МААМ-картинки

Конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя речи «Сказочное путешествие» (подготовительная группа)

Вера Давыдова
Конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя речи «Сказочное путешествие» (подготовительная группа)

Сказочное путешествие

«Согласование существительных с числительными. Автоматизация звука «Ш»

Цели: развитие лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложении, тексте.

- опознание звука [ш] в словах

- закреплять навык счета в пределах 10, правильно согласовывать имена существительные с числительными

- развивать внимание, память, наблюдательность, мышление

Публикация «Конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя речи „Сказочное путешествие“ (подготовительная группа)» размещена в разделах

-развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

-уточнение и расширение лексического запаса;

-овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования, постижение смысла и многозначности слов;

-развитие слухового внимания и зрительной памяти;

-овладение простыми и сложными видами звуко – слогового анализа и синтеза.

Оборудование : Нарисованные отдельно богатырь и царевна, болото с кочками, поляна с цветами, река между берегов, картинки для физминутки, картинки со звуком (ш, предметные картинки на разные звуки.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Цель – введение в тему занятия, создание положительного настроя, пробуждение интереса к познанию новых звуков, а также коррекция психофизических функций.

2. Введение в тему

В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь. У него была дочь царевна Любавушка, прекраснее которой на свете не было. О её красоте узнал злой волшебник, прилетел он, и унес прекрасную царевну с собой. Опечалился царь, никто не может помочь ему спасти царевну Любавушку.

Но вот однажды к нему пришел богатырь. (Показ нарисованного богатыря или игрушки) Он вызвался помочь найти пропавшую царевну. Имя у него было Алеша.

В имени Любавушка какой есть шипящий звук?- звук [ш]

В имени Алеша какой шипящий звук? – звук [ш]

Правильно, ребята. Вот и нам с вами будет помогать звук [ш]. Давайте вспомним, как нужно чисто и красиво произносить звук этот звук.

Уточняем артикуляцию звука. Дети называют, что делают при произношении звука (Ш) губы, зубы, язык, определяют гласный или согласный звук.)

3. «Повтори песенку богатыря»

Отправился наш богатырь в дальний путь. Идет по дороге и песню поё т: ша-шо-шу, ши-ша-шо (дети повторяют ряд слогов)

4. «Помоги богатырю перейти болото»

Шел он шел и вдруг на пути – болото. (Нарисованное болото на листе бумаги с кочками) Нужно помочь ему перейти его. Богатырь будет прыгать с кочки на кочку только тогда, когда вы хлопните, а хлопать будете, когда услышите звук [ш]. (Логопед закрывает свой артикуляционный уклад листом бумаги, чтоб дети воспринимали звуки на слух)

Называется ряд звуков (Т-К-С-З-Ш-Ц-Ш-Ч-Щ-Ш-С-З-Ш)

5. «Поможем богатырю выйти из леса»

Прошел богатырь болото. И встал на его пути лес. Заблудился богатырь в густом лесу. Стал смотреть по сторонам и вдруг заметил красивый (цветок, подошел он поближе, а там целая поляна (дается картинка на которой поляна с цветами). Дети считают, сколько цветов на поляне). Логопед спрашивает: Сколько цветов на поляне? (дети дают свои ответы.) Пересчитываем цветы все вместе, называя правильно окончания. (Кто путает окончания, просим ещё повторить).

Налетел сильный ветер (показываем какой). Вдох носом и сильный выдох через рот- губы трубочкой. Сорвал он все лепестки с цветов. Давайте поможем цветам собрать лепестки. Детям раздаются трубочки - стебельки, на которых есть серединки цветка разного цвета и прищепки – лепестки. Нужно подобрать цвет серединки цветка и прищепки одинакового цвета, прицепить лепестки к серединке.) Сколько получилось лепестков?

Дети считают лепестки, называя цвет: - (Один красный лепесток. Два красных лепестка, и т. д. Следим за правильным окончанием слов).

Цветочки обрадовались, что к ним вернулись лепестки и решили выстроиться так, чтобы указать богатырю дорогу из леса. На листе бумаги нарисована стрелка, которая указывает направление. (Сделаны дырочки, чтобы вставить цветы.)

6. «Построить мост»

Вышел богатырь из леса и опять на пути преграда - река. (Рисунок реки между берегов)

Что нужно сделать чтобы перебраться через реку? ( Дети:- мост)

- Правильно. Мост нам смогут построить только те слова, в которых есть звук [ш]

Дети получают картинки, из которых нужно выбрать только те, где есть звук [ш]. Теперь строим мост. Первой ставим те картинки, где звук находится в начале слова, потом в середине, а потом в конце. Назовем картинки по порядку. (Дети перечисляют названия картинок : первая, вторая и т. д.)

