Лучший педагог года

Конспект НОД «На Кубани мы живем»

Марина Александровна Кудря
Конспект НОД «На Кубани мы живем»

«На Кубани мы живем»

Программные задачи:

1. Продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством Кубани - вышивкой, кубанской росписью, с фольклором и играми казаков Кубани. Учить самостоятельно, подбирать цвета для росписи «рушника», передавать в рисунке характерные особенности - грозди калины, рябины, смородины.

2. Закрепить навыки рисования нетрадиционной техникой – метод тычка.

Публикация «Конспект НОД „На Кубани мы живем“» размещена в разделах

3. Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции народов Кубани через творческую деятельность. Вызвать интерес и эмоциональное отношение к кубанскому народному творчеству.

Коррекционные задачи:

Развивать зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику, способствовать развитию речи.

Предварительная работа: Экскурсия в краеведческий музей им. В. Самсонова, чтение художественных произведений о Родине, крае, городе, беседы. Рассматривание фотоальбомов «Моя Кубань», «Мой город». Разучивание песен, стихов, пословиц и поговорок о Родине, крае, изготовление поделок. Прослушивание аудио и просмотр видеозаписей Кубанского казачьего хора. Ознакомление с кубанскими обрядами, праздниками.

Оборудование: Старинные вышивки (рушники, салфетки, дорожки и др.) Аудиозапись песен Кубанского казачьего хора. Цветные краски – гуашь, кисточки, фломастеры, «рушники», салфетки, кубанка.

Методы и приемы: беседа, показ, дид. игра, сюрпризный момент.

ХОД.

– Ребята, мы живем в самой прекрасной стране, это наша большая Родина. Как и у человека, у страны есть имя. Как называется наша страна?

Дети – Россия.

– А мы живущие в России люди? (Россияне).

- Россия – озера и реки, родные леса и поля – все то, что любимо навеки, Знакомая с детства земля! Ребенок – вот она Россия – наша страна. Очень и очень большая она, Россия – Родина, наш дом, где вместе с вами мы живем. Есть у человека еще одна Родина – это место где он родился, где его дом, семья и друзья. Это - малая Родина. А как называется наша малая Родина? Дети – Кубань, Краснодарский край.

– А как называется город, в котором мы живем? (г. Ейск).

(Ответы детей) Наш город, наш край – это наша малая Родина

Под окном смородина, вишни расцвели. Яблоня кудрявая, а под ней скамья ласковая, милая Родина моя.

– А какая она, наша Кубань?

Ответы детей: красивая, большая, родная, хлеборобная, любимая, гостеприимная, богатая…

– Могучие горы, степные просторы, Азовского моря берега… Леса и поляны, сады и лиманы – все это родная Кубань. Вы уже много знаете о том, как в старину у нас на Кубани жили люди, об их быте, праздниках, обычаях. Скажите, а чем занимались зимой люди?

Ответы детей: – Вышивали, шили, мастерили…

– Верно. Вечерами люди занимались рукоделием, украшением своих домов – ткали, пряли, вышивали, мастерили поделки, игрушки. Все дружно трудились, а потом веселились. И сейчас я приглашаю вас в нашу «мазанку» поработать, поиграть. Хотите? Тогда милости прошу.

(Дети и воспитатель проходят из группы в мини-музей ДОУ).

Воспитатель – Проходите, проходите, милости прошу в избу. Посмотрите, сколько красивых вещей тут у меня. Их сделали своими руками взрослые с большой любовью. Вот так они украшали свои жилища. А вам нравится? Что вам понравилось? (Ответы детей – скатерти, посуда, самовар.) - А давайте рассмотрим вот эту скатерть на столе. Она очень красивая, украшена ажурным кружевом. А вы знаете, как называли скатерть в старину?

Дети: Настольник, так как ее клали на стол.

- А как называли полотенца? Дети – Рушники.

– Правильно, давайте посмотрим, что вышивали умелые руки на этих рушниках, какие узоры подбирали. Что вышивали мастерицы? Где они находили рисунки для своих узоров? (Ответы детей – в природе, в полях, лугах, лесах, всё что видели вокруг)

- Верно, узоры для своих вышивок рукодельницы подсматривали у природы. Это были цветы, ягоды, птицы и животные. А какие цвета использовали кубанские мастерицы, чтобы рушник? Дети – Черный, красный.

