Наталья Фонарева
Конспект НОД по ФЭМП у детей подготовительной к школе группы «Космическое путешествие на планету математики»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
по ФЭМП у детей подготовительной к школе группы
«Космическое путешествие на планету математики»
Подготовили : воспитатель Фонарева Н. Ю
2016
Программное содержание.
Обучающие задачи:
• Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание.
• Развивать представления о геометрических фигурах и закреплять умение рисовать их на листе бумаги.
• Закреплять умение называть предыдущее, последующее и пропущенное число, обозначенное цифрой.
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП у детей подготовительной к школе группы „Космическое путешествие на планету математики“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
• Формировать навыки учебной деятельности – выполнять поставленную задачу, осуществлять самоконтроль правильности выполненных заданий, объективно оценивать свои действия.
Развивающие задачи:
• Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать самостоятельность.
Предварительная работа:
• Отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, индивидуальные занятия, рассматривание энциклопедии «Один день в космосе», беседа о космосе.
Дидактический наглядный материал :
Демонстрационный материал :
Контрольные образцы выполнения заданий «Карта» и «Найдем похожие» в электронном виде, карточки с цифрами от 0 до 20, презентация «Космическое путешествие» к занятию на решение задач, видеозаписи обращений жителя планеты Математика в Центр Управления полетами.
Раздаточный материал :
Счетные палочки, карточки с цифрами от 1 до 9 (для обозначения данных задачи и показа ответа решения задачи, листы бумаги с изображением геометрических фигур разных видов и размеров (см. демонстрационный материал, цветные карандаши, листы бумаги.
Ход НОД
Включается (видеозапись №1) движения планет и видеобращения к землянам жителя планеты Математика, которое привлекает внимание детей и создает ситуацию для дальнейшей деятельности.
В видеобращении говорится о том, что на планету Математика упал метеорит, в результате чего на планете возник математический беспорядок. Инопланетянин призывает землян помочь в наведении порядка на планете.
Воспитатель:
- Центр управления космических полетов срочно формирует экипажи для отправки их на планету Математика. Вы умеете считать? Решать задачи? Знаете геометрические фигуры?
У вас есть желание и знания, чтобы помочь жителям планеты Математика? Тогда на космодром, одеваем скафандры и в ракеты!
Дети занимают свои места.
Воспитатель:
- Авария, произошедшая на планете Математика,повлияла на механизм наших ракет, и для того, чтобы мы отправились в полёт в космос необходимо решить космические задачи.
I часть.
Включается 1слайд презентации – «Космодром»
-Посмотрите на экран Центра управления полетами, на нем отображается наш космодром.
-Посчитайте ракеты и покажите карточку с цифрой, обозначающей их количество. / Если дети начинают выкрикивать, педагог уточняет, что Центр полета следит за нами благодаря видеокамерам, установленным в ракетах. Но в передаче звука возникли помехи, звук слабый, поэтому необходимо показывать карточки с цифрами. / Воспитатель смотрит на показанные детьми карточки, если есть ошибки, предлагает пересчитать и исправить, если нет, то отмечает, что все сосчитали правильно и выбрали соответствующую числу цифру. Предлагает положить карточку с цифрой перед собой, чтобы запомнить число для составления задачи. Включает анимацию «Перемещение» – одна ракета отправляется в полет.
-Сколько ракет отправилось в полет? Выберите карточку с цифрой, покажите ее. Положите карточку с цифрой 1 за карточкой с цифрой 5 в ряд.
-Для того, чтобы правильно составить задачу, вспомним :
-Сколько частей в задаче? Как называется каждая часть? (2-условие, вопрос)
-Составьте задачу про ракеты.
Спрашиваю одного из детей (в ходе НОД употребляю обращения «Космонавт Петр Иванов, доложите», «Командир экипажа Иван Груздев, объясните»)-
Ребенок :
-На космодроме было 5 ракет, одна ракета улетела в космос.
Сколько ракет осталось на космодроме? (Если ребенок не может выделить вопрос, подсказка педагога с повторением условий :«На космодроме было 5 ракет, одна ракета улетела в космос. Что же можно узнать еще?» Педагог обводит ракеты, оставшиеся на космодроме указкой или показываю на них жестом. : «Кто догадался?»)
-Повторите условие задачи, космонавт….(фамилия, имя ребенка)
-Повторите вопрос, космонавт ….(фамилия, имя ребенка)
-Центр управления полетами подтверждает задачу/Повторное озвучивание задачи / .На космодроме было 5 ракет, одна ракета улетела в космос. Сколько ракет осталось на космодроме?
-С помощью какого действия будете решать задачу (вычитания).
-Почему?
-Всем экипажам приступить к решению задач. Для решения задач можно использовать счетные палочки. Космонавтам, решившим задачу, показать карточку с ответом для проверки Центром управления полетами.
Дети показывают карточки с ответами.
-Космонавт…. (фамилия, имя ребенка) Доложите в Центр управления полета решение задачи.
При затруднениях ребенка используются наводящие вопросы от Центра управления полетами : «Ваши действия…обоснуйте решение…»
После доклада космонавта Центру педагог объявляет :
-Внимание! Внимание! Проверка выполнения! Если задача решена правильно, то Центр управления отправит нас в полет. /Включает анимацию – ракеты улетают с космодрома. /
-Приземляемся на планету Математика. /Включается слайд 3 «Планета»/Нас встречают инопланетяне. Давайте пока не будем выходить и понаблюдаем за ними.
-Сколько инопланетян нас встречает? (Если дети начинают выкрикивать, уточняю, что Центр полета следит за нами благодаря видеокамерам, установленным в ракетах. Но в передаче звука возникли помехи, звук слабый, поэтому необходимо показывать карточки с цифрами)
-Уберите карточки от решения 1 задачи на край стола. Покажите карточку с цифрой, которая обозначает количество инопланетян. / проверка педагогом показанных детьми карточек, если есть ошибки, предлагает пересчитать и исправить, если нет, то отмечает, что все сосчитали правильно и выбрали соответствующую числу цифру /
-Положите карточку с цифрой 5 перед собой. Смотрите, что происходит / включение анимации – появление инопланетянина с тортом/
-Доложите центру, сколько инопланетян еще вышло нас встречать с помощью карточки. Проверяет. Предлагает выложить карточку с цифрой 1 следующей за карточкой с цифрой 5.
-Из центра управления поступил приказ составить задачу.
-Космонавт…., доложите задачу
Ребенок:
Было 5 инопланетян. К ним прибежал ещё один инопланетянин. Сколько всего стало инопланетян?
Повторите условие задачи. Космонавт…
-Повторите вопрос задачи, космонавт
-Повторите всю задачу, космонавт…
-С помощью какого действия будете решать задачу? (сложения).
-Почему? (уточняем, действие «сложение» приводит к увеличению числа, а действие вычитание к «уменьшению». В этой задаче инопланетян прибавилось, значит выбираем сложение)
-Центр управления принял задачу и дал всем экипажам задание решить ее. Для решения можно применять счетные палочки. Приступаем к решению задачи. Космонавтам, решившим задачу, показать карточку с ответом для проверки Центром управления полетами.
Дети показывают карточки с ответами.
-Космонавт…. Доложите в Центр управления полета решение и ответ задачи.
При затруднениях ребенка наводящие вопросы от Центра управления полетами :ваши действия…обоснуйте решение…
Жители планеты Математики, настроены дружелюбно, встречают нас тортом. Если мы решили правильно задачу, то для нас в небе засверкает салют. Включается анимация салют.
-Жители планеты Математика рады, что вы умеете решать задачи и поможете привести планету в порядок. Им очень интересно, чем земляне занимаются на своей планете. Давайте выйдем из своих ракет и покажем им.
Физкультминутка.
- В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник – рисовал, (изображаем рисование)
В среду долго умывался, («умываемся»)
А в четверг в футбол играл, (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал, (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал.
(Дети садятся на корточки, руки под щеку—засыпают)
-(посмотри по длительности, чтоб не меньше 1 минуты. Если с повтором. То «Повторим еще раз, чтобы инопланетяне запомнили)
Включается 3 слайд -пустой
II часть.
-Приступим к спасению планеты. Вернитесь в свои ракеты, возможно необходимо решить следующую проблему жителей планеты математики.
Игровое упражнение «Найдем похожие».
Воспитатель:
- На планете Математики жили большие семьи геометрических фигур, но вследствие катастрофы члены этих семей оказались раскиданными по всей планете. Внимательно рассмотрите эти снимки, переданные нам инопланетянами, определите сходство и различие геометрических фигур, поразмышляйте и попробуйте соединить семьи. Соединяйте членов каждой семьи одним цветом, используя для каждой семьи свой цвет линий.
Раздаются листы бумаги с изображением геометрических фигур разных видов и размеров.
После выполнения задания педагог уточняет :
-Какие фигуры вы соединили одним цветом? Почему? Сколько семей вам удалось соединить? Опрашивается несколько детей.
Воспитатель:- «Центр управления полетами прислал нам помощь.». (Включаю контрольный образец-слайд 4). Проверьте свое решение с присланным. Если кто-то допустил ошибку – оставил фигуру вне семьи, можете исправить, подсоединив ее к своей семье. Кто выполнил так же, как Центр управления? Кто выполнил по своему? Как? У кого остались фигуры без семьи?
Воспитатель обобщает ответы детей : Все (почти все) космонавты справились с заданием, соединив между собой фигур в семьи. исходя из одинакового количества углов и сторон, или их отсутствия.
Включается слайд-5-пустой.
III часть.
Дидактическая игра «Найдем соседей числа».
Воспитатель:- «Кроме геометрических фигур на планете Математика живёт много цифр. При столкновении планеты с метеоритом все цифры перепутались. Необходимо восстановить порядок и найти соседей каждого числа.
Космонавты…. подойдите к цифрам. Найдите следующие цифры: космонавт…. - цифру 2, космонавт … - цифру 5, космонавт … цифру 8. Постройтесь в ряд.
Кто из членов экипажей может определить соседей этих чисел? Вызывает желающих детей.
Дети определяют соседей этих чисел, находят соответствующие карточки и встают в ряд.
Воспитатель:
-Какие числа стали соседями числа два (пять, восемь?
Какое число предыдущее (последующее) к числу два (пять, восемь? (Дети обосновывают свой ответ).
Воспитатель:
Члены экипажей, выйдите из ракет и помогите оставшимся числам найти своих соседей.
Дети берут карточки с цифрами, обозначающими числа 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 20, занимают пропущенное место.
(Если детей мало, взять вариант сначала до 10, потом 2 группу от 10 до 20)
-Посмотрите на соседей. Если ваш сосед выбрал правильно свое место, возьмите его за руку и :
-Вижу ваши руки и цифры, задание выполнено, можно вернуться в ракеты.
IV часть. Игровое упражнение «Карта».
Воспитатель:-
Мы побывали с вами на планете Математика и можем пригласить ее жителей совершить космическое путешествие к нам на планету Земля
Как вы думаете, без чего нельзя обойтись в путешествии?
«Моря есть – плавать нельзя
Дороги есть – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя,
Что это?»
(Карта).
Воспитатель:
- Для того чтобы жители планеты Математика могли прилететь к нам в гости, нам необходимо нарисовать карту пути. Карт мы нарисуем много, чтобы хватило всем желающим. Нужно быть очень внимательным, чтобы не наделать ошибок, иначе космические аппараты жителей планеты Математика могут заблудиться.
Воспитатель дает детям задание: «Посередине листа нарисуйте круг, вверху внизу, слева и справа от круга - по одному треугольнику. В верхнем правом углу нарисуйте квадрат синего цвета. В верхнем левом углу квадрат красного цвета, в нижнем правом углу квадрат желтого цвета, в нижнем левом углу квадрат черного цвета. Внутри круга изобразите квадрат, между красным квадратом и синим квадратом проведите волнистую линию голубого цвета, между синим квадратом и желтым квадратом проведите волнистую линию зеленого цвета, между желтым квадратом и черным квадратом проведите волнистую линию красного цвета, между черным квадратом и красным квадратом проведите волнистую линию коричневого цвета.
Воспитатель:- Центр полетов передал нам на монитор карту пути на планету Земля. Открывает контрольный образец – 6 слайд: «Давайте проверим наши карты, чтобы жители планеты Математика правильно добрались до планеты Земля. Я буду показывать и называть изображения карты, а вы проверяйте карты. Если кто- то нашел ошибку – исправьте ее».
Дети вместе проверяют правильность выполнения задания.
Чьи карты выполнены без ошибки? Поднимите их вверх, чтобы в центре управления увидели. Кто нашел и исправил ошибки в своих картах и этими картами тоже можно пользоваться, покажите свои карты. Кто нашел ошибки и не смог исправить? Почему ошибки были допущены?
Все – таки у нас есть космонавты, выполнившие задание правильно. (Если нет, то сказать, что у вас есть запасная карта и вы оставите ее на планете Математика. А теперь подготовьтесь к полету – возвращению на Землю.)
На экране – мелькание планет под музыку. (видеозапись №2)
Воспитатель. Ракеты приземлились на космодром. Пока мы летели, в Центр управления полетами поступило новое сообщение.
Включаю видеобращение (запись №3) – благодарность инопланетянина.
Центр управления так же объявляет всем экипажам благодарность за выполненные задания и считает полет успешно завершенным. Всем космонавтам после полета отдыхать!