Наталья Артюхина
Конспект НОД по экологическому воспитанию детей 4–5 лет «Пернатые соседи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД образовательная область «Познание»
по экологическому воспитанию детей 4-5 лет
Тема: «Пернатые соседи».
Артюхина Наталья Викторовна, воспитатель МДОБУ №13
г. Новокубанска Краснодарский край
Цель: Закрепить представление детей о птицах.
Программные задачи:
1. уточнить представление детей о диких и домашних птицах, об условиях их жизни.
2. Продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду, повадкам, пению.
Публикация «Конспект НОД по экологическому воспитанию детей 4–5 лет „Пернатые соседи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
3. Воспитывать бережное отношение к птицам, вызывать желание заботиться о них.
4. Развивать зрительное восприятие, творческое воображение.
Материал к занятию:
Плоскостные фигурки диких птиц: вороны, воробья, скворца, синицы, снегиря. Плоскостные фигурки домашних птиц: петуха, индюка, гуся, курицы, утки. Маски птиц. Геометрические фигуры: квадрат,2 треугольника, 2прямоугольника,круг. Диск с записью голосов птиц, рассматривание иллюстраций к произведениям.
Связь с другими видами деятельности: беседы о птицах, дидактические игры, чтение стихотворений о птицах, лепка и рисование птиц, рассматривание иллюстраций.
Ход занятия.
Воспитатель в наряде бабушки – загадушки.
Б-З: Я бабушка – загадушка к вам на занятие пришла и загадки принесла. Вы любите отгадывать загадки. Ну, тогда слушайте первую загадку:
-Встает на заре,*
Поет во дворе.
На голове гребешок.
Кто же он?
Ответ: (петушок)
(Воспитатель предлагает найти на столе отгадку и прикрепить её на фланелеграф.)
-Молодцы, правильно отгадали загадку.
- Скажите, ребята, петух – это животное или птица?
Дети: Птица.
Б-З: Почему вы так думаете?
Дети: У петуха есть крылья, перья и клюв.
Б-З: А петух - дикая птица или домашняя? Почему вы так думаете?
А каких еще домашних птиц вы знаете?
Дети: Гусь, утка, курица, индюк.
Б-З: Отгадайте, о ком говорится в загадке?
Длинная шея,*
Красные лапки,
Щиплет за пятки-
Беги без оглядки.
Дети: Гусь.
(Воспитатель предлагает одному из детей найти отгадку на столе, и прикрепить её на фланелеграф.)
Б-З: (читает следующую загадку) :
Под дождем она гуляет*,
Щипать травку обожает,
«кря «- кричит,- всё это шутка,
Ну, конечно, это … Дети: Утка.
(аналогичным образом прикрепляется картинка утки)
Воспитатель читает следующую загадку:
Съем червя, попью водицы*,
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко,
Ребятишек угощу ( ответ: курица)
(аналогичным образом прикрепляется картинка курицы).
Б-З: ну и последняя загадка:
Распускает хвост павлином*,
Ходит важным господином,
По земле ногами – стук.
Как зовут его?.
Дети: Индюк.
Б-З: Какие вы, дети, молодцы! Все мои загадки отгадали. Подумайте и ска-жите, какую пользу домашние птицы приносят человеку?
Дети: Несут яйца, перья используют для подушек, дают человеку мясо.
Б-З: Правильно, дети. Поэтому человек заботится о домашних птицах: кормит их, ухаживает за ними, строит для них курятники …
А чем питаются домашние птицы?
Дети: пшеницей, кукурузой …
Б-З: ребята, а вы хотите посмотреть, как живут птицы у меня на птичьем дворе? Тогда поднимайтесь, и пойдем в гости к моим птицам.
Дети встают со своих мест и идут на «птичий двор». (В углу групповой комнаты стоит домик, огороженный плетнём,- и никого во дворе нет.)
Б-З: - Ой, а где же все мои птицы? Никого здесь нет.
- Ребята, что нужно сделать, чтобы птицы к нам пришли?
Дети: - Нужно птиц позвать!
Воспитатель проговаривает слова :
Петя - Петя - Петушок*,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошка.
Б-З: А вот к нам и петушок пришел (воспитатель надевает маску петушка ребенку на голову). Петушок – хозяин на птичьем дворе. Найдет червячка или хлебную крошку, - никогда сам не съест, - позовёт своих курочек. А по утрам громко поёт петушок свою песенку, - всех будит!
- Ну-ка, петушок, - спой свою песенку! (обращается к ребенку в маске пе-тушка.)
Ребёнок – петушок кричит: ку-ка-ре-ку!
. А вот и курочка пришла, … и уточка, …и гусь, …и индюк (поочерёдно надевает маски птиц детям).
Б-З: Посмотрите, какие они красивые! Мои птицы умеют петь и танцевать. Давайте вместе с ними станцуем танец маленьких утят!
Проводится физкультминутка под музыку «Танец маленьких утят».
Б-З: Какие вы молодцы, ребята. Как хорошо танцевали! Меня, бабушку, уморили! Давайте немного отдохнём (возвращаются на свои стульчики).
Б-З: К нам на птичий двор часто прилетает одна птица. Отгадайте, кто она?
-Кар-кар-кар - кричит плутовка*!
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она вам все знакома,
Как зовут её?
Дети: Ворона.
Б-З: Дети, подумайте и скажите, ворона – домашняя птица или дикая?
Дети: Дикая.
Б-З: А каких ещё диких птиц вы знаете?
Дети перечисляют: снегирь, синица, воробей, ласточка и т. д.
(ребёнок, назвавший птицу, находит картинку с изображением данной птицы на столе и прикрепляет на фланелеграф.)
Б-З: Где живут дикие птицы?
Дети: В лесах, на деревьях.
Б-З: О диких птицах никто не заботится. Они с трудом находят себе корм, сами строят себе гнёзда, сами заботятся о своём потомстве. Особенно тяжело птицам зимой. Многие из них погибают от холода и голода.
Б-З: - скажите, а чем питаются дикие птицы?
Дети: Семенами трав, поедают насекомых, личинками жуков.
Б-З: Правильно, дети. Птицы поедают насекомых-вредителей и тем самым спасают от гибели многие растения и деревья.
Мы любим птиц за их красоту, за их пение. Давайте послушаем, как они поют.
(Звучит запись голосов птиц).
Б-З: (обращает внимание детей на фланелеграф, где расположены все птицы)
- Ой, посмотрите, какая путаница получилась, - все птицы перемешались и потеряли свои домики. … Давайте поможем им вернуться домой,- диких птиц вернём в леса на деревья, а домашних – на птичий двор.
Воспитатель предлагает одному ребенку помочь домашним птицам,- расположить их с одной стороны фланелеграфа,- там, где расположен домик, а другому ребенку – диким, там, где «растут деревья».
(Дети следят за выполнением задания.)Звенит телефон. Бабушка-загадушка берет телефон и с кем-то разговаривает, а затем обращается к детям:
- Сорока сообщает, что в парке, где живут птицы, случилась беда: мальчиш – плохиш разорил все гнёзда, поломал скворечники, и птицам теперь негде откладывать яйца и высиживать птенцов. Птицы просят нас о помощи. Поможем птицам?
Дети: Да.
- Ну, тогда давайте сделаем для них скворечники!
(Воспитатель предлагает детям сесть за столы, на которых в тарелочках лежат геометрические фигуры)
Бабушка – загадушка показывает картинку с изображением скворечника.
- посмотрите и скажите, из каких частей состоит домик для скворца?
Дети: Стены, крыша, окошко, ступенька.
Б-З: Посмотрите, что натворил мальчиш – плохиш! Одни кусочки от скворечников остались (показывает геометрические фигуры).
Давайте попробуем из них собрать домик для скворца!
Воспитатель вызывает одного ребенка для показа: квадрат – стены, тре-угольники – крыша, круг - окошко, маленький прямоугольник – ступенька, прямоугольник – шест.
Б-З: Посмотрите, в наш скворечник прилетела птичка! Отгадайте, какая?
На шесте – дворец*,
Во дворце – певец,
А зовут его - …
Дети: Скворец.
Б-З: У вас на столе лежат геометрические фигуры, - постройте из них домики для птиц и к вам тоже прилетят птицы!
(Дети из 6-и фигур составляют скворечники.)
Б-З: Какие красивые скворечники у вас получились! Вот обрадуются птицы своим новым домикам!
Воспитатель раздаёт детям плоскостные фигурки птиц.
- А вот и первая птичка прилетела к Тане.
- Таня, назови, кто к тебе прилетел? – (синица)
- Лена, а кто в твой домик прилетел? – (скворец)
- Толик, у тебя тоже гость! Кто он? – (воробей) … и т. д.
Снова звучит запись голосов птиц. (Детям предлагается поиграть с птицами)
Б-З: У птиц появились новые друзья: Саша, Оля, Серёжа, Таня … Они не дадут птиц в обиду.
- Молодцы, дети! Все мои загадки отгадали, хорошо танцевали, красивые скворечники построили для птиц. А мне пора возвращаться домой. До свидания.
___
Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 2-4 года / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др. - М., 2005.
Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 4-5 лет / Сост. В. В. Гербо-ва, Н. П. Ильчук и др. - М., 2005.