Конспект НОД «Народная кукла» (подготовительная группа)

Елена Кузовкина
Конспект НОД «Народная кукла» (подготовительная группа)

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира на тему «Знакомство с народной куклой»

Цель. Формировать интерес у детей к культуре и обычаям своего народа.

Задачи.

Образовательные: познакомить детей с миром народных кукол, с русскими народными обычаями. Приобщать детей к традиционной культуре России. Активизировать словарный запас дошкольников. Учить мастерить куклу «Пеленашку» из лоскутков ткани.

Развивающие: формировать у детей художественный вкус, развивать воображение, способность фантазировать.

Воспитательные: воспитывать интерес к русской культуре, интерес к русскому народному творчеству.

Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие.

Предварительная работа: посещение музея «Русская изба», разучивание пальчиковой гимнастики, игры с куклами, рассматривание русского национального костюма, знакомство с русским фольклором в совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми.

Материалы: народные куклы, сундук, колыбелька с куклой, на столах лоскутики ткани (плотная светлая для куклы, цветная треугольной формы для платочка, цветная прямоугольной формы для одеяла, полоски для завязки).

Ход нод.

Вводная часть

- ребята, я сегодня попросила девочек надеть сарафаны, а мальчиков рубахи. Сама я тоже надела сарафан. Вам нравиться такая одежда?

-А сейчас носят такую одежду?

-А когда носили?

-Такт, ребята, я хочу вас пригласить в гости. Куда, как вы думаете?

- Правильно, в русскую избу. Мы принимаем приглашение?

-Тогда не будем терять времени, пойдёмте.

(Подходим к уголку русской избы)

- Милости прошу,

Проходите в избу.

Давайте сядем рядком,

Да поговорим ладком.

Пусть наши глазки всё увидят,

Ушки всё услышат,

Голова запоминает,

А ротик ей не мешает.

- Посмотрите, у нас на столе стоит сундучок. Вы хотите узнать, что там лежит? КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО ТАМ ЛЕЖИТ? (дети высказывают свои предположения)

- Сундучок с секретом, он откроется, если отгадаете загадку. Согласны?

1) Волосы льняные,

В них ленточки цветные,

С лоскутков её скрутила

В сарафанчик нарядила.

Сарафанчик из сукна

Догадались, кто она?

2) Что всё это значит?

Дочка, а не плачет;

Спать уложишь –

Будет спать

День, и два, и даже пять?

(дети отгадывают загадки)

-Значит, что лежит в сундучке?

-Правильно - кукла (открываю сундучок, достаю палочку) Ребята, что это?

-Это обыкновенная палочка. Но давным – давно, когда у людей не было домов, они жили в пещерах. У них не было игрушек, и они играли в палочки, представляя, что это игрушки.

- Хотите посмотреть дальше? (Достаю куклу «Крупеничка»)

-Ребята, а это что? Из чего она сделана?

(Из тряпочек)

- Такие куклы называются тряпичные. Их шили из остатков материи, из которой шили одежду или из старых маминых платьев или рубах отца. Каждая кукла имела своё значение.

Посмотрите внутри у неё мешочек

Я вам приготовила по такому же мешочку, давайте пройдём к столу и возьмём их в руки.

Давайте на ощупь попробуем догадаться, что там внутри мешочка?

- А теперь откройте мешочек. Что там внутри?

- Осенью, когда собирали урожай, делали такую куклу и наполняли её собранным зерном. Всю зиму кукла хранилась в доме, обычно в красном углу. Если год был не урожайным, голодным из Крупенички брали немного зерна и варили кашу. Поэтому если Крупеничка была «худенькая» - это значит, что в семье бедствуют. А если полненькая, как эта (показ куклы), значит живут сытно. Ребята, что внутри этой куклы?

- Значит как можно её назвать?

-_Крупеничка или Зерновушка.

-Понравилась вам эта кукла?

-Будем смотреть дальше?

Тогда давайте пройдём и сядем на места.

(Достаю куклу Травницу)

-Ребята, посмотрите у этой куколки вместо юбочки мешочек. Посмотрите, что в нём?(Раздаю всем по мешочку)

-Правильно травка

-Давайте понюхаем и определим, что это за травка

+Мята

- Для чего нужна мята?

- Мятой заваривают чай, лечат простуду и это очень вкусно. Подумайте, если в кукле есть травка, значит как её называют?

-Травница

- Посмотрим ещё? (достаю куклу Утешницу) Ребята, что интересного вы видите у этой куклы?

-Да у этой куклы в руках конфеты

-Эту куклу прятали от детей и доставали только тогда, когда ребёнок сильно плакал. А зачем, как вы думаете?

-Чтобы успокоить.

Увидев яркую куклу, ребёнок забывал про свои горести. Он играл ею и ел конфеты. Так для чего нужна эта кукла?

- Правильно, чтобы успокаивать, а раньше говорили утешать. Как можно назвать эту куклу?

-Утешница

Что – то мы засиделись с вами. Ну, ребятушки, заводи народную – хороводную.

Физкультминутка

Хоровод «Во поле берёзка стояла»

-Отдохнули?

А я знаю народную мудрость:

- Играй, играй, да дело знай.

А вы знаете пословицы о труде и отдыхе?

-Играть не устать – не ушло бы дело.

-Играй, да не заигрывайся.

-Песню играть не поле пахать.

-Делу время – потехе час.

-Ребята, я вас приглашаю обратно в избу, и заглянуть ещё в наш сундучок.

(Достаю куклу Пеленашку)

-Посмотрите, на кого похожа эта кукла?

(выслушиваю ответы детей)

-Да, на ребёночка. Что на ней одето?

-Правильно пелёнки

-Эту куклу пеленали. Как она называлась, как вы думаете?

-Она называлась Пеленашка, а вы хотели бы научиться делать такую куклу?

Продуктивная деятельность

Тогда я приглашаю вас в мастерскую. Проходите и садитесь за стол.

Особенности этих кукол в том, что при их изготовлении не использовали не ножницы, не иголку.

Нам для работы потребуется:

-скрутка из ваты

-квадрат из белой ткани

- квадрат из цветной ткани

-треугольник из цветной ткани

-две нити красного цвета

-одна ленточка

Давайте внимательно посмотрим, как мы будем делать куклу

Показ порядка выполнения работы воспитателем

1)Делаем скрутку

2)Перевязываем красной ниткой посередине скатки, узел спереди – это пуповина младенца

3)Выделяем голову Пеленашке на высоте 1/3 скрутки перевязываем ниткой

4)На голову повязываем платок (прямоугольный треугольник с катетом 10см)

5)Младенца плотно заворачиваем в пелёнку (10*7) и перевязываем ленточкой.

Всем понятно?

Чтобы наши пальчики были ловкими и умелыми во время работы, давайте разомнём их, поиграем с ними.

Пальчиковая гимнастика

Вдаль по бережку лебёдушка плывёт,

Выше бережка головушку несёт,

Белым крылышком помахивает,

На цветы водичку стряхивает.

Вот и кончилась игра

Делать куклу нам пора.

Когда мы будем делать куклу, нужно думать о хорошем, представьте, как ваш братик или сестрёнка будет улыбаться, играя с куклой и всё у нас получиться

Самостоятельная работа

-А теперь давайте возьмём наших замечательных кукол. Они получились такими красивыми, потому что вы вложили в каждую куколку тепло своих рук. Ребята, а что хочется с этими куколками сделать?

-Давайте уложим их спать и споём колыбельную песенку.

Итог НОД

-Куколки наши уснули, пусть поспят. А вы мне скажите, не утаите, понравилось вам в гостях?

-А, что вам понравилось больше всего?

-О каких куклах вы сегодня узнали?

-Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Спасибо за работу вашу, за старание.

В народе говорят: «Кончил дело – гуляй смело»

Сюрпризный момент

У меня для вас есть гостинцы. Но прежде скажите, какое сейчас время года?

-Правильно весна

-Но посмотрите на улице похоже по погоде, что наступила весна?

-А, знаете ли вы, что чтобы весна быстрей пришла, её нужно зазывать. А как зазывают весну?

-Закличками

-Давайте и мы покличем весну

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С великой милостью!

Со льном высоким,

С корнем глубоким!

С хлебами обильными!

-Есть у русского народа, ребята, ещё одна традиция встречи весны. В старину люди верили, что весну на своих крыльях приносят птицы. Хозяйки пекли печенье в виде птиц, угощали им соседей, а затем развешивали это печенье на деревьях. Как вы думаете, зачем?

(выслушать предположения детей)

- Это угощение для птиц, чтобы они быстрее прилетели и весну на крыльях принесли.

-А какие птицы к нам должны прилететь?

-По народным поверьям, какая птица приносит весну?

-Правильно жаворонки

-Посмотрите, каких жаворонков я вам напекла. Давайте возьмём по одному жаворонку и пойдём с закличками встречать весну и зазывать жаворонков.

Жаворонки – жавороночки!

Перепёлки – перепёлочки!

Принесите к нам,

Весну тёплую,

Лето плодородное,

Весну с дождём,

Лето с травами,

Весну с солнышком,

Лето с зёрнышком.

-Мы сегодня, когда пойдём на прогулку, развешаем наше печенье на деревьях и будем ждать, когда птицы к нам прилетят. А вечером сами попьём чай с оставшимся печеньем.

