Конспект НОД по развитию речи для детей 3–4 лет «Про торопливую ящерицу и колючки»

Лилия Хлопчур
Конспект НОД по развитию речи для детей 3–4 лет «Про торопливую ящерицу и колючки»

Тема: «Про торопливую ящерицу и колючки»

Цель: расширение и уточнение знаний о ящерице.

Задачи:

- обогащение словаря, развитие связной речи, грамматического строя;

- знакомство со звуком [й];

- тренировка воображения, памяти, внимания, восприятия определенных качеств предметов;

- совершенствование возможностей мышц артикуляционного аппарата, мелкой моторики рук, умения быстро принимать и изменять пальчиковые положения, активизация контроля за тактильными ощущениями и мышечной чувствительностью.

Материалы: Ёжик, Лисенок; набор колючих и неколючих предметов (небольшие пластмассовые и деревянные детали конструкторов, маленький каучуковый мячик, ластик; массажная щетка для волос, массажная рукавица или массажный коврик с жесткими зубчиками, ершик, жесткая щетка (можно зубную, сухой плод каштана, веточка ели); картинка с изображением ящерицы, артикуляционная карточка «Молоток»; листы с иллюстрациями, зеркала.

Ход НОД

1. Введение в игровую ситуацию

В.: Однажды Ёжик забрел далеко-далеко в лесную чащу и на узенькой тропинке под елочкой кое-кого повстречал. (Воспитатель показывает картинку с ящерицей.) Как называется этот зверек?

С помощью воспитателя дети составляют рассказ-описание ящерицы: какого цвета ее кожа, какие лапки, хвост, туловище, голова, глаза, чем питается ящерица (насекомыми, как передвигается, как в случае опасности умеет отбрасывать хвост.

Ящерица очень спешила, и поэтому, увидев Ёжика, не успела остановиться и врезалась в него. «Ой-ой-ой!»- закричала ящерица, уколовшись об Ёжика, и отпрыгнула в сторону елки. Там она снова закричала. Почему, как вы думаете? (Потому что снова укололась о ветки ели). Но на этом неудачи ящерицы не закончились.

- Дальше проведите пальцем по направлению, указанному стрелками, и расскажите, обо что еще укололась ящерица.

«Почему меня всё вокруг колет?» - спросила ящерица, горестно потирая бока. «Тебя не всё колет, - объяснил Ёжик. - А только колючие предметы». Но ящерица не знала, как отличить колючее от неколючего, не дотрагиваясь до него. А вы, ребята, можете различать колючее и неколючее?

2. Мотивационная игра

Работа с раздаточным материалом.

Воспитатель приглашает детей подойти к столу, где заранее разложены вперемешку колючие и неколючие предметы, и предлагает детям самостоятельно разложить предметы на две соответствующие кучки. Предварительно уточняется значение слова «колючий» (значит, можно уколоться). В конце колючие предметы остаются для дальнейшего использования, остальные убираются.

- Чем еще можно уколоться, гуляя на улице? (Ветками шиповника, колючками розы, найденными острыми предметами - булавками, кнопками, иголками и т. д.)

- Как можно избежать царапин и уколов, полученных от острых и колючих предметов? (Их не надо трогать, надо обходить.)

3. Затруднение в игровой ситуации

Звуковая работа

- На прошлом занятии вы узнали, что есть звук [Й']. А сегодня вы узнаете, что есть звуки, очень похожие на звук [Й'], - это [Й'][А], [Й'][0], [Й'][У], [Й'][Э].

Эти звуки слышатся в именах детей: Яна, Яша, Ярослав; Юра, Юля; Елена, Ева, Егор. Они также есть в «колючих»словах: ёжик, ерш, ель, копье, ежевика. И еще во многих других словах.

- Добавьте один из этих звуков в конце слова:

Баю - баюшки - ба. Целый день сижу и шью.

Не ложися на кра. Я одела всю семь.

Ваня, Петя, Стас и я - Все мы верные друзь.

- Назовите «колючие» картинки, четко выговаривая звуки [Й'][А], [Й'][0], [Й'][Э]. (Ежевика, Ёрш, копьЁ, Ёж, Ель.)

4. Поиск выхода из затруднения в игровой ситуации

- Доскажите слова:

На одной ноге кружится,

Беззаботна, весела.

В пестрой юбке танцовщица

Музыкальная. (юла)

Серый ёж был очень тих

И ежиха тоже.

И ребенок был у них –

Очень тихий. (ёжик)

Физминутка "В гости к ёжику"

В гости к ёжику пойдем,

Много шишек соберем.

И больших, и маленьких

Для ребят удаленьких!

5. Самостоятельное применение полученных знаний

Артикуляционная разминка

Воспитатель показывает артикуляционную картинку «Молоток».

- Как называется этот инструмент?

- Ответьте мне, пожалуйста, можно ли уколоться молотком? Почему?

- Для чего нужен молоток?

- Сейчас мы поработаем языками, как молотком. Для этого надо улыбнуться, широко открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, произнося при этом «Т-Т-Т-Т-Т».

Упражнение выполняется долго, пока не устанет язык. Важно следить, чтобы во время выполнения упражнения рот оставался открытым, а нижняя челюсть была неподвижна. Во время выполнения упражнения воспитатель может продекламировать стихотворение из сборника И. Д.Агеевой:

Непослушный молоток

Бьет и вкось, и вкривь, и в бок.

Пусть болит моя рука –

Я упрямей молотка.

Я не зря, друзья, устал –

Молоток послушным стал.

6. Рефлексия.

Публикации по теме:

«Сказка за сказкой». Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие»«Сказка за сказкой». Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» Возрастная группа: 3 – 4 года Тема: «Сказка за сказкой» Цель: обобщить знания детей по теме комплексно-тематического плана «В гостях у сказки».

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» для детей 3–4 лет «Концерт суслика» Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Концерт суслика» Цель: развитие связной речи, обогащение словаря, знакомство.

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» для детей 3–4 лет «Встреча Лисёнка с дятлом» Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Встреча Лисёнка с дятлом» Цель: закрепление умения составлять описательный.

Конспект образовательной деятельности в образовательной области «Речевое развитие» во второй младшей группе «Дикие животные» КОНСПЕКТ интегрированной образовательной деятельности «Дикие животные». Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие»,.

«Белоснежная зима». Конспект открытой образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» Программные задачи: Учить детей сравнивать времена года, отмечая характерные признаки каждого, развивать связную речь, активизация и обогащение.

«Ку-ку, кукушка». Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» Конспект НОД По образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Ку – ку, кукушка» Воспитатель: Тимошкина Б. А. Цель: расширить представление.

Конспект занятия в образовательной области «Речевое развитие» для детей с ОВЗ по теме «Одежда» Конспект занятия по образовательной деятельности «Речевое развитие» для детей с ОВЗ. Тема: «Одежда» Цель:- Развивать внимание детей,.

ООД по образовательной области «Речевое развитие» во второй младшей группе на тему «Зимний лес» МБДОУ «Детский сад №13» г. Канаш Организованная образовательная деятельность по образовательной области «Речевое развитие» во второй.

Проект «В гостях у сказки» для детей 3–4 лет в рамках образовательной области «Речевое развитие» Тип проекта: Творческий, групповой, краткосрочный. Участники проекта: Дети второй младшей группы, воспитатель, родители воспитанников.

Семинар-практикум на тему «Интеграция образовательной области «Речевое развитие» с другими образовательными областями» Содержание: 1. Рассмотреть понятие «интеграция» и ознакомиться с сущностью и особенностями интегративного подхода. 2. Выделить потенциальные.

Библиотека изображений:
  • Домашние питомцы
  • Осень
  • Овощи
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи для детей 3–4 лет «Про торопливую ящерицу и колючки»
Опубликовано: 14 марта 2016 в 21:39
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 января. День Винни-Пуха на МААМ

Очередной тематический день посвящен самому известному в мире  плюшевому медведю — Винни-Пуху. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы погрузиться вместе с детьми в сказочный мир...

18 января. Международный день снеговика

Всемирный день снеговика не случайно отмечается в середине зимы именно 18-го: восьмёрка похожа на два снежных кома, поставленные друг на друга. А единичка – на метлу, что часто «вручается» снеговику....

Сценарий квест-игры «Новогодние приключения со Снеговиком-почтовиком» (группа ТНР и...
Квест-игра для старших дошкольников «Новогодние приключения со Снеговиком-почтовиком – Письмо для Деда Мороза» На улице играет праздничная новогодняя...
Конспект беседы в старшей группе «Дикие животные»
Тема: Беседа «Дикие животные» в старшей группе. Цель: сформировать обобщенное представление о зверях ( это животные, имеющие четыре ноги, тело которых...
Фотозарисовка «Дворец Дюльбер на Южном берегу Крыма»
В южнобережном поселке Кореиз расположился дворец, выстроенный в восточном мавританском стиле – Дюльбер. С крымскотатарского «дюльбер» переводится как...