Конспект НОД по ознакомлению с дымковской росписью «Олень — Золотые Рожки»

Галина Бенда
Конспект НОД по ознакомлению с дымковской росписью «Олень — Золотые Рожки»

Олень- Золотые рожки

художественно-эстетическое развитие

конспект НОД по мотивам дымковской росписи

старшая группа

Цель: ознакомление с технологией изображения элементов дымковской росписи.

Задачи:

- развивать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских игрушек, учить выделять элементы дымковской росписи;

- совершенствовать эстетическое восприятие, чувство ритма и цвета;

-обучать нетрадиционным способам рисования (ватной палочкой, деревянным кончиком кисти);

- воспитывать аккуратность, бережное отношение к изделиям народных мастеров.

Словарная работа.

Расширить и активизировать словарь: нарядный, яркий, элементы, полоски, горошки, точки, дымковская роспись, тычок, мастера.

Предварительная работа.

1. Рассматривание дымковских игрушек; организация выставки игрушек в зоне изобразительной деятельности (на «Полочках красоты»).

2. Рассказ воспитателя о дымковских мастерах и об истории изготовления игрушек,

3. Дидактические игры «Дымковские игрушки» и «Найди пару!» (с элементами дымковской росписи).

4. Аппликация «Узор на полосе» по мотивам дымковской росписи. Разучивание игры «У оленя дом большой». Слушание песни «Оленек» (муз. Г. Дехтярева, сл. Элляя).

Материалы: выставка знакомых детям дымковских игрушек на «Полочках красоты»; новая игрушка - дымковский олень, платочек, вращающаяся подставка для игрушки, ковролин, полоски и кружочки к нему, мольберт; плоскостные силуэты дымковского оленя, кисти, ватные палочки, подставки под кисти, баночки с водой, бумажные салфетки, гуашь трех цветов, магнитофон, фонограмма песни «Оленек» (муз. Г. Дехтярева, сл. Элляя).

Ход занятия

Воспитатель незаметно для детей вносит новую дымковскую игрушку, ставит на полку и накрывает ее платочком. Подзывает к себе детей.

Воспитатель. Посмотрите, какое веселое, яркое солнышко заглянуло к нам в окошко! Давайте с ним поздороваемся!

Ритуал приветствия

Здравствуй, солнце золотое! (Руки в стороны и немного вверх.)

Здравствуй, небо голубое! (Руки вверх.)

Здравствуй, наш любимый сад! (Руки вперед и повороты влево-вправо.)

Всем друзьям я очень рад! (Прикладывают руки к груди.)

Вместе дружно мы живем (кисти рук перед грудью в замок,

В гости к нам друзей зовем (направляющие движения кистей рук к себе).

Воспитатель. Хочу открыть маленький секрет: к нам пришел гость, только он решил с нами в прятки поиграть и спрятался где-то. Давайте его поищем вместе! Посмотрите по сторонам! Вы заметили что-то новое в нашей группе, чего раньше не было?

Если дети не заметили, воспитатель подводит их к «Полочкам красоты».

Воспитатель. Вот он и нашелся, хитрец! На «Полочках красоты» спрятался, да еще и платочком прикрылся! Как вы думаете, кто тут может быть?

Дети высказывают свои предположения. Если они затрудняются с ответом, воспитатель задает наводящий вопрос.

Воспитатель. Какие игрушки живут у нас на этой полочке? (Дымковские.) Может быть, наш гость тоже пришел к нам из Дымкова? Я сейчас посмотрю, кто же тут спрятался. (Заглядывает под платочек и восхищенно говорит.) Ох, какой тут красавец! А вы хотите его увидеть? Тогда отгадайте сначала загадку.

Стоит на стройных ножках,

Вся краса - в рожках.

Кто же это такой? У кого могут быть рожки?

Дети предполагают: козлик, баран, олень.

Воспитатель. Посмотрим, правильно ли мы отгадали (снимает платочек с игрушки). Так кто же к нам сегодня в гости пришел? (Олень.)

Воспитатель (берет игрушку в руки и говорит от лица персонажа). Здравствуйте! Как я рад, что вы меня отыскали! Я - Олень - золотые рожки, прискакал к вам прямо из Дымкова, чтоб от дымковских мастериц привет вам передать да порадовать вас. Прискакал и сам обрадовался: увидел друзей своих - игрушки дымковские. Наверное, не зря они тут у вас поселились?

Воспитатель (от своего лица). Да, Олень - золотые рожки, нашим ребятам очень нравятся дымковские игрушки. Давайте расскажем Оленю, почему эти игрушки нам нравятся. Какие они? Как можно о них сказать?

Дети отвечают, подбирают различные определения; если затрудняются, воспитатель подсказывает.

Воспитатель. А можно сказать, что они яркие, нарядные? Давайте повторим эти слова. Как вы думаете, почему эти игрушки такие нарядные, яркие? (Подводит детей к выводу, что игрушки такие потому, что расписаны яркими красками, которые особенно выделяются на белом фоне.) Как вы думаете, какие цвета больше всего любят дымковские мастера? (Дети называют цвета; воспитатель еще раз обращает внимание на то, что они очень яркие, сочные.) Повторите: почему игрушки такие нарядные? Посмотрите: чем украшают их мастерицы?

Дети называют и показывают на игрушках кружочки, полоски, волнистые линии, точки, колечки.

Воспитатель. Вы правильно заметили, и я хочу, чтобы вы запомнили: полоски, кружочки, колечки, точки - это элементы дымковского узора, это то, из чего составляют свой узор мастерицы, как и мы с вами складываем свои узоры в мозаике из разных квадратиков и кружочков. Давайте повторим это новое трудное слово - «элементы» (хоровой и индивидуальные повторы). А какими элементами украшен наш олень? (Полосками, кружочками, точками.) Посмотрите, какой он красивый, нарядный, яркий, веселый! Смотришь на него, и сразу улыбнуться хочется. Давайте встанем в кружок и улыбнемся нашему оленю, полюбуемся на него, и каждый из вас порадует его - скажет о нем красивое и доброе слово. Осторожно передавайте оленя друг другу. (Дети передают игрушку по кругу из рук в руки, и каждый говорит какое-то определение; последним берет игрушку воспитатель.)

Воспитатель (от лица персонажа). Спасибо за такие красивые, добрые слова - даже захотелось мне прыгать и скакать от радости!

Воспитатель (от своего лица). Подожди, Олешек, постой еще немножко на моих ладошках, я ведь тоже хочу и тебе, и ребятам что-то сказать.

У нашего оленя золотые рожки,

Его украшают полоски, горошки.

Солнечные лучики олешек соберет,

На ветвистых рожках радость нам несет.

Олень для дымковских мастериц - одна из самых любимых игрушек. А знаете почему? Когда-то давным-давно, когда и нас с вами, и даже наших бабушек еще не было, люди верили, что олень, как волшебник, на своих рожках может принести в дом любовь, богатство, и если в доме поставить фигурку оленя, то людям в нем будет жить радостно, тепло, они будут счастливы и богаты. Поэтому многие мастера лепили из глины оленей, расписывали и дарили их своим родным и близким - на радость, на счастье. Так и до сих пор люди дарят фигурки оленей тем, кого любят и хотят порадовать. Вы хотите сделать подарок для своих мам, порадовать их - подарить на счастье дымковских оленей? (Ответы.) И я бы хотела. А что же нам делать? Ведь олень-то всего один, и он - наш гость.

Подводит детей к выводу, что можно нарисовать оленей для своих мам.

Воспитатель. Мы сегодня будем рисовать волшебных оленей, а Олень - золотые рожки нам в этом поможет, он ведь тоже немножко волшебный. Постой, Олешек, здесь, пожалуйста, да посмотри, как наши дети умеют трудиться! А вы, ребята, занимайте свои места за столами и посмотрите на свои листочки. (Дети садятся за столы.) Мне кажется, что Олень хочет что-то сказать (подносит дымковскую игрушку к уху). Олень шепнул мне на ушко, что у вас под листочками тоже кто-то спрятался.

Дети приподнимают листы белой бумаги, под ними - плоскостные силуэты оленей с за-крашенными рожками и копытцами.

Воспитатель. А вот и олени! Похожи они на нашего Оленя - золотые рожки? А чем не похожи? (Ответы.) Да, они не расписаны и от этого не кажутся такими яркими, нарядными и веселыми. Но это мы исправим: превратим их в таких же красавцев, как наш олень. Скажите еще раз: из каких элементов состоит узор на нашем олене? А теперь посмотрите внимательно, как расположены эти элементы, - они чередуются: кружочки-полоска-кружочки- полоска-кружочки-полоска. Я попробовала составить такой узор на нашей ковровой полянке. (На ковролине - узор из рядов кружочков и полос; в одном ряду кружочки расположены неправильно - слишком близко друг к другу.) Как вы думаете, правильно ли я расположила полоски? Да, они чередуются с кружочками. А на что похожи эти полоски, с чем их можно сравнить? (С ровной дорогой, ленточкой, палочкой и т. д.)

Давайте проведем ладошками ровную прямую дорогу - одним движением сверху вниз - раз, и еще одну, рядом, - два, и еще одну - три. (Дети в воздухе выполняют движения вместе с воспитателем и проговаривают слова счета.) А как вы считаете, правильно ли я расположила кружочки? А где я допустила ошибку? (Дети высказывают свои предположения.) Посмотрите, в этих рядах кружочки расположены красиво: на равном расстоянии друг от друга, как будто на зарядку построились - ровно друг за другом встали. А в этом ряду они очень близко встали, станут мешать друг другу - так и поссориться недолго, да еще и неровно, некрасиво встали, вышли из строя. Кто может исправить ошибку, поставить кружочки правильно? (Ребенок, вызвавшийся сам, исправляет.) Вот теперь стало красиво! А теперь попробуем построиться в ряд так же ровно и красиво, как кружочки на нашем олене.

Динамическая пауза-игра «По порядку стройся в ряд!»

Воспитатель. На что похожи эти небольшие кружочки? (На маленькие шарики, на бусинки, на горошины.) Дымковские мастера так и называют маленькие кружочки - горошек. Я вам открою один секрет: красивые, ровненькие горошинки получатся, если ваш пальчик будет немножко подпрыгивать, вот так: прыг-скок! прыг-скок! (прикасается указательным пальцем к кружочку, затем палец «перепрыгивает» на следующий кружочек и т. д.). Давайте вместе попробуем: я - здесь, а вы - на своих столах. (Дети выполняют упражнение указательными пальцами и проговаривают: «Прыг-скок! Прыг-скок!».) Ну что ж, пальчики наши попрыгали-поиграли немножко, а теперь пора и за работу приниматься. С чего мы начнем роспись, что сначала нарисуем - полоски или кружочки?

Воспитатель выслушивает предположения детей и дает правильный вариант ответа.

Воспитатель. Удобнее всего сначала нарисовать полоски, а потом между ними нарисовать кружочки. Мы с вами еще учимся рисовать дымковские узоры, поэтому многое будем делать вместе. Возьмите свои кисточки и давайте вместе нарисуем в воздухе ровные, прямые полоски - раз, два, три! А теперь такие же ровные и прямые полоски нам надо нарисовать на нашем олене. Посмотрите! (Показывает способ выполнения.) Одну полоску проводим от шеи к переднему копытцу, вторую - в середине, от спинки к животику, третью - от хвостика к заднему копытцу. Полоску ведем сверху вниз одним смелым движением. Выберите краску того цвета, который вам понравился, и приступайте! (Дети рисуют полоски.) ПОЛОСКИ ГОТОВЫ, КИСТОЧКИ промойте в воде и положите на подставки отдыхать. Теперь мы будем рисовать не кисточками, а чем? (Показывает ватные палочки.) Правильно! Посмотрите, как интересно и просто ими рисовать: я макаю палочку в краску и быстро прикладываю ее к бумаге - остается ровный круглый след, как горошинка. Когда мастера так рисуют, они называют палочку тычком - словно тыкают ею по игрушке. Тык- тык и все кружочки и горошинки получаются ровными, одинаковыми! Давайте мы повторим и запомним зто новое слово - «тычок». (Хоровой и индивидуальные повторы.) Иногда мастера просто скручивают в трубочку бумажку и используют ее как тычок (показывает). Но у нас сегодня тычки - ватные палочки. Возьмите их в руки вот так (показывает). Наши тычки очень любят прыгать. Пусть они попрыгают сначала без краски на нашем олене - прыг-скок! прыг- скок! (Дети выполняют движения сухим тычком, проговаривая слова для лучшего усвоения ритмообразующих движений.) Не забывайте, что горошки надо ставить ровненько друг за другом, в один ряд и не близко друг к другу, чтобы каждой горошине хватало места. Получается? А теперь выберите краску другого цвета и рисуйте горошки. Чтобы работа у нас шла веселей, я вам включу веселую музыку.

Воспитатель включает фонограмму песни «Оленек». Проводится самостоятельная изобразительная деятельность детей: рисование полос и кружочков на плоскостном силуэте оленя. Детям, быстро справившимся с заданием, воспитатель дает небольшой лист бумаги круглой формы и предлагает придумать и нарисовать тычками цветы на лужайке для дымковского оленя. По окончании части работы всеми детьми воспитатель проводит пальчиковую игру.

Воспитатель. Мы уже нарисовали и полоски, и горошки. А какие элементы, которые есть в узоре на нашем олене, мы еще не нарисовали? (Точки.) Какого они цвета? Посмотрите, как они близко к нашим кружкам-горошинкам расположены! Встали в кружок, как будто хороводы водят, дружат с нашими горошками, и вокруг каждой горошинки свои точки-дружочки. А чем же мы будем рисовать? Ватными палочками получится? А кисточкой? Да, можно попробовать кончиком кисточки рисовать, но получится не очень аккуратно. Я вам открою еще один секрет: наши кисточки умеют рисовать не только своим мягким волосяным кончиком, но и другим -деревянным концом. Потрогайте, какой он острый, а если я макну его в краску и приложу к листочку (показ, он оставит след - маленькую точку. Как раз то, что нам надо. Так моя кисточка тоже превратилась в тычок. А теперь и вы превратите свои кисточки в тычок и украсьте свои горошинки маленькими черными точками. А мы с Оленем посмотрим, как у вас получилось!

Дети заканчивают работу, нанося заключительные элементы узора, воспитатель с игрушкой подходит к каждому ребенку и от лица Оленя дает преимущественно положительную оценку с небольшими доброжелательными замечаниями-советами отдельным детям.

Воспитатель. Итак, все закончили свои работы? Вам понравилось рисовать? А кто мне скажет, какими же узорами мы украшали своих оленей? (Дымковскими.) А для чего мы с вами сегодня так старались? Как вы думаете, обрадуются ли ваши мамы, когда вы подарите им свои работы? (Спрашивает нескольких детей.) Почему? Получилась ли у тебя работа? Что тебе было сделать труднее всего? Какие элементы рисовать было сложнее? Чем тебе больше всего понравилось рисовать? А кто же делает такие красивые игрушки, как наш Олень - золотые рожки? (Народные умельцы-мастера.) Мы с вами еще поучимся и, если очень постараемся, будем рисовать красиво, как настоящие мастера,. Как вы думаете, Оленю - золотые рожки понравилось у нас в гостях? Давайте у него спросим? (Дети спрашивают.)

Воспитатель (от лица персонажа). Да, мне у вас понравилось! Я почувствовал тепло ваших ладошек и вашу доброту, когда вы говорили мне добрые, красивые слова. Я увидел, какие у вас умелые руки, как вы старались рисовать для своих мам, и мне очень захотелось остаться в вашей группе, дружить с вами и вместе со своими друзьями - дымковскими игрушками - радовать вас. Думаю, что такие хорошие ребята меня никогда не обидят и будут беречь. Можно мне у вас остаться? (Дети размещают Оленя на «Полочке красоты»)

Публикации по теме:

«Веселые матрешки». Занятие по ознакомлению с хохломской и гжельской росписью Занятие по художественно-творческому развитию средняя группа «Птички» «Веселые матрешки» Задачи: Обучающие - формирование интереса к.

Конспект НОД во второй младшей группе «Улитка — длинные рожки» Цель: Продолжать формировать представления детей о разнообразии  животного мира. Задачи: Образовательные: Сформировать представления детей.

Конспект НОД во второй младшей группе «Улитка — длинные рожки» Конспект НОД во второй младшей группе по теме «Улитка – длинные рожки» Автор: Макаренко Ольга Сергеевна. МАДОУ№5 Описание материала: Предлагаю.

Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе «Знакомство с дымковской росписью» «Знакомство с дымковской росписью». Задачи: 1. Познакомить детей с новым видом декоративно-прикладного искусства дымковской игрушкой; элементами:.

НОД «Знакомство с дымковской игрушкой. Лепка барышни из солёного теста с последующей росписью» для старшей группыНОД «Знакомство с дымковской игрушкой. Лепка барышни из солёного теста с последующей росписью» для старшей группы Цели: Познакомить детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства. Воспитывать любовь к народному творчеству.

Библиотека изображений:
  • Домашние питомцы
  • Домашние питомцы
  • Дикие животные
Автор публикации:
Конспект НОД по ознакомлению с дымковской росписью «Олень — Золотые Рожки»
Опубликовано: 20 сентября 2018 в 10:26
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт «Сказка как источник творчества детей». Часть 1 — «Царство Нептуна»
Наверное, вы, дорогие коллеги, не раз задавались вопросом: как сделать так, чтобы ваши дети. Едва вступив в жизнь, не оказались обделёнными не только...
Фотоотчёт о занятии по робототехнике «Вентилятор»
"Вам стало Жарко? Мы вас быстро остудим! " Под таким девизом прошло очередное занятие по роботехнике! На этом занятии мы познакомились с жарким климатом...
Презентация «Особенности взаимодействия ДОУ с родителями в рамках ФГОС до»
Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо...
Фотоотчёт о занятии по робототехнике «Космический спутник»
С каждым днем роботехника все больше увлекает моих ребят. Они с нетерпением ждут наших занятий и каждый раз пытаются угадать, что мы будем строить....
Конспект НОД по художественно-эстетическому творчеству (лепка) «Моя любимая игрушка»...
Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию ( лепка) " Моя любимая игрушка" в подготовительной группепе. Цели и задачи: 1. Учить детей...