Конспект НОД по автоматизации звуков [р]-[р’] на тему «Зимующие птицы»

Елена Пашинина
Конспект НОД по автоматизации звуков [р]-[р’] на тему «Зимующие птицы»

Описание. Конспект может быть использован учителями-логопедами ДОУ, воспитателями. Материал предназначен для детей 5-6 лет. НОД направлена на формирование лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи, автоматизацию звуков [р] [рь].

Цель: автоматизация звуков [р] [рь] в словах, предложениях, небольших текстах на материале лексической темы «Зимующие птицы».

Задачи:

1. коррекционно-образовательные:

-автоматизировать звуки [р] [рь] в словах, предложениях, небольших текстах;

-активизировать словарь детей по теме «зимующие птицы»;

-упражнять в согласовании существительных с числительными;

- закреплять навык словообразования притяжательных прилагательных;

-упражнять в словоизменении существительных по падежам в единственном и множественном числе;

- закреплять навык составления предложений с предлогами, умение анализировать состав предложения;

2. коррекционно-развивающие:

-развивать фонематическое восприятие, связную речь, мышление, внимание, общую моторику.

3. воспитательные:

-воспитывать интерес и любовь к птицам, желание заботиться о них.

Оборудование: презентация, картинки с изображением зимующих птиц, полоски для составления схемы предложения, изображения снежинок/

План занятия:

1. Оргмомент. Психогимнастика

«1, 2,3,4,5 -начинаем мы играть»

Изобразите озябших, голодных птиц. Покажите, как они обрадовались, когда мы насыпали им крошек. Изобразите воробья, испугавшегося кошки. Покажите, как мы переживаем и сочувствуем воробью, который побывал в лапах у кошки. Покажите, как болело у него крылышко.

2. Постановка цели занятия. Слайд 2

Кто отгадает мои загадки, тот и узнает, о ком мы будем сегодня говорить.

Отгадывание детьми загадок. На каждую отгадку открывается картинка.

«Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет

Крошки собирает» (воробей)

«Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдёт приют.

Не боится он простуды-

С первым снегом тут как тут!» (снегирь)

-Кто догадался, о ком мы будем говорить? птицах)

-Какой звук услышали в слове «вор-робей?» (звук р) Какой последний звук в слове «снегирь»? (звук рь)

Звуки [р] [рь] произносятся утрированно

-Мы сегодня поговорим о птицах, будем правильно и чётко произносить звуки [р]-[рь].

3. Характеристика звуков [р] [рь] по акустико-артикуляционным признакам.

-Где находится язычок, когда мы говорим звуки [р] [рь]?

-Какой звук [р]? - Какой звук [рь]?

4. Произношение звуков в слогах. Развитие просодии.

Картинка с изображением вороны Слайд 3

-Как называется эта птица?

-Как можно назвать птенцов вороны? (воронята)

Один воронёнок выглянул из гнезда и удивился: «Кра-кро-кру» (произносим тоненьким голоском).

Ворона пригрозила ему: «Кра-кро-кру-кры!» (произносим низким сердитым голосом).

5. Произношение звуков [р] [рь] в словах:

А) Падежное управление Слайд 4

Открывается картинка с изображением зимнего пейзажа и кормушки для птиц

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам в кормушку прилетели…

-Кто прилетел в кормушку? Сначала назовите птиц, в названии которых есть звук [р]. Появляются картинки: ворона, сорока, воробей.

На кормушке появились птицы со звуком [рь] (свиристели, снегири).

-Кого мы увидели на кормушке? (воробьёв, ворон, сорок, снегирей, свиристелей)

-Какие это птицы? (зимующие)

-Почему их называют зимующими?

Б) Звуко-слоговой анализ и синтез- развитие фонематического восприятия.

-отгадайте птицу, название которой начинается со звука «в», заканчивается звуком «й» (воробей);

-в названии каких птиц три слога (воробей, ворона, сорока, свиристель);

- слоги перепутались: бей-во-ро. Что это за птица? (воробей)

в) Игровое упражнение с картинками «Кого нет на кормушке?» - развитие памяти и внимания. Слайд 5

г) Игровое упражнение «Раз, два, три, четыре, пять - нужно всех нам сосчитать» - согласование существительных с числительными

-Посчитайте, сколько птиц прилетело на кормушку.

Дети идут по снежинкам с цифрами и согласовывают свою картинку с цифрой.

6. Произношение звуков [р] [рь] в о фразе. Игровое упражнение с мячом «Чьё крыло?»- словообразование притяжательных прилагательных.

-Я брошу вам мяч и назову птицу, а вы скажите чьё крыло у этой птицы.

У вороны - воронье крыло.

У сороки – сорочье крыло.

У воробья – воробьиное крыло.

У снегиря - снегириное крыло.

7. Подвижная игра «Вороны». Координация речи с движением.

Чтение стихотворения сопровождается имитацией движений

Возле ёлочки зелёной

Скачут, каркают вороны.

Из-за корочки подрались,

Во всё горло разорались:

Кар-кар-кар!

Вдруг собаки выбегают,

Ворон крикливых разгоняют.

8. Произношение звуков [р] [рь] в предложениях.

А) Игра «Каждой птице свой корм»

-Ребята, мы должны помогать птицам? Как?

На столе или наборном полотне картинки (шишки, семена, сало, хлебные крошки, ягоды рябины)

-Кто чем питается?

Дети: Воробей питается крошками. Синичка питается салом. Снегирь питается ягодами рябины. И т. д.

Б) Составление предложений с предлогами по сюжетной картинке. Анализ. Составление схемы. Слайд 6

Воробей сидит в кормушке.

Снегирь клюёт зёрна.

Сорока сидит на ветке деревом.

Ворона ходит под деревом.

Рома и Рита кормят птиц.

9. Итог

-Как называются птицы, которые зимуют?

-Почему птиц называют друзьями человека?

-Птицы приносят пользу. Птицы нас радуют своим щебетаньем, людям веселее, радостнее жить.

- Как нужно заботиться о птицах?

Источники:

1. Е. А. Пожиленко. Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. - «Каро», С-Петербург, 2007.

2. Л. Н. Зырянова, Т. В. Лужбина. Занятия по развитию речи в ДОУ. - «Феникс», Ростов-на-Дону,2012.

Прикреплённые файлы:

zimuyuschie-pticy_i27ac.pptx | 989,44 Кб | Скачан: 60
 
Публикации по теме:

Карточки по автоматизации звуков Карточка №1 С 1. Произносить слоги, растягивая звук [С]. Следить, чтобы при произнесении этого звука губы были в «улыбке», а язык стоял.

Карточки по автоматизации звуков Карточка №1 Ш 1. Проговаривать слоги, четко произнося звук [Ш]. ша — шо — шу шо — шу — ша шу — шо — ша ше — шу — шо ши — ше — ша ше — ши.

Конспект НОД «Зимующие птицы» Тема: «Зимующие птицы». Цель: Развитие общеречевых навыков, формирование представлений детей о зимующих птицах. Задачи: • расширить представление.

Конспект НОД «Зимующие птицы» Программные задачи: уточнить и расширить знания детей о зимующих и перелетных птицах. Учить описывать внешний вид птиц, отрабатывать навыки.

Конспект НОД «Зимующие птицы» Тема: «Зимующие птицы». Занятие № 1 (Воробей, ворона, сорока). Цель: - уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах, формировать.

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звуков [р], [р’], для детей 6–7 лет с ФФНР Чикина А. А., учитель-логопед МДОУ «Детский сад № 46» города Ярославля Тема: «Птичья школа» Цель: автоматизация звуков [р], [р’] в спонтанной.

Конспект подгруппового занятия по автоматизации свистящих звуков на материале устного народного творчества.Конспект подгруппового занятия по автоматизации свистящих звуков на материале устного народного творчества. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 193» Ленинского района г. Саратова Конспект проведения подгруппового.

Конспект занятия по автоматизации звуков [Л] и [Л’]Конспект занятия по автоматизации звуков [Л] и [Л’] Цель занятия: закрепить правильное произношение звуков «Л-Ль» в словах, предложениях; тренировать в определении.

Развивающий потенциал прогулки на участке ДОО Тема: «Зимующие птицы» Тема: «Зимующие птицы» Возрастная группа: средняя группа (коррекционная) Цель: Уточнять и расширять представления о зимующих птицах; продолжать.

Конспект занятия «Зимующие птицы» Тема: Зимующие птицы. Цель: Познакомить детей с зимующими птицами, их отличительными признаками; со строением их тел; с обобщающим понятием.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Птицы
  • Птицы
Автор публикации:
Конспект НОД по автоматизации звуков [р]-[р’] на тему «Зимующие птицы»
Опубликовано: 18 марта 2016 в 15:41
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский мастер-класс по изготовлению коллажа «Весенний букет для мамочки»
Я для милой мамы, Соберу букет. Пусть её порадует, весны чудесный цвет. Белые подснежники, нежные цветы. Это - символ счастья, Здоровья, доброты. А...
Фотоотчет. Выставка Совместного творчества детей и родителей, посвященная...
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вашему вниманию выставку совместного творчества родителей и детей посвященную Международному...
Фотоотчет «А у нас субботник!»
12 апреля 1919 года в Советской России прошёл первый Коммунистический субботник Субботники возникли в период Гражданской войны, они появились после того...
Фотоотчет «Огород на окне»
Вот и пришла весна… Решили мы организовать посадку огорода в группе. Это очень важное дело! Огород в детском саду нужен не только для того, чтобы...
Педагогический проект «Мыльная история»
Введение. Дети задавали вопрос о мыле, когда намыливали руки: Как появилось мыло? История мыла очень интересна. Меня тоже заинтересовал вопрос мыльный....