«Лёд, вода, пар». Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе

Ольга Сафонова
«Лёд, вода, пар». Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе

Цель: закрепление представлений об агрегатных состояниях воды.

Задачи:

1. Способствовать усвоению значений символов льда, воды и пара, охлаждение и нагревание.

2. Развивать представления о сериационном изменении воды.

3. Развивать наблюдательность, любознательность.

4. Воспитывать отзывчивость, доброту (желание помочь сказочному персонажу).

Вводная часть (мотивационная)

- Дети, вы любите сказки? А у нас сегодня гость! Кто это? Из какой сказки пожаловал?

(открыть изображение дракона)

(Змей Горыныч, сказка «Змей Горыныч о трёх головах»)

-Как вы думаете, он злой или добрый? Почему?

(Змей Горыныч злой, потому что головы ссорились между собой, каждая голова считала себя главной)

- Вспомните название каждой головы. (Ледяная, Водяная, Паровая)

- Как вы думаете, какое зло для всего живого таит в себе ледяная голова? (как дохнет – все вокруг замерзает, становится очень холодно)

- А водяная голова? (брызнет водой – и все вокруг затопит, разрушит, зальет или смоет)

- Чем опасна паровая голова? (выдыхает горячий-пригорячий пар – и всех обжигает, близко подойти нельзя)

- Вот они и спорят кто из них главней. Так спорят, что все живое от них страдает.

Змей Горыныч к нам пожаловал не просто так, хочется ему жить дружно, но для этого нужно помирить все три его головы и разгадать 3 тайны: тайны льда, воды и пара.

- А я знаю, что разгадать тайны нам помогут вот эти предметы (показать лампу и зеркало). Хотите?

Практическая часть

Опыт 1.

-Тогда начнём с разгадывания первой тайны - тайны льда.

- Посмотрите на это изображение, о чём говорят нам эти картинки? (Лёд может быть разной формы, он твёрдый. Лёд хрупкий, его можно сломать или разбить. Лёд не имеет цвета, он прозрачный. Лёд не имеет вкуса и запаха.)

- А если мы возьмём лёд в ладошки, что мы почувствуем? (Лёд холодный.)

- Как, по-вашему, чего боится лед? (тепла, лед в тепле тает)

-Какой предмет поможет нам «добыть» тепло? (лампа)

(педагог зажигает лампу)

- А теперь возьмём ложечкой кусочек льда и подержим над лампой. Что происходит?

Какой можно сделать вывод?. (При нагревании лед тает и превращается в воду)

- Вот она – тайна льда:

Лед растает, и тогда

Будет из него вода!

Опыт 2.

- Настала очередь тайны воды!

- А вы что знаете о воде? (Вода не имеет формы, принимает форму сосуда. Вода не имеет цвета, она прозрачная Вода не имеет вкуса и запаха.)

- Давайте вспомним чего же боится вода? (тепла, в тепле вода превращается в пар)

- Всё верно. При нагревании вода превращается в пар, а пар легкий и он поднимется вверх. И вода испарится.

- Давайте еще раз посмотрим и покажем Змею Горынычу как из воды получается пар и что с ним происходит дальше!

- Получилось! Что произошло? (Вода испарилась)

- Какой сделаем вывод? (При нагревании вода испаряется)

- Вот и тайна воды разгадана:

Если сильный, сильный жар

Из водички будет пар!

- А ещё чего боится вода? (холода, на холоде она замерзает)

- Чтобы в этом убедится, нужно посмотреть, что произошло с водой, которую мы вчера вынесли на мороз.

- Какой вывод можно сделать?

- Правильно.

Если холод вдруг придёт

Из водицы будет лёд!

- А теперь давайте отдохнём.

Физкультминутка.

Капля первая упала – кап! (движения рук сверху вниз)

И вторая пробежала – кап! (хлопок перед собой)

Мы на небо посмотрели (поднять голову вверх)

Капельки кап-кап запели (два хлопка перед собой)

Намочились лица (наклоны головой вперед-назад)

Мы их вытирали (показ круговыми движениями рук перед лицом)

Туфли, посмотрите – мокрыми стали. (наклон туловища вперед)

Плечами дружно поведем (движение плечами)

И все капельки стряхнем (встряхнуть кистями рук)

От дождя мы убежим, (бег на месте)

Под кусточком посидим. (садятся за столы).

Опыт 3.

- Осталась неразгаданной последняя тайна. Тайна пара.

- У меня есть чайник. Горячий!

- Какие правила обращения с горячим вы знаете? (не дотрагиваться; быть осторожными; если необходимо взять что-то горячее – попросить помощи взрослого. А взрослые горячую посуду с плиты, духовки берут специальной прихваткой. Чашку с чаем – за ручку, осторожно.)

- Сейчас я открою крышку.

- Что вы видите? (пар)

- Если пар идет от горячей воды, значит он какой? (Горячий)

- Можно ли трогать горячий пар руками? (нет, это опасно)

- И нельзя наклонятся над горячим паром.

- Как он появился? (вода нагрелась и начала испарятся)

- Для разгадки последней тайны у нас осталось зеркало. Какое оно? (холодное)

- Как вы думаете, что произойдет, если зеркало поставить над паром?

Проверим!

- Что произошло? (появились капли воды)

- Какой делаем вывод? (горячий пар от холодного зеркала превращается в воду)

- Молодцы, верно!

- Вот и разгадка последней тайны, тайны пара!

Если пар вдруг охладится,

будет из него… (водица).

- Опыт нам, друзья, помог узнать, что вода, лёд и пар- это всё одно и тоже.

Увидел это всё Змей Горыныч и очень удивился: Как же так? Значит мои три головы зря ссорились между собой? Лёд, вода и пар могут превращаться друг в друга? Лёд в воду, вода в пар, пар в воду. А если холод вдруг придёт, из водицы будет лёд!

И решили все три головы больше никогда не ссориться, дружить и делать только добрые дела.

- Как вы думаете, как стала помогать людям Ледяная голова (делать холодильники, мороженое, каток для детей. Можно приложить лёд к месту ушиба, чтобы ослабить боль Можно остудить напиток, кинув туда кусочки льда)

- А какую пользу стала приносить Водяная голова? (Водяная голова стала следить за тем, чтобы в трубах всегда была вода, наполнять бассейны, ванны)

- Паровая голова занялась отоплением в холодное время года, научилась хранить горячий пар для обогревания.

Молодцы, дети! А сейчас предлагаю поиграть в игру. Хотите?

Подвижная игра «Царство Льда, Воды и Пара»

(в разных частях группы – нарисованные ориентиры, изображающие лед, воду, пар)

Правила игры: дети действуют в соответствии с текстом

- Если холод наступает,

Все вокруг он охлаждает.

(бегут в Царство Льда, превращаются в льдинки – садятся на корточки и обхватывают себя руками, изображая ледышки)

- Солнце, солнце, посвети,

Нас в водичку преврати!

(превращаются в капельки и плывут в Царство Воды, совершая «плавательные движения»)

- Солнце греет, пригревает,

В пар водичку превращает.

(бегут в Царство Пара, приседают на корточки и медленно поднимаются, встают на носочки и тянутся вверх)

- Пришел Дед Мороз (воспитатель берет в руки «волшебную снежную палочку») и не нашел ледышек в Царстве льда. Захотел их назад вернуть и начал морозить (включить эффект мерцания)

- Во что пар превращается? Правильно, в капли воды (плывите в свое Царство)

- А Дед Мороз еще сильнее стал морозить. И превратились капельки во что? («в ледышки») Скорее в свое Царство! (садятся на корточки и обхватывают себя руками, изображая ледышки)

- А теперь, когда мы уже поиграли и все запомнили правила игры, посмотрите на этот символ. Как вы думаете, что он может означать? (Показывает синий картонный квадрат – символ льда.) (Лед.)

- Правильно! Это похоже на твердый и холодный лед.

- А этот символ что обозначает? (Показывает картонный белый кружок, на котором изображены волны и пузырьки – символ воды.) (Вода.)

- А это на что похоже? (Демонстрирует вырезанное из белого картона облако.) (Облако. Пар.) Это пар – он легкий и белый, как облачко.

Продолжим игру:

- Если облачко летит,

Пар оно изобразит! (Показывает символ пара.)

- Хорошо мы все запомним,

Что водичка – это волны! (Показывает символ воды.)

- А квадратик – твердый лед,

Это каждый разберет! (Показывает символ льда.)

-А теперь смотрите внимательно – я буду показывать символ – солнышко или Деда Мороза, – а вы должны превращать свои картинки. Все возьмите символ «лед», а прежде чем поднять другую картинку, смотрите и внимательно слушайте. (Показывает солнышко.)

- Если солнце появляется,

То у нас все нагревается!

Дети меняют «лед» на «воду».

Педагог показывает Деда Мороза и произносит:

- Если холод наступает,

Сразу все он охлаждает!

Дети меняют «воду» на «лед».

Воспитатель (показывает солнышко).

- Если солнце появляется,

То у нас все нагревается!

Дети меняют «лед» на «воду».

Воспитатель (двигает солнышко ближе к детям).

- Солнце все сильнее греет,

Греет-греет, нагревает

И водичку превращает…

Дети меняют «воду» на «пар».

Воспитатель (показывает Деда Мороза).

- Если холод наступает,

Сразу все он охлаждает!

Дети меняют «пар» на «воду».

Рефлексия

- А теперь я очень хочу узнать, понравилось ли вам наше занятие?

- Что доброго сделали? Кому помогли? Как помогли? («разгадали 3 тайны и сняли заклятие»)

Что запомнил ты?.

Обобщить ответы: при нагревании лед тает и превращается в воду;при нагревании вода превращается в пар; горячий пар от холодного стекла превращается в холодную воду. Молодцы, я очень довольна вами!

Публикации по теме:

Конспект НОД «Помощь фиксикам». Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группеКонспект НОД «Помощь фиксикам». Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе .

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Опытно-исследовательская деятельность. Опыты с воздухом» Цель: развитие познавательного интереса дошкольников через исследовательскую деятельность. Задачи: Образовательные: 1. Создать условия.

Конспект: «Познавательно-исследовательская деятельность» во второй младшей группе Тема: «Королева вода» Программное содержание: 1. учить детей различать водные объекты: море, озера, река, и их обитателей. 2. дать детям знание, откуда пришла.

Мастер-класс «Урок в школе фокусников» . Познавательно исследовательская деятельность в старшей группе. Воспитатель: - Здравствуйте,ребята! Я–главный фокусник и рада приветствовать вас, в нашей «Школе фокусников»! Сегодня вы научитесь показывать.

Познавательно-исследовательская деятельность детей в старшей группе Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников направлена на познание ребенком окружающего мира во всем его многообразии. В этой.

Познавательно-исследовательская деятельность педагога и детей в подготовительной к школе группе «Этот вкусный шоколад» Образовательная область: познавательное развитие. Основная деятельность: познавательно-исследовательская. Форма работы с детьми: решение.

Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе «Вода? Вода!» .

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе «Маленькие волшебники» Цель: развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и уметь делать выводы. Задачи:.

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Лимон» Проектная деятельность в старшей группе. Познавательно-исследовательская деятельность на тему: «Лимон». Суровцова Юлия Владимировна Цель.

Познавательно-исследовательская деятельность. Занятие в подготовительной группе «Презентация детских коллекций»Познавательно-исследовательская деятельность. Занятие в подготовительной группе «Презентация детских коллекций» НОД Познавательная деятельность Тема: «Презентация детских коллекций» Цель: заинтересовать детей новым видом деятельности – коллекционированием.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
«Лёд, вода, пар». Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 21 октября 2017 в 11:12
+159Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 39.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
27 января. День снятия блокады Ленинграда

Годовщине снятия Ленинградской  блокады посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей рекомендательной подборкой занятий, чтобы рассказать детям о подвиге блокадников, о том, как им удалось...

27 января. День рождения Моцарта

27 января отмечается день рождения у одного из самых популярных классических композиторов, произведения которого знают во всех странах, все – от мала до велика. Занятия очередного тематического дня мы...

Конспект НОД по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста...
Цель: Продолжать работу с детьми по созданию зимней композиции, используя имеющиеся умения и навыки работы с гуашью. Задачи: Образовательные: -...
Предновогодний конкурс в группе «Снежинка-2020»
Дорогие родители и ребята! Приглашаем Вас и Вашего ребенка принять активное участие в конкурсе «Снежинка-2020» из различного материала. Давайте еще раз...


МААМ-Поиск
1 074 000 публикаций 2 545 000 пользователей

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ! Воспитателю, педагогу, учителю - МААМ.ру:
Конкурсы и дипломы, учебные планы и программы, конспекты, игры.
«Свидетельство о портфолио» - сразу. Свой сайт - бесплатно.
Нажмите здесь и зарегистрируйтесь сейчас!

вверх ↑

Получить документы
Зарегистрироваться Войти Поиск Лучшее Новое Новости Темочки Картинки Лэпбуки О МААМ
▲Вверх Главная