Лучший педагог года

Конспект НОД по истории и быту донского казачества «Что я знаю о Донском крае» для подготовительной к школе подгруппы

марина греднева
Конспект НОД по истории и быту донского казачества «Что я знаю о Донском крае» для подготовительной к школе подгруппы

Конспект НОД по донскому казачеству «Что я знаю о донском крае» для подготовительной к школе подгруппы.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Публикация «Конспект НОД по истории и быту донского казачества „Что я знаю о Донском крае“ для подготовительной к школе подгруппы» размещена в разделах

Цель: Обобщение знаний о семейном укладе казаков, духовно-нравственных устоях Донского казачества.

Задачи:

Образовательные:

- приобщать детей к культуре и быту казачества;

- закреплять представление детей о быте и укладе жизни казачьей семьи;

- формировать ценностные представления о труде казаков, о семейных отношениях;

- ознакомить с содержанием казачьих песен (отражение жизни народа на протяжении многих веков);

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к истории своего народа;

- развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями.

- совершенствовать умение использовать диалектизмы в речи точно по смыслу. Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков;

Воспитательные:

- воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ;

- воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков;

- воспитывать внимательное отношение и уважение к членам семьи, чувство уважения и почитания к старшим.

Предварительная работа: посещение библиотеки, разучивание игры «Забытые слова». Чтение книги «Славен Дон» М. Астапенко, заучивание казачьих слов и выражений, стихов, былин, рассказов, знакомство с заповедями казаков, заучивание заповедей в стихах В. Камкина, рассматривание иллюстраций с изображением жизни казаков;

рассматривание казачьей одежды;

беседа о воспитании девочек, мальчиков, о традициях семейного воспитания;

рисование семейных традиций, дидактические игры, презентации, видео и фото материалы, игровая деятельность, взаимодействие с родителями (консультации, буклеты, родительские собрания, собирание экспонатов для мини-музея.)

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, дидактическая игра «Построй курень» (паззлы, «лошадка на палочке» для физминутки, деревянные ложки, силуэты из бумаги казака и казачки в костюмах, ткань для аппликации, клей ПВА, краски, кисти, ножницы.

Ход НОД

Приветствие: Добрый день и добрый час,

Я очень рада видеть вас!

Здравствуйте, ребята.

Воспитатель: Ребята, сегодня вас ждет необычное путешествие в прошлое наших предков. Как их называли? Слайд 1.

Дети: Нашими предками были донские казаки

В. : Ребята, как же нам с вами попасть в прошлое? (Идеи детей – машина времени, колесо истории и т. д.).

В. : Я предлагаю мальчикам надеть на голову картуз, а девочкам кичку – обернемся три раза вокруг себя и скажем: «Время, время, остановись, к нашим предкам повернись» (звучит волшебная музыка).

Ребенок: «Как у нас на Дону зорьки ясные.

Как у нас на Дону ветры-ястребы.

Над веселой водой ходит месяц молодой.

Да подмигивает, да подпрыгивает.

Ребенок: Как у нас на Дону люди сильные.

Прославляют землю изобильную.

Как у нас на Дону, дали синие.

А казачки у нас - все красивые»

Воспитатель: И так, мы с вами отправляемся в прошлое наших предков. А как называется казачий дом? Слайд 2.

Дети: Курень.

Воспитатель: «Курень» - по-монгольски значит «круглый». Казаки строили дома так, чтобы было переходить из одной комнаты в другую по кругу.

Воспитатель: Какие дома были у казаков в старину?

Дети: В давние времена казаки строили землянки : рыли яму, сверху накрывали ветками и засыпали землей.

Воспитатель: А потом какие стали строить дома?

Дети: Потом дома начали строить из дерева и камня.

Воспитатель: Как называлось небольшое поселенье казаков?

Дети. Хутор

Воспитатель: Наш хутор Дударевский получил свое название по первому поселенцу казаку Дудареву. Слайд 3.

Воспитатель: А большие поселенья казаков?

Дети. Станицы

Воспитатель: А какие окна у куреня?

Дети: Они закрывались ставнями, деревянными дверцам.

Дидактическая игра «Построй курень» (пазлы). Слайд 4.

Воспитатель: В казачьих семьях глава семьи - казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное – охраняет границу от врагов. Казаки охраняли наши границы от врагов и были очень смелыми, гордыми и находчивыми воинами.

Воспитатель: Какие казачьи пословицы вы знаете?

Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.

Казачья смелость порушит любую крепость.

• Кто пули боится, тот в казаки не годится.

• Смекалка во всяком деле казака выручает.

. Жизнь возле границы была тревожной и казакам приходилось быть очень внимательными и слышать все шорохи и звуки.

Воспитатель: Давайте и мы сейчас проверим себя на внимательность и умение различать звуки, сидя в засаде.

Проводится дидактическая игра «Угадай звук». (Презентация с различными звуками). Слайд 5.

Воспитатель: Молодцы, очень внимательные казачата растут у нас в хуторе.

