Конспект НОД «Народов дружная семья»

Оксана Меринова
Конспект НОД «Народов дружная семья»

Конспект НОД «Народов дружная семья»

Цели: развитие у детей старшего возраста толерантного отношения к людям разных национальностей, проживающих на территории России.

Задачи:

Образовательные: расширять представления детей о людях разных национальностей, проживающих в России; актуализировать имеющиеся знания детей о национальных особенностях жителей РФ (национальные костюмы, язык, жилища, традиции).

Воспитательные:продолжать знакомить детей с этикой межнационального общения: знакомить с обычаями и традициями народов России, воспитывать доброжелательное отношение к ним; воспитывать любовь к своей Родине и желание больше узнать о ней.

Развивающие: развивать познавательный интерес, стимулировать желание узнавать о жизни народов России; расширять активный словарь детей, фантазию, воображение.

Формы организации детских видов деятельности – беседа, подвижные народные игры

Предшествующая работа: экскурсия в Национальную деревню г. Саратова (знакомство с жилищем и бытом народов Поволжья, экскурсия в этнографический музей г. Саратова (знакомство с национальными костюмами, предметами быта, обычаями) беседы по теме «Народы Поволжья», «Костюм Народов Поволжья», «Праздники Народов Поволжья», рассматривание альбомов «Народы Поволжья», «Куклы в национальных костюмах» разукрашивание национальных костюмов, подвижные народные игры, слушание народной музыки.

Планируемые результаты: дети должны называть основные элементы русского, украинского и татарского, казахского костюма, названия жилищ народов Поволжья: изба, юрта, хата, татарский дом; уметь сравнивать дома разных народов, рассуждать, делать выводы.

Дети должны понять, что главный фактор, который объединяет народы –это дружба;

Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, музыкальный центр, презентация,Аудиозапись музыки: «Калинка-малинка», «Татарская плясовая», «Украинская народная», «Казахская народная», «Во поле березка стояла»; тюбетейка для игры «Тимербай», карусель с лентами для музыкальной игры, игрушки для музыкальной игры, макет березы, ленты.

Ход НОД

І. Вводная часть

Организационный момент

(Дети стоят вокруг воспитателя)

Воспитатель (читает стихотворение):

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина - Россия,

У нас у всех одна.

Воспитатель: - Ребята, о чем это стихотворение?

Дети: - О нашей Родине – России, о людях, которые здесь живут.

Воспитатель: - Правильно, ребята. Страна – это не только прекрасные реки, горы и леса. Это прежде всего люди, живущие в ней. Мы – россияне, жители многонациональной страны. Наша Родина сильна дружбой разных народов, которые ее населяют. Как вы думаете, много ли народов живет в России? (ответы детей)

Да мы живем в России, она очень большая, в ней очень много городов, один из них наш с вами город. В каком городе мы живем? (ответы детей).

Правильно, мы живем в Саратове, он очень красивый. Ребята, в нашем городе живут люди разных национальностей. Вспомните, какие народы живут в нашем городе?

Дети: в нашем городе живут русские, украинцы, казахи, мордва, татары, немцы.

В: сегодня мы с вами отправимся в гости к народам, которые живут в нашем крае, в национальную деревню. Познакомимся с культурой и обычаями этих народов. А куда мы попадем вначале нам подскажет песенка. Слушаем внимательно. Звучит «Калинка –малинка». Что это за музыка?

Дети: русская.

В: как вы думаете, куда мы попали?

Дети: на русское подворье, в гости к русскому народу.

В: давайте посмотрим на жилище русского народа. Как оно называется?

Д: изба

В: из каких материалов сделано?

Д: из дерева.

А как вы еще догадались, что мы попали на русский двор?

Д: по костюму.

В: правильно, давайте его рассмотрим. Назовите основные элементы костюма, из чего он состоит. (ответы детей)

Д: рубаха, сарафан, кокошник, косоворотка, штаны, сапоги, кушак, картуз.

В: русский народ всегда славился своей смекалкой. И я вам предлагаю отгадать хитрые загадки. А отгадки будут на экране.

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит — отдает.

Сам в угол идет.

(Ухват)

Сама в избе, а нос — наружу.

Его я грею только в стужу,

А вместе с ним и всю семью,

Но круглый год семью кормлю. (Печь)

«Четыре ноги, два уха,

Один нос, да брюхо». (Самовар)

В печи стоит, закрытый крышкой…

Огонь ласкает твёрдый бок.

Печь освещает пламя вспышкой.

Щи варит в печке

(Чугунок)

Три братца

Пошли на реку купаться,

Два купаются,

Третий на берегу валяется. (Ведра, коромысло)

В: молодцы, какие вы смекалистые все отгадали.

И мы с вами отправляемся дальше. Слушаем музыку. Звучит татарская плясовая. Ребята, к какому народу мы с вами попали?

Д: к татарскому.

В: давайте рассмотрим жилище татар. Что вы можете сказать?

Д: татары жили в домах, в деревянных.Дом делился на две половины: мужскую и женскую. На мужской половине встречали гостей, накрывали стол. На женской половине находилась кухня.

В: давайте рассмотрим татарский костюм.

Д: костюм яркий, основа это рубаха и штаны. У женщин это платье с оборками, поверх надевался камзол. На голове девочки носили калфак.

Мужчины носили на голове тюбетейку: с яркой вышивкой для молодежи и более скромную для взрослых мужчин. На ногах носили сапоги или туфли с загнутыми вверх носками, так как нельзя было царапать мать –землю.

В: какие татарские праздники вы знаете?

Д: сабантуй праздник плуга, в честь весеннего сева.

В: татарский народ славится своим гостеприимством, удалым весельем. Я предлагаю вам сыграть в татарскую народную игру «Тимербай».

Физминутка – игра «Тимербай»

Дети образуют круг, водящий (воспитатель) – Тимербай, надевает тюбетейку и становится в центре. Звучит татарская музыка.

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались.

Хорошенько отмылись

И красиво нарядились.

И не есть, ни пить, не стали,

В лес под вечер прибежали.

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

Слова сопровождаются имитацией движений по тексту (воспитатель показывает, дети повторяют, на словах «вот так!» Тимербай делает какое-либо движение (например, поднять большой палец руки, обхватить себя руками и др.). Все повторяют движение, водящий выбирает того, кто быстрее и лучше сделал, передает ему тюбетейку. Затем игра проводится с новым водящим, уже без повторения движений по тексту, дети просто идут по кругу. Уже показанные движения повторять нельзя. Игра повторяется с несколькими водящими.

В: а мы с вами отправляемся дальше. Звучит украинская песня.

В: куда мы с вами попали?

Д: на украинский хутор.

В: как называется жилище украинцев?

Д: хата

В: из чего она сделана?

Д: из глины, крыша из соломы или камыша,

В: А какого цвета хата?

Д: белая и вся расписная.

В: давайте рассмотрим национальный костюм, из чего он состоит?

Д: рубаха, юбка, фартук, венок с лентами.

Венок носили девочки с 4-х лет.

В: а мужской?

Д: рубаха, шаровары, пояс.

В: что характерно для украинского костюма?

Д: много вышивки.

В: украинский народ всегда отличался своей музыкальностью, очень любит петь и плясать. Давайте и мы с вами поиграем в музыкальную игру с лентами.

А мы с вами отправляемся дальше. Звучит казахская музыка. На экране юрта. К какому народу мы с вами попали?

Д: к казахам.

В: Казахи очень гостеприимный народ, любого путника приглашали в юрту, кормили вкусным обедом и давали отдохнуть. И только потом хозяин дома мог спросить кто этот человек и куда направляется. Давайте зайдем в юрту и немного отдохнем. Посмотрите, какой необычный дом у казахов. Как он называется?

Д: юрта.

В: давайте его рассмотрим, почему он необычный?

Д: его можно разобрать и собрать, перевезти на другое место.

В: да, с наружи он оббит войлоком, а внутри лежат ковры, посередине очаг, в юрте тепло и уютно. Казахи часто собираются за праздничным столом, который называется дастархан. Этот народ любит вкусно поесть и сытно накормить гостей. А еще казахи любят пить чай, пьют из пиал.

Давайте рассмотрим казахский костюм. Из чего он состоит?

Д: платье с оборками, камзол, меховая безрукавка и шапка

В: костюм не только красивый, но еще и теплый, так как казахи кочевой народ.

Отдохнули?

Д: да.

В: а нам пора в дорогу.

В: Ребята, мы с вами побывали в гостях у разных народов, скажите, чем отличаются народы друг от друга?

Ответы детей.

В: ребята, а что объединяет наши народы?

Д: дружба.

В: народы отличаются своей культурой, обычаями, но всех нас объединяет дружба.

Украшение березки – символа России.

Воспитатель: - Ребята, а какое дерево считается символом России?

И красива, и стройна

Средь подруг стоит она.

Вся в зелененьких серёжках.

Это белая. (Березка)

Воспитатель: - Посмотрите, у нас тоже есть березка (показывает макет). Березку по праву называют русской красавицей. Есть старинный обычай украшать это деревце разноцветными лентами.Давайте и мы нарядим березку: повяжем ленточки на ее ветви, как символ того, что разные национальности украшают нашу Россию и делают ее богаче и прекрасней. Сила России в единстве и дружбе народов.

Дети выполняют задание. (звучит Во поле березка стояла)

В: На этом наше путешествие подошло к концу, а нам с вами пора отправляться в группу.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного НОД «Моя дружная семья» Конспект интегрированного занятия во 2 младшей группе по развитию речи, познанию и музыке во второй младшей группе по теме «Моя дружная.

Конспект НОД «Моя дружная семья» Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира, «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Дружная семья»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Дружная семья» Цель: обобщать и систематизировать представления детей о семье (люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге).

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Дружная семья» Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Дружная семья». Автор: Белекеева М. А Время проведения: 15 минут Задачи: Обучающие:.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Дружная семья» Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Дружная семья» Автор: Белекеева М. А Время проведения: 15 минут Задачи: Обучающие:.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Наша дружная семья» Цель: формировать представления о семье и её членах, о добродушном отношении друг к другу; воспитывать любовь и уважение к своим родным;.

Конспект НОД с родителями «Наша дружная семья» Предварительная работа: дети дома с родителями составляют генеалогическое древо своей семьи, оформляют его. Все подготовленные древа вывешены.

Конспект НОД в младшей группе «Моя дружная семья» Конспект НОД в младшей группе по теме «Моя дружная семья» Тема: Моя дружная семья Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование.

Конспект НОД по формированию представлений о семье в младшей группе «Моя дружная семья» Цель: формировать представления о семье и её членах. Задачи: 1. воспитывать любовь и уважение к своим родным; 2. формировать понятие: мой.

Конспект НОД «Наша дружная семья» Цель: Формирование представления о семье и ее членах. Интеграция образовательных областей:«Социализация» (ведущая, «Познание», «Коммуникация»,.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Конспект НОД «Народов дружная семья»
Опубликовано: 21 декабря 2018 в 23:53
+44Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 мая. День защиты природы от мусора на МААМ

Важной экологической теме посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы объяснить детям, что такое мусор, как он вредит нашей планете и...

12 мая. День будущих врачей на МААМ

12 мая вот уже почти шестьдесят лет отмечается Международный день медицинской сестры. Предлагаем воспользоваться этим поводом для того, чтобы посвятить тематический день основным медицинским профессиям....


Горячие темочки