Елена Щукина
Картотека дидактического материала для организации детской деятельности по восприятию художественной литературы и фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Курашимский детский сад»
воспитатель Щукина Е. Р
Картотека
по организации детской деятельности
восприятие художественной литературы и фольклора
для реализации ОО «Речевое развитие»
Младший возраст
Тема: «Кот Васька»
Цель:
Публикация «Картотека дидактического материала для организации детской деятельности по восприятию художественной литературы и фольклора» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Литературная деятельность
- Народная культура, фольклор
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Познакомить детей с домашним животным – котом, его внешним видом, повадками
Задачи:
1. Воспитание желания у детей слушать художественные произведения, при повторном чтении предоставлять возможность договаривать слова и фразы.
2. Обучение разным способам словообразования существительных.
3. Накопление и обогащение словаря
4. Развитие слухового восприятия, речевого слуха, а также различных средств интонационной выразительности.
1. Чтение и обыгрывание потешки
«Как у нашего кота»
2. чтение рассказа К. Ушинского «Кот Васька»
3. Игра «Васька, какой?»
4. игра «Ходит Васька беленький»
5. Рисование котят по трафаретам или «Котята играют клубочками»
6. Чтение потешек «Киска, киска, киска, брысь»
«Кисонька - мурысонька»
Тема: «Заюшкина избушка»
Цель:
Вызвать желание слушать сказку, следить за развитием действий, оценивать поступки героев, с помощью педагога инсценировать отрывки из сказки.
Задачи:
1. Формирование умений видеть начало и конец действий, усвоение логической последовательности действий героев и их поступков.
2. Развитие умения воспроизводить текст знакомой сказки сначала по вопросам воспитателя, затем совместно с ним, используя невербальные средства общения (жесты, мимику).
4. Обучение изменению слов по падежам
5. Вызывать сочувствие к герою сказки, желание помочь.
1. Сюрпризный момент: приход домовёнка Кузи
Кузя рассказывает «Жил в городе петушок»
2. Рассказ сказки с показом кукольного театра
3. Инсценировка отрывков сказки (диалоги героев)
4. Игра «Кто кем был?»
5. Изображение героев сказки по потешкам
«Идет петушок, красный гребешок»
«Лисичка сестричка сидит за кустом»
6. Игра «Заинька» или «Лиска – лиса»
Средний возраст
Тема «Сказка зимнего леса»
Цель:
Развитие эмоционального восприятия художественного образа природы средствами
изобразительного искусства и художественного слова.
Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка – сестричка и серый волк»
Задачи:
1. Развивать у детей интерес к живой и неживой природе.
2. Вызывать эмоциональный отклик детей к героям сказки
Учить высказывать к ним своё отношение и передавать их состояние с помощью
различных средств выразительности речи.
3. Формирование умения передавать содержания текста в определенной последовательности
4. Расширение активного словаря.
1. Чтение стихотворения И. Сурикова «Темный лес, что шапкой»
2. Рассматривание репродукции картины И. Шишкина «Зима»
3. Чтение детьми стихов о зиме
4. Беседа «Животные зимой»
5. Игра «Изображение зверей и что они делают» – спят, едя, бегут и т. п
6. Загадки о лисе и волке
7. Рассказывание сказки «Лисичка – сестричка и серый волк»
8. Беседа по содержанию
9. Обыгрывание отрывка из сказки.
Тема: «Идет матушка - весна – отворяй - ка ворота»
Цель:
Развитие у детей эмоциональной отзывчивости на весенние проявления природы, восприятие пейзажной живописи на примере картины И. Левитана «Весна. Большая вода» и устного народного творчества.
Задачи:
1. Развитие у детей интереса к неживой природе.
2. Формирование правильного понимания новых слов и их употребления в речи.
3. Формирование умение вступать в речевое общение, доброжелательно отвечать на вопросы.
4. Обучение разным типам высказывания – описанию и повествованию и некоторым компонентам рассуждения (выявление причинной связи – Мне нравится весна, потому что.).
5. Познакомить детей с умением создавать рисунок с помощью техники печатания
Загадки и стихи о весне
Беседа о весне, весенних явлениях в природе
Чтение потешки
- Приди, приди, солнышко.
Игра «Скажи, какое?»
солнышко – яркое, светлое, золотое, доброе и т. п.
небо – голубое, лазурное и т. п.
Рассматривание репродукции И. Левитана «Весна. Большая вода»
Игра «Солнышко»
Дети идут по кругу, взявшись за руки со словами: «Пеки, пеки, солнышко»
Рисование на тему: «Весенний пейзаж»
Старший возраст
Тема: «Наша Родина – Россия, наш язык – русский»
Цель:
Воспитание у детей любви к своей Родине.
Формирование знаний детей о русском фольклоре
Познакомить с понятием «устное народное творчество»
задачи
1. Закреплять умение поддерживать беседу, активно принимать участие в диалоге
2. Активизировать словарь детей русскими пословицами и поговорками
3. Формирование умения строить разнообразные сложные предложения при составлении сказки
1. Прослушивание песни М. Матусовского «С чего начинается Родина»
2. Беседа о Родине, об истоках устного народного творчества
3. Чтение потешки «Ходит конь по бережку»
4. Игра «Найди выразительные слова» по потешке
5. Рассматривание иллюстраций Е. Рачева
6. Прослушивание русской народной сказки «Финист – ясный сокол»
7. Придумывание сказки
тема: «По щучьему велению»
Цель:
Продолжать знакомить с жанрами устного народного творчества.
Задачи:
1. Воспитание уважительного отношения к народной культуре
2. Формирование эмоционального восприятия фольклора,
3. Совершенствование звукопроизношения.
4. Продолжать работу над обогащением и активизацией словаря
1. Прослушивание небылиц
2. беседа о небылицах
3. игра «Хвост и голова»
Считалкой выбираются «голову» и «хвост»
4. загадывание загадок о Емеле, щуке, печке
5. чтение или просмотр сказки «По щучьему велению»
6. беседа по содержанию сказки
7. викторина от Емели «Добавлялки»
Например: ок – ок –ок стоит в поле (теремок)
Ост - ост – ост отморозил волк свой (хвост)