Воспитатель: А знаете, что означает вышивка, где изображен красный цветок с корнями и бутонами? Это символ крепкой семьи: корни – это бабушка и дедушка, цветы – это родители, а бутоны – это дети. В крепкой семье уважают стариков и любят детей. - Рушники имели еще и специальное предназначение, ими казачки украшали свои дома. Самый красивый вешали в красный угол, т. е. в красивый, видный угол и где обычно висела икона. А еще, с наступления весны, девушки с рушниками выходили на улицу весну встречать, красну завлекать. А старшие женщины пекли «жаворонков» и раздавали их детям. - Хотите стать мастерами и попробовать «вышить» рушники? Согласны, тогда вы будете «вышивать» детские рушники. Проходите к столам, занимайте места и приступайте к работе. Дети садятся за столы, начинают рисовать – прорисовывая веточки фломастером, а ягодки кисточкой - тычком. Звучит народная песня в аудиозаписи. Воспитатель – Ай, да молодцы! Вижу, что у вас получаются красивые рушники, хоть на ярмарку отправляй. Хорошо потрудились, пора и отдохнуть, в игру веселую поиграть.

Кубанская народная игра «КОНИКИ».

Игра проводится как эстафета. Выбирают двух – трёх наездников, по свистку атамана, они скачут к плетню, где висит шапка-кубанка. Побеждает тот, кто первым возьмёт кубанку.

– Ай, да казачата и трудиться любят, и играть умеют. А давайте сейчас вспомним с вами кубанские пословицы, я начну, а вы продолжайте.

- Терпи казак – атаманом будешь.

- Тот не казак, кто боится собак

- Хлеб да вода – казацкая еда.

- Где казак, там и слава.

- Ребята, как вы думаете, почему про человека, который любит встречать гостей, говорят, «хлебосольный»? Из каких слов оно состоит? (Ответы детей – хлеб и соль)

- Правильно, любили на Кубани гостей встречать и одаривали их хлебом-солью на красивом рушнике. Давайте в память об этой встречи мы подарим каравай нашим гостям. В нашей печи уже поспел каравай, быстрее его вынимай. Воспитатель выносит каравай: - Вот он хлебушко душистый, с хрустом, с корочкой витой, Вот он теплый, золотистый, словно солнцем залитой. В нем здоровье, наша сила, в нем чудесное тепло. В нем земли родимой соки, солнца свет Кубанский в нем. Подведение итогов:

- Ребята, где мы с вами сегодня побывали?

- Что особенно вам понравилось?

Воспитатель и дети дарят гостям рушники и каравай.

Источники:

Иванова Т. В. «Система работы по воспитанию чувства патриотизма». Волгоград, 2008.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Мы живем в Башкортостане» Цели образовательные:Обогащение предметного словаря по теме. Активизация словаря признаков, усвоение слов с противоположным значением. Употребление.

Конспект НОД «Пасхальные традиции Кубани»Конспект НОД «Пасхальные традиции Кубани» Цели и задачи: познакомить детей с кубанскими пасхальными традициями, обычаями, создать условия для проявления познавательной активности.

Конспект НОД по коммуникации «Овощи Кубани» во 2-ой мл. гр. Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье». Цель:.

Конспект НОД по познавательному развитию «Район, в котором мы живем» Конспект НОД по познавательному развитию «Район, в котором мы живем» Цель: Формировать осознанное отношение к родному краю, родному городу,.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Путешествие в прошлое Кубани» Задачи: - Познакомить с историей возникновения Кубани, вызывать желание знакомиться с жизнью кубанских казаков, с их интересами. - Развивать.

Конспект ООД для детей подготовительной группы «Историческое прошлое Кубани. Екатеринодар-столица Кубани» Программные задачи: Формировать бережное отношение к историческому прошлому и традициям Кубани; формировать целостное представление о Кубани.

Конспект по окружающему миру в подготовительной группе с использованием ИКТ «На Кубани мы живем…» Цель: Создание условий для формирования у дошкольников духовных ценностей, интереса к изучению культуры своих предков, любви к родному краю.

«На Кубани мы живем». Поделки«На Кубани мы живем». Поделки С 15 по 20 сентября в нашем ДОУ проходила тематическая неделя "Дары Кубани". В группе подобран материал, помогающий детям закрепить признаки.

Конспект НОД «Мы в Мордовии живем» Цель: способствовать формированию у детей чувства любви к малой Родине - Мордовии, своему городу – Саранск. Задачи: Образовательные: уточнить.

Конспект НОД «Ознакомление дошкольников с символикой Кубани» Ход деятельности Воспитатель: «Родина» Если скажут слово «Родина» Сразу в памяти встает Старый дом, в саду смородина, Тополь толстый у ворот,.

Автор публикации:
Конспект НОД «На Кубани мы живем»
Опубликовано: 20 ноября 2016 в 23:37
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД