Надежда Голованова
Конспект НОД nпо познавательно-исследовательской деятельности «Удивительные свойства магнита» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
по познавательно-исследовательской деятельности
на тему: «Удивительные свойства магнита».
(старшая группа)
Познавательно-исследовательская деятельность
«Удивительные свойства магнита»
Программное содержание:
Публикация «Конспект НОД nпо познавательно-исследовательской деятельности „Удивительные свойства магнита“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
Образовательные задачи: сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит; познакомить об использовании магнита человеком. Упражнять детей в порядковом счете, в сравнении смежных чисел; называть последующее и предыдущее число.
Развивающие задачи: развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность, активизировать словарь детей, умение делать выводы. Развивать пространственную ориентировку зрительное восприятие, аналитико-синтетическую деятельность, логическое мышление: выделять свойства предметов,
Воспитательные задачи: способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств.
Коммуникация: развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения.
Социализация: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; развивать стремление выражать свое отношение к окружающему миру. Самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
Физическая культура: совершенствовать физические качества в разнообразных формах двигательной деятельности.
Художественная литература: формировать целостную картину мира, в том числе первичные ценностные представления; продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать произведение.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный - письмо, поднос, «волшебная» магнитная палочка, магнит, мяч. Раздаточный – магниты, металлические, пластмассовые, деревянные, стеклянные, бумажные предметы в тарелочках, стакан с водой, картонные карточки с «лабиринтом», геометрические фигуры.
Ход занятия.
В. - Ребята, я знаю, что вы любите сказки. Я тоже люблю сказки, в них есть волшебство и загадка. Я предлагаю вам поиграть и что-то новое узнать. Согласны? К нам из волшебной страны пришло письмо от Элли и ее друзей. Хотите узнать, что написано в нем? (Да) Тогда нам поможет волшебная палочка. (Воспитатель берет письмо волшебной палочкой с подноса).
В. - Как же это у меня получилось? Вы разгадали волшебство?
В. - Я не буду сразу раскрывать свой секрет, а сначала расскажу вам такую легенду. Присядьте на коврик, чтобы было удобнее слушать.
Легенда:
В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой - притягивать к себе некоторые предметы. Неподалёку от горы был город Магнезия, в котором жил храбрый рыцарь Магнитолик. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей. Смело разгуливал Магнитолик, где хотел. Только в одном месте ещё ни разу не был - возле той самой горы. С детства рассказывала ему мама, что ни один рыцарь мимо неё проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает. Но Магнитолик был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за колдовство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, что мимо горы проедет и живым и невредимым в город вернётся. Но как ни был Магнитолик силён и отважен, гора всё равно притянула его к себе. Магнитолик был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ как от неё освободиться и освободил всех рыцарей.
В. - Ребята, вы догадались, как называлась эта гора?
В. - Какой способ нашёл Магнитолик, чтобы освободиться от этой горы (снял доспехи, сделанные из железа).
(Воспитатель показывает магнит)
"Вот перед вами обычный магнит,
Много секретов в себе он хранит".
В. - Если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, то может быть он должен притягивать и другие предметы?
В. - Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем. Предлагаю всем пройти в нашу лабораторию.
Входит Знайка.
Знайка: Я принес вам «волшебный конверт» с заданиями и вопросами. Я должен знать, готовы ли вы к работе в лаборатории. А чтобы добраться до лаборатории, нам необходимо выполнить задания.
Знайка: Объявляю первое испытание! Разминка!
1. Игра называется «Загадаю – отгадай!» Я буду загадывать, а вы отгадывайте.
1. Вот котенок-озорник к блюдцу с молоком приник.
Вот другой. Ему смешно видеть нас через окно.
Вот еще один сидит, тихо мышку сторожит.
Вот задача для ребят – всех пересчитать котят! (3)
2. Внуку Шуре добрый дед дал вчера шесть штук конфет.
Съел одну конфетку внук. Сколько же осталось штук? (5)
3. Сколько сапожек Оля купила
Чтоб кошка лапок не промочила?
2. Игра "Что изменилось?" (На фланелеграфе выставлен ряд цифр от 1 до 5. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну цифру н-р: 3, затем 5, потом 1, дети открывают глаза и определяют чего не стало, затем все ставит на свои места. - Что изменилось? Дети отвечают: ничего. все на своих местах.
3. Игра "Посчитай и найди". (Работа с карточками за столами).
4."Найди свой домик"(Под музыку дети ходят вокруг обруча по 5 человек с такой же геометрической фигурой, как в обруче. Затем разбегаются по группе выполняют движения, закрывают глаза, фигуры в обручах меняются. По сигналу дети находят свой домик).
5. Игра "Найди такую же фигуру"(Развивающая игра на слайдах).
Ну вот мы и добрались до лаборатории. Располагайтесь.
Пока вы располагались в нашей лаборатории, я успела узнать из письма Элли, что с Железным Дровосеком случилась беда. После битвы с Летучими обезьянами у него растерялось несколько железных деталей. Как их быстро найти на поле боя? (С помощью магнита).
В. - Давайте проверим, поможет ли нам магнит отыскать детали Дровосека?
В. 1. - У вас на столах, в тарелочках, находятся предметы из разных материалов. Возьмите магнит и с помощью него выберите детали к железному дровосеку.
В. – Объясните, почему не все детали, которые лежат на тарелочках, подходят для железного дровосека?
Из железных деталей, которые вы выбрали мы сделаем дровосека.
Вывод: магнит притягивает железные предметы через воздух. Это свойство называется магнитной силой.
В. - Ребята, неприятности Железного Дровосека на этом не закончились. (Воспитатель зачитывает письмо).
«Дорогие ребята, мне нужна ваша помощь! Злая Бастинда похитила мой железный топор и закинула в глубокий колодец, наполненный водой. Я не знаю, как достать свой топор и прошу вашего совета, помогите!»
Дети, что мы можем посоветовать железному дровосеку?
В. 2. - Давайте проведем еще один эксперимент и узнаем, действует ли магнитная сила в воде. Перед вами стоят стаканы с водой. Возьмите скрепку и бросьте ее в этот стакан. Теперь вы должны взять магнит и опустить его в воду, поднести к скрепке. Что же мы видим? (Дети высказываются)
Вывод: С помощью магнита можно достать железный топор из воды.
В 3.-Кто из вас догадается как можно достать скрепку из стакана с водой, не замочив ни рук, ни магнита. (Ответы детей)
Вывод: магнит воздействует через стекло.
В. 4. - А сейчас я предлагаю вам игру «Волшебный лабиринт». У вас у всех лежат карточки с разными дорожками. Попробуем по этим дорожкам провести железный предмет (монетку) с помощью магнита через картон. Для этого монетку положите сверху на дорожку, а магнит приложите снизу. Нужно двигать монетку с помощью магнита как можно точнее, не сходить с намеченного пути.
В. - Что происходит с монеткой? (Двигается)
В. - Почему так происходит?
Вывод: магнит оказывает свое волшебное действие через картон.
В. - Сейчас я приглашаю вас поиграть в игру «Притянет – не притянет». Осторожно выходим из лаборатории и встречаемся на ковре.
Игра с мячом «Притянет - не притянет» (мяч - это магнит, дети – предмет, который называет воспитатель. Дети должны определить, притягиваются они магнитом или нет, в соответствии - ловят или не ловят мяч).
В. – Молодцы, хорошо поиграли. А теперь я хотела бы спросить, знаете ли вы, в каких предметах человек использует магнит? Есть ли у вас дома магнит? У нас в группе?
Призентация: "Волшебный магнит".
В. - Еще магниты используют в холодильниках, в компасе, даже в сверхскоростных поездах вместо обычных колес и рельс человек придумал использовать магнит. Благодаря своей способности притягивать под водой, магниты используют при строительстве и ремонте подводных сооружений. С их помощью удобно держать инструменты.
В. - Люди делают из природного магнита украшения : серьги, браслеты, бусы. Считают, что он обладает лечебными свойствами, успокаивает и придает силы.
Итог занятия.
В. - С чем мы сегодня познакомились?
В. - Какие свойства магнита вы запомнили? (Он обладает магнитной силой, магнитная сила проходит через воду, воздух, стекло, картон).
В. - Ну и наконец, я хочу спросить, разгадали вы секрет моего волшебства с палочкой? (Палочка магнитная, а в письме железная пластинка)
В. - Молодцы, вы замечательно поработали.
В течение дня познакомимся с новыми свойствами магнита.
Задание на дом: подумайте для чего можно использовать магниты дома. нарисуйте и принесите мне.
Ну а теперь на одной ножке покрутись, в детский сад возвратись.
Конспект ННОД Экспериментальная деятельность "Почему земля кормит"
Окружащий мир детям
Разместил (а) : Наталия Владимировна Стивкина
20.03. 2014 01:58
Конспект ННОД Экспериментальная деятельность "Почему земля кормит"
Цель: познакомить детей с почвой.
Задачи:
Познакомить детей с видами почвы как почва образуется.
Закреплять умения сравнивать сухую и влажную почву.
В ходе экспериментов выделить свойства почвы : наличие воздуха и воды.
Выяснить, что в почве есть для жизни живых организмов.
Развивать мышление, речь, внимание.
Воспитывать интерес к неживой природе, аккуратность в работе, чувство товарищества.
Пополнить словарный запас детей.
Материал:
Комочки сухой почвы.
Колба с водой.
Белый лист бумаги, палочки, лупы.
Свечка, стеклышко, ложка.
Таблица “Почва”.
Семена растений, ёмкости для посадки, лейка, палочки, плёнка.
Ход деятельности
-Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить.
Меня бьют, колотят,
Ворочают, режут -
Я все терплю
И всем добром плачу.
-Что это? (Земля)
- О чём же мы будем сегодня говорить? (О земле, о почве)
- Послушайте сказку о волшебной кладовой и скажите, почему землю называют кормилицей?
«Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много. Она у нас под ногами. И зовётся она – земля. Да, только тогда она добра и щедра, когда люди к ней добры, и, когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка.
Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасала: ягоды, грибы, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно специально приносить с собой из полей зёрна и сажать возле жилья. Выросли первые колоски хлеба. Сперва ячменя, потом пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи».
-Так почему же землю называют кормилицей? (Земля кормит людей, на ней растут растения, которые человек употребляет в пищу.)
-А кого ещё кормит наша земля? (Насекомых птиц, зверей)
- Чем радует нас земля? (Зелёной травой, душистыми цветами, вкусной ягодой)
-Ребята, знаете ли вы, как по-другому называется земля? Где растут растения? (Почва)А что такое почва?
– Верхний слой земли, который питает и кормит растения, называется почвой. Почва везде разная. В одном месте в ней много песка. Такую почву называют песчаной. В другом месте больше глины.
-Как называется такая почва? (Глинистая.)
- Мы живём с вами на Черноземье. Почему? (У нас почва богата перегноем, её называют чернозёмом. Она чёрного цвета.)
-Давайте рассмотрим таблицу “Почва в разрезе”.
-Сколько слоёв почвы вы видите на таблице? (Четыре)
- Какого цвета верхний слой земли? (Тёмного.)
- Это плодородный слой земли. А какого второй слой? (Жёлтого)
- Как вы думаете, что это? (Песок)
А что на таблице изображено голубым цветом? (Вода) Верно, это изображение подземных вод.
- Потом идет слой глины. Каким цветом изображена глина (Оранжевым, рыжим)
- А что ещё вы видите на таблице? (Там еще изображены те, кто в земле живут: червяки, кроты, жуки.)
-А сейчас мы отправимся в путешествие в подземное царство.
Физкультминутка.
Вырос красивый цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и сиянье
Дружно дают под землей корешки.
А теперь будем червячками.
Под землей червяк ползет,
Делает он узкий ход,
Чтоб в подземном царстве
Лучше всем жилось,
Чтоб в подземном царстве
Лучше всем рослось.
(Слова стихотворения сопровождаются движениями.)
- Жители поземного царства прислали нам очень ценный подарок – мешочек с сюрпризом. Как вы думаете, что в этом мешочке? (Почва,земля). Я дам каждому из вас немножко этой земли. Мы поближе познакомимся с землей – матушкой.
Воспитатель дает каждому ребенку по два комочка земли, раскладывая ее на белые листы.
Опыт №1. Что спрятано в комочке?
-Один комочек пусть лежит не тронутым. Другой комочек осторожно потрогайте.
- Какая земля в комочке? (Сухая, чёрная)
- Давайте посмотрим на комочек через увеличительное стекло. Скажите, что вы увидели? (В комочке есть трещинки.)
- Осторожно раскрошите комочек земли. Посмотрите через лупу, что спряталось в вашем комочке? (Корешки, камешки, палочки)
-А вы знаете, как образуется почва?
Читаю сказку Натальи Александровны Рыжовой “Как Медведь пень потерял”.
“Шел по лесу медведь. Долго шел, приморился, смотрит – пень перед ним появился. Свеженький такой, ровненький. Видать, кто-то недавно дерево срубил. Обрадовался Медведь, решил маленько на пеньке посидеть. Сидит Медведь, Машеньку вспоминает, которая не разрешала ему на пенек садиться, все твердила: “Не садись на пенек, не ешь пирожок”. Отдохнул Мишка, поохал, да и отправился домой. А пень так и остался стоять, даже медведю тяжелому не под силу его развалить.
Медведю-то не под силу, а вот жукам – древоточцам под силу такое дело оказалось. Прослышали про пень жуки разные.
- Кто, кто в пенечке живет?
Никто не отвечает.
Наползли они отовсюду. И начали пень крошить, квартиры строить.
И стал пень в труху превращаться. А тут еще прослышали про пень гусеницы да улитки. И те туда же – к пеньку приползли. На пеньке живут, пень жуют. А тут еще на пеньке дружная семейка опят выросла. Грибы для пня погибель, ведь они тоже пень разрушают. А дырочек-то, дырочек то сколько! И из каждой кто-нибудь нет- нет да и выглянет.
Совсем не похож пень на красавца, который Мишке креслом служил. Вроде был он пень вчера, а сегодня нет его. Исчез пень. Кусочки его жуки растащили, съели, в почву превратили. Мало что от пня осталось.
Медведь к тому времени поседел, постарел. Реже гулять стал, чаще отдыхать присаживаться. Забрел он как-то в знакомые места, о пенечке вспомнил. Пришел на полянку.
“Как же так? – думает Медведь, - точно помню, был здесь пень, прочный такой, удобный. И куда он подевался? Да, стар я, видно, стал, место перепутал. Пойду еще где-нибудь пенек поищу”.
Старый Медведь, мудрый, но так ничего и не понял. А вы поняли?”
- Объясните Медведю, куда пропал пень? (Насекомые превращают пни в почву)
Опыт № 2. В земле есть воздух.
- Как вы думаете, воздух в земле есть или нет?
- Проверим ваши ответы экспериментально. Возьмите в руки комочек земли, так чтобы он не рассыпался, и осторожно опустите его в баночку с водой. Что вы увидели? (Из комочка выделяются маленькие пузырьки. Это воздух поднимается из воды.)
-Так есть в почве воздух? (Есть, он внутри почвы).
-Да, воздух был внутри комочка, между песчинками. Вода вытеснила его. Воздух всплыл, так как он легче воды и смешался с окружающим нас воздухом.
Опыт № 3. Есть ли в почве вода?
- Только что мы убедились, что в почве есть воздух. А вода в почве есть или нет?
-Предлагаю и эти ваши ответы проверить с помощью опыта.
- В чистую сухую ложку я положила кусочек почвы. Я зажгу свечку, и буду держать ложку с почвой на огне. Что происходит с почвой? (Она согревается.)
-Теперь накрою ложку чистым сухим стеклышком.
(Через некоторое время показываю стеклышко детям.)
- Что произошло со стеклышком? (На стекле появились капельки воды)
- Сделайте вывод – есть вода в почве или нет? (В почве есть вода.)
Фото 5
- Вот какие чудеса таит в себе почва.
-А для чего нам нужна почва? Что растёт на ней?
Физкультминутка.
В огород пойдем,
(Маршировать на месте)
Урожай соберем.
(Идти по кругу, взявшись за руки)
Мы морковки натаскаем
И картошки накопаем.
Срежем мы кочан капусты
(Имитировать, как срезают, таскают, копают)
Круглый, сочный, очень вкусный.
(Показать руками)
Щавеля нарвем немножко
("Рвут")
И вернемся по дорожке.
(Идти по кругу, взявшись за руки)
-А вы хотите посадить наш огород в группе? (Перед детьми торфяные горшочки, семена редиса, василька, салата, перца, цветной капусты, базилика, моркови, лейка с водой, палочки для посадки)
-А что нужно растениям, чтобы они росли?
-Скажите, а в какую землю нужно сажать семена? (Во влажную) Почему?
- Верно, нам необходимо поливать землю, если она сухая, когда будем сажать растения. Во влажную землю сажать легче.
(Деятельность педагога с детьми по посадке растений)
-Ребята, а хотите ещё один эксперимент? Как вы думаете, если мы накроем семена плёнкой они быстрее взойдут или нет?
-Хорошо, это мы и проверим.
Фото 11
Итог деятельности
-Что узнали о почве?
-Какие свойства почвы знаете?
-Почему её называют кормилицей?
-Как образуется почва?
-Что понравилось?
В дальнейшем, вместе с детьми, мы наблюдали за всходами, измеряли их, записывали свои наблюдения и измерения в таблицу. Ребята убедились, что семена под плёнкой взошли быстрее. Выращенную рассаду перца, цветной капусты, мы пересадили в грунт, на участок, а василёк радовал нас своими цветами на уличной клумбе всё лето.
Экспериментальная деятельность даёт почувствовать дошкольникам себя настоящими учёными-исследователями, которые сами могут добывать знания, что является ценным для будущих школьников.