Конспект НОД по краеведению в старшей группе с использованием ИКТ

Ольга Комлева
Конспект НОД по краеведению в старшей группе с использованием ИКТ

Цель: обогащать представления детей о русской народной одежде, распространенной в нашем крае. Познакомить со старинными головными уборами, показать их красоту и своеобразие. Воспитывать любовь и уважение к народным традициям; развивать эмоциональный отклик на проявления красоты в окружающем мире. Активизировать словарь новыми словами, развивать диалогическую и монологическую речь; развивать художественное восприятие стихотворных текстов. Обратить внимание детей на сходство обрядов, символизма, традиций в культурах народов Поволжья.

Интеграции образовательных областей: «Социализация», «Музыка», «Коммуникация».

Работа над словарем:

активизация словаря: символ, национальность, бояре, дворяне,

Обогащение словаря: охабень, убрус, франты, сорока, кичка, картуз-фуражка, зипун. тухья, сурпан, калфак, сакки

Материал: русский женский и мужской костюмы, рубаха-косоворотка, головные уборы, игры-задания, иллюстрации элементов костюма русского народа, русские мелодии, загадки и предметные отгадки, кукла Епифанушка, материал слайд-шоу, видеоролик «Экскурсия по краеведческому музею г. Тольятти»

Ход НОД:

Звучит народная мелодия (спокойная, тихо). Воспитатель читает стихотворение тихо и медленно:

«Ой, вы, гости-молодцы, длиннополые купцы!

И бояре, и дворяне, горожане и крестьяне.

Кто в сорочках и штанах,

Кто в коротких зипунах.

И такие франты были,

Длинный охабень носили,

Рукавами до земли

Кичь по улице мели.

Любят в праздники рядиться

Наши русские девицы.

Ожерелья, серьги, бусы,

Ленты в косах до земли.

А молодки под убрусы

Прячут волосы свои» (Н. Кончаловская)

- Ребята, я прочитала вам стихотворение. О чем оно? (ответы детей). О какой одежде? (ответы детей) Какие вам встретились новые слова? (ответы детей)

Воспитатель показывает иллюстрации с помощью слайд-шоу на мультимедийном оборудовании и объясняет значение слов: купцы, бояре, дворяне, горожане, крестьяне, охабень, убрусы, франты, зипун, молодки)

- Да, ребята, такую одежду носил много-много лет назад русский народ, можно сказать, в старину. В нашем городе тоже носили такие одежды, а в каком городе?

Ребята, я приглашаю вас на выставку «Русского национального костюма» в краеведческий музей нашего города. (Детям демонстрируется видеоролик). Воспитатель по ходу видеоролика поясняет, что здесь представлена одежда мужская и женская, праздничная и будничная, богатых людей и бедных.

-Чем отличаются костюмы? Что у них общего?

Игра «Определите и разделите одежду» (Морфологическая таблица, арт – доска)

Стук в дверь. Появляется кукла Епифанушка с маленьким сундучком. В нем лежит детская одежда. Он предлагает детям ее рассмотреть и примерить.

Игра-упражнение «Ответь на вопрос».

1. Какой цвет преобладает в оформлении костюмов и почему? (красный, черный, белый) (воспитатель дополняет ответы детей)

Епифанушка: Ребята, назовите основной вид одежды, которую носили и женщины и мужчины? (рубаха) Епифанушка показывает слайды детям: много разных рубах, поясняет, что:

- рубахи разные: детские, женские, мужские, разного цвета (отдельный рассказ про косоворотку);

- в старину носили рубахи длиннее этих, до колен и ниже;

- рубаху носили наши предки (прапрабабушки и прапрадедушки) с незапамятных времен, это была главная, а порой и единственная одежда.

Дети дополняют: что парни и девушки до самой свадьбы ходили в одних рубахах, перехваченные пояском или кушаком. Парни еще могли носить рубаху распущенную, а девушки - нет, говорили, что девушка распоясалась (т. е. опозорилась);

Епифанушка: Рубаха шилась из домотканого холста. Показывает домотканый холст. Откуда брался холст? Дети с помощью картинок выкладывают и рассказывают, как получали холст (системный оператор, работа с подгруппой «условно – одаренные» на арт-доске)

- (рассказ воспитателя с демонстрацией слайдов) А еще купцы привозили товары, ткани из других стран (заморских, но они были очень дорогие, позволить себе купить их могли только богатые люди, горожане. Таким образом, женщина была и пряхой, и ткачихой, и модельером, и швеей, и вышивальщицей, и моделью. Рубахи были праздничные и простые. Праздничные рубахи вышивали шелковыми нитками, украшали бисером, шнуром, лентами. На всех рубахах, и простых, и праздничных, была вышивка. Ее называют орнамент. Она (вышивка) служила украшением и оберегом от нечистой силы. В орнаменте была своя символика: круг означал солнце, квадрат - землю, волнистая линия - воду, росток - пробуждение новой жизни, весну.

(Игровое упражнение на интерактивной доске «Покажи эти знаки.». (Дети подгруппы «типичные мальчики» показывают эти знаки на рубахе и рассказывают о них)

-Что поверх рубах одевали женщины? Стихотворение о сарафане читает ребенок:

«Ты, Назар, Назар,

Поди-ка на базар,

Купи мне сарафан,

Ни долг, ни короток,

Ни в лес ходить,

Ни зайцев ловить» (р. н. п.)

Звучит русская мелодия. Под музыку входит девочка, одетая в русский костюм.

- Ребята, посмотрите, какой красивый костюм. Когда русская женщина шла, костюм придавал ей плавную текучесть линий, так привлекающую людей к движеньям лебедя или гордой походке павлина. И в народе говорили «Лебедушка», «Лебедь белая», «Пава», «Утушка», «Сера птица». Этим подчеркивали красоту русской женщины.

Епифанушка: Ребята, как вы думаете, можно было бы ходить в таком костюме в наше время? (ответы детей)

Звучит музыка веселая, задорная, входит мальчик в русском костюме.

- На Руси говорили «Друг лучше старый, а платье новое». Основными частями мужской одежды, как сейчас, так и в старые времена являются рубаха и порты (штаны).

Епифанушка: Отгадайте русские народные загадки об одежде, а отгадки найдите среди картинок на доске

-«Сижу верхом, не знаю на ком, знакомца встречу, соскочу - привечу!» (шапка)

-«По дороге я шел, две дороги нашел, по обеим пошел» (штаны).

-«Днем - обручем, ночью змеей» (пояс).

-«Один вход, три выхода» (рубаха).

-Молодцы! Отгадали все загадки об одежде.

Епифанушка: В старину, ребята, головной убор был обязательным дополнением к костюму. Я вас сейчас познакомлю с некоторыми их них. Девичьи головные уборы были разные. У всех молодых девушек были длинные косы, в народе говорили: «Девичья коса - всему миру краса». Отсюда и различие. У девушек - легкие, воздушные короны, кокошники, венцы, обручи, ленты.

Воспитатель показывает, примеряет девочкам, они подходят к зеркалу и смотрятся, делятся впечатлениями.

Воспитатель: Женщины должны были прятать свои волосы под платки, косынки, повойники, кички и сороки (слайды). Название женских головных уборов произошли от названия птиц: кокошник - курица, кичка - утка, сорока, потому что птица - это символ счастья. Женщину и девушку называли «Вся вселенная». Если женщина ходила на людях без головного убора, говорили, опростоволосилась (опозорилась). Это выражение бытует и сейчас.

Епифанушка: парни носили картуз-фуражку, украшенную цветком (воспитатель примеряет на мальчиков, а также шапки с отворотом, колпаки (слайды). Детей Епифанушка приглашает в хоровод - игру «Жучок - паучок».

Ой, и славно вы хоровод водите! Теперь я хочу пригласить вас на экскурсию по залам краеведческого музея нашего города. (видеоролик «Экскурсия по краеведческому музею г. Тольятти»)

Публикации по теме:

«Основа любого общества — семья, основа любой семьи — дети». Конспект занятия по краеведению в старшей группе«Основа любого общества — семья, основа любой семьи — дети». Конспект занятия по краеведению в старшей группе П\С: Продолжить знакомство с фольклором коренных народов Прибайкалья – бурятскими народными сказками. Воспитывать уважение к народам, живших.

«В гости к бабушке Арине» Конспект открытого занятия по народоведению и краеведению в старшей разновозрастной группе (5–7 лет) Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №26 «Василек» «В гости к бабушке Арине».

Конспект НОД по краеведению конспект НОД по краеведению Тема: «Прошлое и Настоящее моего города» (старший возраст) Цели: • Расширять знания детей об истории города Липецка; • Формировать эмоциональное восприятие образа малой Родины; • Развивать умение.

Конспект НОД по краеведению «Дом родной» в старшей группе Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,.

Конспект открытого занятия в старшей группе по краеведению «Моя малая Родина» Хабибуллина Илхамия Шайхулловна Воспитатель I квалификационной категории МАДОУ №91 Кировского района г. Казани Моя малая Родина. Цель:.

Конспект занятия по краеведению в старшей группе «Путешествие по сказкам П. Бажова» Конспект занятия по краеведению в старшей группе на тему: «Путешествие по сказкам П. Бажова» Звучит музыка из балета С. Прокофьева «Каменный.

Конспект занятия по краеведению в старшей группе «Экскурсия в музей» Програмные задачи :духовно-нравственное значение посещение музея. Познакомить с теоретическим прошлым и настоящим. Воспитывать чувство уважения.

НОД «Крылатый Крым» по краеведению в старшей группе Программное содержание: знакомить с разными птицами Крыма, которых дети могут наблюдать; формировать представление о приспособленности птиц.

НОД «Крылатый Крым» по краеведению в старшей группе Программное содержание: знакомить с разными птицами Крыма, которых дети могут наблюдать; формировать представление о приспособленности птиц.

Комплексная НОД по краеведению в старшей группе «Легенды Крыма» Программное содержание : - Расширять и углублять знания детей о крае, в котором мы живём; - Развивать связную речь, учить строить сложные.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Конспект НОД по краеведению в старшей группе с использованием ИКТ
Опубликовано: 30 октября 2015 в 12:32
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 августа. День шашек на МААМ

«Раз-два - и в дамки!» — очередной тематический день посвящен популярной настольной логической игре в шашки. Воспользуйтесь нашей тематической подборкой, чтобы привить ребенку интерес и любовь к этой...

13 августа. День «Трех поросят» на МААМ

«Три поросёнка» – популярная сказка из английского фольклора, хорошо известная всем нам в пересказе Сергея Михалкова, вместе с задорной песенкой, что он придумал. История эта вовсе не легкомысленная, а...

Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук посредством дидактических игр в...
Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук посредством дидактических игр в первой младшей группе: «Весёлый паровозик" Подготовила воспитатель:...
Фотоотчет о лепке из пластилина на тему «Подсолнечник» в технике «мозаика»
Фотоотчет по лепке из пластелина в технике "мозаика" на тему "Подсолнечник" с детьми разновозрастной группы. Лепка в технике "мозаика" будет полезной для...
Художественное оформление стен сказочными персонажами
Дети - цветы жизни, однако для того чтобы они выросли правильно, уже с самых ранних лет нужно прививать им чувство прекрасного и основные нравственные...