Карина Захарова
Конспект НОД по формированию культурно-гигиенических навыков
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для второй младшей группы
Захарова Карина Михайловна,
воспитатель ЧДОУ Православный
д\с «Покровский»
Тема: Руки надо чисто мыть.
Задачи:
• создать условия для осознанного усвоение основ гигиенической культуры;
• формировать положительное отношение к гигиеническим процессам, понимание того, что окружающие одобряют действия, связанные с соблюдением правил гигиены и опрятности, осуждают проявление неряшливости;
• уточнить последовательность действий в процессе мытья рук и чистки зубов.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект НОД по формированию культурно-гигиенических навыков» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Конспекты занятия
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
• многократные упражнения детей в умении самостоятельно мыть руки с мылом;
• чтение: В. В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо», К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая»;
• в ходе сюжетно-ролевых игр в «Семью»: акцентирование внимания на сюжетной линии «Купание дочки», «Умывание», «Стирка»;
• в ходе организации настольных развивающих игр: отработка умения классифицировать предметы гигиены, способности правильно выделять их свойства;
• в работе с родителями: обсуждение стратегии и тактики работы по формированию гигиенической культуры ребёнка. Для этого использовались следующие формы работы: собрание – студия, папка-передвижка, индивидуальные беседы.
Форма работы с детьми: непосредственно образовательная деятельность.
Методы работы с детьми: театрализованная игра, развивающая игра, подвижная игра, рассматривание, чтение-слушание стихотворений, отгадывание загадки, разрешение проблемной ситуации.
Материалы и оборудование: пособия для театрализованной настольной игры «Сказка про Цыпа»; картинки –наклейки для каждого ребёнка; 3 стрелки красного, зелёного и жёлтого цвета и 3 коробки таких же цветов; мыльница на каждого ребёнка, по кусочку мыла розового или белого цвета на каждого ребёнка; Белоснежка, Барби и два подноса – белый и розовый; книга К. Чуковского «Мойдодыр», картинки-иллюстрации к этой сказке; зубная щётка на каждого ребёнка; мандарины.
Ход работы:
Воспитатель. Здравствуйте, ребята! У меня есть курочка-пеструшка и цыплятки. Пошли они во двор погулять и потерялись. Вы не видели мою курочку? Давайте ее позовем!
(Все вместе зовут курочку: «Пеструшка!»)
Далее воспитатель действует с персонажами настольного театра, и произносит текст героев.
Курочка. Ко-ко-ко! Иду, иду! Мы не потерялись. Мы ходили за водой к колодцу. Цыпляткам надо купаться. Вот мои ребятки, желтые цыплятки. Будем купаться?
Цыплятки. Да, мы умеем лапки мыть. Наливай, мама, водичку!
Воспитатель.
Из колодца принесла
Курица водицы.
И цыплята всей семьей
Побежали мыться.
Только Цып стоит в сторонке,
Не желает мыться,
Потому что как огня
Он воды боится.
И сказала строго мама.
Курочка.
Мыться, дети, все должны!
Цып играть не будет с вами,
Нам грязнули не нужны!
(Цып плачет).
Воспитатель. Что же делать, ребята? Как помочь Цыпу? Ему же плохо одному.
(Выслушать и обсудить предложения детей).
Курочка. Ладно, Цып! Учись! Ребята, покажите Цыпу, как нужно мыть руки.
(Вместе с детьми имитировать все действия и проговаривать: расстегнуть пуговицы, закатать рукава и т. д. Цып повторяет всё за детьми).
Воспитатель. Теперь ты умеешь умываться? Нельзя ходить грязным. Это некрасиво. Да и заболеть можно.
Цып. Я полюбил водичку и буду всегда лапки мыть, перышки чистить. Спасибо вам, ребята! Мы с мамой-курицей для вас секретики приготовили. Посмотрите, они спрятаны в этой волшебной коробке
Воспитатель. Хотите секретики получить? Тогда вспомните стишок о водичке, потешку или загадку, чтобы получить секретик!
(Дети читают потешки. Если дети не могут вспомнить потешку, помогаю им, читаем вместе хором).
• Буль-буль-буль, журчит водица,
Наша Таня любит мыться.
• Чище мойся - воды не бойся.
• Ой, лады-лады-лады,
Не боимся мы воды.
• По утрам я умываюсь,
В детский садик собираюсь.
• Руки надо чисто мыть,
Рукава нельзя мочить.
(Наклеиваю каждому ребёнку на одежду яркую картинку с изображением предметов гигиены, процесса умывания и т. д.).
Воспитатель. Вам понравились секреты? Видите, какая курочка у меня умная, знает, чем деток порадовать. А вы её потешками удивили. Ни курочка, ни цыплятки таких потешек не знали, а теперь тоже выучили. Им пора домой. До свидания, курочка! До свидания, цыплятки!
(Обращаю внимание детей на лежащую недалеко
от нас стрелку красного цвета)
Воспитатель. Ребята, посмотрите, что здесь? (Стрелка)
Воспитатель. Какого цвета стрелка? (Красная). Интересно, на что она указывает? Давайте пойдём в эту сторону, может, там ещё есть интересные секреты?
(Дети находят красную коробку-домик).
Воспитатель. Хотите узнать, что внутри? Тогда слушайте загадку.
Здесь красный домик стоял у ворот,
Мы отгадаем, кто в нём живёт?
Оно белой пеной пенится,
Всех деток мыть не ленится!
(Все дети берут из домика по одной мыльнице, открывают их и внима-тельно рассматривают кусочки мыла разного размера, цвета).
Воспитатель. Что у вас в мыльницах? Покажите, какое у вас мыло. У всех одинаковые кусочки?
(Нет, отличаются цветом и размером).
Воспитатель. Вы детки большие или маленькие? (ответы детей).
Воспитатель. Конечно, вы уже не малыши, подросли, стали большими и умными. Хотите поиграть в сложную игру? Тогда внимательно посмотрите на своё мыло и подумайте, часто мылись вашим кусочком или нет? А теперь покажите мне те кусочки мыла, которыми совсем ещё не мылись. Поднимите вверх те кусочки мыла, которыми только немножко мылись. Возьмите в правую руку и покажите те кусочки, которыми часто мылись.
Воспитатель. Какие замечательные у нас ребята! Сразу догадались, если мылом моются часто, оно становится меньше и меньше.
А ещё поиграть хотите? (ответы детей). Игра называется «Кто быстрее найдёт». У вас мыло, какого цвета? (белое и розовое). Белым мылом любит умываться Белоснежка, а розовым – Барби. Они пришли сегодня к нам в группу. Постарайтесь побыстрее найти гостей, подарить им любимое мыло и возвращайтесь ко мне.
Воспитатель. Давайте посмотрим, всё ли правильно, довольны ли наши гостьи подарками?
(Вместе с детьми проверяем)
Воспитатель. А вы сами руки моете с мылом? Когда вы моете руки?
(Моем руки с мылом перед каждой едой, после сна и
перед сном, после прогулки).
Воспитатель. Вот и молодцы, так и нужно. Руки должны быть всегда чистыми, тогда и болеть никто не будет. Ну, что же, пойдём дальше? Посмотрите, вот зелёная стрелка показывает, куда нужно идти. Видно, где-то близко зелёный секрет нас ожидает. Смотрите внимательно!
(Находим книгу К. Чуковского «Мойдодыр» в зелёной обёртке)
Воспитатель. Узнаёте эту книгу? Ну, конечно, это «Мойдодыр». Её написал мой любимый поэт Корней Чуковский. Я вам прочитаю маленькую песенку из этой сказки, а вы угадайте, кто её пел?
Моем-моем трубочиста
Чисто-чисто, чисто-чисто.
Будет-будет трубочист
Чист-чист, чист-чист.
Воспитатель. Догадались? Да, это мочалки. У нас на столе много картинок из этой сказки. Найдите те, где мочалки моют мальчика и поют свою песенку.
(Дети выполняют действие)
Воспитатель. Ребята, почему и Мойдодыр, и мочалки так рассердились на мальчика? Почему же опасно быть грязнулей? (Ответы.) Молодцы, всё вы знаете!
Воспитатель. А вот и еще одна стрелочка. Какого она цвета? Давайте посмотрим, что она нам хочет показать.
(Находим жёлтую коробку с зубными щётками)
Воспитатель. Что это, ребята? (Зубная щётка). Скажите, для чего надо чистить зубы? Как надо их чистить? (Ответы детей).
Воспитатель. Я знаю хорошее стихотворение о том, как надо чистить зубы. Давайте его выучим? Кто его запомнит, получит вкусное угощение. Договорились? Сначала - послушайте.
Чистить зубы дважды в сутки,
Чистить долго - три минутки.
Чистить зубы вверх и вниз,
Ну, микробы, берегись!
А теперь давайте вместе со мной повторим.
(Если дети не устанут, повторю 2 раза).
Воспитатель. Все запомнили? Сколько раз в день нужно чистить зубы? Как долго нужно чистить зубы? Как чистить? (Ответы детей).
Воспитатель. Молодцы вы у меня, аккуратные детки. Старайтесь никогда не забывать мыть руки с мылом и чистить зубы.
А вот и вкусное угощение. Закройте глазки, понюхайте и догадайтесь, что я вам принесла?
(Мандарины. Мандарины разделены на дольки и наколоты на зубочистки. Руками ни воспитатель, ни дети их брать не будут)
Воспитатель. Кушайте на здоровье. Мандарины очень вкусные и полезные.
Используемая литература:
1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «издательство «Детство-пресс», 2014
2. Барто А. Стихотворение «Девочка чумазая» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.chudesnayastrana.ru/agniya-barto-devochka-chumazaya.htm (дата обращения - 13.12.2015).
3. Маяковский В. Стихотворение «Что такое хорошо и что такое плохо?»[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.stihi-rus.ru/1/Mayakovskiy/67.htm (дата обращения - 13.12.2015).
4. Р. Е. Железнова Использование сказки на занятиях по ознакомлению с окружающим и социальному развитию дошкольников// Дошкольная педагогика. - 2013.-№8.- С. 25-27.
5. Чуковский К. Стихотворение «Мойдодыр» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.stihi-rus.ru/1/chukovskiy/14.htm (дата обращения - 13.12.2015).