МААМ-картинки

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы «Воздух-невидимка»

Володина Наталья Витальевна
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы «Воздух-невидимка»

Муниципальное образовательное учреждение –

средняя образовательная школа№3

г. Маркса Саратовской области им. Л. Г. Венедиктовой

структурное подразделение МДОУ д/с №1

КОНСПЕКТ

непосредственной образовательной деятельности на тему:

«Воздух - невидимка»

для детей старшего дошкольного возраста

Образовательная область: познавательное развитие

Воспитатель старшей группы №11 Латышева Н. В.

СП МДОУ д/с №1

г. Маркс, 2017г.

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы „Воздух-невидимка“» размещена в разделах

Тип НОД: комбинированное.

Вид НОД: познавательное.

Тема НОД: «Воздух - невидимка».

Возрастная группа детей : дети старшего дошкольного возраста.

Цель: Обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах через организа-цию совместной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

1. Расширять представления о свойствах и роли воздуха в окружающем мире.

2. Обобщить, ранее полученные знания о воздухе, способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воздуха (невидимый, легкий, уточнить представление о том, что ветер-это движение воздуха; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха, при создании условий для развития познавательных способностей детей в процессе экспериментирования.

3. Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты.

Развивающие :

1. Развивать мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи между природны-ми явлениями

2. Развивать собственный познавательный опыт, умение сравнивать, обобщать и делать выводы.

3. Развивать навыки проведения опытов.

4. Стимулировать речевую активность.

Воспитательные:

1. Воспитывать любознательность, эмоциональную отзывчивость, готовность к совместной дея-тельности.

2. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

3. Воспитывать аккуратность при проведении опытов.

4. Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру.

Методические приемы:

Словесные: вопросы, объяснения, поощрение, напоминание.

Наглядные: показ презентации.

Практические: опыты; выполнение динамической паузы - игра.

Методы:

Наглядный (показ способов действий).

Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение).

Игровой (включение и использование игры, сюрпризный момент).

Практический (экспериментирование).

Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Форма реализации: проблемная ситуация, экспериментирование, игра с речевым сопровожде-нием, двигательная активность.

Словарная работа - активизировать словарь детей : лаборатория, прозрачный, бесцветный невидимый (невидимка, легкий, воздушный, опыт, эксперимент.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, двига-тельная, игровая.

Предварительная работа:

Беседа о воздухе, его пользе для человека, наблюдение за ветром, проведение эксперимента с вертушкой, доказывающего движение воздуха, изготовление веера из бумаги, чтение стихов о ветре, игра малой подвижности «Пузырь».

Образовательные области:

Приоритетная: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие; Речевое развитие; Безопасность.

Использование технологий: ИКТ технология, технология исследовательской деятельности (опыты, здоровьесберегающая технология (физкультминутка). Безопасность.

Материалы к занятию: ноутбук, экран, проектор, столы, тазик с водой, воздушные шарики, стаканчики с водой, пластиковые трубочки на каждого ребёнка, веер из бумаги (по количеству детей, стакан прозрачный, клеенка, шапочки на каждого ребёнка.

Структура занятия и методические приё мы:

I. Вводная часть – 3 минуты

а) создание у детей хорошего настроения, чтение четверостишья «Собрались все дети в круг…»;

б) звучит музыка из мультфильма «Винни - Пух и все, все, все», на экране появляется Вини – пух, который держит в лапе воздушный шарик.

II. Основная часть – 15 минут

а) загадывание загадки о воздухе;

б) правила поведения в лаборатории;

в) игра «Поймай воздух ладонями»;

г) опыт № 1: Опыт с полиэтиленовыми пакетами;

д) опыт № 2: Опыт с веером;

е) динамическая пауза - игра «Парашютист»;

ё) опыт № 3: Опыт со стаканом и водой.

III. Заключительная часть – 2 минуты

а) подведение итогов деятельности, поощрение детей.

Структура НОД Продолжи-тельность части

Содержание НОД Планируе-мые

результаты

Вводная часть

Организация

детей,

Установка на

предстоящею

деятельность,

Создание

проблемной

ситуации. 3 мин. Дети заходят в зал, здороваются с гос-тями.

Я предлагаю детям встать в круг, взяться за руки, улыбнуться друг другу и создать хорошее настроение.

Воспитатель:

Собрались все дети в круг,

Ты – мой друг и я – твой друг!

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Дети действуют в соответствии с тек-стом.

Звучит музыка из мультфильма «Винни- Пух и все, все, все».

На экране появляется Вини – пух, который держит в лапе воздушный шарик.

Вини – Пух: Здравствуйте, ребята! Я летел на своем воздушном шарике к своему дру-гу Пятачку, но налетел сильный ветер и шарик принес меня к вам.

Вини – Пух: Ребята, а почему шарик на-зывается воздушным?

Ответы детей.

Вини – Пух: А что такое воздух? И есть ли он вообще? Если он существует, то это на-до доказать. Как вы думаете, как это сде-лать?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а вам интересно уз-нать, что такое воздух и есть ли он?

Ответы детей.

Воспитатель: Тогда я вас приглашаю со-вершить путешествие в лабораторию опы-тов и экспериментов, где мы с вами откро-ем секреты воздуха и поможем Винни-Пуху поверить в то, что воздух есть.

Общение,

Взаимодей-ствие

со сверстни-ками

и взрослыми

Способность

ребенка к

принятию

собственных

решений

Основная часть

Создание условий

для

разнообразной

активной

деятельности

детей

Активизация

имеющихся

знаний у детей. 15 мин. Воспитатель: Но прежде чем войти в ла-бораторию нам нужно отгадать загадку.

Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.

Он невидимый, и все же, без него мы жить не можем.

Окружает нас всегда,

Мы им дышим без труда.

Он без запаха, без цвета.

Угадайте, что же это?

Ответы детей : Воздух.

Воспитатель: Молодцы, правильно, это воздух. Вот мы с вами и в лаборатории воздуха. А кто мне скажет, что это такое лаборатория?

Ответы детей.

Воспитатель: Это помещение, где прово-дят опыты.

Воспитатель: Сегодня мы с вами тоже научимся проводить опыты и эксперимен-ты, наденьте шапочки и подойдите к столу.

Воспитатель: Но прежде, чем мы присту-пим к работе, давайте вспомним, как нуж-но вести себя в лаборатории. На экране по-являются картинки «Поведения в лабора-тории».

(На экране появляются схематические ри-сунки-подсказки)

1. Соблюдай тишину в лаборатории.

2. Не толкай соседа во время работы.

3. Сначала подумай, потом сделай.

4. Убери за собой рабочее место.

Воспитатель: Я, хочу рассказать вам одну тайну. Как вы думаете, у воздуха есть свои секреты?

Ответы детей.

Воспитатель: А как вы думаете, что такое воздух?

Ответы детей.

Воспитатель: А кто еще дышит воздухом?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте посмотрим вокруг, налево, направо, вверх, вниз. Вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет.

Воспитатель: А раз мы его не видим, зна-чит, какой воздух?

Дети: прозрачный, бесцветный.

Воспитатель: Давайте попробуем дока-зать, что воздух есть, но мы его не видим. Для того, чтобы увидеть воздух, его надо поймать. Хотите научиться ловить воздух?

Дети: Да.

Воспитатель: А для этого мы поиграем.

Игра «Поймай воздух ладонями»

Воспитатель: Я помогу вам поймать воз-дух.

Дети вместе со мной подходят к столу, где лежат полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка.

Опыт № 1: Опыт с полиэтиленовыми пакетами

Воспитатель: Возьмите каждый в руки полиэтиленовый пакет. Он сейчас пустой. У всех пустой?

Дети: Да.

Воспитатель: Ловите пакетом воздух, за-хватывайте воздух-невидимку как можно больше и закручивайте пакет, удерживайте его внутри пакета.

Воспитатель: А теперь ответьте на вопро-сы: 1. Что внутри пакета?

Дети: воздух.

Воспитатель: 2. На что похож мешок?

Дети: на подушку, шар.

Воспитатель: Воздух занял все место в пакете, но мы его не видим. Теперь развя-жем пакет и выпустим из него воздух. Ка-ким стал пакет? Почему так произошло?

Дети: пакет стал пустым, тоненьким, пло-ским, потому что в нем нет воздуха.

Воспитатель: Давайте сделаем вывод: (обращение к детям) : воздух прозрачный, невидимый, воздух-невидимка, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать!

Затем, я предлагаю детям подойти ко второму столу, где лежат веера.

Опыт № 2: Опыт с веером

Я предлагаю взять в руки веер каждому ребёнку, устроить ветер с помощью вее-ра, помахать веером сначала на себя, по-том друг на друга.

Воспитатель: А теперь, давайте с вами обнаружим воздух в группе. Возьмите веер и помашите им перед своим лицом, затем друг на друга.

Воспитатель: Что вы чувствуете?

Дети: В лицо дует ветерок, прохладный ветерок.

Воспитатель: Ветерок бывает слабый и сильный. А еще ветер это – давление воз-духа.

Воспитатель: Где человек использует ве-тер?

Дети: Винт вертолета, самолета, ветряная мельница, чтоб муку молоть, фен, венти-лятор.

Воспитатель: Давайте сделаем вывод: (обращение к детям) : Ветер – это движе-ние воздуха.

Воспитатель: Вот мы с вами и открыли первый секрет воздуха. Воздух невиди-мый, прозрачный, его можно ощутить и с ним можно играть.

Отгадыва-ние загадки, высказыва-ние своего мнения.

Выдвигают свои мысли, суждения.

Активизи-руют мысли-тельные про-цессы.

Проявление любозна-тельности

Способен к самостоя-тельному объяснению.

Проявление любозна-тельности.

Способен к самостоя-тельному объяснению.

Проведение

физкультминутки

для снятия

статического

напряжения

утомления

Создание условий

для достижения

результата

каждого ребенка,

Осуществление

дифференцирован

ного подхода. Динамическая пауза

Игра «Парашютист»

Дружно все мы стали в круг

Будем делать парашют

Друг за другом мы идем

Парашют в руках несем

Руку все мы поднимаем

Парашют наш надуваем.

Вот какой наш парашют,

Легким воздухом надут.

Дети берутся за края пленки и делают па-рашют. (Дети выполняют двигательные движения указанные в тексте.)

Опыт № 3: Опыт со стаканом и водой.

Я вместе с детьми подхожу к следующему столу, где стоит тазик с водой, затем я беру в руки пустой стакан.

Воспитатель: Дети, что в стакане? Ребята, как вы считаете, этот стакан пустой? Вни-мательно посмотрите, есть ли в нем что-нибудь.

Показываю стакан по очереди всем де-тям, выслушиваю ответы, но не оцениваю их.

Дети: Ничего.

Воспитатель: Говорите, нет ничего. Тогда смотрите фокус.

Я переворачиваю стакан вверх дном и медленно опускаю его в тазик с водой. Стакан не наполняется водой.

На экране Винни – Пух удивляется.

Воспитатель: Что же не пускает воду в стакан?

Дети: воздух.

Воспитатель: Да, ребята, в стакане есть воздух, он не пускает воду в стакан.

Воспитатель: А теперь, я наклоню стакан. Что появляется в воде?

Дети: пузырьки воздуха.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, от-куда они взялись?

Ответы детей.

Воспитатель: Это воздух выходит из ста-кана, а его место занимает вода, т. е. в ста-кане есть воздух, он не пускает воду в ста-кан.

Интересно наблюдать, как воздух, попадая в воду, быстро поднимается пузырьками наверх. Они легче воды.

Воспитатель: Давайте сделаем вывод: (обращение к детям) : Воздух легче воды.

Воспитатель: А почему вы думали, что в стакане ничего нет?

Воспитатель: Ребята, а вы хотите увидеть воздух?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда нам с вами нужно подойти к следующему столу, чтобы про-извести следующий опыт. (На столе сто-ят стаканчики с водой, а возле них лежат трубочки на каждого ребёнка).

На экране появляется Винни - Пух.

Винни – Пух: Однажды Заяц на дне рож-дения угостил меня вкусным соком и дал трубочку-соломинку. Я, конечно, не толь-ко пил, но и пускал пузырьки. Вот здорово было! (Обращается к детям). Давайте, дуйте в соломинку. У вас такое получится! Буря в стакане воды.

Я беру стакан с водой и опускаю в него трубочку, затем предлагаю детям сде-лать то же самое.

Воспитатель: Подуйте в соломинку - тру-бочку. Что появляется на поверхности во-ды? Почему появляются пузыри?

Дети: Воздух выходит из воды.

Воспитатель: А откуда берётся воздух?

Дети: Из нас.

Делаем вывод: Воздух находится внутри нас.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, чем мы дышим?

Ответы детей.

Воспитатель: Закройте свои носики ла-дошкой и не дышите. Сможем ли мы долго не дышать? Что почувствовали?

Ответы детей.

Воспитатель: Вот мы с вами открыли еще один секрет воздуха - без дыхания невоз-можна жизнь.

Овладение основными движениями

Проявление любозна-тельности

Заключительная

часть

Подведения

итогов

деятельности,

поощрение детей. 2 мин. Воспитатель: Уважаемые ученые, давайте подведём итоги нашей работы. Где мы с вами сегодня побывали?

Дети: В лаборатории.

Воспитатель: Правильно, в лаборатории. Давайте ещё раз вспомним, что мы узнали о воздухе.

Ответы детей :

-Воздух окружает нас со всех сторон.

-Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.

-Воздух тяжелее воды.

-Человек не может жить без воздуха.

-Ветер это движение воздуха

-Способ обнаружения воздуха «поймать» его в оболочку.

Воспитатель: Молодцы, хорошо порабо-тали.

Воспитатель: Какой опыт вам понравился больше всего? (Высказывания детей)

Винни - Пух: Ребята вы так много знаете о воздухе, мне было очень интересно с вами! За ваши открытия я хочу вам оставить на память о себе подарок – воздушные шари-ки!

Раздача шариков.

Рефлексия

Публикации по теме:

Интегрированная НОД по познавательно-речевому развитию для детей средней группы «Невидимка воздух» Интегрированная НОД (познавательно - речевое развитие дошкольников) для детей средней группы «Невидимка воздух» через детское экспериментирование.

Конспект НОД для детей старшей группы по познавательному развитию «Шестиногие малыши» Задачи: Образовательные: познакомить детей с разнообразием насекомых, выделив их отличительные общие признаки Воспитательные: воспитывать.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы «Животные Севера» Задачи: Образовательные: познакомить детей с разнообразием животных полярных районов, выделив их отличительные признаки Воспитательные:.

Конспект НОД по ознакомлению с предметным окружением «Невидимка воздух» для детей старшего дошкольного возраста Конспект НОД по ознакомлению с предметным окружением по образовательной области «Познавательное развитие» в группе общеразвивающей направленности.

Конспект НОД по познавательному развитию c элементами экспериментирования в средней группе «Воздух-невидимка» Цель: развивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования. Задачи: расширять кругозор детей о воздухе и его свойствах,.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы на тему: «Как звери готовятся к зиме» Программное содержание: Обучающие: -Учить устанавливать причинно следственные связи животных со средой обитания. Развивающие: -Развивать.

Конспект НОД с детьми старшей группы «Воздух-невидимка» Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Воздух.

Культурные практики детей средней группы. Конспект организованной образовательной деятельности «Воздух-невидимка» Тема: «Воздух - невидимка» Цель: создание условий для развития исследовательской деятельности при расширении знаний о воздухе. Задачи: 1.

Открытое занятие по познавательному развитию на тему: «Воздух-невидимка» Средняя группа Воспитатель МБДОУ «Явасский детский сад №2» Дяшкина Е. В. Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;.

Конспект занятия по познавательному развитию «Воздух-невидимка» (средняя группа) Познавательное развитие на тему: "Воздух-невидимка" средняя группа Программное содержание: Задачи: Образовательные: Познакомить детей с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы «Воздух-невидимка»
Опубликовано: 30 июля 2017 в 16:18
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД