Наталья Булыга
Конспект НОД («Речевое развитие») в старшей группе на тему: «Путешествие в деревню»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Развитие речи детей. Совершенствование владения устной речью, обогащение словаря.
Задачи:
• Познакомить с новым словом «конура» и его образованием.
• Совершенствовать умения в словообразовании.
• Совершенствовать навыки обобщения.
• Совершенствовать умение образовывать притяжательные прилагательные.
• Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, развивать диалогическую речь.
Публикация «Конспект НОД („Речевое развитие“) в старшей группе на тему: „Путешествие в деревню“» размещена в разделах
• Развивать мышление.
• Продолжать учить детей пользоваться приемами мнемотехники.
• Формировать бережное и ответственное отношение к миру природы; умение внимательно слушать ответы сверстников, дополнять, их.
Раздаточный материал: Парные картинки домашних животных и их детенышей.
Демонстрационный материал: Картинка бабушки с текстом, обруч, мнемотаблица, презентация.
Предварительная работа: Чтение сказки «Зимовье зверей», сказки К. И. Чуковского «Путаница»; просмотр презентации «Кто, где живет?»; дидактическая игра «Кто моя мама?» - домашние животные.
1. Введение в ситуацию:
Дидактическая задача:
Мотивировать детей на включение в игровую деятельность:
- Воспитатель:
- Мне в деревне хочется
Летом погостить,
На пруду, у рощицы,
Рыбку половить.
Там в лесу, под соснами,
Где былины спят,
Утренними росами
Я найду маслят.
- Ребята, а вы были в деревне. Хотите еще побывать там?
(Слайд 1. «Деревенский домик»)
- А кто живет в этом домике? (Бабушка и дедушка). Ребята, послушайте, какая у них подозрительная тишина? Наверное, там что-то случилось.
(Слайд 2. «Детеныши животных без родителей»)
- Как вы думаете, что там случилось? (Ответы детей) Эти детеныши потеряли своих мам. Поможем им? (Да)
2. Актуализация знаний:
Образовательные задачи:
Совершенствовать умения в словообразовании, навыки обобщения. Совершенствовать умение образовывать притяжательные прилагательные. Развивать диалогическую речь, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста. Формировать бережное и ответственное отношение к миру природы.
Дидактическая задача:
Актуализировать знания детей о домашних животных.
Воспитатель предлагает детям послушать загадки о животных и отгадать их.
Ребята, знаете ли вы домашних животных? (Да)
Сейчас, мы это проверим. Я буду загадывать вам загадки, если вы правильно ответите, то изображение этого животного появится на экране.
- Кто у двери нас встречает,
В тишине весь день, проспав,
И от счастья начинает
Громко лаять: «Гав-гав-гав!»?
- Кто, на привязи гуляя,
Травку щиплет на холме,
И, хозяйку ожидая,
Одиноко блеет: «Ме-е-е»?
- Кто всегда прекрасно знает,
Что на завтрак я варю,
И к лоханке подбегает,
Громко хрюкая «Хрю-хрю»?
- Кто в жару и на морозе
Малышей по кругу возит,
И у дома своего,
Ржё т негромко: «И-го-го»?
- Кто пасётся на лужайке,
Без панамки и без майки,
Отгоняет вредных мух,
И мычит протяжно: «Му-у-у»
- Это, что за дереза,
В огород залезла,
Двое рожек у нее,
Молоко полезное.
- Кто по крышам ходит,
Громко песнь заводит,
Молоко лакает,
Голубей гоняет.
- Молодцы, все правильно отгадали, а теперь давайте поможем детенышам найти свою маму.
Игра «Найди пару»
(Пока звучит музыка, дети бегают вокруг обруча с картинками животных, как только музыка останавливается, дети берут по одной картинке и встают в пару. После ответов на вопросы, дети кладут картинки обратно в обруч. Игра повторяется 3 раза.)
- Почему вы поставили их в пары? (Потому, что у котенка мама кошка, у нее серая шубка, длинный хвост и т. д.)
-А какое обобщенное название этих животных? (Домашние животные)
- Почему их так называют? (Потому, что за ними ухаживает человек.)
-Вы справились с заданием, животным и их детёнышам пора домой.
Но животные забыли, кто, где живет. Вы хотите помочь им попасть в свои дома? (Да.) Поможем найти их дом? Посмотрите на картину и определите кто, где живет.
Игра «Где чей дом?»
(Слайд 3. Дома животных)
На экране появляются поочередно дома животных, воспитатель спрашивает: - Кого мы поселим в этот дом? (Ответы детей)
Воспитатель спрашивает у детей:
-Сумели ли вы помочь животным? (Да.)
3. Затруднение в ситуации:
Дидактические задачи:
Создать мотивационную ситуацию для обогащения словарного запаса, сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимая его причины и опыт целеполагания.
-Ребята, посмотрите, всем животным вы помогли? (Нет)
Кто это? (Это собака)
- А вы знаете, как называется его жилище? (Нет, не знаем.)
Фиксация затруднения:
-Сумели ли вы помочь собаке найти свой дом? (Нет.)
Выявление причины затруднения:
-А почему не сумели помочь? (Потому что мы не знаем, как называется ее жилище)
Постановка образовательной цели (опыт целеполагания) :
-Что нужно, чтобы помочь собаке? (Нужно спросить у того, кто знает)
4. Открытие нового знания:
Образовательные задачи:
Познакомить с новым словом «конура» и его образованием. Развивать мышление. Формировать умение внимательно слушать ответы сверстников, дополнять их.
Дидактические задачи:
Сформировать представление о жилище собаки (конура).
Сформировать опыт преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия.
-А кто живет в деревне? (Бабушка)
(Дети обнаруживают игрушку бабушки с картинкой. На картинке - изображение собаки, на обратной стороне написано, что дом собаки называется- конура. Конура –небольшое крытое помещение, убежище для собаки.
-Ребята, давайте по очереди расскажем собаке, где находится ее конура. А поможет в этом вот такая схема.
(Воспитатель демонстрирует мнемотаблицу местонахождения собаки.
Рассматривание мнемотаблицы: 1. Конура собаки находится во дворе. Под деревом, возле забора, между домом и хлевом.)
5. Включение нового знания в систему знаний :
Дидактическая задача:
Закрепление нового знания и использование в речи знания о месте отдыха собаки. Тренировка памяти, мышления и коммуникативных качеств.
Дети придумывают по одному предложению, говорят по цепочке, составляя рассказ-описание местонахождения конуры. 2-3 ребенка составляют из этих предложений рассказ.
- Ну, что ж, теперь собаке стало ясно, где находится ее конура. Поселим ее на свое место. (Слайд 4. На экране появляется конура собаки.)
6. Осмысление:
Дидактическая задача:
Провести рефлексию деятельности на
занятии.
Дети собираются около воспитателя.
- Кому вы сегодня помогли? (Детенышам домашних животных).
- А еще кому вы оказали помощь? (Помогли собаке найти своё жилище)
- Какие знания вам помогли? (Мы узнали, как называется жилище собаки и где оно находится). Обратная связь