Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста «Волшебная капелька воды»

Татьяна Ветрова
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста «Волшебная капелька воды»

Конспект НОД по образовательной области «Познание»

для детей старшего возраста «Волшебная капелька воды»

Ветрова Татьяна Валерьевна г. Москва

Цели:

Образовательные:

1. Расширить представления о воде и ее некоторых свойствах.

2. Формировать у детей знания о значении воды для всего живого на Земле.

3. Учить наблюдать, сравнивать, делать выводы во время проведения опытов.

Развивающие:

1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение товарища и отстаивать свое.

2. Развивать любознательность, мышление, внимательность во время поисковой деятельности.

3. Активизация словаря детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к воде, окружающему миру.

Оборудование: Капитошка, капельки на магните, конверт с письмом, презентация о воде, аудиозапись «Звуки ручья»; инвентарь для опытов: лоток, стаканы с водой, пустые стаканы, салфетки, разноцветные палочки, кусочки льда; корзина экологических советов, подарки - капельки.

Методы и приёмы: исследовательский, словесный, наглядный, игровой.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Капитошка», чтение сказки «Путешествие капельки», рассматривание иллюстраций с природными явлениями, плаката «Круговорот воды в природе».

Ход НОД:

1. Ритуал приветствия.

- Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро»

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

Встреча наша сегодня необычная и познавательная.

2. Сообщение темы.

Слайд №1 Звучит аудиозапись «Звуки ручья». На экране появляется Капитошка.

- Ребята, узнаете кто это? (Это Капитошка)

- Правильно. Его пригласили сестрички - Капельки, которые живут у вас в детском саду. Давайте поможем Капитошке их найти.

- А где же у нас в дет. саду могут жить Капельки и для чего они нужны.

Ответы:

1. В лейке для полива (цветы живые и без воды могут погибнуть).

2. В умывальной (моем руки, умываемся).

3. На кухне (повара готовят еду, моют посуду).

4. В моечной (делают влажную уборку, бутылки с водой для питья).

5. В аквариуме (без воды рыбки погибнут).

6. В прачечной (стирают белье).

После каждого ответа на доске выставляется очередная Капелька.

- Вот сколько Капелек - сестричек мы отыскали. А если эти капельки собрать вместе на ладошку, что же тогда образуется? (Вода)

- Правильно, вода. Слайд №2.

Кто же не знаком с водой. Она знакома всем. Это одно из самых удивительных веществ на нашей планете. Поэтому сегодня мы поговорим о воде, ее значении для всего живого на Земле. Узнаем новое, будем рассуждать, играть, проводить опыты.

3. Беседа о воде.

- Где еще в природе встречается вода?

Ответы: в реке, озере, под землей (родники, море, океане, ручейке, в растениях, овощах и фруктах, огромные скопления льда находятся у Сев. и Юж. полюсов, вода падает на Землю в виде дождя, бывает и в замершем виде - снег, лед, в облаках и тд.

- Правильно. Она везде!

В луже, море, океане, Слайд №3

И в водопроводном кране. Слайд №4

Как сосулька замерзает, Слайд №5

В лес туманом заползает, Слайд №6

Ледником в горах зовется, Слайд №7

Лентой серебристой вьется. Слайд №8

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда!

Слайд №9 - Если взглянуть на нашу планету, то прежде всего в глаза бросается обилие на ней воды. Большую часть поверхности планеты занимают моря и океаны, и лишь немногим остается на долю суши, на которой мы и живем. Так что недаром нашу планету называют «голубой». Все моря и океаны - это один громадный водоем.

- А представьте себе, что на планете вдруг пропала вода и не осталось ни одной капли.

- Чтобы произошло? (На планете все бы погибло, исчезло) Слайд №10

Вот так тогда выглядела бы наша планета. Неприятное зрелище, не так ли?

- Почти все живое не может обойтись без воды.

Слайд №11 Звериные тропы в лесу ведут к водопою.

Птицы летят к рекам, озерам.

Слайд №12 Каждое деревце, травинка, цветок пьет воду. Замечали вы, как начинает зеленеть после дождя травка и как желтеет, засыхает и гибнет в за-суху, когда нет воды.

Слайд №13 Люди издавна выбирали себе место у воды, селились по бере-гам рек, озер, там где питья вдоволь. Человек, к примеру, сможет прожить без воды только несколько дней (от 3 до 5).

- Вода - это источник жизни. Слайд №14

Без нее нам не умыться, ни наесться, ни напиться,

Смею я вам доложить:

«Без воды нам не прожить!

4. Физкультминутка.

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде

То сожмутся, разожмутся

То зароются в песке.

5. Создание проблемной ситуации.

У Капитошки появляется конверт.

- Посмотрите, у Капитошки конверт. Так, посмотрим, что внутри. Здесь письмо. Послушайте.

- Здравствуйте, ребята! Пишут вам 2 сестрички — Капельки. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды нагрянул страшный мороз. Одна в эту минуту застыла и превратилась в красивую льдинку. А вторая успела спрятаться и осталась капелькой. Льдинка заважничала и не захотела признавать в капельке родной сестры. Ребята, помогите! Докажите, что мы, льдинка и капелька - родные сестры.

- Давайте попробуем помочь им.

6. Исследовательская работа.

- Представьте, что наша комната научно - исследовательская лаборатория.

Чтобы доказать, что льдинка и капелька - родные сестры, нам нужно более подробно узнать какой бывает вода, т. е. исследовать свойства воды.

- Мы сейчас проведем опыты. Но прежде вспомните правила поведения в лаборатории:

- аккуратно обращайтесь с посудой;

- при необходимости пользуйтесь салфетками, если пролилась вода;

- слушайте воспитателя;

- внимательно следите за результатами опыта;

- закончив наблюдение, постарайтесь сделать вывод.

Итак, в путь за знаниями, юные лаборанты.

Опыт 1.

Вода прозрачная

- Сначала узнаем, какого цвета вода. На столе у вас лежат цветные палочки, с их помощью мы определим цвет воды. Приложите каждую к стакану с водой и сравните цвет воды и палочки.

- Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из этих цветов? (Нет)

- Какого же тогда цвета вода? (Бесцветная, прозрачная)

- Подумайте, как можно проверить прозрачность воды?)

Посмотрите через стакан с водой на цветную палочку.

- Итак, какой делаем вывод. По цвету чистая вода какая? (Вода бесцветная, прозрачная, через нее все хорошо видно).

Опыт 2

У воды нет вкуса

- Следующий опыт. Мы узнаем еще одно свойство воды. Есть ли у нее вкус?

- Вам хорошо знаком вкус яблок, огурца? (Да)

Какой вкус у соли (соленый), у сахара (сладкий), у лимона (кислый), у лука (горький?

Попробуйте воду в стакане на вкус. Сделайте глоток.

- Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой?

Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к чистой воде.

Значит, вывод: имеет вода вкус? (Вода не имеет вкуса.)

Опыт 3

У воды нет запаха

- Следующий опыт. Когда мама печет пироги, аппетитный запах вы почувствуете еще за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи.

- А теперь понюхайте воду и сделайте вывод: чем пахнет чистая вода? (Вода не имеет запаха)

Опыт 4

Вода жидкая, может течь

- Переходим к следующему опыту. Предлагаю вам аккуратно перелить воду из одного стаканчика в другой.

Льется вода? (Да)

Почему, как вы думаете? (Потому что она жидкая)

Если бы она не была жидкой, то не смогла бы течь в реках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, ее называют жидкостью. Это еще одно свойство воды.

Опыт 5

Лед, снег - это твердая вода

- Еще один очень интересный опыт. Подставьте правую ладошку. Я каждому дам кусочек льда. Давайте опишем его. Какой лед? (Холодный, скользкий, твердый, гладкий)

- Что с ним стало происходить? (Он тает)

Да, мы видим, как появляется вода. Почему начала таять льдинка? (Потому что ладошка теплая)

- Правильно. Под воздействием тепла лед, снег тает и превращается в воду.

И, наоборот, если мы поставим воду на мороз или в морозильную камеру, что с ней произойдет? (Она замерзнет)

Итак, какой вывод: лед и снег — это твердая или жидкая вода? (Лед и снег - твердая вода)

Наши опыты окончены.

- Можем ли мы теперь сказать, что льдинка и капелька - родные сестры?

(Да)

- Почему? (Льдинка и капелька — это вода)

- Правильно. Вы помогли сестричкам помириться. И мы убедились с вами, что вода бывает разной. Она может быстро бежать в ручейке, плескаться в море, становиться холодными ледниками. Вот такая она!

7. Закрепление свойств воды. Игра со слайдами.

- Теперь поиграем со слайдами. Я показываю одно из свойств воды, а вы называете его.

Слайд №15 Вода прозрачная.

Слайд №16 У воды нет вкуса.

Слайд №17 У воды нет запаха.

Слайд №18 Вода - жидкая.

Слайд №19 Лед — твердая вода.

8. Дидактическая игра «Корзина экологических советов».

- Ребята, вы перечислили уже знакомые свойства воды.

Скажите, так почему вода - одно из главных богатств на Земле? (Потому что без воды все живое погибнет)

-А такая угроза существует. Слайд №20

От загрязнения воды страдает не только человек, но и растения, животные. Поэтому мы с вами, как хозяева природы, должны ее беречь и охранять! Это наша главная цель.

Вот корзина. Она не простая, она собирает экологические советы. Каждый ваш высказанный совет мы будем класть в корзину. Так как мы можем сберечь воду?

- когда что-то помыли - закрывать кран;

- когда идем на речку - не бросать мусор;

- не сливать отходы;

- строить очистные сооружения и т. д.

Вот сколько мы собрали полезных советов по охране воды.

Слайд №21 - Берегите каждую каплю воды,

Мы ведь на планете не одни.

9. Рефлексия.

- Молодцы! Что вам запомнилось сегодня?

- Вы были активными, внимательными и Капитошка дарит вам волшебные капельки.

Аудиозапись «Звуки природы»

Только не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении!

Прикреплённые файлы:

volshebnaja-kapelka-vody_4l2gd.pptx | 7543,49 Кб | Скачан: 12
 
Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию «Капелька» для детей средней группы Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Капелька» для детей средней группы. Воспитатель:.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Чудо-картошечка!» Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию /опытно – экспериментальная деятельность/ «Чудо картошечка!».

Конспект НОД по познавательному развитию «Волшебная соль» для детей старшей группы Тема: «Волшебная соль» Образовательная область: познание Тип НОД: занятие по сообщению новых знаний (опытно-экспериментальная деятельность).

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Мы спешим на помощь!»Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Мы спешим на помощь!» Конспект НОД по познавательному развитию На тему: «Мы спешим на помощь!» Для детей старшего дошкольного возраста Разработала воспитатель.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на остров» Цели: 1. Образовательные: - закреплять технику «проявления» картинки, нарисованной свечой; - закрепить умение находить свое место в «живом.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на планету Звездалию» С применением игровой,здоровьесберегающей,ИКТ технологий. Воспитательные задачи: -воспитывать уважение к профессиям людей (космонавт).

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Юные шахматисты» Тема: «Юные шахматисты» Цель: знакомство с игрой в шахматы. Воспитательные задачи: • воспитывать интерес к игре в шахматы; • .воспитывать.

Конспект НОД «Волшебная капелька воды» для младшего дошкольного возраста Задачи: 1. Формировать умение у детей отмечать погодные условия, различать сезонную обувь. 2. Способствовать у детей развитию речи как средства.

Конспект развлечения по познавательному развитию «Капелька воды в гостях у ребят» Конспект развлечения по познавательному развитию по теме : «Капелька воды в гостях у ребят» с использованием современных образовательных.

«Волшебная глина». Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями ОДА«Волшебная глина». Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями ОДА онспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями ОДА Воспитатель: Леонтьева Светлана.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста «Волшебная капелька воды»
Опубликовано: 11 марта 2018 в 00:02
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 октября. Фомин день. Хороводные игры на МААМ

Всем нам известно выражение «Фома неверующий». 19 октября отмечается день памяти того самого человека, который на века остался в разговорном языке. Праздник народного календаря Фомин день был завершением...

19 октября. Выставка салфетниц на МААМ

Сейчас салфетки считаются неотъемлемый предмет сервировки даже скромного стола. Сложно представить, что когда-то человечество не пользовалось ими. Древние греки вытирали руки фиговым листом, в Древнем...

Фотозарисовка. «Осень золотая в гости к нам пришла» в старшей группе
Листья золотые падают, летят, Листья золотые устилают сад. Много на дорожках листьев золотых, Мы букет хороший сделаем из них, Мы букет поставим...
Фотоотчёт о занятии «Ветка рябины» в средней группе
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие". Виды детской деятельности:...
Познавательное длительное наблюдение «Орешник» с детьми подготовительной группы
Задачи: - расширять знания детей о многообразии растительного мира своего края; - развивать познавательный интерес к миру Природы; - воспитывать...