Конспект НОД «Воспитание добрых чувств средствами фольклора и произведений детских писателей»

Малигат Гаджиева
Конспект НОД «Воспитание добрых чувств средствами фольклора и произведений детских писателей»

Воспитание добрых чувств средствами фольклора и произведений детских писателей

В настоящее время все большее внимание уделяется использованию устного - народного творчества в обучении и воспитании младших школьников. Фольклорные произведения способствуют активизации процесса обучения.

Поэтому предметом нашего исследования является развитие чувств младших школьников средствами фольклора.

Целью нашей работы мы поставили изучение и анализ трудов педагогов и психологов по использованию устного народного творчества в развитии чувств у младших школьников.

Перед написаниемработы мы изучили исследования психологов: И. В. Дубровиной, П. П. Блонского, В. Кузина,а так же методические рекомендации ученых и педагогов: В. А. Изотовой, А. А. Синцовой, Л. А. Харитоновой, Л. С. Ульяницкой, Н. Н. Светловской.

Большое внимание в исследовании этих педагогов и психологов уделяется вопросам психологии младшего школьника, даются практические рекомендации по развитию чувств у учащихся начальной школы средствами фольклора.

Не случайно фольклор широко применяли в обучении детей младшего школьного возраста великие отечественные педагоги К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой. Создавая свои учебники для детей, Ушинский и Толстой включали в них как необходимый компонент произведения устного - народного творчества.

Развитие речи -одна из важнейших проблем в начальной школе. Свести обучение речи лишь к изучению грамматической или синтаксической роли её нельзя, ибо слово, речь связаны с мышлением,с чувствами.

Научить ребенка говорить - значит научить его мыслить. Таким образом, использование элементов устного народного творчества помогает открыть учащимся «глаза на мир»,активизирует их мыслительную деятельность, развивает их души, формирует потребность к самосовершенствованию, самообретению, саморазвитию.

«Чувство-это сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение человека. Чувства выражаются в эмоциях, то есть мы испытываем чувства к чему-то или кому-то, имеющим для нас постоянную мотивационную значимость.

Чувства человека отличаются большим разнообразием качеств, свойств и оттенков. Одной из особенностей чувствявляется их полярность или противополярность: радость-грусть, любовь-ненависть, удовольствие-страдание,страх-смелость,благодарность-неблагодарность. Эта полярность дает основание для деления чувств на положительные и отрицательные. Если наши потребности удовлетворяются, то это вызывает у нас положительные эмоции; то, что препятствует удовлетворению потребностей, вызывает у нас отрицательные эмоции - это приятные для человека чувства, отрицательные - неприятные.» (3;198)

«Чувствачеловека выполняют в жизни различные функции: оценивающую- положительные и отрицательные эмоции показывают, как человек относится к чему- либо и оценивают это (недовольство, стыд и другие содержат те или иные оценки); побуждающую - чувства могут побуждать человека к действию, а могут препятствовать этому; направление внимания - то, что возбуждает наши чувства, мы воспринимаем более ясно и точно(3;199)

«Высшие чувства присущи только человеку. Они тесно связаны с его личностью, с отношением к жизни, к людям, к обществу, к своим обязанностям, к самому себе. Человеколюбие является основной ценностью нравственных чувств. Не случайно Б. Л. Пастернак писал: «Нарушитель любви к ближнему первым из людей предаёт самого себя.» (3;206)

«Нравственные чувства развиваются с раннего детства в процессе усвоения нравственных норм, принятых в обществе. Человек научается (или не научается) не только отличать хорошее от плохого, но в связи с хорошим или плохим он начинает переживать различные чувства, у него постепенно вырабатывается принципы собственного нравственного поведения и нормы нравственного убеждения. Всё, что для нас является нравственным, вызывает у нас положительные чувства, а то, что безнравственно-отрицательные.

К числу нравственных чувств относится: любовь, товарищество, патриотизм, чувство долга, чести, дружба, стыд, муки совести, ненависть, трусость, жадность, зависть злорадство, чувства симпатии, антипатии, привязанности, уважения, презрения, признательности и другие.

С. Л. Рубинштейн писал: «Моральное отношение к человеку- это любовное отношение к нему… Лишь через своё отношение к другому человеку человек существует как человек». (2;137)

Каждое из нравственных чувств - сложнейшее единство переживаний и размышлений. Вот например, как тонко определял М. Пришвин чувство совести: если судить самого себя,то всегда будешь судить с пристрастием: или больше в сторону вины, или в сторону оправдания. Это неизбежное колебание в ту или иную сторону называется совестью.

«Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами творчеством. Интеллектуальные чувства могут быть очень сильными. Жажда знаний и нового могут стать страстью а, радость открытия - подняться до уровня аффекта. Вообще возникновение проблемы, поиски её решения вызывают те или иные чувства. Интеллектуальными чувствами являются: жажда знаний, желание нового, любознательность, радость открытия, чувство удивления, сомнения, уверенности в суждениях и прочее. Эти чувства активизируют процессы, делая их более быстрыми и интенсивными.

К интеллектуальным чувствам относят также чувство комического, юмор, иронию.

В чувстве юмора проявляется беззлобно - насмешливое отношение к чему-нибудь или кому-нибудь.

В юморе смех сочетается с симпатией к тому, на что направлен.

Чувством юмора чаще всего обладают добродушные как прекрасное в жизни и в людях, так и те или иные их безобидные недостатки и слабости.

Чувство иронии - это тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме, остро критическое отношение к миру, людям, самому себе. Ирония не щадит никого и ничего. Ирония никогда не бывает мелочной, злобной, она высмеивает существующее во имя лучшего.» (6;78)

Эстетические чувства, те чувства, которые возникают у человека при восприятии и создании прекрасного, возвышенного, комического, трагического, это любовь к красоте.

Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вкусах,которые зависят от эстетических предпочтений: одним нравится легкая, другим серьёзная музыка и прочее. Развитое эстетическое чувство позволяет познать эстетическое качество произведений искусства и окружающего мира природы и людей - их красоту, испытать эстетическое чувство прекрасного.

С поступлением в школу развитие эмоций и чувств переходит на новую, более высокую ступень. Целенаправленное обучение и воспитание с 1 класса ведет к тому, что чувства становятся все более и более сознательными, глубокими и управляемыми. Новое положение, которое занимает младший школьник среди детей и в семье, обуславливает целый ряд новых обязанностей и прав, выполнение и использование которых сопровождается различными эмоциональными переживания. Поступая в школу, ребенок начинает носить форму, ему покупают портфель, книги, тетради, он должен следить за своим распорядком дня, иначе можно не успеть выполнить домашнее письменное задание, выучить стихотворение. В школе ученик следит за поливкой цветов, старается добросовестно и аккуратно выполнить порученное ему дело - изготовить наглядное пособие, выпустить стенгазету. Дома к ученику начинают относиться как к взрослому члену семьи - ведь он имеет настоящее, важное дело (учение, с которым считаются все. Идя в школу, ученик постоянно думает, все ли домашнее задание он выполнил, не забыл ли чего дома. Эти и масса других забот школьника, обусловленные положением ребенка как ученика, способствуют формированию чувства ответственности, заботы за порученное дело.

«Интересно развиваются в школьном возрасте познавательные чувства, сопровождающиеся формированием познавательных интересов, что определяется ежедневной активной познавательной деятельностью. Процесс обучения- это непрерывное познание законов, свойств, качеств, предметов, и явлений, познание связей между предметами и явлениями. Развитию познавательных интересов и на этой основе развитию интеллектуальных чувств способствуют различные экскурсии на природу, в парк, в музей.» (5,229)

Формирование нравственных чувств младшего школьника обусловлено прежде всего его жизнью в классном коллективе. Важное значение имеет воспитательная работа педагога, направленная на разъяснение и привитие школьникам норм морального поведения. Определённое влияние на формирование моральных качеств личности младшеклассника оказывают детская художественная литература, произведения изобразительного искусства и детские кинофильмы.

«Среди моральных чувств, активно формирующихся в младшем школьном возрасте, следует отметить чувство любви к Родине, сочувствие обиженным, чувство восхищения героизмом и мужеством людей, чувство коллективизма, товарищества, трудолюбия.

Эстетические чувства учащихся начальных классов успешно развиваются как на уроках эстетического цикла- изобразительного искусства и музыки, так и в процессе занятий на других уроках, во время ухаживания за цветами, уборки класса, оформления выставки в классе, на экскурсии, по ходу которой учитель обращает внимание детей на красивую цветовую гамму листвы, стройные, изящные

Публикации по теме:

Игра-викторина «Путешествие по страницам детских произведений» Игра-викторина «Путешествие по страницам детских произведений» (подготовительная группа) Программное содержание. Цель: добиться уточнения.

Исследовательски-творческий проект «Мы знаем и любим советских детских писателей» Проект «Мы знаем и любим советских детских писателей» На базе детской районной библиотеки Вид проекта: исследовательски-творческий. Участники.

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством произведений русского фольклора» Младший дошкольный возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Проблема развития и формирования.

«Воспитание добрых чувств у дошкольников». Консультация Консультация «Воспитание добрых чувств у дошкольников» воспитатель: Володченкова О. Ю. Доброта- это солнце, которое согревает душу человека.

«Воспитание добрых чувств у дошкольников». Консультация Консультация «Воспитание добрых чувств у дошкольников» воспитатель: Володченкова О. Ю. Доброта- это солнце, которое согревает душу человека.

Методические рекомендации по организации чтения детских произведений в структурном подразделении «Детский сад» «Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание — великое дело: им решается участь человека». Так считал Виссарион Белинский, и сегодня.

Решение детских конфликтов средствами народного фольклора ДЕТСКИЕ МИРИЛКИ Детские конфликты происходят очень часто. Дети не умеют выходить из конфликтных ситуаций, они применяют силу, крик и плач,.

Роль детских художественных произведений в усвоении дошкольниками правил безопасностиРоль детских художественных произведений в усвоении дошкольниками правил безопасности Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность.

Воспитание добрых чувств Здравствуйте! Воспитывать добрые чувства необходимо у детей, потому что развитие эмпатии представляет неотъемлемую часть формирования личности,.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами народной культуры Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения – одна из основных проблем педагогики, которой на современном этапе уделяется.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Конспект НОД «Воспитание добрых чувств средствами фольклора и произведений детских писателей»
Опубликовано: 10 октября 2019 в 16:50
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 мая. День березы на МААМ

Русской красавице-березке посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям про это дерево и пополнить творческую коллекцию интересными...

19 мая. День русской печки на МААМ

Невозможно представить себе старорусскую избу без русской печи, которая является её душой. Обогреть избу, приготовить еду, искупать детей, затеять стирку, выспаться зимой на тёпленьком, оставить до утра...


Горячие темочки