Конспект НОД по чтению художественной литературы в старшей группе «Сочиняем стихи»

Татьяна Головнина
Конспект НОД по чтению художественной литературы в старшей группе «Сочиняем стихи»

Цель: Способствовать развитию понимания литературного текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.

Вид деятельности: коммуникативная.

Интеграция: познание, здоровье.

Формы работы: решение проблемной ситуации.

Задачи:

- Развивать интерес к поэтическому литературному жанру, стихи.

- Развивать слуховое внимание.

- Побуждать детей к самостоятельному сочинению стихотворений.

- Активизировать в речи детей слова: рифма, смысл.

- Воспитывать бережное отношение к книгам.

Мотивация: В гости к ребятам приходит Незнайка (очень печальный).

Методы и приемы: художественное слово, вопросы, проблемная ситуация.

Совместная деятельность: помощь Незнайки.

Самостоятельная деятельность: Игра «Кузовок», «Подбери рифму», «Добавлялки»

Рефлексия: Незнайке становится стыдно, что он небрежно обращался с книгой, обещает детям подклеить её, стереть грязь ластиком, обернуть обложкой и всю книгу прочитать.

-Незнайка, давай мы тебе поможем с ребятами отремонтировать книгу и почитать её вместе с детьми.

Содержание НОД:

В гости к ребятам приходит Незнайка (очень печальный).

-Незнайка, почему ты такой грустный?

-Да вот книжка вся рассыпалась

-Незнайка, как же это могло произойти?

-Не знаю.

-Ты наверное с книжкой плохо обращался?

-Не знаю. .А как это?

Ребята давайте расскажем Незнайке, что значит плохо обращался с книгой. (Неаккуратно перелистывать страницы, загибать уголки страниц, перегибать книгу на переплете, вырывать страницы, разрисовывать листы карандашом и фломастером, разбрасывать небрежно книги и т. д.)

Подумаешь, я всего-то посмотрел в книге картинки. А книга у меня самая обычная. Так. .стишки какие-то.

Незнайка, так у тебя самая замечательная книга, стихи для детей. Вот, послушайте, ребята, какие замечательные стихи в Незнайкиной книге.

«Лошадка»

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости. (А. Барто)

«Мяч»

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой

-Не угнаться за тобой!

(С. Маршак)

«Матрешка»

У меня матрешка есть

-Новая игрушка,

В желтом сарафанчике

Славная толстушка.

(З. Медведева)

«Дождик»

Дождик, дождик, поливай!

Будет хлеба каравай!

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки! (Е. Трутнева)

Воспитатель спрашивает у детей, понравились ли им стихи в Незнайкиной книжке. Кто знает, чем отличаются стихи от рассказов и сказок? (ответы детей). Правильно в стихах есть ритм, рифма.

Чтобы ты, Незнайка, хорошо усвоил, что такое рифма, поиграй с ребятами в увлекательную игру «Кузовок». Правила игры очень просты. Ребята будут передавать друг-другу кузовок и складывать в него все, что заканчивается на -ок.Начинает ведущий: «Я положу в кузовок клубок»

-А я - платок

-А я - замок

-А я - сапожок

-А я - башмачок

-А я - чулок

-А я - утюжок

-А я - колобок

-А я - бачок и т. д.

Хорошо, молодцы. А теперь, ребята, послушайте стихотворение Чиарди:

«Удивительные птицы»

На улице прохожего увидел я вчера,

Он ящик нес,на ящике Написано: «Игра».

Я два квартала шел за ним, Поверьте, я не вру,

И, наконец,спросил его:

-А как играть в игру? Он улыбнулся вежливо,Потом мне отвечал:

-Уверен, что такой игры еще ты не встречал.

Две птицы удивительных

Есть в ящике моем.

И если хочешь, то с тобой

Сыграем мы вдвоем.

А чтобы мы могли начать,

Запомнить должен ты,

Что у некоторых этих птиц

Похожие хвосты.

Поймать таких смешных

Весьма нелегкий труд,

Недаром люди умные

Их рифмами зовут.

И вправду, птицы шустрые

Из ящика большого

Вдруг начали вытаскивать

Наверх за словом слово.

Одна достала слово «гвоздь»,

Другая сразу - «гость» и «трость».

Одна достала слово «грусть»

Другая фразу: «Ну и пусть!»

Она достала слово «слон»,

Другая -«звон» и «телефон».

-Теперь, - сказал мне человек Пора и нам сыграть.

Я буду доставать слова, Ты должен рифмовать.

Достал он слово «кочка»,А я ответил: «бочка»,

И «строчка» и «сорочка», И сразу «два листочка».

И на прощанье «точка».

Мы с ним играли целый час, похожими словами.

Теперь мы покидаем вас, И вы играйте сами!

-Ну, что, Незнайка, давай попробуем вместе с ребятами подобрать рифму стихотворении Д. Хармса «Пирог».

Я захотел устроить бал -И я гостей к себе. .(позвал).

Купил муку, купил творог, Испек рассыпчатый. .(пирог)

Пирог, ножи и вилки - тут, Но что - то гости. .(не идут).

Я ждал пока хватило сил, Потом кусочек. .(откусил)

Потом подвинул стул и сел, И весь пирог в минуту. .(съел).

Когда же гости подошли, То даже крошки. .(не нашли).

-Сейчас мы, ребята, еще потренируемся в игре «Подбери рифму» и попробуем сами сочинить стихи.

Игра с мячом.

Я буду бросать вам мяч и говорить слово, а вы должны подобрать рифму Пень - день; ночь - дочь; кот - рот; палка - галка; печка - свечка; мушка -пушка; мышка - крышка; планка - кошка; лиса - краса; дом - том; и т. д. -молодцы, справились.

Устали, давайте чуть - чуть отдохнем.

Физ. Минутка.

Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп, мы плечами тик-тик, мы глазами миг-миг(2 раза).

Игра «Добавлялки»

Ра-ра-ра - начинается. .(игра)

Ры-ры-ры - у мальчика. (шары)

Ро-ро-ро - у Маши новое. .(ведро)

Ру-ру-ру - продолжаем мы. (игру)

Ре-ре-ре - стоит домик на. (горе)

Ар-ар-ар -кипит наш. (самовар)

Ор-ор-ор - созрел красный. (помидор)

Лу-лу-лу - сидит кот. (в углу)

Ша-ша-ша - мама моет. (малыша)

Жа-жа-жа - есть иголки у. (ежа)

Жу-жу-жу - молока дадим. (ежу)

СА-са-са - в лесу бегает. .(лиса)

Су-су-су -бывает холодно в. (лесу)

От-от-от - в болоте спит. (бегемот)

Незнайка, а ты когда-нибудь пробовал сочинять стихи?

Да что их там сочинять! Тяп-ляп и готово! Подобрал рифму - вот и стишок получился.

Ребята, а теперь послушайте какие стихинаписал знаменитый поэт Незнайка:

«Посмотрите, у зайчонка Меду - целых два бочонка»

Незнайка, разве так бывает? (нет)

Ну хорошо, давай почитаем дальше твои стихи:

«У пушистой белки три морковки на тарелке»

Незнайка, ну ты опять что-то не то сочинил.

А вот еще стихотворение Незнайки:

«У Маши в кружке квакают лягушки»

Ребята, можно так сочинять стихи? Это у тебя, Незнайка, перепутаница получилась. Кроме рифмы и ритма в стихах должен быть смысл. А чтобы стихи были интересными, поэты делают их сказочными, загадочными и шуточными. Давайте попробуем все вместе сочинять стихи. И ты, Незнайка, помогай нам, учись.

-вначале нужно выбрать героя (зайка)

Жил-был пальчик.

-далее нужно рассказать, какой он был и что делал.

Маленький. зайчик. Он кашу. кушал, и маму. слушал

-Ребята, что еще мог делать зайчик?

Он. печь топил, Дрова. носил,

Пол. подметал, Бабушку. встречал,

Папу на работу. провожал.

-можно рассказать о том какой он был (он был. вежливый,. добрый,. послушный,. терпеливый,. неравнодушный и т. д.)

-ребята и обязательно нужно выразить и отношение к нашему герою.

Хороший был пальчик,

Маленький зайчик.

-незнайка, теперь ты понял, что стихи писать интересно и очень нелегко. А сколько замечательных поэтов написали стихи для детей! Это Агния Барто, Сергей Михалков, Корней Чуковский, Эдуард Успенский, Самуил Маршак и многие другие.

Незнайке становится стыдно, что он небрежно обращался с книгой, обещает детям подклеить её, стереть грязь ластиком, обернуть обложкой и всю книгу прочитать.

-Незнайка, давай мы тебе поможем с ребятами отремонтировать книгу и почитать её вместе с детьми.

Публикации по теме:

Итоговое занятие для дошкольников по теме «Профессии». Открытое интегрированное занятие «Профессия — врач» Итоговое занятие для дошкольников по теме «Профессии» - Открытое интегрированное занятие «Профессия – врач». Интеграция образовательных.

Перспективное планирование НОД «Художественная литература» по программе «Детство» Образовательная область «Чтение художественной литературы»: Художественная литература 1 раз в месяц (4-я неделя месяца) Сентябрь «Детский.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Конспект НОД по чтению художественной литературы в старшей группе «Сочиняем стихи»
Опубликовано: 10 марта 2015 в 16:46
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 января. День детских изобретений

Очередной тематический день посвящен маленьким гениям, чьи изобретения мы применяем в повседневной жизни. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы увлечь ребенка изобретательством и вдохновить на...

17 января. День зимней одежды на МААМ

В период наступающих крещенских морозов особенно важно тепло одеваться и приучать к этому детей. На занятиях очередного тематического дня говорим с ребятами о том, во что одеваться, чтобы не простыть на...

Конспект занятия по аппликации в младшей группе «Шестигранная снежинка»
Программные задачи: Учить детей аккуратно наклеивать полоски бумаги на шестиугольную форму, составлять изображение снежинки из отдельных полосок длинные -...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) на тему: «Автобус...
Цель: Закреплять знания детей о транспорте, его видах; передавать форму основных частей деталей их величину и расположения. Задачи: 1. Формировать у...
Тематический день «Международный день «Спасибо» прошел в младшей группе
Цель: познакомить детей с днём 11 января – Всемирным днем «Спасибо», закрепить правила вежливого общения детей со сверстниками и взрослыми. Задачи: -...