Получи документы

Конспект НОД «Красота русского кокошника»

Вера Атаманова
Конспект НОД «Красота русского кокошника»
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная область: художественное творчество.

Цель: развивать способности к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции); учить работать в определённой цветовой гамме; поддерживать стремление самостоятельно комбинировать знакомые, помогать осваивать новые техники, по собственной инициативе объединять разные способы изображения; познакомить с головным убором русской женщины; воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа.

Публикация «Конспект НОД „Красота русского кокошника“» размещена в разделах

Предварительная работа: рассматривание репродукций картин И. П. Аргунова «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме», А. Г. Веницианова «Жница», «На пашне. Весна»; рассматривание коллекционных кукол в народных костюмах разных регионов России.

Оборудование: контурные рисунки кокошников (по числу детей, разноцветные салфетки, вырезанные из картона различные по форме контуры кокошников, клей ПВА.

Интеграция образовательных областей: социализация, познание, безопасность.

Ход образовательной деятельности Педагог:

- В русском народном костюме женскому головному убору уделялось особое внимание. По нему можно было узнать не только то, из какой местности его хозяйка, но и ее возраст, семейное положение и социальную принадлежность. Форма головного убора всегда сочеталась с прической. Девушки заплетали волосы в косу, русские замужние крестьянки плели две косы и укладывали их на голове венцом или свертывали волосы в два пучка спереди. Характерным признаком девичьего головного убора была открытая макушка. Женщины полностью прятали волосы под головным убором, т. к., по старинным обычаям, показывать их было нельзя.

Девичий головной убор выглядел на голове в виде обруча или перевязки. Обруч изготавливался из древесной коры или картона в виде круга, обшитого тканью, декорированного бисером, цветами, перьями, жемчугом. Перевязка делалась из полоски ткани - парчи, золотой вышивки и т. п., а концы завязывались, иногда бантом, перевязка могла быть сделана также из платка, свернутого и повязанного вокруг головы с завязанными и свисающими сзади концами.

Основными головными уборами женщин являлись глухие сороки, кики, повойники, платки. Самый распространённый головной убор -«сорока». Он состоял из нескольких частей и весил порой до пяти килограммов. Головные уборы в народном костюме символически представляют небесный мир. Кокошник, кика или кичка, сорока - все эти

головные уборы соотносятся с названиями птиц. «Кокошник» - курица, «кики» - утка, «сорока».

Кокошник, в отличие от повседневного головного убора (сороки или платка, сначала был праздничным головным убором, в том числе свадебным, и украшался, особенно на Севере, жемчугом. Но если кичка была чисто крестьянским головным убором, то в городах и крестьянки, и мещанки, и купчихи часто носили кокошник. Изготавливали кокошники специальные мастерицы в городах, в больших селах, в монастырях и продавали на ярмарках. К концу XIX - началу XX в. область распространения кичкообразных головных уборов сократилась. Они вытеснялись кокошником и другими более поздними головными уборами, в том числе разнообразными платками, которые носили, завязав или заколов под подбородком. Платки сначала повязывали поверх головного убора, а позже стали надевать самостоятельно.

Головной убор, расшитый символическими узорами, - продуманная поколениями система защиты женщины от неприятностей и напастей. К кокошнику или кичке часто прикрепляли с помощью ленточек шарики-пушки из птичьего пуха или ленты, которые спускались с головного убора, символизируя дождь.

Практическая работа:

Педагог предлагает рассмотреть элементы росписи кокошников на слайдах или репродукциях картин, иллюстрациях. Педагог:

- Ребята, кокошники имеют различную форму и орнаменты.

Внимательно рассмотрите слайды и листы с контурными рисунками разных

по форме кокошников. Вы можете выбрать любую понравившуюся форму и

украсить кокошник узором из скрученных салфеток. Постарайтесь работать в

определённой цветовой гамме и внести в узор древние знаки-обереги - круг,

ромб, треугольник, крест, волнистые и прямые линии. Украшая этими

символами свою одежду, люди верили, что это принесёт им счастье,

здоровье, хороший урожай, спасёт от злых сил. Ещё раз прошу обратить

внимание на сочетание цветов. Ваш кокошник не должен «кричать» всеми

цветами радуги. Выберете холодную или тёплую гамму. Укладывая

аккуратно скрученные жгутики салфеток, обязательно соблюдайте

симметрию, чтобы сохранить «равновесие» между элементами узора. В

конце ваши работы будут представлены на выставке.

Анализ детских работ:

- Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с работой.

При рассматривании готовых работ педагог обращает внимание на цветовое решение, сочетание оттенков и включение в узор древних знаков-оберегов (круг, ромб, треугольник, крест, волнистые и прямые линии).

Публикации по теме:

Презентация «Развитие творческих способностей дошкольников нетрадиционными видами изобразительной деятельности» Целью моей работы было: развитие творческого мышления, креативного мировозрения дошкольников способами нетрадиционных техник изображения.

Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Рисование ёлочки с помощью тычка под трафаретНетрадиционные техники рисования в детском саду. Рисование ёлочки с помощью тычка под трафарет Для рисования ёлочки с помощью тычка необходимо лист бумаги, трафарет ёлочки, тычок (изготавливала сама с помощью карандаша, бумажной салфетки).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Красота русского кокошника»
Опубликовано: 17 декабря 2014 в 18:43
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Красота русского кокошника»» (включая файлы) размещена пользователем Вера Атаманова (УИ 139256) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД