друг для любого человека).

III.Основная часть

Учитель- логопед: Ребята, а сейчас мы отправимся в мордовскую избу, чтобы познакомится с бытом мордовского народа. Вы хотите пойти со мной?

Звучит мордовская мелодия. Дети заходят в мордовскую «избу», здороваются.

Хозяюшка приветствует гостей.

Хозяюшка: Шумбрачи, вечкевикс ялгат! (Здравствуйте, дорогие гости)

Хорошему гостю хозяин рад!

Учитель- логопед: Давайте и мы ответим хозяюшке мордовскими поговорками

Дети: Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.

Много гостей, много новостей.

Хозяюшка: Проходите, гости дорогие.

Дети садятся на лавки.

Л. Ребята, посмотрите, какой кузовок нам приготовила хозяйка. Давайте в него заглянем. Кто это?

Дети называют по картинкам (Собака, заяц, мышь, волк, лягушка, медведь, уж, человек).

Учитель- логопед: Из какой сказки эти герои? ( Дети: Из сказки «Как собака друга искала»)

Учитель- логопед: Давайте вспомним эту мордовскую народную сказку и расскажем её хозяюшке.

Учитель- логопед раздает шапочки- маски и распределяет роли.

Учитель- логопед: Возьмите шапочки. Саша будет кем? (собакой, Влада кем? (зайцем) Арсений кем? (волком) Максим кем? (медведем) Клим кем? (человеком)

Учитель- логопед с детьми рассказывают сказку по ролям.

Дети снимают шапочки- маски и садятся на свои места.

Учитель- логопед: Молодцы! А какие еще мордовские сказки вы знаете?

(Ведява, Вирява, Варна, Дуболго Пичай, Звериное молоко, Пугливая мышь, Мышь и сорока).

IV.Физминутка

Хозяюшка: Ребята, я приглашаю вас поиграть в народную игру «Веснянка».

Дети выполняют движения по тексту вместе с педагогами стоя в кругу.

Солнышко, солнышко, золотое донышко. (пальцы врозь, «кружок ладонями»)

Гори, гори ясно, чтобы не погасло. («огонь» пальцами)

Побежал в саду ручей, прилетело сто грачей. (волнообразные движения руками)

А сугробы тают, тают, а цветочки вырастают. (приседают, встают и «цветок» руками показывают)

Дети садятся на свои места.

V. Работа с загадками

Учитель- логопед: Хозяюшка, а наши ребята знают не только мордовские сказки и пословицы, но и загадки. Хочешь их послушать?

Дети: Не лает, не кусает, а в дом никого не пускает. (Замок).

Что на воду упадет, следа не оставит? (Тень).

Хозяюшка: Я тоже загадаю вам загадку? Круглый, а не кольцо, горячий, а не солнце (Блин).

Хозяйка: Мордовский народ всегда был хлебосольным и щедрым. Мордва любили гостей и часто угощали их блинами. Вот и я приготовила для вас-моих гостей вкусные блины. Угощайтесь!

Итог

Учитель- логопед: Что мы сегодня вспоминали? ( Дети: мордовские сказки, пословицы, загадки)

Учитель- логопед: Одним словом, все это как называется? ( Дети: мордовский фольклор).

Конспект НОД «Мордовские посиделки» работа над образовательным проектом «Развитие речи детей с ОНР посредством фольклора»
Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Консультация для воспитателей «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего возраста» На мой взгляд, тема развития речи является весьма актуальной, так как в последнее время в детский сад приходят дети, у которых речь неактивна.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Педагогический проект «Развитие речи детей посредством дидактической игры» Педагогический проект «Развитие речи детей посредством дидактической игры» Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2021г. -май.

Развитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологийРазвитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологий Опыт работы в группе младшего возраста "Развитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологий. " Составила: Гордынская К. И.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: Бизиборд "Дом", "Если мамы нет дома", "Времена года",.

Развитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,.

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклораРазвитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора Актуальность Один из принципов дошкольного образования гласит: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Речевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклораРечевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора «Речевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора» Одним из самых важных приобретений ребенка в раннем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Мордовские посиделки» работа над образовательным проектом «Развитие речи детей с ОНР посредством фольклора»
Опубликовано: 26 апреля 2023 в 09:55
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД