Ирина Пензина
Конспект НОД по декоративному рисованию «Жостовские подносы» в подготовительной группе
Конспект НОД по декоративному рисованию «Жостовские подносы» в подготовительной группе
Цель: ознакомление с видами народного творчества – художественной росписью. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции.
Публикация «Конспект НОД по декоративному рисованию „Жостовские подносы“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Жостовская роспись, подносы
- ИЗО, поделки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы. Рисование
- Подготовительная группа
- Посуда. Все о посуде для детей
- Рисование по лексическим темам. Конспекты
- Рисование. ВСЕ материалы
- Темочки
Задачи:
Учить детей составлять узор по мотивам жостовской росписи, используя знания, умения, полученные на предыдущих занятиях.
Упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти.
Развивать чувство цвета, ритма, уметь передавать колорит жостовской росписи.
Развивать зрительную память, фантазию, а так же мелкую моторику и пространственное воображение.
Активизация словаря: жостовские подносы, жостовские умельцы
Материалы: жостовские подносы, гуашь, кисти, подносы из бумаги.
Предварительная работа: рассматривание книг по художественной росписи. наблюдение за цветами, чтение стихов о жостовской росписи,
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, на прошлых занятиях, мы с вами знакомились с народным творчеством разных умельцев нашей Родины. Посмотрите на нашу выставку предметов, расписанных в различных стилях. Вспомните, пожалуйста, эти стили.
Дети: хохломская роспись, дымковская игрушка, гжельская роспись,.
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение «Жостовский поднос» автора Натальи Матвеевой
Поднос из Жостова – великое творенье.
Не каждый знает путь его изготовленья.
Оттачивалось то нелёгкое уменье
Из века в век, из поколенья в поколенье.
Листу железа мастер для начала
Задуманную форму придавал.
И чтоб готовая поверхность засияла,
Её он черным лаком заливал.
Чтоб на подносе рисовать потом,
Он подмалёвку начинал.
И строил форму, и объём,
И цветовую гамму намечал.
И вот уже на черном, гладком поле
Прекрасные букеты расцвели.
И тоненькие, гибкие травинки
Со всех сторон цветочки оплели.
Борта подноса по краям
Орнамент мелкий украшает.
И под конец отделанный поднос
Умелец ярким глянцем покрывает.
Воспитатель: Скажите пожалуйста ребята, о чем же стихотворение. (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, интересную историю где жили умельцы, которые создали жостовские подносы. (Ответы детей.)
Воспитатель: Сейчас я расскажу вам о том, где же зародилась жостовская роспись.
Недалеко от города Москва есть село Жостово. Это село знаменито тем, что никто в мире лучше местных мастеров не может рисовать цветы на железных подносах. Жостовский поднос- это крупные полевые и садовые цветы в окружении свежей листвы. Цветочный букет очень прост по своей композиции. Объемная форма букета сочетается с продуманностью цветового решения. Бортики подноса украшены легким золотым рисунком. Фон подноса густой черный
Воспитатель показывает поднос и называет его главные элементы.
Воспитатель: Посмотрите на жостовские подносы. Какие они красивые, праздничные. Черные, желтые, красные удивительно прекрасные. На них изображены красивые цветы. В центре крупный цветок, а по краям цветы поменьше и соединяются между собой листьями.
Воспитатель: Ребята, скажите какого цвета может быть фон подноса? (ответы детей)
Воспитатель: Какие цветы изображены на подносе? (Ответы детей).
- Где Родина жостовских подносов? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы стать на время Жостовскими мастерами. (Ответы детей.)
Воспитатель: Вы хотите попробовать расписать такой поднос. (Ответы детей.)
Воспитатель:(раздает подносы из белого картона). Скажите этот поднос может считаться жостовским? (Ответы детей).
Воспитатель: А почему вы так решили? Кто мне ответит?
Дети: (цвет подноса должен быть черным, должны быть изображены цветы, по краю должен быть золотой орнамент.)
Воспитатель: Все правильно. Тогда приступим к росписи. Сначала нужно раскрасить фон подноса черным цветом.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что Жостовские умельцы никогда не использовании простой карандаш для нанесения цветов, они наносили цветы сразу кистью. Мы с вами также будем делать. Перед вами 2 кисти толстую используем для рисования цветов, тонкую – для узора по краю.
Пока фон подносов сохнет, мы с вами поиграем. Вы знаете, что наш народ не только трудился, но и весело отдыхал и играл.
Игра «Ручеёк»
Воспитатель: Дети теперь приступаем к росписи подносов. Посмотрите еще раз на поднос какие цвета используют авторы (красный, голубой, зеленый, золотой).

- А сейчас я открою вам секрет жостовской росписи:
роспись начинают рисовать с крупных цветов в центре подноса. Сейчас мы будем изображать цветок георгины или ромашки приемом рисования кистью "двойной мазок". Двойной мазок помогает передать и цвет и оттенок. Выбираем цветовое решение для нашего будущего цветка. Например, красно-желтый. Опускаем кисть в желтую краску, снимаем лишнюю краску о край баночки, на кончик кисти набираем красную краску и примакиванием делаем мазки по краю нашего наброска в определенной последовательности: вверху-внизу, справа-слева. Если краска закончилась, то мы промываем кисть и снова набираем краску: сначала - желтую, на кончик кисти - красную краску. Продолжаем рисовать лепестки нашего цветка. Затем мы будем рисовать мелкие цветы и бутоны, листья разной величины.
Потом у нас идет привязка и уборка.
Еще можно расположить на подносе узор - раскидку, венок, полувенок, завитки.
Воспитатель: Я приглашаю вас в мастерскую займите рабочие места. (Дети садятся и приступают к работе. Помощь детям советом в подборе колорита и способе рисования.)
Дети расписывают бумажные заготовки с помощью воспитателя.
Воспитатель: Посмотрите на свои подносы, как красиво получилось. Вы настоящие мастера своего дела. А чьи подносы вам больше всего понравились? Почему?
Воспитатель: Ребята, какие элементы росписи мы использовали? Как называется данная роспись. Где Родина Жостовских подносов. Вам понравилось расписывать подносы?