Ольга Владимировна Селиверстова
Конспект НОД «На пути в школу»
Тема: На пути в школу
Цель: Создание условий для развития умения у детей составлять арифметические задачи посредством использования схем.
Задачи:
Обучающие:
• формировать умение составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр;
• расширять знание о математических знаках и их значении;
Воспитательные:
• воспитывать самостоятельность
Развивающие:
развивать наглядно-образное мышление, умение выбирать математическое действие для решения задачи, умение использовать в деятельности порядковый и количественный счет;
Публикация «Конспект НОД „На пути в школу“» размещена в разделах
развивать мелкую моторику;
развивать познавательный интерес, исследовательские умения, умение слушать сверстников.
Предполагаемые детские виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.
Интеграция образовательных областей: образовательная область «Познание» интегрируется с образовательными областями «Коммуникация», «Социализация».
Вид интеграции: по форме - комплексное, по задачам – интегрированное.
Оборудование и материалы: письмо, мяч, наборы геометрических фигур (треугольников, цифры от 1 до 10 (один комплект, цифры и математические знаки для решения задач, модель для составления задач (условие, вопрос, решение, ответ, карточки для составления задач на каждую пару детей, изображение коробки с красками и разноцветные кружочки (краски, магнитные математические знаки, озеро из бумаги, магнитная удочка, магнитная доска, изображение Королевы Математики, мешочек с «5»
Методические приё мы:
Игровой (использование сюрпризных моментов).
Наглядный (показ, демонстрация).
Словесный (напоминание, указание, вопросы, пояснения, объяснения).
Предварительная работа: изучение схемы решения задач, разучивание стихотворения, знакомство со школьными принадлежностями.
Ход непосредственно – образовательной деятельности
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, сегодня утром, когда я пришла в детский сад, в дверях лежало письмо, как вы думаете, от кого оно? (ответы детей)
На конверте написано, что отправила его нам Королева Математики. Давайте откроем и прочитаем. Итак.
(Дети открывают письмо)
Письмо рассыпается на части.
Воспитатель: Ребята, посмотрите что случилось с письмом. Как вы думаете, что произошло в пути? (Ответы детей). Что же делать, нам ведь надо прочитать письмо «Королевы Математики» (Ответы детей). Правильно, давайте соберем письмо.
(Дети выполняют – фронтальная работа)
Письмо (читает воспитатель) :
Здравствуйте дорогие ребята, я узнала, что вы идете в школу, и решила вам преподнести подарок! Но подарок вы должны найти сами, выполнив математические задания на пути в школу. Желаю Вам удачи. В добрый путь. Королева Математики.
Воспитатель: Итак, мы с вами отправляемся в школу, но на пути в школу мы должны выполнить задания. Давайте мы с вами вспомним, что нам нужно будет в школе (ответы детей)
Потом дети рассказывают выученное заранее стихотворение:
Скоро в школу мы пойдем,
Принадлежности возьмем,
А еще старания,
Умения и знания.
Воспитатель: Ребята, путь нам предстоит долгий, поэтому мы сначала с вами подготовимся, посмотрите что у нас здесь (дети отвечают – мяч, давайте с вами поиграем, вставайте в круг, я буду бросать вам мяч и задавать вопрос, а вы будете отвечать (Назовите соседей числа 3? (2,4); Какие числа живут рядом с 5? (4,6); Назовите соседей числа 9? (8,10) и т. д.)
Дети выполняют (индивидуальная работа).
Воспитатель: Вы молодцы, но нас уже ждет следующее задание, посмотрите какие геометрические фигуры вы видите? (Дети отвечают - треугольники). Вам нужно собрать дома из этих треугольников, дома должны быть разные – одно, двух, трехэтажные.
Дети выполняют (индивидуальная работа).
Воспитатель: Посмотрите ребята, у нас получилась целая улица. Давайте посмотрим, чем же отличаются ваши дома (ответы детей – одно, двух, трехэтажные, разного цвета, шире, уже и т. д.)
Воспитатель: А чего же не хватает домам на нашей улице? Воспитатель помогает прийти к ответу – номера домов. (ответы детей – окон, дверей, номеров). Посмотрите, а у нас здесь есть цифры, давайте их повесим на наши домики. Только сначала подумаем, как это нужно правильно сделать. (ответы детей – по порядку).
Дети выполняют (фронтальная работа)
Воспитатель: А теперь давайте поиграем, представим, как наши пальчики идут по этой улице в школу. (Игра с пальчиками).
В школу осенью пойду
(пальчики шагают по столу,
Там друзей себе найду,
Научусь писать, читать
(загибают пальчики на обеих руках,
Быстро, правильно считать.
Я таким ученым буду!
Но свой садик не забуду.
(грозят указательным пальчиком).
Воспитатель: Но вот мы подошли с вами к следующему заданию. Посмотрите, кто-то потерял коробку с красками, краски из нее рассыпались. Скажите, сколько красок осталось в коробке? (ответы детей).
А если мы добавим туда еще одну, сколько будет красок в коробке? (ответы детей).
Приглашается ребенок выложить задачу цифрами. (ребенок выполняет).
Воспитатель: Ребята, какой у нас получился ответ (ответы детей).
Давайте повторим с вами условие (ответы детей, давайте повторим вопрос (ответы детей). Посмотрите на нашу с вами пирамидку (модель решения задачи). Самое большое кольцо – это условие задачи, следующее кольцо – это вопрос, следующее кольцо – это решение задачи, последнее, самое маленькое – это ответ.
Воспитатель: Пришло время отдохнуть.
Мы считали, мы считали
Наши пальчики устали,
А теперь мы отдохнем,
И опять считать начнем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже,
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше,
И легко – легко подышим!
Воспитатель: Вот мы немного отдохнули. Продолжаем наше путешествие, сейчас вы разделитесь на пары, каждой паре нужно по схемам и рисункам придумать задачи. Давайте вспомним из каких частей состоит задача (ответы детей - условие, вопрос, ответ). Если в вопросе слово" осталось" какой арифметический знак нужно поставить (-, если "всего стало"( +)
Составление задач на местах по карточкам с рисунками.
Воспитатель: помогает детям, у которых возникают сложности (стрекоз больше или меньше, рыбок больше или меньше, кошек больше или меньше).
Дети выполняют (групповая работа).
Воспитатель: Ну вот, мы с вами и добрались до следующего испытания – это озеро, но не простое, а математическое. И плавают в нем не рыбки, а математические знаки, сейчас мы с вами будем ловить эти знаки удочкой.
Дети выполняют – ловят знаки (=, +, -, <, >,) и называют их (индивидуальная работа).
Воспитатель: вот мы с вами и выполнили все задания, мы готовы к школе? (ответы детей). Но мы должны еще усвоить некоторые правила поведения в школе. Я буду начинать говорить правило, а вы будете его заканчивать.
- Ты сиди за партой стройно и веди себя … (Достойно)
- Парта – это не кровать и на ней нельзя… (Лежать)
- Ответить хочешь – не шуми, а только руку… (Подними)
Вы все запомнили? Молодцы! Посмотрите, кто нас встречает (открывает изображение Королевы Математики, прикрепленное к магнитной доске). Как вы думаете, кто это? (ответы детей – Королева Математика). Почему вы считаете, что это Королева Математика? (ответы детей – есть корона, у нее на платье геометрические фигуры и цифры). Ребята, давайте подарим Королеве Математике математические знаки, которые мы поймали в озере.
Дети выполняют (прикрепляют к магнитной доске знаки).
Воспитатель: Ребята, а Королева Математика приготовила вам подарок. Посмотрите у нее в руках сумочка, а в сумочке … «пятерки». Вы сегодня молодцы. Я очень рада за вас, вы были очень внимательными, самостоятельными и у вас все получилось. «Пятерки» раздаются детям.
Воспитатель: Что мы делали на занятии? Что вам понравилось больше всего? Молодцы, занятие закончено