Получи документы

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Украшение панара мордовским узором»

Вера Оксина
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Украшение панара мордовским узором»

Интеграция образовательный областей:

ОО «Речевое развитие»; ОО «Художественно-эстетическое развитие»; ОО «Социально-коммуникативное развитие»; ОО «Познавательное развитие»; ОО «Физическое развитие».

Цель: Знакомство с национальным костюмом и вышивкой мордовского народа.

Задачи:

Образовательные:

- расширять представления об изделиях мордовского декоративно-прикладного искусства, учить узнавать их характерные особенности, обращать внимание детей на выразительные средства (цвет, форму и величину);

Публикация «Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию „Украшение панара мордовским узором“» размещена в разделах

- закреплять у детей знания приемов и способов изображения элементов мордовского орнамента кистью (всем ворсом слева-направо, примакиванием, концом кисти);

- учить детей изображать элементы мордовского узора («галочка», «крест», «ёлочка», «ромб», ритмично располагать. Учить подбирать цвета и гармонично сочетать их.

Развивающие:

- развивать умение детей рисовать, упражнять детей в украшении бумажных силуэтов, используя элементы мордовского орнамента;

- развивать эмоциональную отзывчивость на цветовое сочетание и расположение узоров в произведениях мордовского декоративного искусства.

Воспитательные:

- воспитывать у детей интерес и уважительное отношение к культуре и творчеству мордовского народа.

Методические приемы: игровая ситуация, беседа, художественное слово, музыкальное сопровождение, малоподвижная игра и пальчиковая гимнастика.

Предварительная работа: рассматривание национального мордовского костюма, иллюстраций мордовской вышивки, орнамента, изделий с вышивкой, в которой присутствуют самые простые элементы мордовского орнамента, рассматривание мордовских кукол.

Словарная работа: панар (рубаха, панго (головной убор, пулай (набедренное украшение, каркс (пояс, каштаз (венок, «шумбратадо, вечкема оят!», «монь лемем…», цвета (якстере, ашо, раужо, сэнь, пиже, ожо, тюжа).

Оборудование: мордовский национальный костюм, кукла в национальном эрзянском костюме, аудиозапись мордовской народной музыки, заготовки для росписи (панар, картинки, кисточки, непроливайки, подставки для кисточек, салфетки, клеёнки, мяч, гуашь (красная, черная, мольберт, образец.

ХОД НОД

I. Вводная часть: Организационная.

Воспитатель: Сядем прямо, голову выше,

Плечи расправим и всё – всё слышим.

Воспитатель: Ребята, как называется страна, где мы живем?

Дети: Россия.

Воспитатель: Правильно!

Воспитатель: А как называется наша республика?

Дети: Мордовия.

Воспитатель: Как называется столица Мордовии?

Дети: Город Саранск.

Воспитатель: На территории Мордовии дружной семьей живут и трудятся люди разных национальностей: русские, мордва, татары и другие народы.

Воспитатель: У каждого народа свой язык, говор, свои песни, танцы, игры, одежда.

(Стук в дверь)

Воспитатель: Кто-то стучится.

(Заходит кукла-мордовочка)

Воспитатель: Как тебя зовут?

Алдуня: Меня зовут Алдуня.

Воспитатель: Её зовут старинным именем.

Воспитатель: Алдуня хочет с вами познакомиться! Каждый из вас должен ей представиться (дети представляются, используя эрзянский язык: «монь лемем…»).

II Основная часть.

Воспитатель: А как вы думаете, в какой костюм одета наша гостья?

Дети: Наша гостья одета в мордовский национальный костюм.

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: Украшено мордовским узором.

Воспитатель: Посмотрите, какой у неё красивый костюм с орнаментом.

В орнаменте всегда отражается характер и культура народа.

Вспитатель: Обратите внимание, какой красивый этот костюм. И хочу сказать, что он состоит из нескольких предметов.

Основной одеждой считается рубаха по-мордовски - панар, сшитая из льна. Главным украшением рубахи была очень плотная вышивка, которая располагается по бокам и спускается от плеч по рукавам, окаймляет подол.

Что является главным украшением панара (Вышивка)

А где она располагается? (Ответ: на рукавах, на подоле)

Воспитатель: - А какими элементами мордовочки украшали свои наряды? (Ответы детей: «ромб», «крест», «галочка», «ёлочка»)

Воспитатель: - Правильно, ребята. Это «ромб», «крест», «треугольники», «галочки».

Воспитатель: - Давайте обратим внимание на цветовую гамму. Какие цвета вы можете выделить в мордовской вышивке? (Ответы детей: белый, красный, черный, зеленый)

Воспитатель: Правильно, ребята. Есть даже такое стихотворение

Ульяна прочитай нам его

Вышивка мордовская, славилась всегда

Может быть понравится? Смотрите вот сюда:

Все узоры разные, черные да красные,

А зеленый след, освежает цвет

Воспитатель: Вот какие красивые рубахи шили девушки – рукодельницы.

Воспитатель: Давайте мы с вами немного отдохнем (Дидактическая игра «Переводчик»)

Алдуня: Я хочу посмотреть как вы играете.

(Проводится дидактическая игра «Переводчик». Воспитатель кидает мяч, называя цвет на русском языке. Дети ловят его и дают ответ на эрзянском языке. Красный – якстере, желтый – ашо, черный – раужо, синий – сэнь, зеленый – пиже, желтый – ожо, коричневый – тюжа)

Алдуня: Молодцы, ребята! Вы мне очень понравились!

Воспитатель: Ребята, что-то Алдуня хочет сказать.

Воспитатель: У Алдуни есть подруги, которые готовятся к празднику. Им сшили праздничные рубахи, но на них нет вышивки. Она просит помочь их украсить.

Воспитатель: Ребята, поможем Алдуне и её подругам?

Дети: Да!

Воспитатель: Проходите и садитесь за столы. У вас на столах лежат рубахи, давайте украсим их вышивкой. (какие элементы вы будете использовать в своей вышивке)

Дети отвечают

Воспитатель: Ребята, рисовать мы будем кисточками. Работать будем по образцу.

Воспитатель: А прежде чем приступить к работе, давайте сделаем пальчиковую гимнастику.

(Проводится пальчиковая гимнастика)

Те атине,

Те бабине,

Те церыне,

Те тейтерне,

Те чеерне,

Каштор, каштор,

Кекшсь чеернесь.

(включается музыка для фона)

Во время работы задаются вопросы:

(Дети расписывают рубахи)

Воспитатель: А теперь приступаем к работе. (Кисть держим правильно, аккуратно набираем краски)

Физкультминутка.

Ах, Алдуня, малава

Яки пиже лугава:

Сэнь сарафан лангсонзо,

Ниленьгемень пулай.

Ушов лиссь – начтынзе,

кудос совась – костинзе.

— Ах, Алдуня, Алдуня,

Ходит Алдуня по лужку:

(ходьба по кругу, поднимая и опуская руки)

— На ней новый сарафан,

(согнулись вперед, разогнулись)

— На ней фартук новый.

(развели руки в стороны)

— На улице намочит,

(руки вверх, покачали ими над головой, опустили)

— Домой зайдет – высушит.

(покружились вокруг себя

III Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какие красивые панары у вас получились.

Какие элементы орнамента вы использовали в своих работах? (ответы детей)

Правильно. «Крест», «галочка», «полоска».

Алдуня: ребята, спасибо большое, за Вашу помощь. Мои подруги будут очень рады!

Воспитатель: Алдуня, мы рады, что помогли вашим подругам-куклам.

(Кукла прощается с детьми и уходит)

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, а какое у вас настроение после занятия?

(Ответы детей)

Воспитатель: А трудно было украшать рубахи мордовским орнаментом?

Воспитатель: Что вам больше всех запомнилось?

Воспитатель: Вы очень порадовали Алдуню и её подруг!

Литература:

1. «Мы в Мордовии живём: региональный образовательный модуль дошкольного образования»/ О. В. Бурляева и др., 2015 г.

2. «Мордовия. Народное искусство». Альбом под редакцией Г. В. Балабаева, А. И. Нижегородцевой.

Публикации по теме:

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Дымковские игрушки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Малоугреневский детский сад «Теремок» Бийского района Алтайского края.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Аппликация «Ежик»Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Аппликация «Ежик» Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие. Цель: Выполнение аппликации с помощью применения технологии изготовления изображения.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Бабочка» Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Бабочка» 1. Тема: «Бабочка» 2. Возраст: подготовительная группа. 3. Интеграция образовательных.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Бублики-баранки» Образовательные задачи: - закреплять умение разделять столбик (цилиндр) на две части и замыкать в кольцо; - формировать умение делить пластилин.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Городецкая роспись» 4 Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Городецкая роспись» 1. Тема «Городецкая роспись» 2. Возраст: подготовительная группа.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Снежная поляна»Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Снежная поляна» Художественно - эстетическое развитие на тему : " Снежная поляна" Цели: - закрепить знание белого цвета; - развивать речь, мелкую моторику;.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Ёлка» Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Ёлка» Цель: 1. Совершенствовать технику лепки из пластилина, развивать мелкую моторику,.

Конспект образовательной деятельности для детей средней группы по художественно-эстетическому развитию «Украшение посуды» Конспект образовательной деятельности детей___средней__ группы по___художественно-эстетическому развитию__ Тема «Украшение посуды» (рисование).

Конспект НОД по рисованию «Украшение передника мордовским орнаментом» (подготовительная к школе группа)Конспект НОД по рисованию «Украшение передника мордовским орнаментом» (подготовительная к школе группа) Программное содержание: Познакомить детей с национальным народным мордовским костюмом. Закрепить элементы национального мордовского узора.

План-конспект НОД по аппликации на тему «Украшение головного убора мордовским орнаментом» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Украшение панара мордовским узором»
Опубликовано: 22 апреля 2019 в 10:57
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД