Светлана Маколова
Конспект НОД по образовательной области «Познание» в старшей группе «Путешествие по малой Родине»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей : «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Художественное творчество»
Цель: Продолжать формировать элементарные представления воспитанников о малой Родине – с. Александровка.
Задачи:
Образовательные :
Дать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это место, где родился, где прошло детство (познание);
продолжать знакомить с достопримечательностями села Александровка ;
Публикация «Конспект НОД по образовательной области „Познание“ в старшей группе „Путешествие по малой Родине“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
продолжать закреплять знание своей фамилии и отчества ;
совершенствовать умение путем аппликации из цветной бумаги создавать дома разной величины и архитектуры; самостоятельно подбирать цвет и размер геометрических фигур для создания общей композиции, дополнять аппликацию мелкими деталями
Развивающие:
Развивать творческие, композиционные способности, воображение воспитанников;
развивать навыки речевого общения, умение воспринимать на слух читаемый текст (коммуникация, чтение художественной литературы);
продолжать обогащать словарь формулами словесной вежливости;
Воспитательные:
Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине;
продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми;
Расширить кругозор, пополнить словарный запас детей.
Предварительная работа:
Разучивание пословиц.
Аппликация «Дом, в котором я живу»;
Рисование на тему «Мой дом»;
Рассматривание иллюстраций о с. Александровка;
Материал и оборудование: «Сказочный клубок» из ниток, «Ковер-самолет», «Сказочная книга», ватман, кисти, клей, салфетки, геометрические фигуры из цветной бумаги, заготовки для индивидуальной работы (силуэты архитектурных строений, аудиозапись «Звуки природы», «Звуки города».
Содержание организованной деятельности детей
Воспитатель: - Ребята, я пришла сегодня к вам не одна, а с маленьким другом.
- постарайтесь отгадать, кто же это.
Поскорее мне скажите,
Что за мяч из мягких нитей?
Он похож на колобок,
С длинным хвостиком. (клубок)
В группу вкатывается клубок. Воспитатель берет его в руки, прикладывает к уху …
- Клубочек хочет поздороваться и познакомиться с каждым из вас. Как же это сделать?
Дети предлагают свои варианты приветствия. С подачи педагога дети принимают решение передавать клубок по кругу, говоря слова приветствия и называя своё имя, фамилию и отчество.
- Что необычного в нашем новом друге?
- Как вы думаете, где живет наш клубочек?
- Как называют героев, живущих в сказках?
Клубочек выкатывается из рук воспитателя и оказывается в углу групповой комнаты, где дети обнаруживают сундук. В сундуке лежит «сказочная книга».
- Кто догадался, что хочет предложить нам Клубочек?
- Наш герой прибыл к нам из сказки и принес с собой новую сказку, которую мы с вами еще не слышали.
Прослушивание эпизода сказки Шорыгиной «Ковер-самолет» (переделанный вариант)
Случилась эта история в с. Александровка….
Большой старый сундук стоял в углу прихожей.
Бабушка взяла ключ с потемневшей резной ручкой и вставила его в замочную скважину. Покрутила ключ, и замок со скрипом открылся.
- Помоги-ка мне, Алеша, сундук открыть.
Внук помог бабушке поднять тяжелую крышку сундука.
- А что здесь лежит? – спросил мальчик, с любопытством заглядывая в сундук.
- Да разные старые вещи, они мне от прабабушки достались.
Бабушка вынула из сундука пуховый платок, пеструю шаль с кистями, пожелтевшую скатерть и большой тяжелый ковер.
- Пойдем, все это на веревке во дворе развесим. Пусть вещи проветрятся да на солнышке прогреются.
Когда они развесили вещи на веревке, Алеша стал рассматривать ковер. На нем шелковыми нитями были вышиты леса, поля, реки, города с резными теремами и златоглавыми храмами.
«Какой ковер интересный! Теперь такие не делают», - подумал мальчик.
- Алеша, почисти, пожалуйста, ковер, - попросила бабушка.
Мальчик взял веник и ударил по ковру раз, другой…
- Ой, больно, ой, больно! – громко закричал ковер.
- Ты зачем меня бьешь? Я ведь не простой ковер, а волшебный. Я – ковер-самолет! Слышал о таком?
Алеша очень удивился. О ковре самолете он, конечно, слышал, но видеть такой ковер ему не приходилось!
А ковер захлопал краями, словно крыльями, и, приподнявшись с веревки, закружил по двору.
- Давай с тобой, ковер-самолет, полетаем немножко. Я тебе покажу наше село, леса, озера, улицы. Я здесь родился и вырос. Все хорошо знаю. Каждый кустик, каждый овражек. Это моя малая Родина!
- Это и моя Родина! – отозвался ковер. – Я эти места с давних времен люблю. Готовься к путешествию.
- Ура! – обрадовался Алеша…
Воспитатель прерывает рассказ и обращается к детям :
- Кто из вас догадался, ребята, по какому селу собрались путешествовать Алёша и ковер-самолет?
- Ребята, у нас с вами тоже есть возможность совершить путешествие вместе с Алешей. Как вы думаете, каким образом мы можем это сделать?
- Для того чтобы попасть в сказку, нужно знать волшебные слова. Мы с вами сейчас произнесем их и окажемся в стране фантазий, где возможно всё.
Проводится физ. минутка: (дети встают по кругу)
Путешествовать хотите?
На ковре из разных нитей,
Глазки крепко вы сомкните,
Сами в сказке окажитесь,
Глазки открываются,
Полет наш начинается!
Руки в стороны держите,
Словно птицы вы летите,
Здесь направо поворот,
И налево поворот,
Дан ковру обратный ход,
Руки вверх и мы взлетаем,
А, затем, чуть приседаем,
На снижение идем,
Управляем мы ковром.
Мы, подпрыгнув, приземлились,
В месте чудном очутились.
По окончании физминутки раздается стук, доносящийся из угла, где стоит сундук. Дети вместе с воспитателем открывают крышку и обнаруживают там ковер, похожий на тот, что из сказки.
Воспитатель:
- Усаживайтесь на ковер-самолет, мы отправляемся в путешествие.
Стелется ковер, дети вместе с воспитателем усаживаются. На доску вывешиваются иллюстрации с видами с. Александровка.
- Ребята, как называется место, где человек родился и вырос?
- Что означают слова Родина и малая Родина?
- Родина (или большая Родина) - это страна, в которой мы живем, а малая Родина - это место, где человек родился и вырос.
- Назовите вашу малую Родину?
- Как называют жителей нашего села?
- Полюбуйтесь на нашу Александровку. Какая она красивая.
- А какая она ещё?
воспитатель вводит новые слова: чистая, зеленая ….
- Село Александровка находится на реке Инсар. Первые жители села были из Саранской казачьей слободы. И названа она так потому, что первым поселенцем был казак по имени Александр. Он обрабатывал землю и рыбачил.
- Раньше дома в Александровке были деревянные или слитые из глины, или соломы, и называли их «лизухи». Крыша соломенная, камышовая или полынная.
- Как в давние времена люди почитали подвиги русских богатырей, так в наше время люди помнят подвиги героев – воздвигают обелиски, памятники. У нас в селе тоже есть памятник павшим войнам в годы ВОВ, где на праздниках мы собираемся на торжественные митинги, возлагаем цветы и чтим память героев, боровшихся за мир и счастье на земле.
- Также гордостью нашего села являются заслуженные спортсмены – Головин Вячеслав, Нижегородов Денис, Чепарев Дементий.
- Мы должны гордиться своей малой Родиной!
Существует много пословиц про Родину. Сейчас я пословицу начну, а вы её закончите:
1. Родина мать – умей за неё постоять
2. Человек без родины, что соловей без песни
3. Родина любимая, что мать родимая.
- В нашем селе много интересных мест. Здесь живут трудолюбивые, замечательные люди –александровцы. Наш «ковер-самолет» устал и опустился в сад. Хотите отправиться на прогулку?
Проводится физкультминутка под звуки природы.
Дети двигаются по кругу:
Спокойным шагом идут по «тропинке»;
Останавливаются, поднимают руки вверх, тянутся к солнышку;
Идут по «мостику», руки в стороны, идут приставным шагом;
Перепрыгивают через «ручей»;
Поворачиваются в стороны.
- Наше необычное путешествие подходит к концу, и мы возвращаемся в группу.
Алеша и ковер-самолет тоже успели вернуться домой. Мальчик спрыгнул на землю, а ковер занял свое место на веревке.
- Мы неплохо полетали, тихо произнес ковер-самолет.
- Замечательно! – шепотом сказал Алеша. – А ещё куда-нибудь полетим?
-А как же! В мире много удивительного, а твое путешествие только началось!
Алеша снял с веревки волшебный ковер, свернул его и осторожно убрал в сундук (воспитатель сворачивает ковер и книгу и убирает все в сундук).
Нашему клубочку тоже пора возвращаться домой. Он оставляет нам в подарок свой «ковер-самолет», чтобы мы совершали свои путешествия по нашей Родине и другим странам.
- Что больше всего вам запомнилось, путешествуя по с. Александровка? (ответы детей)
- Что нового вы узнали?
- Помните, Алеша говорил о малой Родине, что это означает?
- Как вы думаете, все ли интересные места нашего села мы с вами увидели?
- Где хотели бы вы побывать ещё? Почему?
- Ребята, а как вы думаете, кому было бы интересно узнать о том, что мы сегодня с вами узнали и увидели? Почему?
- Я думаю, вашим родителям и друзьям будет очень интересно послушать рассказ о с. Александровка.
- Подумайте, назовите, какие действия, необходимые нашей Родине?
-любить её;
-беречь каждое дерево, кустик;
-защищать;
- сохранять её богатства;
- работать;
- трудиться;
- не давать загрязнять леса;
- не допускать пожаров.
- У каждого села, как и у человека, есть своё имя, своя история и даже день рождения, вот и у нашей Александровки скоро будет день рождения, а в такие дни принято дарить подарки.
- Наш друг клубочек в свой волшебный сундук положил вот такие бумажные, цветные геометрические фигурки, силуэты зданий, цветы, деревья, кисти и клей. А ещё у нас с вами есть большой лист бумаги, на котором изображена совершенно пустая и унылая улица. А самое главное, что каждый из вас маленький художник и фантазер. Я думаю, вы без моей подсказки придумаете, какой же подарок мы приготовим для нашего любимого села? (предложения детей)
- Чтобы нам было удобно работать, предлагаю разделиться на команды.
(Дети самостоятельно делятся на команды по интересам)
- Кто будет строить дома?
- Кто хочет построить школу?
- Кто будет строить детскую площадку?
- Вам уже знаком способ «постройки» домов из геометрических фигур, поэтому я не буду объяснять, как выполнять работу. Только попрошу особенно постараться, ведь это подарок родному селу.
Дети приступают к самостоятельной работе. Приклеивают на силуэты зданий детали отдельных изображений (окна, двери, крышу, а затем готовые изображения помещают на большой лист ватмана, создавая коллективную композицию. Композиция дополняется деревьями, цветами… Воспитатель следит за ходом деятельности, своевременно помогает советом, затрудняющимся детям. (Звучит музыка)
- Вот наш подарок готов. Каждый из Вас вложил частичку своей любви к родному селу. - Молодцы, ребята! У вас очень хорошо получилось! Как мы назовем нашу работу?
Дети придумывают название и вывешивают коллаж на обозрение в вестибюле детского сада.
Список литературы:
1. Маскинсков Н. М. «Мечта», 2010г.
2. Данилина Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. М., 2003.
3. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М., 2010.
4. Кондрыкинская Л. А., С чего начинается Родина? М., 2005
5. Шорыгина Т. А., Родные сказки. Нравственно-патриотическое воспитание. М., 2007.