7. «Запомни и назови»

Туман закрыл все картинки, из которых построен мост. (Закрываем все белой тканью, либо белой бумагой). Дети по памяти называют картинки в нужной последовательности.

Прошел богатырь по мосту сквозь туман. Реку перешёл. Надо немного отдохнуть, чтобы набраться сил.

8. Физкультминутка.

Логопед открывает наборное полотно, на котором рядами расположены картинки, например: две бабочки, три зайчика, пять зонтиков, шесть яблок, семь шариков. Дети считают предметы в первом ряду полотна, во втором и т. д. и ставят рядом с ними карточки с нужными цифрами (2, 3, 5, 6, 7).

Затем логопед предлагает детям встать и посмотреть на эти цифры.

Логопед.

Мы подпрыгнем столько раз,

сколько бабочек у нас. (По знаку логопеда дети прыгают и считают свои прыжки)

Мы нагнемся столько раз,

сколько зайчиков у нас. (Аналогично)

Мы присядем столько раз,

сколько зонтиков у нас. (выполняем и считаем вслух)

Топнем ножкой столько раз,

сколько яблочек у нас. (выполняем и считаем вслух)

Потянулись столько раз,

сколько шариков у нас. (выполняем и считаем вслух)

Количество предметов в каждом ряду и, соответственно, движений можно варьировать по усмотрению педагога. Желательно физкультминутку проводить в темпе.

9. «Накорми Змея-Горыныча»

Отправляемся с нашим богатырем Алешей дальше. Дорогу охраняет Змей- Горыныч. (Нарисованный Змей- Горыныч)

Он злой и голодный. У него есть продукты, но всего по одному предмету, а головы у него три. Нужно превратить 1 предмет в 3 предмета, чтобы каждой голове хватило. (Логопед называет один предмет, а дети изменяют слова, чтобы этих предметов стало три)

На столе тарелка (три тарелки)

В вазе конфета (три конфеты)

На тарелке котлета (три котлеты)

В печке ватрушка (три ватрушки)

На столе салат (три салата)

На полке компот (три компота)

Молодцы. Накормили Змея-Горыныча, пропустил он богатыря.

10. «Построим башню»

Скоро сказка сказывается да не скоро дело делается. Царевна Любавушка спрятана на верхушке скалы. Надо построить башню из кубиков, чтобы добраться до неё. Я буду показывать вам картинки, а вы называете, когда этих предметов два и пять. За правильные ответы ставим кубики. Следим за произношением окончаний.

11. «Откроем дверь»

Поднялись на самую вершину, а там ворота резные закрыты. Чтобы открыть дверь, нужно произнести волшебные слова:

«тук-тук-тук» - дверь отопрись. Дети произносят хором. Дверь не открывается.

-Что же мы забыли сказать? Волшебное слово - пожалуйста.

Дверь открывается. И выходит наша царевна Любавушка. (Нарисованная на картинке, или игрушка)

Правду молвить молодица

Уж и впрямь была царица

Высока, стройна, бела

И умом и всем взяла.

12. Итог занятия.

Молодцы ребята! Помогли богатырю пройти все испытания, чтобы спасти царевну.

Какие испытания мы выполняли вместе с богатырём Алёшей и со звуком «Ш»? Какие больше всего запомнились? Какие задания показались вам интересными? Какое задание было самое трудное? Ответы, могут найти более близкий контакт детей с педагогом и подобрать удачный принцип построения заданий.

На заключительной стадии занятия подводятся итоги, т. е. определяется его результативность. Обязательное условие – передача положительных эмоций.

При индивидуальной оценке нужно отметить активность, удачу, пусть даже маленькую, или просто хорошее настроение того или иного ребенка. Реакция на неудачи должна быть с надеждой на успех в последующих занятиях, с убеждением, что отчаиваться не стоит. Если активно работать, все получится.

На этом наше приключение закончилось. Расскажите о нём своим родителям и друзьям. Всем спасибо.

Публикации по теме:

Перспективный план по формированию и коррекции грамматического строя речи дошкольников 1. Овощи 1. Образование мн. ч. существительных; употребление глаголов настоящего времени в единственном и множественном числе (Огурец.

Развитие математических способностей на логопедических занятияхРазвитие математических способностей на логопедических занятиях Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя речи «Сказочное путешествие» (подготовительная группа)
Опубликовано: 4 января 2015 в 13:32
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД