Троицкая Ирина
Конспект НОД по формированию у детей мотивационной готовности к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для детей подготовительной группы
«Скоро в школу»
Цель:
1. Психологическая подготовка детей к школе.
Задачи:
1. Обучение детей правилам школьной жизни через сюжетно-ролевую игру
2. Развитие мотивации к обучению в школе.
3. Воспитание интереса к содержанию учебной деятельности.
Подготовила : Троицкая И. В.
Воспитатель гр. «Костяничка»
МДОУ Детский сад № 183
Публикация «Конспект НОД по формированию у детей мотивационной готовности к обучению в школе» размещена в разделах
Материалы: аудиозапись песни «Чему учат в школе», дидактическая игра «Сложи узор», портфель, школьные принадлежности, аудиозапись «Шум моря», мяч, глобус, игрушки, школьная указка.
Ход занятия:
Воспитатель приглашает ребят на ковер, они проходят, в это время звучит песня "Чему учат в школе".
Воспитатель: (показывая на глобус, открывая энциклопедию)
- Ребята! Посмотрите, как жили люди много-много лет тому назад. Не было ни домов, ни машин, даже детских игрушек. Люди вообще думали, что наша планета Земля не круглая (показывая на глобус, а плоская и стоит в океане на трех китах. (показывает картинку)
А затем люди стали умнее, начали учиться разным наукам, стали совершать различные открытия, научились строить дома, изобрели колесо, придумали машины. И им стало жить намного легче.
Хотите и вы стать такими же умными? Хотите совершать великие открытия, чтобы людям жилось лучше?
(ответы детей)
Что же нам нужно сделать? (ответы) Правильно, нужно учиться в школе. Вы хотите учиться в школе?
А вы знаете, что в школе есть уроки и перемены?
А что делают дети на уроках?
А что на переменах?
А что лежит в портфеле у настоящего ученика?
А что делает учитель на уроке? (ответы детей)
Информация об устройстве школьной жизни. В школе бывают уроки и перемены. Во время урока дети учатся писать и читать, решают примеры, во время перемен играют, разговаривают, готовятся к урокам.
Воспитатель: Давайте немного поиграем (переходят на другой ковер)
Упражнение «Что лежит в портфеле?»
- Все школьники носят с собой большую сумку – кто в руках, кто на плечах.
Новый дом несу в руке,
Дверца дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные.
Что это? (портфель) Сейчас я буду бросать вам мяч. Правила этой игры похожи на игру «Съедобное –несъедобное»
Дети садятся на пол, образуя круг. Воспитатель бросает кому-нибудь из детей мяч и называет какой-либо предмет, например: ручка, тетрадь, кирпич, фломастеры, утюг, бутерброд, учебник, цветок, пирамидка, карандаш, дневник. Если, по мнению ребенка, этот предмет должен лежать в портфеле, он ловит мяч, если нет – ловить мяч не нужно.
Упражнение «Тихо – громко»
Воспитатель произносит незаконченные предложения, например: «когда на уроке ты разговариваешь…» Задача детей крикнуть : «Громко!» - или прошептать: «Тихо».
- На перемене ты разговариваешь…
- На уроке ты отвечаешь…
- Ты здороваешься с учителем…
- На уроке ты попросишь ручку у соседа…
Вдруг раздается звонок.
- Ой, что это такое? (ответы детей) Правильно, школьный звонок зовет нас на урок.
Развитие познавательных способностей
А теперь я вас приглашаю поиграть в школу. Садитесь за парты, как настоящие ученики. Вы знаете, как сидят ребята на уроке? А что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос учителя? Правильно, нужно спокойно поднять руку.
- Я сейчас ненадолго превращусь в учителя - одену пиджак и возьму в руку указку. Ребята, а вы знаете, какие уроки бывают в школе? (чтение, письмо, математика)
- Сейчас и у нас пройдет настоящий урок математики. Приготовьтесь и слушайте внимательно, попробуйте решить следующие задачки.
Задачи-шутки
1. «Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?»
2. «У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?»
Занимательные вопросы:
1. Подарил утятам ежик
Восемь кожаных сапожек.
Кто ответит из ребят,
Сколько было всех утят? (4).
2. Едет тележка: два колеса впереди,
Два – сзади, два – слева, два – справа.
Сколько всего колес?
3. Над рекой летели птицы:
Голубь, щука, две синицы,
Два стрижа и пять угрей.
Сколько птиц? Ответь скорей!
Раздается звонок.
- Хорошо, ребята. Урок математики окончен, вы справились с заданием. А что же в школе бывает после урока. Правильно, перемена. Что нужно делать на перемене? (отдыхать) Но отдыхать лучше с пользой. Давайте немного поиграем. Подходите сюда.
Игра: «Сложи узор».
Разбиваемся на четыре команды
- Рассмотрите внимательно, какие фигуры вы видите? (ответы) Вот из них нам нужно правильно по предложенному образцу собрать то изображение, которое вы видите на картинке.
- Раз, два, три, четыре, пять – начинаем собирать!
Цель: учиться складывать узоры из геометрических фигур по образцу.
Нужно собрать узор по образцу. Побеждает тот, кто быстрее и правильнее соберет.
- Молодцы, очень хорошо! На уроке приходится много сидеть, а дети должны двигаться. Лиза! Проведи, пожалуйста, физкультминутку.
Физкультминутка. (по желанию детей)
Звучит звонок на урок.
_Ребята! Я прошу вас вернуться на свои места. Начинается второй урок – чтение. В школе учителя спросят у вас, какие сказки вы знаете? (ответы детей) Ответьте на мои вопросы.
Викторина по сказкам.
1. По какой особой примете можно узнать Бабу Ягу? (Костяная нога)
2. После каких слов Али Бабы волшебные ворота пещеры открывались? (Сим-Сим)
3. На какой птице летала Дюймовочка? (Ласточка)
4. Что не смог вытащить из земли дед, бабка и все их семейство? (Репка)
5. Из какого инструмента солдат сварил кашу? (Топор)
6. Какой предмет потеряла Золушка? (Туфельку)
7. Что потерял ослик Иа? (Хвост)
8. Встреча с какой рыбой очень сильно повлияла на жизнь Емели?
9. Назовите одну особенность известной сказочной избушки? (Курьи ножки)
10. Кто говорил, что он красивый и в меру упитанный мужчина приятной наружности? (Карлсон)
11. Какой сказочный герой придумал хранить смерть на конце иглы? (Кощей Бессмертный)
12. Какое хлебобулочное изделие ушло и от бабушки, и от дедушки? (Колобок)
13. Какие герои сказки кушали из кувшина и тарелки и оба остались голодными? (Лиса и Журавль)
14. Любимый летательный аппарат Бабы Яги? (Метла и ступа)
Звучит звонок. Молодцы. Урок окончен. Пойдемте на перемену, поиграем.
Игра «Собери портфель».
На столе лежат школьные принадлежности, игрушки. Двое ребят (по желанию) должны собрать в портфель необходимые школьные принадлежности.
_ Раз, два, три, портфель скорее собери! (Все считают до пяти, пока дети собирают портфель.)
По окончании воспитатель задает вопросы:
Что ты приготовил себе в школу? Зачем тебе это в школе?
Побеждает тот, кто быстрее и без ошибок соберет портфель.
Молодцы! Вам сегодня за работу на занятии можно смело поставить пятерки. Наверное, вы очень хорошо будете учиться в школе.
Труден школьный день?
Давайте немного расслабимся. Возьмите коврики и положите на пол. Лягте на спину, расслабьтесь и глубоко подышите. Вспомните, что мы сейчас делали: отвечали на вопросы, спокойно поднимали руку, были внимательными и прилежными, любознательными. Мы все получили пятерки и теперь у нас очень хорошее настроение.
4. Релаксация
«Сон на берегу моря»
5. Заключение.
Дети садятся на пол, образуя круг. Воспитатель просит детей сказать, хочется ли им пойти в школу и почему? Дети, передавая друг другу мяч, поочередно делятся своими впечатлениями.
Подводим итог занятия.
Ну, что теперь вы точно не сделаете таких ошибок, как древние люди?
(показать опять картинку и глобус)
Теперь вы сами можете играть в школу, правила игры вы знаете, нужно только выбрать учителя. Спасибо, вы свободны.
Список литературы:
Алябьева Е., Психогимнастика в детском саду –М. ,2002
Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. «Готов ли ваш ребенок к школе?» - М. : ООО «Издательство «Росмэн – Пресс» - 2001
Гуткина Н., Психологическая готовность к школе. - Санкт-Петербург, 2007.
Ильина М., Чувствуем, познаём, размышляем. - Москва, 2004.
Ильина М. Н., Парамонова Л. Г., «Тесты для детей «Готов ли ваш ребенок к школе?» - СП6: «Дельта» 1996.
Леонтьев А. - Психические основы дошкольной игры., Москва1972. Семенака С., Социально-психологическая адаптация ребёнка в обществе - Москва, 2006.