Татьяна Бондарь
Конспект НОД по декоративной лепке по мотивам каргопольской игрушки в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ «СШ № 90 п. Кулой» структурное подразделение «Детский сад № 148 «Подснежник»
КОНСПЕКТ
открытого занятия по декоративной лепке
по мотивам каргопольской игрушки в
подготовительной группе
ТЕМА: «Всех на ярмарку зовём, мы игрушки продаём!»
Воспитатель: Бондарь Татьяна Владимировна
п. Кулой
Публикация «Конспект НОД по декоративной лепке по мотивам каргопольской игрушки в подготовительной группе» размещена в разделах
- Игрушки. Конспекты занятий
- Каргопольская игрушка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Подготовительная группа
- Темочки
ЦЕЛИ: 1. Воспитывать у детей уважение к труду народных мастеров, стремление научиться самим создавать изделия, радующие окружающих, познакомить с каргопольской игрушкой.
2. Формировать умение находить отличие между каргопольской и дымковской, каргопольской и филимоновской игрушками.
3. Закрепить умение лепить игрушки по схеме, передавая форму головы, туловища, ног, соотношение частей тела по величине, их расположение.
4. Закрепить умение использовать знакомые способы лепки (оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой).
5. Закрепить знание цветовой гаммы в росписи игрушек, элементов узора и их значение.
6. Продолжать формировать умение ориентироваться на карте Архангельской области и находить на ней город Кагополь.
7. Воспитывать интерес к русским обычаям.
МАТЕРИАЛ: глина, дощечки, стеки, вода, салфетки, тряпочки, каргопольские игрушки, иллюстрации и рисунки с изображением каргопольских игрушек, схемы с показом способов лепки игрушек.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: знакомство с каргопольской, дымковской и филимоновской игрушками; беседа о городе Каргополе; лепка лошадки из пластилина, раскрашивание петушка с использованием элементов орнамента; знакомство с глиной и пробная лепка игрушек из глины.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Звучит весёлая музыка, появляется воспитатель, одетый в Коробейника, на руке игрушка – Петрушка.
Они зазывают всех на ярмарку.
Воспитатель: Ярмарка! Ярмарка!
Огневая, яркая,
Плясовая, жаркая.
Глянешь налево –
Лавки с товаром.
Глянешь направо –
Веселье даром!
Солнце яркое встаёт,
Спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары…
Покупают люди сушку,
А на дивную игрушку
Смотрят долго, не дыша…
До чего же хороша!
Воспитатель: Мы - ребята удалые,
Мы – ребята озорные,
Всех на ярмарку зовём,
Мы – игрушки продаём!
Вот бараны красивые,
Да беда – спесивые…
Много-много молока
Даёт бурёнка – крутые рога!
Сказочные Полканы
Скачут в неведомые страны.
А ну, пляши свинка – белая спинка!
(Показ игрушек сопровождается их обыгрыванием).
Воспитатель: Все эти игрушки сделали из глины знаменитые мастера из старинного города Каргополя.
(Дети рассматривают игрушки).
Воспитатель: Как называют мастеров, которые делают игрушки и предметы быта из глины?
(Д. Гончары).
Воспитатель: Как лепят игрушки?
(Д. Частями. Лепят длинное туловище с широко расставленными ногами, короткую шею с большой головой способом оттягивания от общей формы).
Воспитатель: Что потом делают мастера с вылепленными игрушками?
(Д. Сушат в избе 1-2 недели, потом ставят в печь для обжига).
Воспитатель: Что делали с обожжёнными в печи игрушками?
(Д. Раскрашивали красками, растёртыми на яичном желтке двумя связанными вместе пёрышками).
Воспитатель: Какие элементы орнамента (узора) используют мастера в украшении игрушек и что они означают?
(Д. Ромб – пожелание счастливой охоты, плодородия; прямоугольники с симметричными точками – засеянное поле; прямые горизонтальные линии – земля; волнистые линии – вода; наклонные вертикальные линии – знак дождя; ёлочки – знак растительности; круги с пересекающимися линиями – знак солнца, огня).
Воспитатель: какие цвета используют мастера для нанесения узора (орнамента) и что эти цвета означают?
(Д. Белый – символ чистоты, правды, добра; жёлтый – символ солнца, света, радости; красный – символ огня, красоты, здоровья; зелёный – символ жизни, процветания; синий – символ неба; чёрный – символ земли).
Воспитатель: Игрушки каких мастеров вы ещё знаете?
(Д. Дымковская, филимоновская, тверская).
Воспитатель: Чем отличается каргопольская игрушка от дымковской?
(Д. Используется много налепов, краска используется более яркая – ярко-красная, оранжевая, голубая, жёлтая; для узора используют другие элементы: широкие и тонкие полосы, волнистые линии, кольца, круги, овалы, горошины, клетки).
Воспитатель: А чем отличается каргопольская игрушка от филимоновской?
(Д. Для лепки исползуется белая глина; в украшении используются яркие краски всех цветов радуги; орнамент геометрический; используются элементы: штрихи, крестики, точки, пятна, круги, треугольники, веточки, звёздчатые розетки).
Воспитатель: Так скажите нам, откуда
Появилось это чудо?
(воспитатель указывает на каргопольские игрушки).
Д. Из Каргополя!
Воспитатель: А где находится город Каргополь?
(Д. На юго-западе нашей Архангельской области, на реке Онеге).
Воспитатель: Ребята, а вы можете показать местоположение города Каргополя на карте Архангельской области?
(Дети показывают, где находится город Каргополь).
Воспитатель: Там любили песни, пляски
И в домах рождались сказки.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные!
Воспитатель: На ярмарке не только веселье, но и уменье!
Ну-ка, мастера, покажите свою работу! Слепите каргопольские игрушки, какие хотите! Выберите себе схему, по которой вы будете лепить игрушку. Но сначала нам нужно подготовить к работе пальчики. Работа кропотливая нам предстоит, поэтому мы немного разомнём наши пальчики.
Пальчиковая игра «Наш козёл».
Наш козёл – стрекозёл - пальцы правой руки сжаты,
указательный палец и мизинец
слегка согнуты в виде «рожек»
То-то умный был: - левой рукой поглаживаем правую
руку
Он и воду носил, - ладошки складываем лодочками
Он и тесто месил, - пальцами обеих рук «месим тесто»
Он и печку топил - стучим кулачок о кулачок
И козлят кормил. – ладошками обеих рук изображаем
козлят, открывающих рот
Творогом лепёшки смазывал, - поочереди гладим ладошку о
ладошку
Песни пел хлопают в ладоши
И сказки сказывал. – кладём руки на колени.
Далее дети рассматривают рисунки и схемы каргопольских игрушек, лепят игрушки из глины.
После лепки работы рассматриваем. Педагог отмечает, какие хорошие мастера в нашей мастерской работают и предлагает игрушки высушить, а затем их раскрасить, подготовить для следующей ярмарки.