Конспект НОД по музыке для детей старшего дошкольного возраста «Собирайся, народ, в зимний хоровод»

Саразева Светлана
Конспект НОД по музыке для детей старшего дошкольного возраста «Собирайся, народ, в зимний хоровод»

Конспект

НОД по художественно-эстетическому развитию

для детей старшего дошкольного возраста

в рамках тематических недель, посвященных народной культуре.

Музыкальный руководитель

МБДОУ «Зыковский детский сад»

Саразева С. А.,

Январь 2018г.

Тема: «Собирайся народ в зимний хоровод».

Цель: создание условий для продолжения знакомства детей старшего дошкольного возраста с жанром народного искусства – хоровод.

Задачи:

1. Научить детей заводить хоровод с помощью простых шаговых дорожек.

2. Способствовать развитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной и танцевальной деятельности.

Развивать умение ориентироваться в пространстве, используя воображение и детали костюмов.

Развивать способность к импровизации в построении рисунка танца, используя знакомые движения; содействовать проявлению активности и самостоятельности.

Развивать танцевально-игровое творчество.

Развивать интерес к этническому искусству.

3 Воспитывать дружеские взаимоотношения и патриотические чувства по отношению к истории России.

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное».

Словарная работа:

хоровод; орнамент, орнаментальный (рисунок танца); Ярило (славянский бог Солнца)

Оборудование: музыкальный центр, записи народных музыкальных произведений.

Костюмы: платки, пояса.

Предшествующая работа музыкального руководителя по подготовке к НОД:

• подбор музыкального сопровождения в русско-народном стиле;

• выбор ритмичных шаговых и беговых дорожек;

• определение последовательности танцевальных рисунков для ориентирования в пространстве.

Предварительная работа с детьми:

Со всей группой:

разучивание хороводного шага (на полупальцах с присогнутыми коленями);

разучивание бега с захлестом голени назад).

С подгруппой мальчиков:

мужской поклон в русском народном стиле: одинарный удар правой ногой с наклоном головы, руки в исходном положении – на талии.

С подгруппой девочек:

женский поклон в русском народном стиле: легкий наклон корпуса вперед с легким наклоном головы (кивок).

Структура НОД и методические приемы:

1. Вводная часть. Организационно-мотивационный момент. (3 мин.)

а) Правильное построение детей в зале: мальчики напротив девочек встают в две шеренги.

б) Исполнение поклона в русском народном стиле.

2. Основная часть (18 мин.)

а) Беседа о том, на что похоже данное построение.

б) Знакомство детей с новым словом ХОРОВОД.

в) Знакомство детей как правильно надо держаться в хороводе.

г) Знакомство с тем, что хороводы делятся по временам года.

д) Знакомство детей с зимним хороводом.

е) Знакомство детей с основным построением хоровода.

ж) Знакомство детей с типами хороводов.

3. Заключительная часть (4 мин.)

а) Хождение детей в хороводе по основным рисункам: «змейка»,

«петля», «круг», «улица»;

б) Определение типа нашего хоровода (орнаментальный);

в) Рефлексия

Ход НОД:

Дети под музыку, друг за другом, входят в зал и становятся в две линии: мальчики напротив девочек.

Приветствие:

Музыкальный руководитель:

- Встанем мы напротив вас, чтоб приветствовать сейчас.

Дети:

Мальчики – топают один раз ногой.

Девочки в ответ – кивают головой с легким наклоном корпуса.

Музыкальный руководитель:

- Кто скажет мне сейчас, на что похож этот рисунок, в котором находимся все мы?

Дети:

- Коридор, дорога. (Правильный ответ – Улица)

Музыкальный руководитель:

- Правильно, улица. Именно на улице собиралась сельская молодежь для пляски с песнями. А когда народ начинал танцевать, все движение превращалось в один большой хоровод. Хоровод – это не просто танец, это образ жизни наших далеких бабушек и дедушек. Начинался хоровод часто так: несколько девушек становились посреди улицы и начинали петь. К ним постепенно подходили другие девушки и парни. В хороводе всегда проявляется чувство единства и дружбы. Участники хоровода держатся за руки, иногда за один палец – мизинец, часто – за платок, шаль, пояс, венок.

Дети:

Под музыку дети по очереди собираются в центре зала и становятся в круг, сами выбирая свое место в хороводе и берутся, кому как нравится: за руки, пояс, шаль или платок.

Музыкальный руководитель:

- Русские хороводы были распределены по временам года. А как вы думаете, с чем можно сравнить зимний хоровод?

Загадка:

Рады мышки, рады кошки:

В гости зимушка пришла

И на каждое окно

Чудо-кружево сплела.

Там диковинные травы

Небывалой красоты,

Необычные дубравы,

Звезды, листья и цветы. (Морозный узор на окне)

Музыкальный руководитель:

Простым переменным шагом музыкальный руководитель берет цепочку детей в хороводе и заводит их под музыку в змейку по всему музыкальному залу, так чтобы было выполнено как можно больше изгибов в рисунке танца. Затем, выполняются «петли» - зигзаги к центру круга по часовой стрелке. Пройдя изгибами по кругу, цепочка выравнивается в обыкновенный круг.

- Основное построение хоровода – это круг, что символизирует Солнце. И наше движение по кругу обозначает хождение за Солнцем. Так люди, давным-давно, поклонялись богу Солнца – Яриле. А как вы думаете, с чем можно сравнить Солнце в хороводе?

Из спички светлячок

Зацепился за крючок,

По полену побежал,

Заискрился, затрещал.

Дети :

Ответ (костер).

Музыкальный руководитель:

- Русский хоровод бывает двух типов: орнаментальный и игровой. Если в хороводе нет ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то участники ходят кругом, рядами заплетают из хороводной цепи фигуры – орнаменты. Слово орнамент означает – узор. А узоры, как мы с вами уже знаем, бывают разной формы. Поэтому и мы с вами в хороводе можем закрутить любой узор, какой нам больше понравится. Такой хоровод носит название…

Дети:

- Орнаментальный.

Музыкальный руководитель:

- Давайте сейчас под музыку попробуем изобразить наш зимний хоровод. Я буду называть вам названия рисунков в хороводе, а вы исполнять.

«Змейка», «Петли», «Круг», «Улица».

- Мы с вами водили хороводы – ходили за Солнцем – зазывали теплые денечки. Вышло Солнышко. Весело стало.

Рефлексия

Музыкальный руководитель:

- Интересные развлечения были у наших дальних родственников?

Дети:

- Да

Музыкальный руководитель:

- А кто из вас запомнил, как называется этот тип хоровода?

Аня К. :

- От слова орнамент.

Ярослав П. :

- Орнаментальный.

Музыкальный руководитель:

-Да, запомнили, верно.

А помните ли вы значение слова хоровод?

Дети:

-Большинство

- Улица.

Музыкальный руководитель:

- Что сегодня вам понравилось на занятии?

Музыкальный руководитель:

- Мы весело водили наш зимний хоровод.

Теперь пришла пора – расставаться нам пора.

Дети выстраиваются в две шеренги: мальчики напротив девочек и исполняют поклон в русском народном стиле. После чего парами покидают зал.

Публикации по теме:

Сценарий праздника «Собирается народ: в гости Пасха к нам идет» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Узнать о традиции празднования праздника Пасха. Задачи: 1. Воспитательные: приобщение к истокам культурных традиций русского народа.

Образовательная деятельность по музыке для детей старшего дошкольного возраста «Зимние забавы» Образовательная деятельность по Музыке для детей старшего дошкольного возраста (из однодневного проекта «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ») Составители:.

«Звонкий молоточек». Программа краткосрочной образовательной практики по музыке для детей старшего дошкольного возраста«Звонкий молоточек». Программа краткосрочной образовательной практики по музыке для детей старшего дошкольного возраста Технологическая карта КОП ТН ___ название "Звонкий молоточек" Аннотация.

Фотоотчет «Собирайся, народ, всех нас ярмарка зовёт»Фотоотчет «Собирайся, народ, всех нас ярмарка зовёт» Фотоотчет «Собирайся, народ, всех нас ярмарка зовёт!" Будто рыжая лиса бродит осень по лесам! Где взмахнет хвостом пушистым – золотыми.

Хоровод, хоровод играет маленький народ… Хоровод, хоровод играет маленький народ. Хоровод- народная игра, движение людей по кругу, с пением и пляской, исполнением различных ролей.

НОД для детей старшего дошкольного возраста по музыке «Знакомство с симфонической сказкой С. С. Прокофьева «Петя и волк»НОД для детей старшего дошкольного возраста по музыке «Знакомство с симфонической сказкой С. С. Прокофьева «Петя и волк» Конспект нод по музыке «Знакомство с симфонической сказкой С. С. Прокофьева «Петя и волк» для детей старшего дошкольного возраста Цель:.

Конспект занятия по музыке «В мире ритма» для детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия по музыке для детей старшего дошкольного возраста «В мире ритма» Цель: развитие творческих музыкально-ритмических способностей,.

НОД по музыке «Играем в театр» для детей среднего дошкольного возрастаНОД по музыке «Играем в театр» для детей среднего дошкольного возраста НОД по музыке «Играем в театр» для детей среднего дошкольного возраста Цель: выявить подгруппу детей с развитой эмоциональной.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект НОД по музыке для детей старшего дошкольного возраста «Собирайся, народ, в зимний хоровод»
Опубликовано: 11 января 2019 в 07:14
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 июля. День точечной живописи на МААМ

Среди нетрадиционных техник рисования, удобных для освоения детьми, особенное место принадлежит пуантилизму – точечной живописи. Для этого можно использовать и кисточку, и пальчик, и ватную палочку. Любой...

19 июля. День рождения Владимира Маяковского

Певец революции, новатор и первопроходец, Владимир Маяковский, сочинял стихи не только для взрослых, но и для детей. Он прокладывал дорогу в новую поэтическую среду, отвечающую духу и ритму времени. Его...

Дидактические игры по ФЭМП своими руками для дошкольников
18 июля. Смотр математических игр на МААМ Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляю игры по формированию элементарных математических представлений,...
Консультация для воспитателей и родителей «Расскажем детям об улитке»
В тёплую дождливую погоду появляется очень много удивительных живых существ с красивым круглым домиком на спинке, ползающих по земле, траве, веточкам....
Фотоотчёт «Мой друг — велосипед!» с соревнований «Будущее ВелоОмска»
Мой друг… велосипед! - Я свой велосипед люблю, На нём по улицам пылю. Без устали кручу педали, Качу в заоблачные дали. Мой конь-огонь, от спиц и до...