Папки-передвижки

Конспект НОД «Назад — в прошлое» (средняя группа)

Елена Панкратова
Конспект НОД «Назад — в прошлое» (средняя группа)

Цели: продолжать знакомить детей с историей и культурой, бытом русских людей в старину, развивать интерес к русским традициям, гостеприимству, продолжать обогащать словарный запас народными терминами, приобщать детей к народным играм, песням, хороводам, познакомить детей с тем, как сеяли хлеб в старину, воспитывать бережное отношение к хлебу, интерес и уважение к прошлому, истокам и культуре своего народа.

Предварительная работа: занятие в русской избе.

Публикация «Конспект НОД „Назад — в прошлое“ (средняя группа)» размещена в разделах

Материал: русская изба (изображение иконы, рушники, стол, лавочки, самотканые дорожки, русская печь, чугун, ухват, кровать, люлька, кукла, забор, фонограмма, каравай, «машина времени», новогодняя гирлянда.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло! И это неспроста. (Дети здороваются с гостями) Сегодня я для вас приготовила сюрприз. Вы отправитесь путешествовать в прошлое. Вы узнаете, как жили раньше жители нашего города наши прадедушки и прабабушки. А как называется наш город?

Дети: город называется Новый Оскол.

Воспитатель: как вы думаете, на чём вы туда отправитесь?

Ответы детей

Воспитатель: правильно, на всём этом можно путешествовать, но чтобы попасть в прошлое вам понадобится машина времени. Вот - это она и есть. (Воспитатель подводит детей к «машине времени») А теперь слушайте внимательно и запоминайте!

Сначала вы должны построиться друг за другом, в машину садиться по одному, не толкайтесь. Как только сядете, нажмите на красную кнопку, начнётся перемещение вас по туннелю времени. Когда окажитесь на месте прибытия, не расходитесь, а ждите друг друга. Я буду ждать вас здесь. Желаю вам счастливого путешествия! До скорой встречи!

Под фантастическую музыку «идёт» перемещение детей в прошлое.

Ребята оказывается во дворе одной жительницы города у тётушки Варварушки.

Воспитатель: Добрый день, детушки - косатушки! Не ко мне ли вы в гости пожаловали! Откуда вы, здешние или заезжие? А путешественники, проходите в избу, в горницу, не стесняйтесь! По удобней располагайтесь! Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли места хватило? Вот и славно! Дети, а кто мне скажет, как называется то место где вы сидите?

Дети: мы сидим в красном углу.

Воспитатель: А что же это такое красный угол?

Дети: Это самое важное место в доме. Здесь висят иконы, стоит стол, за столом собирается вся семья

Воспитатель: правильно, ребята, за столом собиралась вся семья, решались самые важные проблемы, ели, пили. Место за столом в красном углу считалось самым почётным: на нём обычно сидел хозяин или почётные гости!

Ой, что это я с вами всё разговариваю? У меня же каша в печи варится! Ох. И хороша каша! Маслена, в печке варена, да на парном молочке! Для моих детушек малых! Да что это я вам всё про печь рассказываю, лучше вы расскажите для чего нужна печь в избе?

Дети: русская печь отапливает жильё, в ней готовили пищу. Выпекали хлеб, варили квас, сушили продукты, одежду, лечились на печи, а также грелись.

Воспитатель: (Подзывает детей к себе) Самое главное в избе – это печь. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. И сварит печь, и испечет, и обогреет, а также вылечит больного хозяина. Особенно любят лежать на печи дети да старики. А скажите мне пожалуйста, гости дорогие, кто из вас знает сказки, в которых печь людям помогала?

Дети: «Гуси – лебеди», «Колобок», «По щучьему велению», «Жихарка»

А готовлю я, детушки, специальном горшке. Как он называется, кто знает?

Дети: он называется чугунок.

Воспитатель: Когда каша сварится, можно будет достать её из печи, для этого мне понадобится ухват, чугун горячий, огненный, руками трогать его нельзя, можно обжечься!

(В это момент слышится плачь ребёнка)

Воспитатель: гости мои милые, не волнуйтесь, это мой сыночек Ванечка проснулся, никак заснуть не может. А ведь только уложила. Надо ему колыбельную спеть. А вы знаете колыбельные песенки? Спойте моему сыночку!

Дети:

Баю – баю – баю- бай!

Ты, собаченька, не лай!

И гудочек, не гуди,

Нашего Ванечку не буди.

Воспитатель: спасибо вам, мои хорошие, что помогли мне с сыночком Ванечкой управиться. Давайте мы его в люльку положим, пусть спит, мешать ему не будем. Давайте выйдем во двор, хоровод поводим.

Дети вместе с воспитателем водят хоровод

Воспитатель: Дети вы тут посидите, а я пойду посмотреть, не сварилась ли моя каша? Ох, ещё не готова, варится! Девочки и мальчики, а у вас какие кушанья любимые?

Ответы детей

Воспитатель: Ой, я про такие – то названия и не слышала! Ну-ка, повторите ещё. У меня пища простая, полезная овощи, грибы, фрукты, рыба, молоко, борщ, каша. Я и вам советую ест такую пищу, чтобы быть здоровым, крепким, умным. Но без чего не может обойтись ни один обед, вы узнаете если отгадаете мою загадку:

Всем нужен, а не всякий сделает.

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый.

(Хлеб)

Воспитатель: правильно, это хлеб. Этот продукт мы все очень любим, и он всегда есть у нас на столе. А из чего делают хлеб? (Из муки.) А какая бывает мука? (Пшеничная, ржаная.) Какой хлеб получается из пшеничной муки (белый, а из ржаной? (Темный.)

Я вам сегодня расскажу, как на Руси сеют хлеб.

К севу готовились заранее. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке лежали семена пшеницы и ржи. Вот идет сеятель по полю и через каждые два шага разбрасывает пригоршню зерна веером, слева направо. Давайте представим, что мы сеятели. (Дети показывают, как разбрасывать зерно.)

Русский народ сложил много пословиц о хлебе.

А вы знаете пословицы о хлебе? (Ответы детей.)

Без хлеба мёдом сыт не будешь.

Без хлеба куска везде тоска.

Без хлеба не обедают.

Гречневая каша – матушка наша, а хлеб ржаной отец наш родной.

Хлеб – всему голова.

Хлеб в пути не тягость.

Хлеб да вода – богатырская еда.

Бог на стене, хлеб на столе.

Хлеб выкормит, вода вымоет.

Хлеб на стол – и стол престол, а хлеба ни куска и стол доска.

Худ обед, коли хлеба нет

Хлеб да каша пища наша

Будет хлеб - будут и песни

Хлеба надо брать столько сколько съешь

Воспитатель: Много труда нужно приложить людям, чтобы в доме был хлеб, поэтому как мы все должны относиться к хлебу?

Ответы детей.

Воспитатель уточняет:

- Что значит бережно?

- Куда деть крошки?

- Кому сейчас холодно?

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно! Мы должны беречь хлеб. Хлеб – наше богатство. Зато, что вы к хлебу умеете бережно относиться, я подарю вам каравай. Ой, ребятки, а не пора ли вам домой возвращаться, пойдёмте-ка, я вас провожу. До свидания, дети!

Дети «возвращаются» на машине времени назад в будущее. Воспитатель встречает их.

Воспитатель: заждалась я вас, дети, где же вы так долго были, что видели, с кем познакомились, что привезли с собой? Понравилось ли вам путешествие? (Анализ занятия)

Ответы детей.

Публикации по теме:

Итоговое занятие «Путешествие в прошлое куклы» (разновозрастная группа)Итоговое занятие «Путешествие в прошлое куклы» (разновозрастная группа) Итоговое занятие:«Путешествие в прошлое куклы» (разновозрастная группа) Цель: -приобщать детей дошкольного возраста к русской народной.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое ложки» (старшая группа) Цель: Познакомить детей с историей посуды, с процессом ее преобразования человеком. Дать детям понятие о том, что человек создает предметы.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (подготовительная группа) «Путешествие в прошлое» Цели: 1. Познавательные: обобщить и систематизировать знания детей о народных праздниках, традициях, народном творчестве, приобщать детей.

Конспект НОД «Моя семья» (средняя группа) Основное направление: социально-личностное Форма деятельности: совместная деятельность педагога и детей. Цель: Расширение представлений.

Конспект НОД по ФЭМП (средняя группа) Конспект НОД по ФЭМП средняя группа Цель: развитие математических способностей у детей в средней группе. Задачи: Образовательная: 1.

Конспект НОД «Помощники леса» (средняя группа) Цель: - развивать связную речь; -закреплять знания о временах года, об окружающей природе, одежде. - Воспитывать у детей интерес к наблюдению.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое пылесоса» (подготовительная группа)Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое пылесоса» (подготовительная группа) Цель:Развивать умение ориентироваться в прошлом предметов, заменивших пылесос. Задачи: 1. научить понимать назначение пылесоса; 2. объяснить.

Мини-музей «Назад в прошлое». Проект в средней группеМини-музей «Назад в прошлое». Проект в средней группе Паспорт мини-музея дошкольного образовательного учреждения Наименование мини-музея «Назад в прошлое» Профиль мини-музея этнографический.

Конспект НОД по ФЭМП (средняя группа) ИОО: «Познание», «Коммуникация». Программное содержание: продолжать учить считать в пределах 5; совершенствовать навыки отгадывания математических.

Выпускной утренник «Назад в будущее!»Выпускной утренник «Назад в будущее!» В нашем детском саду 22 мая 2015 года прошёл яркий веселый выпускной утренник под названием "Назад в будущее". Провожали выпускников группы.

Автор публикации:
Конспект НОД «Назад — в прошлое» (средняя группа)
Опубликовано: 20 декабря 2015 в 21:31
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД