Людмила Онипко
Конспект НОД по реализации образовательной области «Познание» в старшей группе «Удивительные животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о жизни диких и домашних животных; формировать у дошкольников установку на здоровый образ жизни, используя нетрадиционные методы.
Задачи:
Образовательные : Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о жизни диких и домашних животных. Закреплять умение устанавливать связи между приспособленностью животного к среде и месту обитания, анализировать объекты живой природы, выделять существенные признаки, обобщать их, умение составления рассказов о животных.
Публикация «Конспект НОД по реализации образовательной области „Познание“ в старшей группе „Удивительные животные“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Развивающие: Развивать связную речь. Вызвать интерес к жизни животных, формировать навыки экологически безопасного поведения; расширять словарный запас; развивать воображение, любознательность, память и мышление детей.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к животным; чувство товарищества.
Предварительная работа:
1. Просмотр презентации с беседами о животных, какие животные живут в лесу и в домашних условиях.
2. Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему: «Дикие и домашние животные», составление рассказов по картинкам.
3. Проведение дидактических игр «Кто где живёт», «Кто лишний?», «Кто как кричит?».
4. Проведение подвижных игр «Волк и зайцы», «Лиса в курятнике», «Кошка и мышка», «Хитрая лиса».
5. Игровые ситуации по правилам обращения с животными.
6. –Чтение Н. А. Рыжова «Не просто сказки» «Как медведь пень потерял»
7. –Чтение произведений Г. Скребицкого о животных.
Материал: мёд, орехи, морковка, сыр, косточки; костюмы: лесовичка, хозяюшки; маска волка, картинки диких и домашних животных, картинки из серии «Чей домик», белые листы, цветные карандаши.
Аппаратное обеспечение: магнитофон, презентация «Домашние животные»
Ход занятия:
В: - Ребята, давайте посмотрим в окно. Какое сейчас время года? (зима, стало холодно, солнышко реже светит, деревья листву сбросили, да и снег выпал и спрятал траву.
В:- Да, на улице много снега. На прогулке мы наблюдали с вами за погодой, за деревьями, лепили снеговика, катались с горки. Весело всем было. Поэтому у всех хорошее настроение. Да, у меня тоже радостное, отличное настроение, потому что мы с вами можем сегодня много-много всего интересного узнать. А о чём мы будем говорить, вы можете отгадать сами.
Загадка:
Они бывают дикими, живут в лесу дремучем,
Домашними бывают и помогают людям.
Кто они такие?
- Дети: Животные.
В: Ну, конечно вы правы, мы с вами поговорим о диких и домашних животных.
Д. и. "Каких животных мы знаем?" :
В:
-Как вы думаете, как живется зимой в лесу зверям - хорошо или плохо?
-Почему плохо? Почему хорошо?
-Правильно, холодно и голодно зверям в лесу зимой. Поэтому в нашей стране есть такая профессия - лесник, работники которой заботятся о лесных зверях. Для зайцев, например, они готовят кучи осиновых веток, для лосей - кормушки с сеном. Давайте и мы поможем зверям в это холодное и голодное время, выберете те продукты, которые помогут нам накормить лесных зверей. Отправляемся в зимний лес? А давайте отправимся не в простой лес, а в сказочный?
Для этого нужно закрыть глаза и сказать:
"Тили - тили - тили - бом,
Открывайся сказки дом!"
(дети произносят волшебные слова, открывают глаза. Звучит запись голосов лесных птиц)
В: Дети, вот мы и в сказке. Это - сказочный лес, в нем все необычное. Зимний лес тих и спокоен. Зима укрыла лес пушистым снегом.
На пеньке сидит Лесовичок, здоровается со всеми.
В: Что случилось с тобой Лесовичок?
Л. : Я не узнаю знакомые места: все изменилось вокруг, да и знакомых животных в лесу не встретишь, тихо здесь, не с кем и поговорить, все укрыто снегом.
В: Пойдем с нами вместе, мы хотели посмотреть, как подготовились животные к зиме, поможешь нам?
- Л:
-Ой, ребята, кто это? Я его не узнаю.
Комочек пуха, длинное ухо.
Летом серый, зимой белый. (Заяц)
Ой, действительно заяц, а почему он белый? Когда я летом ходил по лесу, он был серый. Что случилось с ним?
В:- Ребята,
-А почему заяц белую шубку надел?
-А где зимой прячется зайчик? Почему?
-Что делает зайчик днем?
-А вечером?
-Чем питается зайчик зимой?
Давайте мы зайчика угостим морковкой.
А теперь пойдем дальше.
- В:-Ребята, посмотрите сколько скорлупы. Кто же здесь обедал? Ой, а чей же это домик?
- Л: - Отгадайте загадку:
Пушистый серенький зверек
По деревьям прыг да скок,
Мелькает меж ветвей
Все проворней и быстрей. (Белка)
-В:- Правильно, это белочка. Посмотрите, какой домик сделала себе белочка на зиму. Скажите, для чего ей такое прочное и теплое гнездышко?
-Какие припасы готовит себе белочка на зиму?
-Куда прячет белка свои припасы?
Давайте мы белочку угостим шишками
-В: - Что это за горка?
- Дети, а я слышу - кто-то там похрапывает.
- Л: - Кто мохнатый и большой
Летом по лесу гуляет?
Зимой в берлоге отдыхает? (Медведь)
-В:- Правильно, медведь.
-Что делает медведь зимой?
-А что любит есть медведь? А что медведь ест зимой?
- А если вдруг медведь зимой проснется, что тогда будет?
Давайте оставим здесь мед, чтобы медведю было чем полакомиться, если он вдруг проснется зимой.
-В:- А это чьи следы на снегу?
- Л: -
-Рыжая плутовка,
С пушистым хвостом,
Живет под кустом.
-В:- Правильно, лиса. -Что делает лиса зимой?
-А что любит есть лиса зимой в лесу? А где живет лиса в лесу?
-Давайте не будим пугать лису, пусть она ищет себе корм в лесу, ну а пока она не нашла корм, давайте угостим ее сырком.
- Л:
А сейчас я расскажу, как зимует волк в лесу.
Волк очень злой.
В одиночку не ходит: волки стаями бродят.
Серые, худые, голодные, злые.
Лучше им не попадаться, надо их остерегаться.
Волку трудно зимой…
Еды не хватает, и он голодает.
-В: - Давайте покормим волка и он к нам подобреет. (Дети дают волку косточки)
-В: - Спасибо тебе лесовичок. Ты нам помог. Теперь наши дети знают, как живут звери в лесу и как таких зверей называют?
- А давайте на этой полянке поиграем с волком в игру "Волк и зайчата". Лесовичок ты поиграешь с нами?- Спасибо вам большое, но мне пора.
-В: -Ребята, давайте представим, что мы зайчата не трусливые, а озорные, шаловливые, подшучивают над волком, а волк их конечно ловит. Зайчата убегают, но если волк поймает, то отпустит зайчонка при одном условии: если зайка скажет, какой волк.
Молодцы, зайчата все знают о волке.
-Дыхательная гимнастика: «Запах леса и деревни» : вдыхаем через нос запахи леса – это запах хвои, выдыхаем через рот (2-3 р.). Ребята, а чем может пахнуть в деревне? (ответы детей)
-В: глубоко вдыхаем аромат садовых цветов, ягод, запах сирени, душистого сена, мяты.
-В:- Ой ребята, кто это?
-Х: - Здравствуйте ребята, я хозяюшка. Я живу в большом доме и со мной живут мои друзья. Хотите узнать, кто со мной живет? Отгадайте загадки.
-(Показ презентации «Домашние животные»)
-В: - Ребята - как называют животных, которые живут рядом с домом человека? -(домашние)
- Правильно, человек заботиться о своих домашних животных, строит им жилище: корове – коровник, свинье – свинарник, лошади – конюшню, собаке – будку.
- За это домашние животные помогают человеку в жизни: корова – дает молоко, кошка – ловит мышей, лошадь – возит грузы, собака – охраняет дом.
-Ребята,, нам пора уже возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза и скажем:
«Сказка двери закрывай!
В детский сад нас отпускай!»
-В. : Итак, часть животных стала домашними, а часть – осталась дикими.
-В. : Для одних животных домом остался лес, степь, пустыня – дикая природа, а для других – жилье рядом с домом человека. Жилье любого животного – и домашнего, и дикого носит свое название.
-В:- Давайте вспомним, как могут выглядеть животные.
- Пожалуйста, назовите домашних и диких животных оранжевого (рыжего) цвета, белых, серых и т. д. Какие животные чаще меняют цвет шерсти – дикие или домашние, почему?
( Педагог подводит итог: у каждого животного своя окраска, которая зависит от времени года, оттого, где оно живет)
Имметационное упражнение «Щенок», «Котик», «Лошадка» .
-В. :. У всех животных есть основные части – какие? (ответы детей). Для защиты себя, своих детенышей, для того чтобы добывать себе пищу, у некоторых из них есть рога, копыта, острые зубы, когти. А также для животного очень важно, чем покрыто их тело. Почему? (ответы детей). Чтобы не замерзнуть, когда холодно, а в жару не перегреться.
-В. : Расскажите, чем питаются животные в холодное и теплое время года. Есть ли животные, которые обходятся без пищи зимой? (Медведь, еж.) Как изменяется еда у коровы (свежая трава, сено, у зайца (свежая трава, листики, кора, веточки) и т. д.?
-Как вы думаете, какую пользу приносят домашние, дикие животные? Как человек заботится о домашних животных? (Ухаживает, кормит, убирает, лечит). Что дают человеку дикие животные? (Возможность наблюдать, любоваться, изучать природу.)
Физминутка «Мурочка-Снегурочка»
Д. и. «Что за зверь?»
-В: - Одно из самых красивых зверей наших лесов, у него длинный пушистый хвост. (Лиса)
-Какое крупное животное спит всю зиму? (Медведь)
-В сказке "Хаврошечка" это животное помогало бедной девушке. (Корова)
-Это животное постоянно вылизывает себя, чтобы тот, на кого оно охотится не почувствовал его запаха. (Кошка)
-Это животное стало первым другом человека. (Собака)
-У какого дикого животного задние лапы длиннее передних? (Заяц…
Рассказывание сказки «Как животные счастье искали» :
«Однажды домашние животные задумались : «Что это мы все с Человеком и с Человеком! Ни погулять, когда и сколько тебе хочется, ни поесть то, что тебе хочется. Хотим быть свободными, дикими и жить в зимнем лесу!». «Там так красиво!», – вздохнула лошадь. Сказано – сделано. Вот отправились в лес корова, лошадь, свинья и кошка.
А в это же самое время в лесу встретились дикие животные. Они очень завидовали домашним животным. «Им-то хорошо! Не надо бегать искать себе корм, все хозяин дает», – говорили волки. «Счастливые! Не надо прятаться, всего бояться, мерзнуть», – вздыхал зайчишка. «А давайте пойдем к человеку и скажем ему, что тоже хотим быть домашними животными», – предложила хитрая лиса. Пошли дикие животные к дому человека. Поменялись животные местами.
Так прошел день, другой, а потом они встретились. Где? На дороге. Идут и те и другие к себе восвояси грустные. Начали звери рассказывать, как им жилось». Давайте представим, что же рассказывали животные о своем житье-бытье.
Дети составляют творческие рассказы на заданную тему.
(Выслушав рассказы детей, подводится итог)
-В. : Ребята, вы правы, домашние животные не могут жить в дикой природе, так как они:
- не умеют строить себе жилье,
-самостоятельно добывать для себя пищу,
-защищаться от врагов.
-В: А дикие животные :
- они не могут жить рядом с человеком, так как боятся человека,
- лишены привычных условий жизни,
- требуют много мясной пищи,
- образ жизни диких животных (спячка, ночной образ жизни и др.) не совпадает с образом жизни человека.
-В. : Каждое животное хорошо и полезно на своем месте. Пусть будет так, как устроила сама природа.
-В. : Какие из животных были вам наиболее интересны? (ответы детей).
- А сейчас я вас приглашаю сесть за столы и нарисовать понравившееся или любимое животное.