Конспект НОД по развитию речи для детей 3–4 лет «Про торопливую ящерицу и колючки»

Лилия Хлопчур
Конспект НОД по развитию речи для детей 3–4 лет «Про торопливую ящерицу и колючки»

Тема: «Про торопливую ящерицу и колючки»

Цель: расширение и уточнение знаний о ящерице.

Задачи:

- обогащение словаря, развитие связной речи, грамматического строя;

- знакомство со звуком [й];

- тренировка воображения, памяти, внимания, восприятия определенных качеств предметов;

- совершенствование возможностей мышц артикуляционного аппарата, мелкой моторики рук, умения быстро принимать и изменять пальчиковые положения, активизация контроля за тактильными ощущениями и мышечной чувствительностью.

Материалы: Ёжик, Лисенок; набор колючих и неколючих предметов (небольшие пластмассовые и деревянные детали конструкторов, маленький каучуковый мячик, ластик; массажная щетка для волос, массажная рукавица или массажный коврик с жесткими зубчиками, ершик, жесткая щетка (можно зубную, сухой плод каштана, веточка ели); картинка с изображением ящерицы, артикуляционная карточка «Молоток»; листы с иллюстрациями, зеркала.

Ход НОД

1. Введение в игровую ситуацию

В.: Однажды Ёжик забрел далеко-далеко в лесную чащу и на узенькой тропинке под елочкой кое-кого повстречал. (Воспитатель показывает картинку с ящерицей.) Как называется этот зверек?

С помощью воспитателя дети составляют рассказ-описание ящерицы: какого цвета ее кожа, какие лапки, хвост, туловище, голова, глаза, чем питается ящерица (насекомыми, как передвигается, как в случае опасности умеет отбрасывать хвост.

Ящерица очень спешила, и поэтому, увидев Ёжика, не успела остановиться и врезалась в него. «Ой-ой-ой!»- закричала ящерица, уколовшись об Ёжика, и отпрыгнула в сторону елки. Там она снова закричала. Почему, как вы думаете? (Потому что снова укололась о ветки ели). Но на этом неудачи ящерицы не закончились.

- Дальше проведите пальцем по направлению, указанному стрелками, и расскажите, обо что еще укололась ящерица.

«Почему меня всё вокруг колет?» - спросила ящерица, горестно потирая бока. «Тебя не всё колет, - объяснил Ёжик. - А только колючие предметы». Но ящерица не знала, как отличить колючее от неколючего, не дотрагиваясь до него. А вы, ребята, можете различать колючее и неколючее?

2. Мотивационная игра

Работа с раздаточным материалом.

Воспитатель приглашает детей подойти к столу, где заранее разложены вперемешку колючие и неколючие предметы, и предлагает детям самостоятельно разложить предметы на две соответствующие кучки. Предварительно уточняется значение слова «колючий» (значит, можно уколоться). В конце колючие предметы остаются для дальнейшего использования, остальные убираются.

- Чем еще можно уколоться, гуляя на улице? (Ветками шиповника, колючками розы, найденными острыми предметами - булавками, кнопками, иголками и т. д.)

- Как можно избежать царапин и уколов, полученных от острых и колючих предметов? (Их не надо трогать, надо обходить.)

3. Затруднение в игровой ситуации

Звуковая работа

- На прошлом занятии вы узнали, что есть звук [Й']. А сегодня вы узнаете, что есть звуки, очень похожие на звук [Й'], - это [Й'][А], [Й'][0], [Й'][У], [Й'][Э].

Эти звуки слышатся в именах детей: Яна, Яша, Ярослав; Юра, Юля; Елена, Ева, Егор. Они также есть в «колючих» словах: ёжик, ерш, ель, копье, ежевика. И еще во многих других словах.

- Добавьте один из этих звуков в конце слова:

Баю - баюшки - ба. Целый день сижу и шью.

Не ложися на кра. Я одела всю семь.

Ваня, Петя, Стас и я - Все мы верные друзь.

- Назовите «колючие» картинки, четко выговаривая звуки [Й'][А], [Й'][0], [Й'][Э]. (Ежевика, Ёрш, копьЁ, Ёж, Ель.)

4. Поиск выхода из затруднения в игровой ситуации

- Доскажите слова:

На одной ноге кружится,

Беззаботна, весела.

В пестрой юбке танцовщица

Музыкальная. (юла)

Серый ёж был очень тих

И ежиха тоже.

И ребенок был у них –

Очень тихий. (ёжик)

Физминутка "В гости к ёжику"

В гости к ёжику пойдем,

Много шишек соберем.

И больших, и маленьких

Для ребят удаленьких!

5. Самостоятельное применение полученных знаний

Артикуляционная разминка

Воспитатель показывает артикуляционную картинку «Молоток».

- Как называется этот инструмент?

- Ответьте мне, пожалуйста, можно ли уколоться молотком? Почему?

- Для чего нужен молоток?

- Сейчас мы поработаем языками, как молотком. Для этого надо улыбнуться, широко открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, произнося при этом «Т-Т-Т-Т-Т».

Упражнение выполняется долго, пока не устанет язык. Важно следить, чтобы во время выполнения упражнения рот оставался открытым, а нижняя челюсть была неподвижна. Во время выполнения упражнения воспитатель может продекламировать стихотворение из сборника И. Д. Агеевой:

Непослушный молоток

Бьет и вкось, и вкривь, и в бок.

Пусть болит моя рука –

Я упрямей молотка.

Я не зря, друзья, устал –

Молоток послушным стал.

6. Рефлексия.

Публикации по теме:

«Сказка за сказкой». Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие»«Сказка за сказкой». Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» Возрастная группа: 3 – 4 года Тема: «Сказка за сказкой» Цель: обобщить знания детей по теме комплексно-тематического плана «В гостях у сказки».

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» для детей 3–4 лет «Концерт суслика» Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Концерт суслика» Цель: развитие связной речи, обогащение словаря, знакомство.

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» для детей 3–4 лет «Встреча Лисёнка с дятлом» Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Встреча Лисёнка с дятлом» Цель: закрепление умения составлять описательный.

Конспект образовательной деятельности в образовательной области «Речевое развитие» во второй младшей группе «Дикие животные» КОНСПЕКТ интегрированной образовательной деятельности «Дикие животные». Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие»,.

«Белоснежная зима». Конспект открытой образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» Программные задачи: Учить детей сравнивать времена года, отмечая характерные признаки каждого, развивать связную речь, активизация и обогащение.

«Ку-ку, кукушка». Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» Конспект НОД По образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Ку – ку, кукушка» Воспитатель: Тимошкина Б. А. Цель: расширить представление.

Конспект занятия в образовательной области «Речевое развитие» для детей с ОВЗ по теме «Одежда» Конспект занятия по образовательной деятельности «Речевое развитие» для детей с ОВЗ. Тема: «Одежда» Цель:- Развивать внимание детей,.

ООД по образовательной области «Речевое развитие» во второй младшей группе на тему «Зимний лес» МБДОУ «Детский сад №13» г. Канаш Организованная образовательная деятельность по образовательной области «Речевое развитие» во второй.

Проект «В гостях у сказки» для детей 3–4 лет в рамках образовательной области «Речевое развитие» Тип проекта: Творческий, групповой, краткосрочный. Участники проекта: Дети второй младшей группы, воспитатель, родители воспитанников.

Семинар-практикум на тему «Интеграция образовательной области «Речевое развитие» с другими образовательными областями» Содержание: 1. Рассмотреть понятие «интеграция» и ознакомиться с сущностью и особенностями интегративного подхода. 2. Выделить потенциальные.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • День Святого Валентина
  • День Святого Валентина
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи для детей 3–4 лет «Про торопливую ящерицу и колючки»
Опубликовано: 14 марта 2016 в 21:39
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2019
И вновь, в пятый раз, названы победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2019", в конкурсе приняло участие 55 278 педагогов...
29 января. День мезенской росписи на МААМ

Стиль мезенской росписи сильно отличается от остальных популярных традиций народных промыслов.Она похожа на наскальную живопись первобытных людей. Основной особенностью этой росписи родом с Русского...

29 января. День А.П.Чехова на МААМ

29 января — день рождения А.П.Чехова. Писателя, которого Лев Толстой называл несравненным художником, чье творчество понятно каждому человеку. Популярность Чехова в мире такая, что его пьесы ставят на...

Дидактическая игра по экологии «Среда обитания»
Доброе время суток, уважаемые коллеги! Хочу представить вам дидактическую игру по экологии «Среда обитания» Игра поможет детям развивать свои...
Мастер-класс для сотрудников ДОУ «Русская матрёшка»
Мастер-класс по проведению НОД с использованием коррекционных методов и приемов ( в рамках дополнительного образования в ДОУ) Тема: Русская матрёшка....
Иллюстрация для родителей «Я в образе цветка»
Данная иллюстрация нацелена на знакомство родителей с внутренним миром ребенка и позволяет мамам и папам лучше узнать его эмоциональное состояние. У...