Казаки издавна любили лошадей. Конь для казака – первый друг, товарищ. Конь шел за казаком в огонь и в воду. Когда казаки уплывали на корабле, бросая коней, те плыли вслед. Если хозяин погибал, конь никого не подпускал к себе, тосковал, голодал несколько дней. – Казаки воевали на лошадях, устраивали гонки, состязания. – Казаки всегда были превосходными наездниками, т. к. с раннего детства приучались к верховой езде.

Воспитатель: А кто из мальчиков умеет ездить верхом? Давайте проверим, как вы умеете держаться в седле. Девочки нам помогут: возьмите ложки и изобразите топот копыт коней.

Проводится физкультурная разминка «Катание на лошадках» (имитируют езду на лошади со сменой аллюра, темпа, направления по команде, с танцевальными движениями).

Воспитатель: Казак всегда был на виду, его в любой момент могли послать с донесением или на защиту рубежей, поэтому, он всегда был опрятно одет. Слайд 6.

Обратите внимание! Мы с вами тоже одеты в казачьих костюмы. Казаки носили шаровары, так как, в узких штанах на лошадях неудобно ездить. Шаровары синего цвета, с красной полосой и гимнастерку со стоячим воротником. Летом носили фуражки, а зимой папахи и шинель защитного цвета. А его жена, казачка, занималась дома по хозяйству. Казачки то же были красиво одеты. Посмотрите: юбка и кофточка, которую носила казачка, называлась «парочка». Повторите.

Юбки были длинные и широкие, с множеством оборок. А кофточка шилась из того же материала, что и юбка и, то же украшалась оборками и рюшами. Шили и фартуки: повседневный, будний – из холста, а праздничный из дорогой ткани и украшали кружевами и лентами.

Казаки носили высокие черные сапоги, а казачки туфли с широким каблуком и тупым носом, называли их чирики, а праздничные – черевички.

Девушки вплетали себе в косы ленты, а женщины носили платки.

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем украшать силуэты казака и казачки одеждой необычным способом: женскую «парочку» мы наклеим деталями из ткани и дополним рисованием красками, а казака мы нарисуем и добавим лампасы из ткани.

Под музыкально народное сопровождение дети работают на своих местах. По окончании, работы вывешиваются на выставке в уголке творчества. Дети любуются полученным результатом.

Воспитатель: Молодцы ребята! Сегодня вы отлично потрудились! Вспомнили и узнали много интересного. Пришла пора крутить наше колесо обратно в будущее. А когда вернёмся, главное, чтобы вы не забывали о прошлом, стремились ещё больше познать историю своего народа, бережно хранили традиции своих дедов. И, как говорится «Одежду береги, да за внешностью следи!» «Время, время остановись, в наше время повернись!»

Публикации по теме:

«Что мы знаем о птицах». Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Цель:Уточнить представление детей о некоторых птицах, таких как ласточка, журавль, жаворонок, скворец, синичка, клест, снегирь. Поговорить.

Мини-музей донского казачества и патриотического воспитания в средней группеМини-музей донского казачества и патриотического воспитания в средней группе Казачьи традиции храня, Мы память чтим и свято бережем, Все, что досталось от далеких предков Мы в маленьком музее сбережем! В современном.

«Путешествие по сказкам». Конспект итогового занятия для воспитанников подготовительной к школе подгруппы Ход занятия: - Ребята, представляете, сегодня пришла на работу и увидела на столе сундучок. Хотела его открыть, но он не открывается. Я.

Конспект НОД по ФЭМП для подготовительной к школе группы «Что за прелесть эти сказки!»Конспект НОД по ФЭМП для подготовительной к школе группы «Что за прелесть эти сказки!» «Что за прелесть эти сказки!» Программное содержание: Цель: учить детей решать логические задачи Задачи: Образовательные: учить детей решать.

Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе «Что я знаю о Байкале» Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе Викторина для детей старшего дошкольного возраста «Что я знаю о Байкале» Воспитатель:.

Конспект НОД детей с ОНР III уровня в подготовительной к школе группе «Что такое доброта?»Конспект НОД детей с ОНР III уровня в подготовительной к школе группе «Что такое доброта?» Уважаемые коллеги, доброго времени суток! Предлагаю Вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности детей с ОНР III.

НОД «Я человек. Что я знаю о себе? Знакомство со своим телом» (средняя группа) НОД «Я человек, что я знаю о себе» (Знакомство со своим телом) Цель: Формировать представление о себе, как о человеке («Я человек», «У.

Проект по региональному компоненту «История, культура и быт Донского казачества» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад первой категории №21 г. Шахты Ростовской.

Сценарий проведения тематического досуга для детей подготовительной к школе группы «Что я знаю о сотрудниках детского сада?» Цель: оказание поддержки в формировании профориентационной компетентности; Задачи: Образовательные задачи: - обобщить знания детей о профессиях.

«В немецкой стороне». Познавательная игра по истории, культуре и быту Германии в 9 классе В немецкой стороне Познавательная игра об истории, культуре и быте Германии. 9 класс С июня 2012 по июнь 2013 года идет Год Германии в России.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по истории и быту донского казачества «Что я знаю о Донском крае» для подготовительной к школе подгруппы
Опубликовано: 1 марта 2018 в 21:04
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД