Конспект НОД по грамоте в старшей группе

Екатерина Дружнова
Конспект НОД по грамоте в старшей группе

Конспект НОД по грамоте

В старшей группе

Воспитатель высшей категории

Дружнова Екатерина Ивановна

Программное содержание:

1. Закреплять знания детей о гласных и согласных (твердых и мягких) звуках.

2. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, решая проблемную ситуацию, делать вывод.

3. Развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление, мелкую моторику.

4. Пополнять словарный запас.

5. Воспитывать умение слушать друг друга.

Оборудование: магнитофон с записью звуков в природе, мольберт, магнитная доска с магнитами, 2 домика из картона (красный и сине-зеленый, на столе 3 грузовика из картона (красный, синий, зеленый, предметные картинки по количеству детей, 2 картинки с изображением юлы с 3х и 4х-звуковыми схемами, пеналы с фишками, обозначающие звуки; фишки для награждения, листы на каждого ребенка с контурным изображением юлы для штриховки по образцу, простой карандаш.

Конспект занятия по грамоте в старшей группе

Магнитофон Запись со звуками в природе перед занятием.

1 часть, стоя с воспитателем

В. Ребята, сегодня мы отправимся в страну звуков нашей речи? Зачем?

Какие бывают звуки?

Д. Гласные и согласные

(на мольберте два домика)

В. В этой стране звуки живут в двух домиках. Какие звуки живут в этом домике?

Д. Гласные звуки.

В. Почему?

Д. Потому что мы обозначаем их красным цветом

В. А почему дверь в этом домике открыта?

Д. Потому что гласные звуки можно петь и тянуть, воздух выходит без преград.

Ребенок читает: Гласные тянутся к песенке звонкой

Могут заплакать и закричать

В темном лесу звать и аукать,

Но не желают свистеть и ворчать.

В. Игра «Немые звуки». Назовем все гласные звуки по моим губам (а, о, у, и, ы, э)

В. Какие звуки живут в этом домике?

Д. Согласные звуки.

В. Почему?

Д. Потому что мы обозначаем их синим и зеленым цветом.

В. А почему дверь в этом домике закрыта?

Д. Потому что согласные звуки нельзя петь и тянуть и воздух выходит с преградой.

В. Какие преграды встречают согласные звуки?

Д. губы (п, язык (н, зубы (с)

Ребенок читает: А согласные согласны шелестеть, шептать, свистеть

Даже фыркать и скрипеть,

Но не хочется им петь.

В. Какие согласные мы обозначаем синим цветом?

Д. Твердые согласные

В. Зеленым цветом?

Д. Мягкие согласные.

В. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Разноцветные грузовики» (на столе 3 грузовика и рядом картинки)

В синем грузовике поедут те пассажиры, названия которых начинаются с твердых согласных, в зеленом с мягких согласных, в красном-с гласных. Перепутать нельзя, чтобы грузовики могли их правильно доставить в пункт назначения.

(дети раскладывают картинки)

2 часть за столами

На доске 2 картинки с изображением «юлы» одна с трех, другая с четырех звуковой схемой.

Проблемная ситуация.

В. Ребята, посмотрите, на картинках изображен один и тот же предмет, а звуковые схемы под ними разные, которая же из них правильная? Как мы можем решить эту проблему? Конечно, надо сделать звуковой анализ, то есть выделить каждый звук в этом слове.

Откройте пеналы, но выкладывать звуки придется прямо на столе, потому что мы пока не знаем, какую схему надо взять. Произнесем первый звук- «й»- он очень короткий, произносится быстро. Я скажу вам про него секрет: это согласный звук, преграда для воздуха язык и этот звук всегда мягкий. Значит, ставим зеленую фишку.

Далее по каждому звуку вызываю детей.

Делаем вывод, что действительно в слове «юла» 4 звука. Значит, какая схема нам нужна для слова «юла»? Молодцы! Правильно, четырех- звуковая!

С каким звуком мы познакомились сегодня? Какой секрет вы про него узнали?

В. Поиграем в «Живые звуки» Встаньте так, чтобы мы могли произнести слово «юла»

В. Какой можем сделать вывод? Д. У каждого звука свое место в слове.

В. Уберите звук «Й», «Л», «А», какой звук остался?

В. Придумаем слова с коротким мягким согласным звуком «Й». Он может быть в начале слова – яблоко, ежик, в середине слова – майка, каюта, в конце слова – сарай.

(За каждый правильный ответ даю фишки. Итог – у кого больше фишек)

Физкультминутка. Произносим все слова и звуки в них четко:

Для здоровья, для порядка

Дружно делаем зарядку

Головою 2 кивка раз, два

И в ладоши 2 хлопка раз, два

Вот мы к люстре потянулись

Вот присели, разогнулись

Вправо, влево наклонились

С гласными звуками мы покружились (а. о. у. и. ы. э)

На носки, потом на пятку

Вот и сделали зарядку.

А теперь мы тихо сядем

Головою думать станем.

3 часть Заштриховать карандашом картинку с изображением юлы по образцу.

4 часть Итог занятия.

С каким звуком познакомились? правило.

Публикации по теме:

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Знакомство со страной звуков» Конспект непосредственно – образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группеТема: «Знакомство со Страной Звуков».

Конспект НОД по обучению детей грамоте в старшей группе «Путешествие в Звукоград» Конспект НОД по обучению детей грамоте в старшей группе «Путешествие в Звукоград»Программное содержание: • продолжать учить детей проводить.

Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки [Х][Х’]. Хомка» в старшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №1 Конспект НОД по обучению грамоте Звуки [Х], [ХЬ], и.

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в страну красивой речи» Ход образовательной деятельности: 1. Вводная часть Организационный момент. Воспитатель: Здравствуйте,дети! Я рада видеть вас. Давайте поздороваемся.

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Спасение гласных букв» Непосредственно- образовательная деятельность в старшей группе. Тема: «Спасение гласных букв». Занятие проводится в игровой форме для.

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Дифференциация звуков [Г], [К]» Цель: формировать умение различать близкие по акустико-артикуляционным признакам звонкие и глухие согласные звуки [Г-К] в слогах, словах.

Конспект НОД по обучению грамоте «Змейка. Звук [Ш] и буква Ш» в старшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №1 Конспект НОД по обучению грамоте Звук [Ш] и буква Ш.

Автор публикации:
Конспект НОД по грамоте в старшей группе
Опубликовано: 5 января 2019 в 20:53
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День алфавита на МААМ

24 мая славянский мир чествует своих просветителей — братьев Кирилла и Мефодия. Эти святые подарили славянам алфавит, благодаря чему свет христианского учения озарил и славянские народы, говорившие до 12...

23 мая. День Белого короля на МААМ

Многие шахматисты, получив небольшой перевес, с энтузиазмом бросаются в атаку и нередко не только не достигают победы, но и оказываются побеждены сами. Но не такой манерой игры отличается Анатолий Карпов....

Исследовательский проект по выращиванию гороха из семян «Экспериментальный стаканчик»
Исследовательский проект « Экспериментальный стаканчик». ( Экологическое развитие с элементами экспериментирования в старшей группе) Введение Однажды...
Мастер-класс по аппликации в нетрадиционной технике «Путешествие в Африку» в старшей...
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию интересный мастер-класс по аппликации с использованием нетрадиционных материалов для детей старшей...
Консультация «Их не любить невозможно! Воспитание любви к домашним животным»
Цель: Воспитание милосердия, доброты к животным. Всегда ли мы правильно поступаем? Учим детей быть добрыми, гуманными, жалостливыми, но только на словах,...