МААМ-картинки

«Бюджет семьи». Конспект НОД по ФЭМП, развитию речи и рисованию в подготовительной группе с самоанализом

Светлана Сидорова
«Бюджет семьи». Конспект НОД по ФЭМП, развитию речи и рисованию в подготовительной группе с самоанализом
▼ Скачать + Заказать документы

Уважаемые коллеги!

Представляю вашему вниманию конспект НОД, самоанализ НОД и презентацию к НОД по теме "Бюджет семьи"

Непосредственно образовательная деятельность

по формированию элементарных математических представлений, развитию речи и рисованию.

Тема: «Бюджет семьи»

Цель:

Ввести детей в мир экономических отношений.

Публикация «„Бюджет семьи“, Конспект НОД по ФЭМП, развитию речи и рисованию в подготовительной группе с самоанализом» размещена в разделах

Триединая задача НОД:

Образовательные задачи:

1. Познакомить с понятиями «доход», «расход», «бюджет».

2. Заложить основы планирования семейного бюджета.

3. Обеспечить усвоение детьми понятия «бюджет» и его возможных составляющих (зарплата, пенсия, стипендия).

4. Продолжать обучать рисовать человека, передавая его гендерные и возрастные особенности, обратить внимание на симметричность лица человека и пропорции, на схожесть портрета с натурой.

Развивающие задачи:

1. Продолжать учить составлять короткий рассказ по картине (опорная схема).

2. Развивать память, внимание, творческое мышление.

3. Развивать слуховое восприятие, речь, умение отвечать на вопросы.

4. Закрепить известные детям математические понятия «больше - меньше», «количественный счет», «деление целого на части».

5. Совершенствовать навыки рисования простым карандашом, развивая мелкую моторику руки.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать интерес к деятельности в микро группах.

2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость и желание общаться.

3. Воспитывать умение понимать чувства рассказчиков.

Планируемые результаты развития интегративных качеств:

проявляет интерес к участию деятельности в микро группах, развивающих играх, участвует в разговорах во время игры, отвечает на вопросы педагога,

Материалы и оборудование:

мультимедийный проектор, рабочие тетради, простые карандаши, бумаги формата А4, кухонные фартуки, мужские галстуки, детские бантики, очки; картинки с изображением разных домов; карточки с цифрами; кошельки, денежные купюры; 2 круга, разделённых на 4 части; корзинки, предметные картинки для игры «Хочу - надо»; карточки для решения задач.

Предварительная работа:

проведение интерактивной игры «Путешествие на морское дно»; НОД «Космос», экскурсия в парк им. Фёдорова, чтение художественной литературы о космосе, море, природе, рисование портретов пап и мам.

Методы и приемы:

словесный метод (беседа, объяснение, пояснение, вопрос, наглядный метод (слайды по теме, практический метод (действия с дидактическим материалом, проблемный метод (постановка проблемных вопросов, игровой метод (проведение игры «Семья», аналитический метод (анализ работы детьми).

Виды детской деятельности

: игровая, коммуникативная, продуктивная.

Виды интеграции образовательных областей:

«Познание»: формирование элементарных математических представлений; составление рассказа по опорной схеме.

«Коммуникация»: развитие активного и пассивного словаря по теме, формирование потребности делиться своими впечатлениями с воспитателем, желание задавать вопросы воспитателю, развитие навыков общения.

«Социализация»: формирование доброжелательных взаимоотношений между детьми.

«Художественное творчество»: рисование портрета.

«Музыка»: развитие музыкально- художественной деятельности посредством исполнения отрывков из песен.

«Физическая культура»: физкультминутка «Читаем и поём».

«Здоровье»: обеспечение в помещении оптимального температурного режима, регулярное проветривание, обеспечивать правильность осанки детей.

Ход НОД

Организационный момент:

Дети встали в круг

Воспитатель: Прежде чем начать нашу деятельность, возьмитесь за руки и передайте тепло своей души друг другу. А теперь и нашим гостям.

Слайд № 1, № 2 На доске ребус слова «семья».

Воспитатель: Ребята, отгадайте, что обозначает этот ребус? (ответы детей)

Введение в тему:

Воспитатель: У каждого из вас тоже есть семья. Из скольких человек состоит ваша семья и кто в неё входит? (ответы детей)

Воспитатель: Сегодня я вам предлагаю самим поиграть в семью. Для этого нам с вами надо разделиться на 3 группы, потому что у нас будет 3 семьи. Состав семей мы можем определить с помощью фишек. Кто кем будет в вашей семье, вы решите сами. (дети подходят к столам, на которых лежат фартуки для мам, галстуки для пап, бантики и бейсболки для малышей, платок для бабушки и очки для дедушки, бейджики для студентов). Каждая семья займите свои места стоя перед столами.

Слайд № 3 Воспитатель: У каждой семьи должен быть дом (на доске картинки с изображением 5 разных домов: панельный пятиэтажный, деревянный одноэтажный, кирпичный 9-этажный, деревянный 2-этажный и кирпичный 5-этажный)

Вы должны угадать, где ваш дом.

Первая семья, ваш дом не деревянный и не 5-этажный.

Вторая семья, ваш дом не кирпичный и не деревянный (дети определяют свои дома).

Третья семья, ваш дом не деревянный и не панельный и не пятиэтажный.

Воспитатель: Теперь определим этаж, на котором живет ваша семья:

Первая семья живет между 6 и 8 этажами, вторая семья живет ниже 5, но выше 3 этажей, третья семья живёт не на 10 этаже, но выше 8.

Номер квартиры первой семьи меньше, чем 9, но больше, чем 7. Номер квартиры второй семьи на 2 меньше, чем номер квартиры первой семьи. Номер квартиры третьей семьи больше на 1 квартиры второй семьи.

Слайд № 4 Знакомство с понятием «доход семьи»

Воспитатель: Семьи присаживаются за столы. На столах стоят пустые корзинки и лежат 4 кошелька. У мамы с папой – один кошелёк на двоих.

-Давайте посмотрим, что лежит на столе. (ответы детей)

- Что лежит в корзинке? (она пустая)

- Что находится в кошельке? (деньги)

Слайд № 5 - Как деньги попали в кошелёк к маме и папе? (зарплата)

Слайд № 6 - Как деньги оказались у бабушки? (пенсия)

Слайд № 7 - У студента откуда деньги? (стипендия)

Слайд № 8 - А почему у малыша кошелёк оказался пустым?

- Как вы считаете, может ли малыш в чем-то другом быть полезен своей семье? (он может помогать по дому)

Воспитатель: Давайте с вами ещё раз повторим: папа и мама работают и получают за это заработную плату (помещает на сектор круга, где изображены лица мамы и папы, купюру). Бабушка и дедушка уже не могут работать и получают пенсию. Студент учится в институте и получает стипендию за свою учёбу, потому что учёба – это тоже труд.

- А как можно одним словом назвать все деньги, которые поступают в семью? (ответы детей)

Воспитатель: Все деньги, которые получают члены семьи, называются доходом семьи. Посмотрите на круг и скажите, из скольких частей состоит доход ваших семей? (из трёх).

На доске прикреплен круг, разделённый на 4 части. (Воспитатель делает на мольберте)

- А сколько частей не приносят дохода? (одна)

- Выньте деньги из ваших кошельков и посчитайте общий доход вашей семьи.

Как вы считали - деньги из всех кошельков, или каждый из своего? Почему?

Если люди живут вместе и называются одной семьёй, они должны пользоваться одним кошельком. (педагог предлагает детям сложить все деньги в одну корзинку, если они сами этого не предложат)

- Как мы можем назвать все деньги, которые лежат в корзинке? (доход семьи)

- А ещё эти деньги принято называть бюджетом семьи. Так из чего же состоит бюджет семьи? (из зарплат мамы и папы и т. д.)

Слайд № 9 Воспитатель: Представьте такую ситуацию: к вам приехала жить тетя. Увеличится или уменьшится бюджет вашей семьи? (увеличится, т. к. тётя будет отдавать свою зарплату)

Вывод: Итак, мы с вами выяснили, что такое семейный бюджет и из чего он состоит. А для чего нам все эти деньги? Правильно, чтобы их тратить, а на что мы их будем тратить? (ответы детей)

4. Знакомство с понятием «расход» (воспитатель приглашает детей коврики).

- Ни одна семья не может обойтись без того, чтобы не расходовать деньги, т. е. всё, что мы тратим, называется расходом.

Но расходы бывают разными:

основные (на то, без чего обойтись нельзя)

не основными (на то, без чего вполне можно обойтись)

Дети приводят примеры расходов.

Слайд № 10 Игра «Хочу - надо»

Цель: закрепить понятия «основной» и «не основной» расход.

Ход игры: дети подходят к столу, на котором лежат предметные картинки (яблоко, книга, телевизор, лимонад, дом и т. д.) и соотносят их со словами «хочу», «надо». Объясняют свой выбор.

Итог игры: какие же расходы мы называем основными (обязательными, а какие не основными (не обязательными?

Слайд № 11 5. Закрепление нового материала:

На экране нерешённые примеры

Задание: составить и решить арифметическую задачу:

1 семья: 10 – 2 = ?

2 семья: 7 + 3 = ?

3 семья: 6+4=?

«Семьи» составляют и решают задачи. (Работа в тетради)

Слайд № 12 Устно: Счёт семейного дохода

Воспитатель: На монетном дворе поменялись купюры – появились номиналы 2, 5 и 10 тысяч рублей. (Дети считают вместе)

Задание на карточках: сравнение пенсии и зарплаты

Знак «больше» или «меньше»

Физкульминутка «Читаем и поём»

Проблемная ситуация (стоя в кругу):

«Ваша семья должна израсходовать:

• На питание – 3 тыс. рублей;

• Заплатить за квартиру – 3 тыс. рублей;

• Заплатить за учёбу в институте – 2 тыс. рублей

В корзине остаётся ещё 2 тысячи рублей.

Ваша семья хочет отправиться в путешествие. Это стоит 10 тыс. рублей. Где взять недостающие деньги?

Варианты решения проблемы.

Слайд № 13 1 семья – путешествие в космос

Слайд № 14 2 семья – путешествие на морское дно

Слайд № 15 3 семья - путешествие в лес

(На экране слайды с изображением картин)

Слайд № 16 Даётся 1 минута для обсуждения. Рассказ по опорной схеме.

П? !

Обратное перевоплощение из образа в ребёнка.

Слайд № 17 Воспитатель: (пока дети перевоплощаются, воспитатель спрашивает) В образе кого вы находились? (бабушек, дедушек и т. д.) А поконкретнее? (мужчин и женщин). Постарайтесь изобразить свой автопортрет в образе кого вы находились (воспитатель напоминает этапы последовательности рисования портрета).

6. Рефлексия (стоя)

- В заключение хочу прочитать вам сказку, а вы будете мне помогать:

«Подружились как – то старуха Шапокляк, крокодил Гена, Чебурашка и крыса Лариса, и стали они жить вместе. И всё у них получалось: крокодил Гена на работу в зоопарк ходил и получал за это … (зарплату).

Чебурашка учился в Лётной академии, чтобы стать пилотом. За учебу ему платили … (стипендию).

Старуха Шапокляк не работала, а сидела дома, вела домашнее хозяйство и получала … (пенсию).

- Как же мы можем назвать одним словом все деньги, которые получала семья крокодила Гены? (семейный бюджет)

А удавались друзьям все дела, потому что они были очень хорошими хозяевами и умело планировали свой семейный бюджет, вместе решали, какие расходы им нужно сделать».

Слайд № 18 - Я надеюсь, когда вы вырастете, вы тоже станете хорошими хозяевам.

И символу семьи – сердцу назовите качество образа, в котором находился каждый из вас.

Для гостей наша деятельность закончена, а дети свои автопортреты представят в цвете в свободной деятельности.

Самоанализ

непосредственно образовательной деятельности

по формированию элементарных математических представлений, развитию речи и рисованию.

Тема увиденной вами деятельности:

«Бюджет семьи»

Цель: Ввести детей в мир экономических отношений.

Триединая задача НОД:

Образовательные задачи:

1. Познакомить с понятиями «доход», «расход», «бюджет».

2. Заложить основы планирования семейного бюджета.

3. Обеспечить усвоение детьми понятия «бюджет» и его возможных составляющих (зарплата, пенсия, стипендия).

4. Продолжать обучать рисовать человека, передавая его гендерные и возрастные особенности, обратить внимание на симметричность лица человека и пропорции, на схожесть портрета с натурой.

Развивающие задачи:

1. Продолжать учить составлять короткий рассказ по картине (опорная схема).

2. Развивать память, внимание, творческое мышление.

3. Развивать слуховое восприятие, речь, умение отвечать на вопросы.

4. Закрепить известные детям математические понятия «больше - меньше», «количественный счет», «деление целого на части».

5. Совершенствовать навыки рисования простым карандашом, развивая мелкую моторику руки.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать интерес к деятельности в микро группах.

2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость и желание общаться.

3. Воспитывать умение понимать чувства рассказчиков.

Планируемые результаты развития интегративных качеств:

проявляет интерес к участию деятельности в микро группах, развивающих играх, участвует в разговорах во время игры, отвечает на вопросы педагога,

Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, рабочие тетради, простые карандаши, бумаги формата А4, кухонные фартуки, мужские галстуки, детские бантики, очки; картинки с изображением разных домов; карточки с цифрами; кошельки, денежные купюры; 2 круга, разделённых на 4 части; корзинки, предметные картинки для игры «Хочу - надо»; карточки для решения задач.

Предварительная работа: проведение интерактивной игры «Путешествие на морское дно»; НОД «Космос», экскурсия в парк им. Фёдорова, чтение художественной литературы о космосе, море, природе, рисование портретов пап и мам.

Методы и приемы: словесный метод (беседа, объяснение, пояснение, вопрос, наглядный метод (слайды по теме, практический метод (действия с дидактическим материалом, проблемный метод (постановка проблемных вопросов, игровой метод (проведение игры «Семья», аналитический метод (анализ работы детьми).

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная.

Итак, начну с того, что были соблюдены санитарно-эпидемиологические требования к проведению деятельности: перед началом НОД музыкальный зал проветрен, сделана влажная уборка.

Психологически дети были подготовлены к приходу гостей.

Компоненты интеграции следующие:

«Познание»: формирование элементарных математических представлений; составление рассказа по опорной схеме.

«Коммуникация»: развитие активного и пассивного словаря по теме, формирование потребности делиться своими впечатлениями с воспитателем, желание задавать вопросы воспитателю, развитие навыков общения.

«Социализация»: формирование доброжелательных взаимоотношений между детьми.

«Художественное творчество»: рисование портрета.

«Музыка»: развитие музыкально- художественной деятельности посредством исполнения отрывков из песен.

«Физическая культура»: физкультминутка «Читаем и поём».

«Здоровье»: обеспечение в помещении оптимального температурного режима, регулярное проветривание, обеспечивать правильность осанки детей.

Ключевое понятие содержания интеграции – «Семейный бюджет».

Образовательная деятельность была выстроена оптимально: программное содержание соответствует данному возрасту, интересам, темпераменту, уровню учебной подготовки и развития детей подготовительной группы. Триединая дидактическая задача, то есть, обучающая, развивающая и воспитательная, достигнуты, следовательно, дети подготовлены к восприятию данных задач. Отмечу логичность подачи материала и доступность. В процессе деятельности развивался интерес детей.

Уже в системе отработана организация организационного момента и рефлексии.

Была организованна смена видов деятельности: началось всё в одной части музыкального зала, затем дети сидели на ковриках, на стульчиках за столами, выполняли физкультминутку, пели стоя.

В непосредственно образовательной деятельности использовались словесные и игровые приемы: это и вопросы, и задания, и оценка детских ответов, показ действий. На протяжении всей деятельности прослеживалась единая тема «Хоть семи ещё нам нет, формируем мы бюджет». Имел место проблемный момент – «Где взять недостающие деньги?».

В данной деятельности присутствовал прием подачи нового с опорой на имеющийся опыт детей: деньги известное понятие, бюджет и всё с ним связанное – не известное.

Спросите, почему именно этот сюжет, хотя по тематическому планированию идёт тема «Весна»? В данной деятельности имеется упоминание о весне в картине «Весенний лес» художник Малярчук С. А. А почему этот сюжет – мы идём с опережением программы.

Учебный материал для детей данного возраста считаю актуальным. Вся непосредственно образовательная деятельность была построена на игровом сюжете «Семья», так как главный приоритет ребенка - дошкольника – это игровая деятельность в соответствии с ФГТ. Не заметно для всех и для себя дети были введены в игровой сюжет.

Все задания детям объяснены доступно. Я активизировала речь детей, задавая точные вопросы и используя различные формулировки. Вопросы и задания не повторялись несколько раз.

Степень активности детей была высокой. Дошкольники были заинтересованы, и показали свое умение работать с предложенным материалом. Довольно быстро переключались с одного вида деятельности на другой, это говорит о том что, работа ведется в системе.

Наглядный прием придавал занятию действенный характер, дети слышали воспитателя, были внимательны, им было интересно.

Не забываю даже мимолётно напомнить дошкольникам и о гендерной принадлежности. Вы это заметили?

Наиболее успешно с предложенными заданиями справились дети, имеющий высокий и средний уровни в познавательном и умственном развитии, и те, которые не смущались присутствия гостей. Использование мною новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. ИКТ в данной деятельности обеспечивают личностно-ориентированный подход, так как возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала и яркий светящийся экран привлекает внимание, даёт возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное. Вы наблюдали, что а информация на экране вызывает интерес, в результате снимается напряжение.

Еще один момент – творческое преобразование развивающей среды благоприятно влияло на детский коллектив. Хотя мы были и не в групповом помещении, а в музыкальном зале, я так же создала среду для деятельности.

Мое эмоциональное состояние до занятия слегка взволнованное, но я заинтересована ходом занятия, а после него чувствую удовлетворение.

Считаю, что триединые задачи данной НОД выполнены и результатом деятельности детей я довольна.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Поздравляем победителей конкурса «Лучший конспект занятия». Апрель 2012 Завершился апрельский конкурс на "Лучший конспект занятия". 128 конспектов принимало участие. 20 авторов получат сертификаты, 4 - денежные.

Презентация «Золотая осень». Заключительная беседа из цикла «Ранняя осень», для детей средней группы ДОУ Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию презентацию"Золотая осень".На протяжении 2-х недель мы с ребятами проводили работу по ознакомлению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Бюджет семьи». Конспект НОД по ФЭМП, развитию речи и рисованию в подготовительной группе с самоанализом
Опубликовано: 1 апреля 2013 в 08:16
+75Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Бюджет семьи». Конспект НОД по ФЭМП, развитию речи и рисованию в подготовительной группе с самоанализом» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Сидорова (УИ 8548) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 76.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД