Конспект НОД по чтению художественной литературы в старшей группе «Сочиняем стихи»

Татьяна Головнина
Конспект НОД по чтению художественной литературы в старшей группе «Сочиняем стихи»

Цель: Способствовать развитию понимания литературного текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.

Вид деятельности: коммуникативная.

Интеграция: познание, здоровье.

Формы работы: решение проблемной ситуации.

Задачи:

- Развивать интерес к поэтическому литературному жанру, стихи.

- Развивать слуховое внимание.

- Побуждать детей к самостоятельному сочинению стихотворений.

- Активизировать в речи детей слова: рифма, смысл.

- Воспитывать бережное отношение к книгам.

Мотивация: В гости к ребятам приходит Незнайка (очень печальный).

Методы и приемы: художественное слово, вопросы, проблемная ситуация.

Совместная деятельность: помощь Незнайки.

Самостоятельная деятельность: Игра «Кузовок», «Подбери рифму», «Добавлялки»

Рефлексия: Незнайке становится стыдно, что он небрежно обращался с книгой, обещает детям подклеить её, стереть грязь ластиком, обернуть обложкой и всю книгу прочитать.

-Незнайка, давай мы тебе поможем с ребятами отремонтировать книгу и почитать её вместе с детьми.

Содержание НОД:

В гости к ребятам приходит Незнайка (очень печальный).

-Незнайка, почему ты такой грустный?

-Да вот книжка вся рассыпалась

-Незнайка, как же это могло произойти?

-Не знаю.

-Ты наверное с книжкой плохо обращался?

-Не знаю. .А как это?

Ребята давайте расскажем Незнайке, что значит плохо обращался с книгой. (Неаккуратно перелистывать страницы, загибать уголки страниц, перегибать книгу на переплете, вырывать страницы, разрисовывать листы карандашом и фломастером, разбрасывать небрежно книги и т. д.)

Подумаешь, я всего-то посмотрел в книге картинки. А книга у меня самая обычная. Так. .стишки какие-то.

Незнайка, так у тебя самая замечательная книга, стихи для детей. Вот, послушайте, ребята, какие замечательные стихи в Незнайкиной книге.

«Лошадка»

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости. (А. Барто)

«Мяч»

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой

-Не угнаться за тобой!

(С. Маршак)

«Матрешка»

У меня матрешка есть

-Новая игрушка,

В желтом сарафанчике

Славная толстушка.

(З. Медведева)

«Дождик»

Дождик, дождик, поливай!

Будет хлеба каравай!

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки! (Е. Трутнева)

Воспитатель спрашивает у детей, понравились ли им стихи в Незнайкиной книжке. Кто знает, чем отличаются стихи от рассказов и сказок? (ответы детей). Правильно в стихах есть ритм, рифма.

Чтобы ты, Незнайка, хорошо усвоил, что такое рифма, поиграй с ребятами в увлекательную игру «Кузовок». Правила игры очень просты. Ребята будут передавать друг-другу кузовок и складывать в него все, что заканчивается на -ок. Начинает ведущий: «Я положу в кузовок клубок»

-А я - платок

-А я - замок

-А я - сапожок

-А я - башмачок

-А я - чулок

-А я - утюжок

-А я - колобок

-А я - бачок и т. д.

Хорошо, молодцы. А теперь, ребята, послушайте стихотворение Чиарди:

«Удивительные птицы»

На улице прохожего увидел я вчера,

Он ящик нес, на ящике Написано: «Игра».

Я два квартала шел за ним, Поверьте, я не вру,

И, наконец, спросил его:

-А как играть в игру? Он улыбнулся вежливо, Потом мне отвечал:

-Уверен, что такой игры еще ты не встречал.

Две птицы удивительных

Есть в ящике моем.

И если хочешь, то с тобой

Сыграем мы вдвоем.

А чтобы мы могли начать,

Запомнить должен ты,

Что у некоторых этих птиц

Похожие хвосты.

Поймать таких смешных

Весьма нелегкий труд,

Недаром люди умные

Их рифмами зовут.

И вправду, птицы шустрые

Из ящика большого

Вдруг начали вытаскивать

Наверх за словом слово.

Одна достала слово «гвоздь»,

Другая сразу - «гость» и «трость».

Одна достала слово «грусть»

Другая фразу: «Ну и пусть!»

Она достала слово «слон»,

Другая -«звон» и «телефон».

-Теперь, - сказал мне человек Пора и нам сыграть.

Я буду доставать слова, Ты должен рифмовать.

Достал он слово «кочка», А я ответил: «бочка»,

И «строчка» и «сорочка», И сразу «два листочка».

И на прощанье «точка».

Мы с ним играли целый час, похожими словами.

Теперь мы покидаем вас, И вы играйте сами!

-Ну, что, Незнайка, давай попробуем вместе с ребятами подобрать рифму стихотворении Д. Хармса «Пирог».

Я захотел устроить бал -И я гостей к себе. .(позвал).

Купил муку, купил творог, Испек рассыпчатый. .(пирог)

Пирог, ножи и вилки - тут, Но что - то гости. .(не идут).

Я ждал пока хватило сил, Потом кусочек. .(откусил)

Потом подвинул стул и сел, И весь пирог в минуту. .(съел).

Когда же гости подошли, То даже крошки. .(не нашли).

-Сейчас мы, ребята, еще потренируемся в игре «Подбери рифму» и попробуем сами сочинить стихи.

Игра с мячом.

Я буду бросать вам мяч и говорить слово, а вы должны подобрать рифму Пень - день; ночь - дочь; кот - рот; палка - галка; печка - свечка; мушка -пушка; мышка - крышка; планка - кошка; лиса - краса; дом - том; и т. д. -молодцы, справились.

Устали, давайте чуть - чуть отдохнем.

Физ. Минутка.

Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп, мы плечами тик-тик, мы глазами миг-миг(2 раза).

Игра «Добавлялки»

Ра-ра-ра - начинается. .(игра)

Ры-ры-ры - у мальчика. (шары)

Ро-ро-ро - у Маши новое. .(ведро)

Ру-ру-ру - продолжаем мы. (игру)

Ре-ре-ре - стоит домик на. (горе)

Ар-ар-ар -кипит наш. (самовар)

Ор-ор-ор - созрел красный. (помидор)

Лу-лу-лу - сидит кот. (в углу)

Ша-ша-ша - мама моет. (малыша)

Жа-жа-жа - есть иголки у. (ежа)

Жу-жу-жу - молока дадим. (ежу)

СА-са-са - в лесу бегает. .(лиса)

Су-су-су -бывает холодно в. (лесу)

От-от-от - в болоте спит. (бегемот)

Незнайка, а ты когда-нибудь пробовал сочинять стихи?

Да что их там сочинять! Тяп-ляп и готово! Подобрал рифму - вот и стишок получился.

Ребята, а теперь послушайте какие стихи написал знаменитый поэт Незнайка:

«Посмотрите, у зайчонка Меду - целых два бочонка»

Незнайка, разве так бывает? (нет)

Ну хорошо, давай почитаем дальше твои стихи:

«У пушистой белки три морковки на тарелке»

Незнайка, ну ты опять что-то не то сочинил.

А вот еще стихотворение Незнайки:

«У Маши в кружке квакают лягушки»

Ребята, можно так сочинять стихи? Это у тебя, Незнайка, перепутаница получилась. Кроме рифмы и ритма в стихах должен быть смысл. А чтобы стихи были интересными, поэты делают их сказочными, загадочными и шуточными. Давайте попробуем все вместе сочинять стихи. И ты, Незнайка, помогай нам, учись.

-вначале нужно выбрать героя (зайка)

Жил-был пальчик.

-далее нужно рассказать, какой он был и что делал.

Маленький. зайчик. Он кашу. кушал, и маму. слушал

-Ребята, что еще мог делать зайчик?

Он. печь топил, Дрова. носил,

Пол. подметал, Бабушку. встречал,

Папу на работу. провожал.

-можно рассказать о том какой он был (он был. вежливый,. добрый,. послушный,. терпеливый,. неравнодушный и т. д.)

-ребята и обязательно нужно выразить и отношение к нашему герою.

Хороший был пальчик,

Маленький зайчик.

-незнайка, теперь ты понял, что стихи писать интересно и очень нелегко. А сколько замечательных поэтов написали стихи для детей! Это Агния Барто, Сергей Михалков, Корней Чуковский, Эдуард Успенский, Самуил Маршак и многие другие.

Незнайке становится стыдно, что он небрежно обращался с книгой, обещает детям подклеить её, стереть грязь ластиком, обернуть обложкой и всю книгу прочитать.

-Незнайка, давай мы тебе поможем с ребятами отремонтировать книгу и почитать её вместе с детьми.

Публикации по теме:

Итоговое занятие для дошкольников по теме «Профессии». Открытое интегрированное занятие «Профессия — врач» Итоговое занятие для дошкольников по теме «Профессии» - Открытое интегрированное занятие «Профессия – врач». Интеграция образовательных.

Перспективное планирование НОД «Художественная литература» по программе «Детство» Образовательная область «Чтение художественной литературы»: Художественная литература 1 раз в месяц (4-я неделя месяца) Сентябрь «Детский.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Конспект НОД по чтению художественной литературы в старшей группе «Сочиняем стихи»
Опубликовано: 10 марта 2015 в 16:46
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Моя Лента на МAAM. Добавляйте авторов!
На МААМ добавлена Лента Пользователя, показывающая только публикации авторов, добавленных пользователем.
24 ноября. День сказки «Морозко» на МААМ

«Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?» — фраза из сказки «Морозко» известна детям и взрослым. Ведь эта волшебная история, в которой добро, скромность и терпение получают заслуженную награду,...

23 ноября. День рождения Николая Носова

Лёгкий, непринуждённый слог, тонкий юмор и гениальная смысловая нагрузка – всеми этими качествами отличается любое произведение Николая Носова. 23 ноября исполняется 111 лет со дня рождения одного из...

Фотоотчёт «Мир моих увлечений»
Мир моих увлечений Моё увлечение национальным костюмом нашло меня само! Соседка по лестничной площадке обратилась ко мне с просьбой починить рубаху от...
Детский мастер-класс по объёмной аппликации ко Дню Матери «Птичка и её птенчик»...
Мастер-класс по объёмной аппликации с использованием бросового материала выполнен Марьяной и Полиной. Назначение:подарок для мамы к празднику. Материал...
Праздничный концерт «Маму свою очень люблю», посвященный Дню матери
Добрый вечер, друзья и коллеги! В этом году праздник посвященный Дню Матери выпал на 24 ноября! Я думаю, сегодня во многих садах поздравляли мам с...