Дети стоят кругом и рассматривают одежду друг друга

Ответы детей

Подходим к уголку русской избы и садятся на скамейки

Ответы детей

Дети отгадывают загадки

Ответы детей

Ответы детей

Проходят к столу берут мешочки и пытаются на ощупь определить, что там лежит (разминка для пальцев, затем высыпают содержимое мешочков на поднос

Предположения детей

Возвращаются на скамейки

Ответы детей

Дети нюхают мешочки (дыхательная гимнастика, аромотерапия) и высказывают свои предположения

Ответы детей

Предположения детей

Дети выходят на середину зала и исполняют танец «Во поле берёза стояла»

Называют пословицы

Дети проходят в «избу» и садятся на скамейки

Ответы детей

Проходят и садятся за столы

Дети глазами проверяют перечень предметов

Следят за работой воспитателя

Ответы детей

Делают пальчиковую гимнастику

дети под русскую народную музыку выполняют работу

ответы детей

дети качаю кукол в люльке и поют песенку «Баю – баюшки – баю»

Ответы детей

Ответы детей

Дети произносят заклички

Предположения детей

Ответы детей

Дети берут печенье-жаворонков и поют закличку

Публикации по теме:

Конспект творческой мастерской «Русская народная кукла Берегиня» МБДОО№10 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА творческой мастерской на тему: «Русская народная кукла БЕРЕГИНЯ» Разработала: Панасенко Людмила Николаевна,.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему «Наша Родина — Россия» (подготовительная группа) Цель Обобщить и систематизировать знания детей о России, как о родной стране. Задачи - Образовательные задачи: 1. Систематизировать знания.

Конспект НОД на тему «Покорение высоты» (подготовительная группа) Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Покорение высоты”Основная образовательная область.

Конспект НОД на тему «Приключения Золушки». Возраст подготовительная логопедическая группа. Воспитатель Бочкарева Л. В. Игровое занятие, включающее в себя интеграцию математического и речевого развития. В процессе занятия дети участвуют в приготовлениях сказочной.

Конспект НОД по ручному труду. Народная игрушка «Кукла-мотанка»Конспект НОД по ручному труду. Народная игрушка «Кукла-мотанка» Конспект НОД по ручному труду На тему: Народная игрушка «Кукла-мотанка». Цель: Научить детей делать тряпичную куклу-мотанку. Задачи: 1. Познакомить.

Конспект занятия на тему «Семейные обычаи на Руси» (подготовительная группа)Конспект занятия на тему «Семейные обычаи на Руси» (подготовительная группа) Цель: Формировать представление о семье и старинных семейных обычаях. Задачи: 1. Расширять и углублять понятие семья, как о людях, которые.

Проект «Народная кукла — пеленашка» Актуальность проекта: Однажды мы с детьми рассматривали иллюстрации в книжке «Кукольный сундучок», я заметила, что детей заинтересовали.

Сценарий развлечения «Народная ярмарка». Подготовительная группа Сценарий "Народная ярмарка" в подготовительной группе Музыкальный руководитель Тиханович Г. В. Ход праздника В центре зала – берёзка. Девочки.

Конспект занятия по изготовлению лоскутной куклы «Народная кукла» Программное содержание: учить детей изготавливать куклу из ткани; формировать представление о народных промыслах; развивать художественный.

Задания логопеда воспитателям по лексической теме «Народная культура и традиции» (подготовительная группа) Тема: Народная культура и традиции» 1)Артикуляционная гимнастика 2)Дыхательная гимнастика 3)Пальчиковая гимнастика За работу. Ну ка,.

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Дикие животные
  • Сказочные существа
Автор публикации:
Конспект НОД «Народная кукла» (подготовительная группа)
Опубликовано: 16 марта 2016 в 12:13
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт «Правила дорожные детям знать положено»
Фотоотчёт «Правила дорожные детям знать положено» Уже стало доброй традицией сотрудничество нашего детского сада с работниками ГИБДД. 08. 08. 2018 наш...
Фотоотчет «Праздник народной песни»
Как мы все знаем, дети очень любят праздники. И вот. сегодня наших детей ждал приятный сюрприз. С самого утра в саду звучала музыка и народные песни. К...
Конспект занятия «Мастерская игрушек»
«Мастерская игрушек» Задачи занятия: — Закреплять у детей знания об игрушках: их значение, правила пользования. — Воспитывать бережное отношение к игрушкам,...
Конспект тематического развлечения «Моя семья» в средней группе
Цель: формировать представление о семье и ее членах; о доброжелательных отношениях; воспитывать любовь и уважение к своим родным; формировать понятие мой...
Планирование работы по теме «Ознакомление дошкольников с художественной литературой»
Актуальность темы: Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и...