Конспект НОД по краеведению в старшей группе с использованием ИКТ

Ольга Комлева
Конспект НОД по краеведению в старшей группе с использованием ИКТ

Цель: обогащать представления детей о русской народной одежде, распространенной в нашем крае. Познакомить со старинными головными уборами, показать их красоту и своеобразие. Воспитывать любовь и уважение к народным традициям; развивать эмоциональный отклик на проявления красоты в окружающем мире. Активизировать словарь новыми словами, развивать диалогическую и монологическую речь; развивать художественное восприятие стихотворных текстов. Обратить внимание детей на сходство обрядов, символизма, традиций в культурах народов Поволжья.

Интеграции образовательных областей: «Социализация», «Музыка», «Коммуникация».

Работа над словарем:

активизация словаря: символ, национальность, бояре, дворяне,

Обогащение словаря: охабень, убрус, франты, сорока, кичка, картуз-фуражка, зипун. тухья, сурпан, калфак, сакки

Материал: русский женский и мужской костюмы, рубаха-косоворотка, головные уборы, игры-задания, иллюстрации элементов костюма русского народа, русские мелодии, загадки и предметные отгадки, кукла Епифанушка, материал слайд-шоу, видеоролик «Экскурсия по краеведческому музею г. Тольятти»

Ход НОД:

Звучит народная мелодия (спокойная, тихо). Воспитатель читает стихотворение тихо и медленно:

«Ой, вы, гости-молодцы, длиннополые купцы!

И бояре, и дворяне, горожане и крестьяне.

Кто в сорочках и штанах,

Кто в коротких зипунах.

И такие франты были,

Длинный охабень носили,

Рукавами до земли

Кичь по улице мели.

Любят в праздники рядиться

Наши русские девицы.

Ожерелья, серьги, бусы,

Ленты в косах до земли.

А молодки под убрусы

Прячут волосы свои» (Н. Кончаловская)

- Ребята, я прочитала вам стихотворение. О чем оно? (ответы детей). О какой одежде? (ответы детей) Какие вам встретились новые слова? (ответы детей)

Воспитатель показывает иллюстрации с помощью слайд-шоу на мультимедийном оборудовании и объясняет значение слов: купцы, бояре, дворяне, горожане, крестьяне, охабень, убрусы, франты, зипун, молодки)

- Да, ребята, такую одежду носил много-много лет назад русский народ, можно сказать, в старину. В нашем городе тоже носили такие одежды, а в каком городе?

Ребята, я приглашаю вас на выставку «Русского национального костюма» в краеведческий музей нашего города. (Детям демонстрируется видеоролик). Воспитатель по ходу видеоролика поясняет, что здесь представлена одежда мужская и женская, праздничная и будничная, богатых людей и бедных.

-Чем отличаются костюмы? Что у них общего?

Игра «Определите и разделите одежду» (Морфологическая таблица, арт – доска)

Стук в дверь. Появляется кукла Епифанушка с маленьким сундучком. В нем лежит детская одежда. Он предлагает детям ее рассмотреть и примерить.

Игра-упражнение «Ответь на вопрос».

1. Какой цвет преобладает в оформлении костюмов и почему? (красный, черный, белый) (воспитатель дополняет ответы детей)

Епифанушка: Ребята, назовите основной вид одежды, которую носили и женщины и мужчины? (рубаха) Епифанушка показывает слайды детям: много разных рубах, поясняет, что:

- рубахи разные: детские, женские, мужские, разного цвета (отдельный рассказ про косоворотку);

- в старину носили рубахи длиннее этих, до колен и ниже;

- рубаху носили наши предки (прапрабабушки и прапрадедушки) с незапамятных времен, это была главная, а порой и единственная одежда.

Дети дополняют: что парни и девушки до самой свадьбы ходили в одних рубахах, перехваченные пояском или кушаком. Парни еще могли носить рубаху распущенную, а девушки - нет, говорили, что девушка распоясалась (т. е. опозорилась);

Епифанушка: Рубаха шилась из домотканого холста. Показывает домотканый холст. Откуда брался холст? Дети с помощью картинок выкладывают и рассказывают, как получали холст (системный оператор, работа с подгруппой «условно – одаренные» на арт-доске)

- (рассказ воспитателя с демонстрацией слайдов) А еще купцы привозили товары, ткани из других стран (заморских, но они были очень дорогие, позволить себе купить их могли только богатые люди, горожане. Таким образом, женщина была и пряхой, и ткачихой, и модельером, и швеей, и вышивальщицей, и моделью. Рубахи были праздничные и простые. Праздничные рубахи вышивали шелковыми нитками, украшали бисером, шнуром, лентами. На всех рубахах, и простых, и праздничных, была вышивка. Ее называют орнамент. Она (вышивка) служила украшением и оберегом от нечистой силы. В орнаменте была своя символика: круг означал солнце, квадрат - землю, волнистая линия - воду, росток - пробуждение новой жизни, весну.

(Игровое упражнение на интерактивной доске «Покажи эти знаки.». (Дети подгруппы «типичные мальчики» показывают эти знаки на рубахе и рассказывают о них)

-Что поверх рубах одевали женщины? Стихотворение о сарафане читает ребенок:

«Ты, Назар, Назар,

Поди-ка на базар,

Купи мне сарафан,

Ни долг, ни короток,

Ни в лес ходить,

Ни зайцев ловить» (р. н. п.)

Звучит русская мелодия. Под музыку входит девочка, одетая в русский костюм.

- Ребята, посмотрите, какой красивый костюм. Когда русская женщина шла, костюм придавал ей плавную текучесть линий, так привлекающую людей к движеньям лебедя или гордой походке павлина. И в народе говорили «Лебедушка», «Лебедь белая», «Пава», «Утушка», «Сера птица». Этим подчеркивали красоту русской женщины.

Епифанушка: Ребята, как вы думаете, можно было бы ходить в таком костюме в наше время? (ответы детей)

Звучит музыка веселая, задорная, входит мальчик в русском костюме.

- На Руси говорили «Друг лучше старый, а платье новое». Основными частями мужской одежды, как сейчас, так и в старые времена являются рубаха и порты (штаны).

Епифанушка: Отгадайте русские народные загадки об одежде, а отгадки найдите среди картинок на доске

-«Сижу верхом, не знаю на ком, знакомца встречу, соскочу - привечу!» (шапка)

-«По дороге я шел, две дороги нашел, по обеим пошел» (штаны).

-«Днем - обручем, ночью змеей» (пояс).

-«Один вход, три выхода» (рубаха).

-Молодцы! Отгадали все загадки об одежде.

Епифанушка: В старину, ребята, головной убор был обязательным дополнением к костюму. Я вас сейчас познакомлю с некоторыми их них. Девичьи головные уборы были разные. У всех молодых девушек были длинные косы, в народе говорили: «Девичья коса - всему миру краса». Отсюда и различие. У девушек - легкие, воздушные короны, кокошники, венцы, обручи, ленты.

Воспитатель показывает, примеряет девочкам, они подходят к зеркалу и смотрятся, делятся впечатлениями.

Воспитатель: Женщины должны были прятать свои волосы под платки, косынки, повойники, кички и сороки (слайды). Название женских головных уборов произошли от названия птиц: кокошник - курица, кичка - утка, сорока, потому что птица - это символ счастья. Женщину и девушку называли «Вся вселенная». Если женщина ходила на людях без головного убора, говорили, опростоволосилась (опозорилась). Это выражение бытует и сейчас.

Епифанушка: парни носили картуз-фуражку, украшенную цветком (воспитатель примеряет на мальчиков, а также шапки с отворотом, колпаки (слайды). Детей Епифанушка приглашает в хоровод - игру «Жучок - паучок».

Ой, и славно вы хоровод водите! Теперь я хочу пригласить вас на экскурсию по залам краеведческого музея нашего города. (видеоролик «Экскурсия по краеведческому музею г. Тольятти»)

Публикации по теме:

«Основа любого общества — семья, основа любой семьи — дети». Конспект занятия по краеведению в старшей группе«Основа любого общества — семья, основа любой семьи — дети». Конспект занятия по краеведению в старшей группе П\С: Продолжить знакомство с фольклором коренных народов Прибайкалья – бурятскими народными сказками. Воспитывать уважение к народам, живших.

«В гости к бабушке Арине» Конспект открытого занятия по народоведению и краеведению в старшей разновозрастной группе (5–7 лет) Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №26 «Василек» «В гости к бабушке Арине».

Конспект НОД по краеведению конспект НОД по краеведению Тема: «Прошлое и Настоящее моего города» (старший возраст) Цели: • Расширять знания детей об истории города Липецка; • Формировать эмоциональное восприятие образа малой Родины; • Развивать умение.

Конспект НОД по краеведению «Дом родной» в старшей группе Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,.

Конспект открытого занятия в старшей группе по краеведению «Моя малая Родина» Хабибуллина Илхамия Шайхулловна Воспитатель I квалификационной категории МАДОУ №91 Кировского района г. Казани Моя малая Родина. Цель:.

Конспект занятия по краеведению в старшей группе «Путешествие по сказкам П. Бажова» Конспект занятия по краеведению в старшей группе на тему: «Путешествие по сказкам П. Бажова» Звучит музыка из балета С. Прокофьева «Каменный.

Конспект занятия по краеведению в старшей группе «Экскурсия в музей» Програмные задачи :духовно-нравственное значение посещение музея. Познакомить с теоретическим прошлым и настоящим. Воспитывать чувство уважения.

НОД «Крылатый Крым» по краеведению в старшей группе Программное содержание: знакомить с разными птицами Крыма, которых дети могут наблюдать; формировать представление о приспособленности птиц.

НОД «Крылатый Крым» по краеведению в старшей группе Программное содержание: знакомить с разными птицами Крыма, которых дети могут наблюдать; формировать представление о приспособленности птиц.

Комплексная НОД по краеведению в старшей группе «Легенды Крыма» Программное содержание : - Расширять и углублять знания детей о крае, в котором мы живём; - Развивать связную речь, учить строить сложные.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Сюжетные картинки
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект НОД по краеведению в старшей группе с использованием ИКТ
Опубликовано: 30 октября 2015 в 12:32
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Посткроссинг «Встреча старых друзей или снова здравствуйте!»
Посткроссинг. «Встреча старых друзей или снова здравствуйте! » Блог Лариса Гацко Унылое утро. Все спешат с угрюмыми лицами «кутаясь зябко в пальтецо»,...
Фотозарисовки паркового ансамбля Версаля в Париже
Дворцово-парковый ансамбль Версаля заслуженно считается красивейшим местом и известнейшей достопримечательностью Франции....
Развитие дыхания у детей младшего возраста. Дидактическая игра «Кто быстрее?»
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо знать и помнить, что дыхательные упражнения различной сложности быстро утомляют...
Фотоотчет по изготовлению открытки «Ваза с цветами» с детьми младшего дошкольного...
Добрый день уважаемые коллеги. Приближается чудесный праздник –День Мам! Это добрый и веселый праздник, ведь в этот день чествуют самых родных, любимых...
Консультация для педагогов «Непрерывная образовательная деятельность — одно из...
Доброго времени суток, уважаемые посетители моей странички. Предлагаю Вашему вниманию образовательную деятельность с детьми второй младшей группы. Не...