Папки-передвижки

Конспект НОД по формированию целостной картины мира «Край любимый — Край родной. Путешествие по Карелии»

Екатерина Николаевна Луттиева
Конспект НОД по формированию целостной картины мира «Край любимый — Край родной. Путешествие по Карелии»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Петрозаводского городского округа

«Детский сад № 90 «Теремок»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по формированию целостной картины мира.

Тема: «Край любимый – Край родной. Путешествие по Карелии».

Подготовительная группа.

Составил:

воспитатель Луттиева

Екатерина Николаевна

г. Петрозаводск, 2019г.

Публикация «Конспект НОД по формированию целостной картины мира „Край любимый — Край родной, Путешествие по Карелии“» размещена в разделах

Цель: Воспитание любви к родному краю, формирование представлений о жизни наших предков.

Задачи:

1. Формировать у детей представление о малой родине, крае, в которой мы живём.

2. Вызвать интерес к прошлому и будущему Карелии.

2. Продолжать развивать связную речь, активизировать словарь.

3. Воспитывать гражданско-патриотические чувства.

4. Воспитывать у детей любовь к родному краю, чувство гордости за свою малую родину с её историей, неповторимой красотой природы

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и фотографий о Карелии, просмотр видеороликов о природе и достопримечательностях Карелии, рисование карельских узоров, чтение карельских народных сказок, заучивание стихов карельских поэтов, заучивание карельских игр «Сеть и рыбы», «Яной да хука», «Заяц», карельского танца «Не хочу…», создание мини-музея «Карельские драгоценности в одном чемодане. Предметы быта наших предков».

Образовательные области:

-познавательное развитие;

-речевое развитие;

-художественно-эстетическое развитие.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, музыкально-ритмические движения.

Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, презентация «Животный мир Карелии», «Я родилась в Карелии…», мини-музей «Карельские драгоценности в одном чемодане», полоски цветной бумаги для составления флага, «водоём» (имитация, карельский лес, карельские калитки (угощение для детей).

Перед началом НОД музыкальный зал оформлен в карельском стиле.

Под мелодию дети входят в зал, садятся на скамеечки, застеленные карельскими половичками.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1. Организационный момент:

Воспитатель одетый в карельский костюм читает стихотворение

Юлии Чухровой «Я родилась в Карелии…»

Текст стихотворения сопровождается презентацией, транслируемой на экране. (Приложение 1)

Я родилась в Карелии

Средь чудной красоты.

Люблю я скалы, птичьи трели,

Дорог мне и звук речной волны.

Здесь и лоси ходят по лесу,

Поедая горькую траву,

А медведи, волки, ёжики

Затаились в дремлющем бору.

В памяти лесок,

Осенние грибы,

Клюква на болоте,

Деревья и цветы.

Я ещё любуюсь

Ладожской волной,

Кижскими просторами,

Ракитой над водой.

Всё мне очень дорого:

Реки, леса, поля…

О, милая Карелия –

Родина моя!

2. Основная часть:

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Я очень рада видеть вас у себя в горнице. Посмотрите, как здесь красиво и не обычно.

Дети рассматривают зал.

Воспитатель: Как называется наша Малая Родина? Республика, в которой мы живём?

Ответ детей: Карелия.

Воспитатель: Правильно, Карелия. В 2020г. нашему краю – нашей Карелии исполняется 100лет.

Вы хотели бы узнать больше о нашем родном крае, о том, как жили и чем занимались наши предки, ваши бабушки и прабабушки, дедушки и прадедушки?

Ответ детей: Да.

Воспитатель: Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по Карелии.

Дети встают друг за другом парами и движутся за воспитателем по залу под карельскую мелодию, обходят «водоем», расположенный на полу. Подходят к столам, на которых лежат полоски цветной бумаги, делятся на 2 подгруппы.

Воспитатель: Ребята посмотрите на столы, что вы видите?

Ответ детей: Полоски цветной бумаги.

Воспитатель: Какого они цвета?

Ответ детей: Зеленый, голубой, красный.

Воспитатель: Ребята, что они вам напоминают?

Ответ детей: Флаг Карелии.

Воспитатель: Правильно, это цвета флага Карелии (воспитатель выносит и ставит большой флаг Карелии). Сложите его на своих столах.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Молодцы, флаг готов, а что же означает каждый цвет флага?

Ответы детей:

Зеленый – олицетворяет собой веру и надежду, а также напоминает о богатстве карельской природы и разнообразной растительности в республике Карелии;

Красный цвет – является символом мощи, смелости и мужества карельского народа;

Голубой цвет – представляет богатство озер, водоемов и рек на территории Карелии.

Воспитатель: Молодцы! Вы сказали, что голубой цвет – это богатство озер, водоемов и рек. Их очень много в Карелии, есть маленькие и большие. А вы знаете, как называются самые большие озёра Карелии?

Ответ детей: Ладожское и Онежское. (Показ слайда).

Воспитатель: в древние времена основным занятием карел было рыболовство. Многие игры были связаны с ловлей рыбы. Сейчас мы с вами тоже станет «рыболовами» и поиграем в игру: «Сеть и рыбы», для этого мы разделимся на 2 команды.

В Карелии много водоемов, в которых водится различная рыба. Кто из вас скажет мне: «Какая рыба обитает в наших водоемах?», тот и будет «рыбой», остальные ребята будут «сетью», которая будет ловить «рыбу».

Ответы детей: ряпушка, корюшка, окунь, плотва, лещ, щука, судак, форель, ёрш, налим и т. д.

Дети, которые назвали рыбу «заплывают» в «водоем». Остальные дети «сеть» встают вокруг «водоема». Начинается игра.

Правила карельской игры «Сеть и рыбы»:

Участники игры делятся на две команды: «рыбы» и «сеть». Сначала «сплетают сеть» - встают в круг, берутся за руки и поднимают их вверх. «Рыбы плавают» - заходят в круг, выходят из круга. Во время игры дети - «сеть» произносят слова:

Плавай, рыбка! Плавай, рыбка!

Ты в водице, ай-яй-яй!

Видишь ты большие сети?

Рыбка, рыбка, уплывай!

Когда слова заканчиваются и «рыбы» в «сети» много, ловцы кричат: «Веркко» (в переводе с карельского - сеть). Поднятые вверх руки опускаются, ловцы сужают круг, стараясь удержать пойманную «рыбу». «Рыба - дети», которых поймали встают в «сеть», игра продолжается пока не останется одна «рыба». Далее меняются местами, игра начинается с начала.

Воспитатель: Весело поиграли. А теперь нам пора двигаться дальше.

Дети продолжают движение по залу под музыку, подходят к ширме, на которой изображена карельская изба.

Воспитатель: Мы с вами добрались до самого главного места. Это жилище карелов – карельская изба, которая построена из дерева. За стенами этой избы много интересного. Сейчас я познакомлю вас с предметами быта наших предков.

За ширмой мини-музей, созданный с помощью родителей «Карельские драгоценности в одном чемодане. Предметы быта наших предков».

Воспитатель убирает ширму, за которой расположен мини-музей, рассказывает детям о предметах, которые там представлены.

Приложение 2. Презентация «Карельские драгоценности в одном чемодане».

Приложение 3. Текст аннотация к презентации.

Дети, вместе с воспитателем изучают и рассматривают представленные экспонаты.

Аннотация к презентации: «Карельские драгоценности в одном чемодане. Предметы быта наших предков».

В нашем чемодане жизни представлены разнообразные предметы из жизни наших с вами предков.

Первый предмет - это обувь наших предков-ЛАПТИ.

Лапти обувь низкая, плетеная из древесного лыка. Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти. Лапти обувь не простая, были как праздничные, так и будничные. Плели из коры многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба. Лапти являются символом русской деревни и добрым памятником о наших славных предках.

Одев лапти отправлялись в лес или в поле взяв с собой БЕРЕСТЯНОЙ КОШЕЛЬ (пестерь)

Берестяной пестерь - плетеный заплечный мешок.

В закрытом виде имеет в плане форму неправильного прямоугольника. Если взглянуть внимательно, то мы увидим, что пестрерь имеют форму спины человека, делали такую форму для удобства, так как ходили в основном пешком. Закрывается пестерь с помощью крышки и фиксируется тряпкой, за вплетенную снаружи деревянную планку.

Вместо лямок – верёвки, которые крепятся изнутри с помощью деревянной палочки.

Пестерь напоминает заплечные ранцы и удобен для переноса вещей и сбора грибов, Он легкий и не промокает под дождем.

Отправляясь в поле или в лес на целый день, в пестерь клали ТУЕСОК - сосуд для хранения еды и питья. Туеса тоже плели из коры лиственных деревьев. Береста не пропускает воду, в ведерках и туесах из бересты молоко не киснет и сохраняется холодным в жаркое время года. Уходя на работу в поле, крестьянин брал с собой туесок с водой или квасом, и в самый жаркий день питье в туеске оставалось холодным. Для хранения продуктов плели ТУЕСА, закрываемые сверху довольно плотной круглой дощатой крышкой, с приделанной к ней маленькой дужкой, чтобы легче было открывать.

Издавна русский человек, «справив» избу и закончив полевые работы, принимался в бесконечные осенние и зимние вечера за художества — вырезывание из дерева. Для этого использовали нехитрые приспособления: топор, тесло, ложкарь, струг и долото. Вырезывали обереги, игрушки, украшения. В основном этим занимались мужчины.

Женщины, сделав все свои домашние дела, приступали к вышивке.

Вышивка издревле несла в себе несколько функций. Первая, свойственная всем народам во все времена - дизайн, эстетика, передача своих представлений о прекрасном.

Вторая - нейминг – ибо через родовые узоры, можно было установить принадлежность к определенной семье, части Карелии, имущественное положение.

Третья традиция, берущая начало в глубокой древности, защитная. Вышивка - древнейший оберег – от холода, ранений, сглаза, болезни. Практически все части одежды были покрыты вышивкой.

В вышивке можно выделить два основных направления геометрический и изобразительный орнамент.

В технике вышивке использовались такие приемы как шов „двусторонний”, шов „набором”, „тамбур”, „тамбур по сетке”, шов „по намету”, шов „по выдергу”, шов „крестом”.

К изобразительному относятся птицы, люди, животные, растения и многое др.

К геометрическому орнаменту ромбы треугольники, ромбы с разнообразными краями и крючочками и т. д.

Птица-олицетворение счастья, весеннего тепла и солнца.

Солнце- образ весеннего и утреннего солнца отожествляется не только с чудо птицей, но и со златогривым конем. Ведь конь – это воплощение божества, растительности, а его хвост плодородия.

Дерево – воплощение плодородной силы, продолжение рода, является символом благополучия и единства.

Женская фигура – олицетворение и продолжение рода, покровительниц домашнего очага и женских ремесел, целительниц людей и скота.

Знаете, какой подарок в старину был самым желанным и дорогим для невесты? Большой, тяжелый утюг. Подаренный утюг означал, что невесту считают рукодельницей и отличной хозяйкой. Его хранили как семейную реликвию, он переходил от матери к дочери…

Утюги в старину нагревали на углях, они были очень тяжелые и горячие, обходиться с ними нужно было очень аккуратно.

Керасиновая лампа

В марте 1853 года перед аптекой «Под золотой звездой» во Львове собралась толпа. Разошлась весть, что аптека освещена каким-то струйным, невиданным образом. Что же представляла собой самая первая керосиновая лампа, которую увидели горожане? Это был цилиндр-стакан из толстой жести, в верхней части которого помещалось слюдяное окошечко, прикрывавшее необычно яркое пламя. Изобретателем был фармацевт Игнаций Лукасевич. Его лампа быстро завоевала популярность.

Чем же косили траву и жали жатву? Главным занятием карел было земледелие. Возделывались пшеница, рожь, ячмень, овес, из технических культур - лен и конопля. Для этого использовали СЕРП ручное сельскохозяйственное орудие, жатвенный нож. Состоит из сужающегося, закруглённого лезвия и короткой деревянной рукояти.

Когда украдкой снова в детство загляну,

Сорвав с души рутинных дней вуаль,

Звенящим эхом нити протяну,

В родную мою северную даль.

Я завернусь в Карельские метели,

Снегами вымою всю душу добела,

И в тишине озер, как в колыбели,

Сказаньями наполнится душа.

Безмолвный край. Величие своё

Таишь в глубинах северных озер.

Угрюмых скал немое торжество

Хранит в себе невиданный простор.

Любимый край, Карелия моя!

Твой голос слышу, сквозь года столетий.

Храни тебя Господь земля моя!

Я дочь твоя - Ты мой родник навеки!

Воспитатель: не только работали и трудились карелы, но и любили отдохнуть.

Они собирались большими компаниями, пели и конечно же танцевали.

Предлагаю и вам отдохнуть, и станцевать карельский танец. «Не хочу…»

Дети становятся парами мальчик с девочкой, танцуют танец.

После танца дети садятся на скамеечки.

Воспитатель: Карелия славится не только многообразием водоемов, так же на нашей территории много лесов, в которых обитают различные животные. А какие мы сейчас с вами вспомним.

Воспитатель обращает внимание детей на экран, где будет показана презентация.

Интерактивная игра «Животный мир Карелии».

Воспитатель зачитывает загадки, дети отвечают и все вместе рассматривают животное, обитающее в карельских лесах.

Воспитатель: Много животных обитает в карельских лесах. Наши бабушки и дедушки очень любили играть в игры про животных. И мы тоже поиграем в игру, которая называется «Яной да хука» (в переводе с карельского - Заяц и волк).

Правила игры «Яной да хука»:

Все играющие на время игры становятся «зайцами». По считалке выбирается «волк». Каждый «заяц» делает себе «домик», защиту от «волка» - чертит вокруг себя круг (на полу уже заранее нарисованы круги). Одному «зайцу» обязательно «домика» не хватает, «волк- охотник» хлопает в ладоши, «зайцы» бегают по залу, стараются убежать от него и спрятаться в своих «домиках», если «волк» все же нагоняет «зайца», то быстро заскакивает в чей-нибудь «домик». Вдвоем вставать в один круг нельзя. Хозяин «заяц» обязан «выскочить» на улицу и найти себе другой свободный «домик». Если «домики» все заняты, тогда «заяц» и «волк» меняются ролями и игра продолжается.

b]Игра на выбор: [/b]

Правила игры «Заяц»:

Все встают в общий круг. У водящего в руках игрушка-заяц. Под карельскую мелодию, водящий ходит за кругом и усаживает зайца между детьми. Те дети, между которыми оказался заяц бегут по кругу в разные стороны. Пробежав круг, кто первый взял зайца тот и «вОда».

Воспитатель: После игр и веселья, все любили вкусно покушать.

Ребята, кто знает, какое самое любимое и знаменитое блюдо у карел?

Ответ детей: КАЛИТКИ!

Воспитатель: Карелы называют их еще «рюпиттетю», что означает «морщинистые», «сборчатые», по внешнему виду их защипки, а «калиттоа» можно перевести, как «намазанное», потому что начинку как бы намазывают на блинчик, или сканец, из которого делается пирожок. Таким образом, название этих национальных пирожков связано с тем, как их делают, с формой их приготовления.

А это говорит о большой древности калиток. Тот факт, что их приготавливают к тому же из пресного теста, указывает совершенно определенно, что они существовали у карел.

Калитки делали с разными начинками, их любят и в наше время. (Показ слайда)

3. Итог НОД:

Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами побывали в былых временах и узнали много о жизни наших предков.

Вам понравилось?

Ответ детей: Да

Воспитатель: Но нам пора возвращаться.

А в конце я хочу вам прочитать еще одно интересное стихотворение Галины Банько «Карелия.»

Карелия!

Что в этом слове, близком и родном?

Шелест берёз иль шёпот стройных сосен?

Иль журавлиный клич печальный, в осень,

Иль струйка дыма над охотничьим костром?

Всё гармонично в северном краю:

Пороги рек, гладь голубых озёр

И неисхоженных лесов простор.

Тебе, Карелия, заздравную пою.

Мне б отразиться в онежской синеве

И с Ладогою ощутить слияние,

Мне б насладиться северным сияньем

И раствориться в дивной красоте.

Чем дальше от тебя, тем слаще возвращение,

И где бы ни была, к тебе стремлюсь я вновь,

О, радостных мгновений предвкушение!

Карелия! Мой отчий край!

Моя любовь!

Ребята, у меня для вас есть сюрприз. Я хочу вас угостить вкусным карельским блюдом - калитками!

Воспитатель выносит в красивом блюде карельские калитки. По окончании НОД дети, в группе, угощаются калитками и пьют чай с самовара.

Публикации по теме:

Конспект НОД по формированию целостной картины мира «К зайке в гости мы пойдем» (первая младшая группа) 1 младшая группа Цель: Выявить уровень сформированности представлений у детей по образовательной области ФЦКМ. Программное содержание: Формировать.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира и развитию речи в старшей группе «Путешествие в деревню» Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и развитию речи в старшей логопедической.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира в подготовительной группеКонспект НОД по формированию целостной картины мира в подготовительной группе Тема: Достопримечательности Салаватского района Республики Башкортостан. Цель: - познакомить с достопримечательностями Салаватского района,.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Полетим, поедем, поплывем» Социально-коммуникативное развитие, познание: - формировать понятия наземный, воздушный и водный виды транспорта; - закрепить знания о правилах.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира в старшей группе «История колоколов», с использованием ЭОРКонспект НОД по формированию целостной картины мира в старшей группе «История колоколов», с использованием ЭОР НОД по формированию целостной картины мира в старшей группе с использованием ЭОР. Тема: «История колоколов»Цель: Формирование у детей знаний.

Конспект НОД по речевому развитию и формированию целостной картины мира «Насекомые»Конспект НОД по речевому развитию и формированию целостной картины мира «Насекомые» Цель: Закрепление у детей знаний о жизни насекомых. Задачи: 1. Учить детей различать насекомых по внешним признакам; 2. Расширять у.

Конспект ОД по формированию целостной картины мира.  Вторая младшая группа Конспект ОД по формированию целостной картины мира.  2 младшая группа.  Знакомство  детей второй младшей группы с дикими животными. цель: дать.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира во второй младшей группе на тему,Что из чего сделано'' Цель: * Познакомить детей со свойствами некоторых материалов, показать как люди используют их для изготовления.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Опасные предметы дома» Цель занятия: Дать элементарные представления о правилах безопасности в быту, как обращаться со спичками, ножом и горячими предметами. Побуждать.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Земля — наш общий дом»Конспект занятия по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Земля — наш общий дом» Образовательная область: «Познавательное развитие» Раздел: Ознакомление с социальным миром Тема: «Земля – наш общий дом» Цель: Формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по формированию целостной картины мира «Край любимый — Край родной. Путешествие по Карелии»
Опубликовано: 29 августа 2020 в 10:54
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД