МААМ-картинки

Конспект НОД «Знакомство со звуком [ш] и буквой Ш» для детей старшего дошкольного возраста

ирина храмова
Конспект НОД «Знакомство со звуком [ш] и буквой Ш» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: создание условий для ознакомления со звуком [ш] и буквой Ш.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с согласным звуком [ш] и буквой Ш;

- учить детей определять место звука в трех позициях;

-продолжать знакомить детей с понятиями «звук», «гласный звук», «согласный звук», учить называть характерные признаки гласных и согласных звуков, учить различать их между собой;

- научить складывать слоги из букв;

Развивающие:

Публикация «Конспект НОД „Знакомство со звуком [ш] и буквой Ш“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

- развивать внимание, память, мышление, речь, мелкую моторику рук.

Воспитательные:

-формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Методы и приемы: словесные, наглядные, практические.

Оборудование и материалы: плакат о звуках и буквах, сундучок, игрушки: мышка, кошка, мишка, чебурашка, неваляшка; предметные картинки: малыш, камыш, ландыш, шуба, шапка, шорты; рабочие тетради, цветные карандаши.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а что у меня в руках?

- Сундук!

- Хотите узнать, что в нем? (да)

- Для этого вам необходимо отгадать загадки:

1. Под полом таится,

Кошки боится. (мышка)

2. Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песенки поет. (кошка)

3. Он коричневый, лохматый

Угадайте-ка ребята,

Кто, построив теплый дом,

Спит всю зиму в доме том? (мишка)

4. У него большие уши

И у Гены друг он лучший,

И смешной, как неваляшка, это, дети (чебурашка)

5. Влево – вправо, влево-вправо

Весело качается.

Влево – вправо, влево – вправо

На пол не роняется (неваляшка).

6. Раньше всех встает, «Ку-ка-ре-ку!» поет. (петушок)

- Молодцы, все загадки отгадали! Ребята, как мы можем их одним словом назвать (Игрушки)

- Что у них общего?

- Звук [ш].

Воспитатель: Сегодня на занятии мы будем знакомиться с буквой Ш и со звуком [ш], но перед этим мы сделаем артикуляционную гимнастику.

Сказка о весёлом Язычке.

Жил-был Язычок в ротике-домике. (показать кончик широкого язычка и спрятать-повторить 3 раза)

Вокруг домика стоял красивый заборчик! (губы в улыбке, зубы стоят друг на друге, как заборчик, зубы обнажены - повторить 3-5 раз)

А на крыше домика была высокая труба. (губы в трубочку - повторить 3 раза)

Проснулся Язычок утром и широко открыл окошко. (широко открыть рот, закрыть-повторить 3 раза)

Посмотрел язычок на солнышко (язык поднять вверх к носу, потом на травку (язык опустить вниз, понравилось ему на улице и решил он погулять, побегать (язычок водить влево-вправо к уголкам губ-5 раз в каждую сторону).

Гулял, гулял Язычок, увидел качели, решил покачаться на них (язычок тянуть вверх к носу, затем вниз к подбородку-по 5 раз)

Проголодался Язычок и пошёл домой кушать вкусное варенье (облизывать верхнюю и нижнюю губу по кругу – по 3-5 круговых движений по часовой стрелке и против)

Потом захотелось ему пить (язычок в форме «чашечки» и «лакает», как котёнок-3-5 раз).

А потом он стал чистить зубки (рот открыт, язычком водить по верхним и по нижним зубам-по 3 повтора).

Потом Язычок сел на лошадку и поскакал в лес (цокать).

А в лесу он увидел грибы и стал их собирать (язычок «приклеить» к нёбу и открыть широко рот-5 раз).

А ещё много орешков нашёл наш Язычок и стал собирать их и складывать в кармашки (рот закрыт, язык упирается то в одну щёку, то в другую-по 5 раз).

Потом в лесу подул холодный ветерок (губы в улыбке, зубы обнажены, язык за нижними зубами: С-С-С-С,

И Язычок услышал, как зашелестели листочки на деревьях: Ш-Ш-Ш (язык в форме чашечки поднят кверху, губы округлены).

А по стволу дерева стучит дятел: Д-Д-Д… (рот приоткрыт, зубы обнажены, язык стучит в альвеолы-бугорки за верхними зубами)

Как хорошо в лесу!

Работа со звуком.

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся со звуком[ш].

- Как шипит змея? (ш-ш-ш)

- как шипит гусь? (ш-ш-ш)

Воспитатель: Произнесем звук [ш]

- Давайте с вами вспомним, чем отличается звук от буквы? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).

-Какие звуки живут в красном домике? (гласные)

-Какие звуки живут в синем домике? (согласные)

Воспитатель: Чем отличаются гласные звуки от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия).

Воспитатель: А что делает голос, когда мы произносим [ш] : спит или песни поет? Приложите все руку к шее, скажем шшш… В домике было тихо или голос пел песни, и стенки домика дрожали?

– В домике было тихо, голос спал и стенки домика не дрожали.

– Ребята, а звук [ш] какой он : гласный или согласный?

– Правильно, звук [ш] согласный, звонкий или глухой звук [ш]?

– Глухой.

– А звук [ш] твердый или мягкий?

– Да, верно звук [ш] – это твердый, глухой, согласный звук. У этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый.

Работа со слайдами

- Назовите все картины. Какой звук встречается во всех словах?

Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат листочки. На них изображены предметы, в названии которых есть звук Ш. Нужно найти место твёрдого согласного звука Ш в словах : в начале, в середине или в конце, и раскрасить соответствующий квадрат в схеме.

Работа на листочках, один ребенок выполняет у доски.

Игра «Назови ласково».

(«Шапка – шапочка, петух - петушок, лягушка - лягушонок, малыш -, мышка-, ракушка-, лошадка-.»)

Физкультминутка.

Дует ветер нам в лицо (помахать руками на лицо)

Закачалось деревцо. (качаются)

Ветерок все тише, тише. (присесть, помахать руками вверх-вниз)

Деревце все выше, выше. (потянуться вверх).

Работа в тетрадях

Воспитатель: Ребята, звук [ш] обозначается вот так – буквой Ш. А на что похожа буква Ш? Эта буква похожа на забор : три палочки

и внизу — еще одна. Внизу проведём одну линию, только слева направо, она соединяет все три линии вместе. Получилась буква «Ш».

- Каким цветом мы всегда раскрашиваем согласные буквы (синим). Возьмите синие карандаши обведите букву Ш в тетради.

Воспитатель: Молодцы, а теперь раскрасьте те картинки, в названиях которых есть буква Ш.

Воспитатель: С какой буквой мы сегодня познакомились? Что больше всего понравилось на занятии?

Список литературы:

1. Серия: Из опыта педагога Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!» Обучение дошкольников чтению. Программа-конспект Санкт-Петербург. – Издательство «АКЦИДЕНТ», 1997

2. Прохорова, Г. А. Готовимся к обучению грамоте. Звуки и буквы / Г. А. Прохорова. - Л. : Просвещение, 2010. - 520 c.

3. Березовая карусель. Русские народные детские игры и хороводы / под ред. Г. Науменко. – М. : Детская литература, 1980. – 64 с.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия «Приключение Незнайки в Цветочном городе. Знакомство со звуком [Ы] и буквой Ы» Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Приключение Незнайки в Цветочном городе. Знакомство со звуком.

Конспект НОД для детей 6–7 лет по обучению грамоте «Знакомство с буквой «Ц», звуком [Ц]» Тема недели: «Солдаты России» Цель: познакомить детей со звуком [Ц], артикуляцией при его произношении, характеристиками: согласный, глухой;.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с русским народным творчеством и традициями народа» Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с русским народным творчеством и традициями народа» Образовательная область.

НОД для детей старшего дошкольного возраста по музыке «Знакомство с симфонической сказкой С. С. Прокофьева «Петя и волк»НОД для детей старшего дошкольного возраста по музыке «Знакомство с симфонической сказкой С. С. Прокофьева «Петя и волк» Конспект нод по музыке «Знакомство с симфонической сказкой С. С. Прокофьева «Петя и волк» для детей старшего дошкольного возраста Цель:.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство со звуком и буквой [Щ]» Знакомство со звуком и буквой «Щ». Программное содержание: Познакомить со звуком и буквой «Щ», учить правильно, произносить звук, описывать.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с русской народной сказкой «Снегурочка» Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Развитие речи. Восприятие художественной литературы».

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство со звуком [М] и буквой М» Тема: Знакомство с буквой «М», обозначающей звук [м] и [м’] Цели: знакомство с понятием «согласный звук»; выделение заданного согласного.

Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ОНР «Путешествие в осенний лес. Знакомство со звуком [А] и буквой А» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 25 «МАЛЫШ» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ЩМР МО ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ.

Конспект занятия «Путешествие в замок Красной Феи. Знакомство со звуком [А] и буквой А» Звук А. Цели: Коррекционно-образователъные: — познакомить детей со звуком А и его характеристикой (с опорой на артикуляцию,понятием «гласный.

Конспект занятия «Знакомство со звуком [И] и буквой И» ТЕМА: «Звук и буква «И». Цель: Знакомство с буквой, четкое произношение и характеристика звука «И». Учить выделять начальный ударный и безударный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Знакомство со звуком [ш] и буквой Ш» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 14 декабря 2018 в 10:04
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД